Первый трижды Герой Союза ч. 30

Николай Мринский
Третья смена из двенадцати истребителей во главе с Иваном Бабаком также организованно и успешно провела бой с пятью девятками бомбардировщиков Ю-87 и прикрывающими их «фоккерами» и «мессершмиттами». В этой схватке Бабак и Дольников сбили по два самолёта, а Дмитрий Глинка – три. Однако успехи в боях, видимо, вскружили кое-кому голову. В середине дня на прикрытие войск вновь пришла восьмёрка Клубова и шестёрка Речкалова. Их навели на большую группу Ю-87. Клубов ударом сверху атаковал последовательно две девятки и сбил два Ю-87. Опытный командир сразу же переключился на бой с «мессершмиттами». Речкалов же своей шестеркой вместо обеспечения действий ударной группы Клубова бросился атаковать бомбардировщиков. Этим воспользовалась находившаяся выше восьмёрка «мессершмиттов» и сбила наш самолёт. Видимо, лётчик был увлечён атакой на Ю-87 и не заметил истребителей противника. Пара Клубова оказалась в тяжёлом положении, зажатая четырьмя «мессами».  Карпов, спасая Клубова, сам попал под удар вражеской пары и был сбит. Покрышкину с пункта наведения было невозможно навести порядок в этом бою, ибо эфир был забит выкриками лётчиков. Да и не видно, кто падал горящим. И как раз в эти минуты к линии фронта подошли на высоте Ю-88 и Хе-111. – Клубов, Речкалов! Выше вас бомбёры. Прекращайте бой с «мессерами»! Атакуйте «юнкерсов» и «хейнкелей»! – комдив пытался сориентировать наших воздушных бойцов. Но сигнал в воздухе воспринят не был. Связанные боем, истребители не смогли оторваться от атакующего противника и перейти в набор высоты.

Клубок наших и вражеских самолётов продолжал вертеться на небольшой высоте. Покрышкин с нетерпением поглядывал на часы. Вот-вот на смену нашим группам должны прилететь соседи. И действительно, положение разрядил приход двух восьмёрок 100-го полка. Они с ходу атаковали подходящих бомбардировщиков. Активность вражеских истребителей снизилась. Этим воспользовались лётчики групп Речкалова и Клубова для выхода из боя. У них кончалось горючее. При уходе они передали по радио «Тигру» о гибели Чистова и Карпова. Следовало немедленно вылететь и разобраться в причинах неудачно проведённого боя, принять меры. В полку, комдив А.И. Покрышкин, прежде всего узнал обстоятельства, при которых сбили Чистова и Карпова, а также, по-видимому, приведших к гибели Петухова и его ведомого Барышева. По рассказам лётчиков, пара Петухова ещё в начале боя оторвалась от группы Клубова и погналась за уходящими на Яссы бомбардировщиками Ю-87. После восстановления главных вех прошедшего боя, стало ясно, что причиной дезорганизации порядка в воздухе явилось стремление увеличить личный счёт сбитых самолётов, а также недисциплинированность Речкалова. Он и нес ответственность за это. Нарушение принципов ведения группового воздушного боя обошлось потерей опытных лётчиков и оказало отрицательное психологическое воздействие на весь лётный состав. При проведении разбора Покрышкин указал на причины неудачного боя, назвал виновных и ещё раз подчеркнул требование: – Вы должны всегда твердо помнить, что прикрытие своих войск на поле боя – главная задача. Мы должны не допустить удара по нашим частям.

