Ч. 13 Чем всё оканчивается

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/05/21/1929

Место дефекта кабеля обнаружили в 300 милях от Валентии. Началось разбирательство, как всегда: кто виноват и что делать? Кто виноват, так и не выяснили, все успешно перекладывали вину друг на друга, а делать было нечего, ремонт невозможен.

Но принципиально было доказано, что телеграфная связь между континентами – это реально. Тем не менее, дрогнули все, кроме Сайруса Филда, который возглавил работу по новой прокладке подводного кабеля.

Помешала гражданская война в США, но подготовительные работы продолжали вести. Филд привлёк к решению технических проблем таких выдающихся учёных, как лорд Келвин и Джеймс Максвелл.

Прокладку по дну нового телеграфного кабеля возобновили после победы северян в Гражданской войне, в 1865 году.

На сей раз использовали для прокладки кабеля другое техническое чудо света – «Great Eastern», железный пароход выдающегося английского инженера Изамбарда  Брунеля, способный перевозить 4000 пассажиров из Англии в Австралию без дозагрузки углем.

Длина парохода составляла 211 метров.

Его переоборудовали для перевозки 2490 миль подводного кабеля, который весил 7000 тонн. Для изготовления кабеля использовали 340 000 миль проволоки и 300 тонн гуттаперчи. Её добывали сначала варварским способом, уничтожив за год на острове Борнео 26 миллионов деревьев.

Но потом спохватились и разработали метод сбора смолы, сохраняя жизнь дерева.
История прокладки кабеля полна драматических событий. Случались гибели людей, неудачи следовали одна за другой, но, несмотря на все трудности, в 1866 году была вновь установлена телеграфная связь между Европой и Америкой.
 
Описать всё, что происходило при создании трансатлантической телеграфной связи в одной статье, невозможно. Об этом великом событии в жизни человечества, связавшем весь мир, который раньше казался безбрежным, а теперь не таким уж и большим, написаны увлекательные книги.

Я пишу об очередной победе человеческого разума  и думаю о том, что на нашем крошечном земном шаре, неведомо каким чудом появившемся в огромной Вселенной, люди должны жить в мире.

Но увы! Всё время появляются мерзавцы во главе государств, которым неймётся лезть к соседям, развязывать войны.
 
А рядовые мерзавцы убивают людей только за то, что те верят в другого бога или как-то иначе верят, или вообще не верят. Покоя нет. Даже на нашем сайте сочатся злобой и ненавистью отдельные рецензии, сыплются оскорбления только за то, что другой человек думает иначе, не так, как они.

Филда осыпали наградами в США, Англии, Франции и Италии. Он стал мировой знаменитостью. Но судьба его печальна. Он умер в возрасте 72 лет, банкротом, потеряв всё своё состояние в неудачных инвестициях.

На его надгробии высечена надпись: «Сайрус Уэст Филд, чьей храбрости, энергии и настойчивости мир обязан Атлантическому телеграфу».

Знаменитый пароход «Great Eastern» окончил своё существование в качестве музыкального салона и рекламного щита универмага Льиса в Ливерпуле. Его, как говорят моряки, «пустили на иголки» в 1889 году.

В процессе создания трансатлантической телеграфной связи появилось много новых технологий, например, стала возможной передача сообщений в обоих направлениях, используя умные схемы  на основе моста Уитстона.

Тогда ещё не было интеллектуальных машин, поэтому обработкой данных занимался человек. В то время оператор наземного телеграфа мог передавать до восьми слов в минуту.

В первые дни работы подводного телеграфа для передачи только одного символа азбуки Морзе из нескольких точек и тире требовалось две минуты.

Так, стоп! Иначе я начну рассказывать, как и что совершенствовалось и никогда не выйду из девятнадцатого века. Прошло немного времени, как появились другие подводные кабели в морях и океанах, которые разъединяют и одновременно объединяют людей.

Сначала почти все эти кабели контролировала Великобритания, империя, в которой никогда не заходило солнце. Подводная телеграфия позволила англичанам контролировать и управлять своими территориями, отдалёнными на многие тысячи миль от метрополии.

Тысячи лет корабли уходят в море и… «след их вдали пропадает». Владельцы не знали о судьбе корабля, торговцы не знали, что происходит с их грузом, родные не знали, что с их близкими, ушедшими в дальнее плавание. Теперь всё кардинально изменилось.