Записки экскурсовода Ч. 8Драгоценность без футляра

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/05/06/895

Екатерининский дворец, которым мы любуемся сегодня,  приобрёл свой нынешний вид и стиль при императрице Елизавете Петровне.   Напомню, на этом месте в начале 20-х годов 18-го  века для будущей жены Петра Первого было построено скромное здание, "Каменные палаты о шестнадцати светлицах".

В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. До её восшествия на престол в 1741 году единственной значительной постройкой в Царском Селе была Знаменская церковь, созданная в 1734 году архитекторами М.Земцовым и И.Бланком.

С 1741 года Царское Село стало официальной резиденцией русских монархов. Этому обстоятельству способствовало удачное географическое расположение города, близость к столице, Финскому заливу, живописная местность на высоте 120 метров над уровнем моря,  свежий воздух, сухое место, чистые водные источники, здоровый климат. Тут никогда не случалось эпидемий чумы, холеры или иных опасных массовых заболеваний, часто поражавших другие местности. С этого времени и началось строительство дворцового ансамбля, гидросооружений и обычных городских жилых домов. Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и каменотесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.

В 1742 году по указанию Елизаветы начинается перестройка дворца, которая проходила под руководством архитекторов М. Г. Земцова, А. В. Квасова с помощником Джузеппе Трезини, С. И. Чевакинского.

В мае 1752 года Елизавета поручила архитектору  Франческо Бартоломео Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле русского ( или елизаветинского )  барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк.

Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяжённом (свыше 325 метров) фасаде здания можно выделить "средний дом", то есть центр дворца, подчёркнутый  тремя выступами — ризалитами. "Средний дом" декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски (маскароны) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения.

От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединённые галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле.

30 июля 1756 года состоялась презентация этого архитектурного чуда потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Посмотрите на шедевр Растрелли глазами этих гостей. 325 метров роскошной красоты! Эмоциональный, насыщенный, праздничный и торжественный облик здания никого не оставит равнодушным. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы  колоннад, глубокие впадины окон, обилие  лепнины и декоративной  скульптуры создают богатую игру светотени. А как ослепительно и нарядно сочетание лазоревого, белого и золотого! Заметьте: всё, что сейчас окрашено желтой краской, было покрыто золотом.

Михайло Ломоносов отозвался на  открытие нового дворца стихами:

Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село.

Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца, а в народе рассказывали, будто у дворца даже крыша золотая (на самом деле белая, лужёного железа). Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание, пожелала знать причину и получила такой  ответ: "Этой драгоценности не хватает только футляра".

И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов и прихотливостью архитектурных решений.

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/05/31/104