Роман Константина Симонова Живые и мёртвые

Сергей Сиротин
Роман Константина Симонова «Живые и мёртвые» –
попытка подхода к эпической правде о войне.
(Лекции для…)

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в дали,
С лейкой и блокнотом,
А то и пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
К. Симонов

На Буйническом поле, под городом Могилёвом, в Белоруссии, стоит камень, на нём выбиты 2 слова, имя и фамилия, «Константин Симонов». Именно над этим полем развеян прах советского писателя и поэта, лауреата всех премий СССР, Здесь, на этом поле, в июне 1941 года старший политрук, военный корреспондент Симонов принял свой первый бой с оккупантами, пришедшими на нашу землю,  и здесь, как он позднее вспоминал, глядя на поле с подожжёнными дымящими немецкими танками он впервые задумался о будущем произведении, которое через много лет и вызрело в роман «Живые и мёртвые», роман о самом первом, самом первом и тяжёлом периоде Великой Отечественной войны, о причинах поражения и корнях духовного превосходства, которое породило «Победу» в этой войне.
Позднее писатель продолжил повествование о героях романа, и оно превратилось в трилогию, посвящённую великой битве с фашизмом, к которой он последовательно показал её разные этапы, но именно первая книга принесла ему уважение всего военного поколения, за поиск правды, за точный художественный анализ событий.
«Живые и мёртвые» напечатан в 1959 году, в 1964 опубликован роман «Солдатами не рождаются», в 1971 появился роман «Последнее лето».
В романе-хронике «Живые и мёртвые» Симонов выясняет историческую закономерность победы над фашизмом, определяет те силы, которые эту закономерность впоследствии реализовали. Роман-хроника несёт в самой структуре хроникальность повествования, фактографизм, эффект подлинности, сочетание эпического саморазвития действия с субъективизмом автора-повествователя. Все персонажи романа, а их с второстепенными и эпизодическими более 120, сливаются в собирательный монументальный образ воюющего народа. Герои романа обычны, они носители массового сознания, даже о своём, в некотором роде автобиографичном основном герое, Синцове, Симонов пишет: «Он не был трусом, но, как миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло, … его, как и многих нетрусливых, встретивших и перестрадавших первые дни войны в сумятице и панике прифронтовых дорог, с особой силой тянуло теперь вперёд, туда, где сражались»
Все образные и художественные средства необходимы писателю для того, чтобы подвергнуть анализу чувствования, настроения людей, проникнуть в диалектику общественного сознания, постигнуть закономерности его развития. В целом эпическое действие отображает рост народного сопротивления, народной силы как исторической закономерности защищающегося народа. Авторский комментарий событий становится средством характеристики духовного опыта и сознания героев книги. В самых трагических местах комментарий становится взволнованным лирическим монологом автора. Эпизод разоружения своими вышедших из окружения с боями Серпилинцев, попавших под танковый удар наступающих по дороге немцев: «Не дай бог никому в последние минуты видеть, что увидел Данилов (командир разоружальщиков), и думать о том, о чём он думал». Характерная особенность этого романа состоит в том, что не факты сами по себе, не хроника войны, а духовное состояние людей, общества, динамичное движение реальностей жизни, преломлённые через неё факты истории – вот что занимает внимание автора.
Выступая в апреле 1965 года на Пленуме Союза писателей СССР, Симонов говорил: «Нельзя писать о падении Берлина, забыв о Минском шоссе 1941 года, и нельзя писать об обороне Бреста, не держа в памяти штурма Берлина, хотя павшие в 1941-ом так и не узнали об этом». Такой цельный взгляд на историю Великой Отечественной войны позволил Симонову в романе показать события в исторической перспективе, и правдиво изобразить, как в нечеловеческих условиях и трудностях первого этапа войны, во всей сложности и противоречивости событий вызревала будущая Победа: паника на дорогах, люди, гибнущие, не успев добраться до военкоматов, неразбериха в отступающих воинских частях, и рядом упёршийся на главном направлении удара полк бывшего «врага народа» Серпилина, уже в первые недели войны наносящий ощутимые удары по превосходящим силам немцев. Писатель показывает трагедию авиации, не успевшей взлететь и расстреливаемой с воздуха, боле совершенной авиацией фашистов, пять артиллеристов, протащивших свою пушку аж от Бреста, танкист, останавливающий отступающих и дерущийся вместе с ними до конца. Симонов с горькой иронией говорит о неподготовленности армии к войне, о растерянности, нехватке опытных командиров среднего и старшего звена, которых ещё в 1941году расстреливали по тюрьмам при отступлении, научная неподготовленность, техническая отсталость, недоверие, пронизывающее всё общество, бюрократизм и подлость даже в этих условиях, когда большинство людей должно сражаться, противостоять нашествию…
В цент повествования писатель поставил политрука-журналиста Синцова, призванного заранее в армию с гражданки. Он, как и многие застигнут началом войны врасплох, неожиданно, хотя казалось к войне готовились. Столкнув героя со сложными противоречивыми явлениями начала войны, автор показывает, какая буря чувств и мыслей охватила Синцова. Но всё это и выкристаллизовало главное чувство героя – чувство ответственности за происходящее, усилило стремление разобраться в причинах поражения, что присуще всем персонажам романа, даже Серпилину, уже знавшему причины поражений, что писателем в произведении всё же так и осталось недосказанным и не объяснённым.
Список жертв репрессий по званиям среди высшего командного состава Красной армии (звания на момент репрессий)

