В Е Р Н Ы Е С В О Е М У Д Е Л У.
Русская эмигрантская волна захлестнула столицу Франции после Октябрьской революции 1917 года. Париж стал прибежищем для политических беженцев, студентов, научной и творческой интеллигенции, князей, бывших министров, офицеров русской царской армии и флота.
Сюда он приехал из Бизерты, будучи капитаном корпуса корабельных инженеров Русской эскадры. Этот большой город показался ему шумным и разноликим. В поисках работы он исходил многие кварталы в районах города. Оказавшись в квартале Гринель, Илья Ильич Бахановский вдруг почувствовал себя как – будто на родине. Здесь всё – школы, ассоциации, богадельни, приюты для бездомных, клубы, больницы, парикмахерские, рестораны, кабаре, церковь носили наименование и вывески русских и подчинялись чёткой, уже налаженной жизни по православному календарю. Однако, с работой было трудно. Ему - корабельному инженеру, до революции в России принимавшему участие в постройке подводных лодок и подводных минных заградителей на заводах Ноблесснер и Русско – Балтийском в Ревеле, предлагали самую непрестижную и унизительную для морского офицера. С горечью он смотрел на бывшего адмирала за рулём городского такси, многих офицеров, занимавшихся мытьём посуды в ресторанах. Вспомнились почему – то, пришедшие на память стихи М. Цветаевой, тоже жившей в этом большом городе:
«Дома до звёзд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка,
В большом и радостном Париже
Всё та же тайная тоска
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары
Дрожанье губ и дерзость глаз.
……………………………………………………
Вторым домом на чужбине для И. Бахановского стало общество бывших воспитанников морского инженерного училища императора Николая I. Это заведение он закончил в 1910 году. Сегодня из головы не выходил разговор с «однокашником», тоже корабельным инженером, полковником Георгием Николаевичем Сиденснером, ещё в России опытным специалистом по подъёму затонувших кораблей. В прошлом, как начальник Мариинской спасательной партии, Сиденснер поднимал по своему проекту линкор «Императрица Мария», взорвавшийся в сентябре 1911 года, руководил подъёмом нефтеналивного парохода «Эльбрус» в Новороссийске. Всё это позволило Георгию Николаевичу устроиться в известную французскую судоподъёмную организацию, где он работал. Бахановский очень хорошо запомнил их беседу:
«Послушай, Илья, ты ведь был подводником, служил на лодке «Утка» под командованием Н. Монастырёва. В офицерском классе подводного плавания проходил занятия по водолазному делу.
Тут вот у нас такая сложилась ситуация: наслышан, наверное, о вошедшем уже в историю, так называемом «affaire des poudres» - «пороховом скандале», когда, начиная с 1907 по 1911 годы, прогремели взрывы на кораблях французской средиземноморской эскадры. Самый сильный и страшный взрыв уничтожил второй корабль в серии французских эскадренных броненосцев типа «Демократи» - «Либертэ» («La Liberte»), стоящий в Тулонской гавани и повредивший вблизи стоявшие суда. Тогда погибло 204 человека и 184 было ранено. Представь себе, десятитонный обломок брони «Либертэ» пролетел 300 м и пробил бок броненосца «Рипаблик». «Либертэ» частично разлетелся на куски, затонувшие на глубине рейда. С того времени их острые кромки угрожают безопасному судоходству.
Понимаешь, Илья, нужны опытные водолазы для нашей организации. Предлагаю тебе им стать.
Помнишь девиз нашего училища: «Знания – делу! Верность – службе, Польза – Отечеству!» Отечество – это, конечно, наша прежняя Россия, а сейчас поможем Франции, где наша не пропадала? Соглашайся.»
И. И. Бахановский решился. Вместе с Г. Сиденснером, предложившим план подъёма частей эбр «Либертэ», затонувших в Тулонской гавани, они стали работать в судоподъёмной организации.
Главной задачей при подъёме встала подача сжатого воздуха в оставшиеся неповреждёнными отсеки «Либертэ», чтобы потом, с помощью больших понтонов создать достаточную плавучесть для последующего перемещения их к месту демонтажа.
И. И. Бахановский стал водолазом, провёл под водой 5000 часов, принимая самое активное участие в подъёме французского броненосца.
САМА СУДЬБА СВЕЛА ЭТИХ ДВУХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ НА ЧУЖБИНЕ, КОТОРЫЕ НЕ РАСТЕРЯЛИ ОПЫТ И ЗНАНИЯ, ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ СВОЕМУ ДЕЛУ ДО КОНЦА.
Примечания: И. И. Бахановский - (1888 - 1975 ?)
Г. Н. Сиденснер _ (1878 - 1952)
Мариинская партия - судоподъёмная организация, создана в России 1917 году.
Эбр «Либертэ» - заложен в 1902 году, спущен на воду в 1905, вступил в строй в 1908 году. Прослужил только 3,5 года. Обломки корабля были подняты и демонтирован после 1925 года.
22 мая 2019 года. Вячеслав Прытков.