Возможность выражать мысли...

Валентина Гуляева 2
Бывает же такое! Написала название и из памяти всплыли любимые строки:
 
«На маленьком плоту
Сквозь бури, дождь и грозы,
Взяв только сны и грёзы
И детскую мечту.
Я тихо уплыву,
Лишь в дом проникнет полночь.
Чтоб рифмами наполнить,
Мир, в котором я живу…»

   Перед глазами текст и внимание мгновенно сосредотачивается на смысле произведения. Ведь мысли на отвлечённом уровне Юрий Лоза сумел облечь в подходящие сочетания слов. Строки песни посвящены творческой деятельности поэта и его взглядам на жизнь. Мы понимаем, что движение по творческому пути поэт связал с плаванием на плоту. Жизненные препятствия и трудности на этом пути сравнил с явлениями природы. К тому же, поющий поэт к словам написал красивую музыку. Почему же текст Юрия Лозы оказывает благотворное воздействие? Может всё дело в любви поэта к языку и в умении владеть им?
 
    В продолжение мысли нашлось интересное высказывании о русском языке: «…только любящим его, т.е. в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути, на которых можно найти выражения, вполне адекватные новым мыслям и чувствам». Понятно, что возможности открываются посвятившим себя творчеству, людям. Но ведь вырабатывать определённые навыки и приобретать опыт, люди начинают с детского возраста…
 
    Дети начинают знакомиться с окружающим миром по своими ощущениям. Впервые сделав вдох, младенец криком оповещает нас о своём рождении. Ему неуютно от прохладного воздуха, яркого света, громких звуков, после девяти месяцев, проведённых в тепле и безопасности. Проходит немного времени, малыш постепенно привыкает к окружающей обстановке. Он начинает узнавать близких людей и усваивает звуки, затем слоги, овладевает предметными действиями. К году ребёнок применяет фразы и у него появляются зачатки мышления. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок успешно общается в семье и со сверстниками.

    Дети, в дошкольном возрасте, достаточно быстро овладевают всеми формами устной речи. Люди задумывались над тем, возможно ли научить детёнышей человекообразных обезьян произносить слова. К сожалению, все попытки людей заканчивались неудачей. Оказывается, во рту и полости зева у этих животных отсутствуют некоторые звукообразующие элементы, которые соответствуют органам речи человека.  Поэтому, они не могут научиться произносить звуки как человек. Однако, стремление человека осуществилось, когда люди обнаружили, что детёныши успешно осваивают язык жестов.
 
Профессор Аллан Гарднер с женой Биатрис, воспитывали детёныша шимпанзе с восьмимесячного возраста.
    Они начали обучать Уошо амелену -  американскому языку жестов для глухонемых. Через десять месяцев успешного обучения Уошо начала самостоятельно объединять жесты.  Попросившись на прогулку показала два жеста означавших: «Подойди - открой», вместо «Пощекочи - меня» показала три жеста: «Дай – мне – щекотку». Увидев, впервые лебедя, не зная специального жеста, изобразила два жеста: «Птица – вода». Увидев впервые самолёт показала: «Слушать – летит», услышав тиканье наручных часов: «Слушать – рука».  Однажды, профессор общаясь с четырёхлетней Уошо, попросил её: «Пожалуйста – дай – мне – газету». Малышка отвечала: «Пожалуйста – дай – мне – яблоко».  Профессор подшутил над ней: «Пожалуйста – дай – мне – холодильник». Уошо, не двигаясь с места, ответила ему: «Ты – странный».

    Ещё один уникальный случай с гориллой Коко, знающей три тысячи жестов, за что её прозвали профессором.  Горилла отличалась тем, что уж очень любила играть в куклы. В играх она использовала жесты, но когда её заставали за этим занятием, смущалась. Когда партнёр оторвал у одной из кукол руку, Коко показала ему жесты: «Ты- плохой – грязный – туалет». Может сложиться впечатление, что под влиянием сильной эмоции – гнева, Коко «применила метафору», сравнив поступок дружка с отхожим местом. Но это не так. Если бы Коко была недовольной то издавала бы звуки, похожие на брюзжание, при испуге - резкие звуки, похожие на крик,при страстном желании – звуки, похожие на пыхтение и т.д.. Если Коко выразила эмоцию недовольства выученными жестами, то это не говорит о том, что она сделала это осознанно. Только люди обладают развитым мышлением.

