Верные своему делу

Вячеслав Прытков
                В  Е  Р  Н  Ы  Е     С  В  О  Е  М  У     Д  Е  Л  У.               

Русская  эмигрантская  волна  захлестнула  столицу  Франции  после  Октябрьской  революции  1917  года. Париж  стал  прибежищем  для  политических  беженцев, студентов, научной  и  творческой  интеллигенции, князей, бывших  министров, офицеров  русской  царской  армии  и  флота.
Сюда  он  приехал  из  Бизерты, будучи  капитаном  корпуса  корабельных  инженеров  Русской  эскадры. Этот  большой  город  показался  ему  шумным  и  разноликим. В  поисках  работы  он  исходил  многие  кварталы  в  районах  города. Оказавшись  в  квартале  Гринель, Илья  Ильич  Бахановский  вдруг  почувствовал  себя  как – будто  на  родине. Здесь  всё – школы, ассоциации, богадельни, приюты  для  бездомных, клубы, больницы, парикмахерские, рестораны, кабаре, церковь  носили  наименование  и  вывески  русских  и  подчинялись  чёткой, уже  налаженной  жизни  по  православному  календарю. Однако, с  работой  было  трудно. Ему -  корабельному  инженеру, до  революции  в  России  принимавшему  участие  в  постройке  подводных  лодок  и  подводных  минных  заградителей  на  заводах  Ноблесснер  и  Русско – Балтийском  в  Ревеле, предлагали  самую  непрестижную  и  унизительную  для  морского  офицера. С  горечью  он  смотрел  на  бывшего  адмирала  за  рулём  городского  такси, многих  офицеров, занимавшихся  мытьём  посуды  в  ресторанах. Вспомнились  почему – то, пришедшие  на  память  стихи  М. Цветаевой, тоже  жившей  в  этом  большом  городе:
    
«Дома  до  звёзд, а  небо  ниже,
Земля  в  чаду  ему  близка,
В  большом  и  радостном  Париже
Всё  та  же  тайная  тоска
Шумны  вечерние  бульвары,
Последний  луч  зари  угас.
Везде, везде  всё  пары, пары
Дрожанье  губ  и  дерзость  глаз.
……………………………………………………
 
Вторым  домом  на  чужбине  для  И. Бахановского  стало  общество  бывших  воспитанников  морского  инженерного  училища  императора Николая I. Это  заведение  он  закончил  в  1910  году. Сегодня  из  головы  не  выходил  разговор  с  «однокашником», тоже  корабельным  инженером, полковником  Георгием  Николаевичем  Сиденснером, ещё  в  России  опытным  специалистом  по  подъёму  затонувших  кораблей. В  прошлом, как  начальник  Мариинской  спасательной  партии, Сиденснер  поднимал  по  своему  проекту  линкор  «Императрица  Мария», взорвавшийся  в  сентябре  1911  года, руководил  подъёмом  нефтеналивного  парохода  «Эльбрус»  в  Новороссийске. Всё  это  позволило  Георгию  Николаевичу  устроиться  в  известную  французскую  судоподъёмную  организацию, где  он  работал. Бахановский  очень  хорошо  запомнил  их  беседу:

«Послушай, Илья, ты  ведь  был  подводником, служил  на  лодке  «Утка»  под  командованием  Н. Монастырёва. В  офицерском  классе  подводного  плавания  проходил  занятия  по  водолазному  делу.
Тут  вот  у  нас  такая  сложилась  ситуация: наслышан, наверное, о  вошедшем  уже  в  историю, так  называемом   «affaire  des  poudres» - «пороховом  скандале», когда, начиная  с  1907  по  1911  годы, прогремели  взрывы  на  кораблях  французской  средиземноморской  эскадры. Самый  сильный  и  страшный  взрыв  уничтожил  второй  корабль  в  серии  французских  эскадренных  броненосцев  типа  «Демократи» -  «Либертэ»  («La  Liberte»), стоящий  в  Тулонской  гавани  и  повредивший  вблизи стоявшие  суда. Тогда  погибло  204  человека  и  184  было  ранено. Представь  себе, десятитонный  обломок  брони  «Либертэ»  пролетел  300  м  и  пробил  бок  броненосца  «Рипаблик». «Либертэ»  частично  разлетелся  на  куски, затонувшие  на  глубине  рейда. С  того  времени  их  острые  кромки  угрожают  безопасному  судоходству.
Понимаешь, Илья, нужны  опытные  водолазы  для  нашей  организации. Предлагаю  тебе  им  стать.
Помнишь  девиз  нашего  училища: «Знания – делу! Верность – службе, Польза – Отечеству!» Отечество – это, конечно, наша  прежняя  Россия, а  сейчас  поможем  Франции, где  наша  не  пропадала? Соглашайся.»

И. И. Бахановский  решился. Вместе  с  Г. Сиденснером, предложившим  план  подъёма  частей  эбр  «Либертэ», затонувших  в  Тулонской  гавани, они  стали  работать  в  судоподъёмной  организации.
Главной  задачей  при  подъёме  встала  подача  сжатого  воздуха  в  оставшиеся  неповреждёнными  отсеки  «Либертэ», чтобы  потом, с  помощью  больших  понтонов  создать  достаточную  плавучесть  для  последующего  перемещения  их  к  месту  демонтажа.
И. И. Бахановский  стал  водолазом, провёл  под  водой  5000  часов, принимая  самое  активное  участие  в  подъёме  французского  броненосца.

САМА  СУДЬБА  СВЕЛА  ЭТИХ  ДВУХ  РУССКИХ  ЛЮДЕЙ  НА  ЧУЖБИНЕ, КОТОРЫЕ  НЕ  РАСТЕРЯЛИ  ОПЫТ  И  ЗНАНИЯ, ОСТАЛИСЬ  ВЕРНЫМИ  СВОЕМУ  ДЕЛУ  ДО  КОНЦА.

Примечания:   И. И. Бахановский  -  (1888 -  1975 ?)
                Г. Н. Сиденснер       _   (1878 -  1952)
                Мариинская  партия   -  судоподъёмная  организация, создана  в России  1917  году.
                Эбр  «Либертэ»  - заложен  в  1902  году, спущен  на  воду  в  1905, вступил  в  строй  в  1908  году. Прослужил  только  3,5  года. Обломки  корабля  были  подняты  и  демонтирован  после  1925  года.

22  мая  2019  года.                Вячеслав  Прытков.