Репрессированы: из 5 маршалов СССР - З человека
   из 2-х армейских комиссаров 1 ранга - 2 человека
   из 4-х командармов 1 ранга - 2 человека
   из 12 командармов 2 ранга - 12 человек
   из 2-х флагманов флота 1 ранга - 2 человека
из 15 армейских комиссаров 2 ранга - 15 человек
из 67 командиров корпусов - 60 человек
из 28 комиссаров корпусов - 25 человек
из 199 командиров дивизий - 136 человек
из 397 командиров бригад - 221 человек
из 36 бригадных комиссаров - 34 человека

В самом романе Константин Симонов шёл от изображения подвигов военных людей к раскрытию их социально-исторических и психологических истоков, от публицистического прославления защитников Родины к художественному познанию глубинных связей каждого человека с ней, от утверждения Победы к анализу сложного пути её завоевания, от правдивого изображения будней войны к её панорамному историческому показу и философскому осмыслению отдельных сторон войны – это основные вехи эволюции повествования в романе «Живые и мёртвые».
К. Симонов проявил себя в литературе ещё до начала Великой Отечественной войны, стал быстро известен и как поэт, и как драматург, и как прозаик, без проблем занял своё место среди лучших писателей того времени, но, став множество раз лауреатом Сталинской премии, не разучился думать и анализировать, он один из первых осознал трагедию великой войны, как некий результат сталинизма, в его общественном состоянии и, ломая себя, своё отношение к Сталину и его эпохе написал правдивые произведения о войне.
Симонов очень много сделал для ветеранов войны, для начинающих писателей-фронтовиков, пишущих о войне. Для публикации мемуаров военачальников Советской армии, в том числе мемуаров маршала Жукова.
О своём понимании времени, о себе, своих ошибках и заблуждениях, о собственном жизненном пути в воспоминаниях, названных им «Глазами человека моего поколения», вышедшими из печати в 1988 году.
Интересно его драматическое произведение «Семь дней без войны». Один из главных героев Подгурский явно списан с товарища по службе в годы войны в главной газете Советской армии «Красная звезда» В. Гроссмана, автора романа о войне «Жизнь и судьба». О незримом соперничестве Симонова с Гроссманом написал многотиражный журнал «Огонёк» в 1989 году в 4-ом номере.


С. Серотян, отпечатано 22.05.2019г.