    Формирование мышления человека начинается с детства и происходит на протяжении всей жизни. Ребёнок после рождения, не умеет мыслить. Чтобы научиться мыслить нужно получить практический опыт и закрепить его в памяти.  С того момента, когда ребёнок научился сидеть, мышление его направлено на решение конкретных задач: слушать игрушечный музыкальный телефон, стучать телефоном до тех пор, пока он не откроется, увидев батарейки с изумлением смотреть на них, после же обязательно попробовать их на вкус. Мышление ребёнка наглядно – действенное. Когда же ребёнок овладевает речью окружающих, у него начинает формироваться наглядно – образное мышление и уже после словесное мышление.
 
    Первоклассники ещё не умеют доказывать.К окончанию начальной школы дети могут рассуждать опираясь на свой личный опыт. Учащиеся среднего возраста чаще свои высказывания обосновывают и доказывают. Учащиеся старших классов с лёгкостью  выражают свои мысли.
 
    Мышление может быть образным, предметным, абстрактным. Образное и предметное мышление возможно без языка, абстрактное мышление без языка невозможно. Главным механизмом мышления является мысль про себя. Если человек не сразу передает свою мысль другому, он фиксирует её для себя, чтобы она стала более отчётливой, не забылась. Такое мышление про себя называется внутренней речью.  Без внутренней речи нет осмысливания и запоминания информации.

    Возможность выражать мысли человеку представляет его способность говорить. Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. В речевой деятельности выделяется четыре вида: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение – отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических знаков - кодировка.  Чтение – расшифровка графических знаков – декодировка.

    Интересно, к какому виду речевой деятельности относится общение людей на данном сайте? Человек мысли про себя – мысли внутренней речи шлёт другому человеку с помощью графических знаков, изображённых на клавишах компьютера - получается шлёт письмо. Человек принимающий графические знаки – читает это письмо.  Значит, общение на сайте ведётся при помощи письменной речи. Понятно, что по велению времени, письменная речь на сайте проводится в форме диалога, что приближает её к устной речи. Но в то же время, это не устная речь, при которой два человека говорят и слышат друг друга. Это такая речь, при которой пишущий обдумывает предстоящее высказывание про себя с «отключённым звуком», после набирает послание на клавишах. Понятно, что когда принимающий читает послание на экране монитора, то не замечает ни совокупность звуков, ни графические знаки, они сразу забываются, а фокусируется непосредственно на смысле прочитанного.

    Речь невозможна без языка. Одной из основных функций языка является общение. Вторая функция - мыслеоформительная, когда язык выступает как средство формирования, выражения и сохранения мысли во времени и пространстве. Язык и речь – это явление единое и в то же время между ними существуют принципиальные различия. Язык абстрактен, не доступен нашим органам чувств, постигается разумом, научным анализом речи.  Язык явление общее, т.к. это система категорий, которые извлекаются из речи.  Язык коллективен, безличностен, принадлежит всем. Язык ограничен набором составляющих категорий; стабилен, он тоже развивается, изменяется, но медленнее чем речь.  Изменения языка начинаются в речи и заложены в речи. Язык является средством общения и орудием мышления.

    Мышление связывается с двумя формами речи: внешней и внутренней. Внешняя речь – говорение, физическое, материальное явление. Организовано по всем правилам произношения, словоупотребления и словосочетаемости национального языка. Существует несколько видов внешней речи. Громкая речь – обычная речь, громкость которой соответствует ситуации общения. Шепотная речь -  речь с пониженным уровнем громкости, используется в особых ситуациях.
 
    Внутренняя речь – речь с неслышным проговариванием, построенная по всем правилам внешней речи, но с «отключённым звуком». Органы артикуляции при этом активированы, но дана команда «звук не включать». Человек тщательно обдумывает, репетирует форму предстоящего высказывания. Интегральная речь – фрагменты неслышной речи, которые проговариваются вслух либо из-за трудности мыслительной задачи, либо из-за волнения (Эх не так! …балда!).

    Механизмы порождения и восприятия речи скрыты от наблюдения. Л.С. Выготский выдвинул теорию и гипотезу кодовых переходов при речепорождении и речевосприятии. Н. И. Жинкин продолжил работу теорией об особых кодах внутренней речи.

    Почему же дети в возрасте до 5 лет запоминают очень быстро? Потому, что мозг их работает в состоянии расслабления. Такое расслабление напоминает поверхностный сон, медитацию. Сознание не препятствует прохождению информации в подсознание, поэтому она усваивается в огромном объёме. Сундучок с информацией в организме человека называют памятью.
 
    Память это кладовая наших впечатлений об окружающем мире. Человек использует приобретённый опыт восстанавливая ранее усвоенные знания, умения и навыки.  Формами восстановления являются: узнавание, воспроизведение, а также забывание. Забывание, такая форма при которой наблюдаются отдельные ошибки в припоминании, невозможность припоминать, узнавать ранее воспринятое.
 
    Вербальная (словесная) память направлена на запоминание слов. Почему же слова оказывают на психику человека сильное воздействие? Потому, что слова обладая известным людям значением, стали оказывать на нашу психику такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы. Это произошло с развитием высших психических функций человека. Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человека: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.
    Значительным изобретением человечества стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства. Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управление своим восприятием, вниманием, памятью.
 
    Образная память направлена на запоминание   зрительных, слуховых, тактильных, двигательных образов, эмоциональная характеризуется преобладанием чувств, эмоций, аффективной значимости.
 
    По времени действия различают несколько фаз памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную память. Непосредственная память длится несколько секунд. Допустим вы едете на машине и видите пейзаж. Впечатление о нём сохраняется 1-2 секунды. Если же вам пейзаж сильно понравился, и вы обратили внимание, то из непосредственной фазы информация о нём переводится в кратковременную фазу, сохраняясь несколько минут.

    Кратковременную фазу памяти пришлось испытать на личном опыте. Как – то положила деньги на счёт двух сим-карт, по памяти, не заметив, как поменялись местами две последние цифры. В результате деньги поступили одной бизнес-леди и парню, работавшему вахтовым методом. Конечно же, пообещали вернуть. Однако, у нас люди живут руководствуясь русской пословицей: «Что с возу упало, то пропало». Даже появилась традиция, если нечаянно забросил деньги не себе – не спрашивай, не вернут. Потратят с большой радостью, считая деньги, пришедшие от лопуха подарком. Если же серьёзно, то случай, с перевёрнутыми цифрами, заставляет задуматься о том, что информации прежде чем осесть в памяти, нужно какое-то время.

    В фазе долговременной памяти удерживаемая информация хранится часы, годы, иногда десятилетия.  Для перевода запоминаемого материала в фазу долговременной памяти необходима его осмысленная интерпретация. Память – это процесс запечатления текущей информации, закрепления и организации прошлого опыта. Человек может успешно пользоваться памятью, но до этого он должен усвоить информацию, сохранить её и уже после воспроизвести. На данный момент известно, что перенос информации из фазы кратковременной памяти в фазу долговременной осуществляет гиппокамп, расположенный в обеих височных областях мозга.

    Информацию об этом, врачи получили случайно. Желая избавить больного от сильнейших эпилептических припадков, нейрохирурги удалили оба гиппокампа. Каково же было их удивление, когда больной после операции не мог удерживать в памяти события и явления, происходящие в настоящем времени.  Медсестра, только что вышедшая из палаты и вернувшаяся, обнаруживала, что больной её не помнит. Однако, в его памяти осталась та информация, которая сохранилась за три года до операции. Часто больной не мог вспомнить события, которые произошли с ним за год или два года до операции.
 
    Таким образом, учёные пришли к выводу о том, что гиппокамп, и медиальная часть височной доли играют определённую роль в формировании и организации следов памяти, поэтому не могут являться местом постоянного хранения информации.
Здесь, стоит добавить, что все попытки исследователя мозга Карла Лэшли отыскать следы памяти – энграммы в коре головного мозга, не увенчались успехом. Вначале он обучал крыс определённым навыкам затем удалял по очереди участки мозга. Но даже без правого или левого полушария крысы были способны выполнять выученные ранее действия.
 Голографическая теория американского учёного нейрофизиолога Карла Прибрама, о распределении памяти по всему мозгу в виде многомерной сети голограмм, не нашла подтверждения.  Доктор биологии, Руперт Шелдрейк предположил, что память находится в «пространственном измерении», в поле, которое окружает и пронизывает мозг.  Возможно, доктор Шелдрейк в исследованиях подошёл ближе всех к истине…

    Всё вышесказанное, можно подытожить мыслью В.Л. Щербы: «… язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён».

Благодаря этому наследию, строится крепкая творческая основа каждого автора. Благодаря этому наследию, каждый из нас может выражать свои мысли и чувства. Благодаря этому наследию, мы можем понимать друг друга:

    «Но мой плот
    Свитый из песен и слов,
    Всем моим бедам назло
    Вовсе не так уж плох».