Нельзя в ущерб основной цели гнаться за количеством лично сбитых самолетов. Строгое соблюдение дисциплины в боевом вылете и в бою – залог успеха. Всякое нарушение установленного порядка, болтовня по радио ведут к неоправданным потерям, к невыполнению боевой задачи. Всё это вместе взятое было в этом вылете и привело к гибели таких опытных лётчиков, как Чистов и Карпов, а возможно, и пары Петухова... Более резкий разговор состоялся с Речкаловым. Исполняя обязанности командира полка, он не обеспечил твердую дисциплину в бою, сам нарушил принципы руководства подчинёнными в воздухе, увлекся погоней за количеством сбитых самолетов врага. Большое внимание уделили наведению порядка с радиообменом. Решили провести занятия и тренажи, строже следить за радиостанцией, всемерно ограничивать объем сигналов и распоряжений в воздухе. Связавшись вечером с командиром авиакорпуса Утиным, Покрышкин доложил о принятых мерах и попросил ускорить назначение командиром полка Бориса Глинки. А утром сам повёл на боевое задание лётчиков части. Надо было снять у них напряжение от неудачного боя. День прошёл в жарких схватках. Но задачу свою лётный состав выполнил. Было видно, что возвращались лётчики, удовлетворенные боевой работой. Поздно вечером в полк дозвонился Барышев. Он и сообщил обстоятельства гибели Петухова. В тот раз, преследуя удирающих бомбардировщиков из первой разогнанной группы, Петухов сбил ещё один Ю-87 около Ясс. Там же на его пару напала восьмёрка «фоккеров». Отбивая атаки, они с Барышевым тянули к линии фронта. Но в неравном бою Петухов был сбит и из самолёта не выбросился. Барышев на горящем самолете сумел дойти до наших и сесть вынужденно.

Жаль было Петухова. Хороший летчик. Подвёл его боевой азарт, слабая самодисциплина в бою. Вскоре командование этим полком принял Герой Советского Союза Борис Глинка. Умело опираясь на командиров и партактив, он быстро навёл порядок. На партийных и комсомольских собраниях были критически проанализированы недостатки в боевой работе и в действиях ряда лётчиков. Полк стал выполнять боевую работу успешно, без потерь. В первых числах июня противник, понеся большие потери и не добившись успеха в контратаках, перешёл к жесткой обороне. Острота боевых действий в воздухе несколько спала. Пришло время подвести итоги прошедших схваток. За неделю напряжённых воздушных боев лётчики дивизии сбили 139 вражеских машин. Наши потери за это время составили более 10 лётчиков и до 20 самолетов. В боях отличились: Клубов - сбил девять самолётов, Пётр Гучек и Дмитрий Глинка – по шесть, а Комельков и Дольников – по пять машин противника. Используя некоторое затишье в воздушных боях, наша дивизия, как и другие, пополнилась самолётами и молодыми лётчиками. В полках были проведены разборы. Состоялась дивизионная тактическая конференция. В подготовке лётного состава обратили главное внимание на слетанность боевых пар, звеньев в составе восьмёрок. Лётный и техсостав готовился к новым напряжённым боям. Все ждали их с нетерпением. После сообщения о победном наступлении наших войск в Белоруссии каждому хотелось участвовать в операции «Багратион», начавшейся в конце июня. С ликованием было встречено сообщение о передаче авиакорпуса ген. Утина в состав 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.

После непродолжительной подготовки полки перелетели на аэродромы предварительного базирования под Ровно. Перед перелетом решился вопрос о выводе из состава дивизии подполковника Заева. Он слабо помогал в боевой работе. Заместителем командира дивизии назначили подполковника Леонида Горегляда. Мощное наступление наших фронтов потрясло всю оборону фашистских армий на востоке. Советские войска разгромили самую сильную группировку немецко-фашистских войск – группу армий «Центр», ликвидировали северный выступ над Украинскими фронтами. В результате операции «Багратион» линия соприкосновения с противником выпрямилась от Прибалтики до Карпат. Была освобождена от оккупации огромная территория. Стремясь остановить дальнейшее наступление наших фронтов, фашистское командование срочно перебросило до 20 дивизий из Западной Европы. К середине июля создались благоприятные условия для разгрома фашистской группировки на львовском и сандомирском направлениях.   

ГВАРДИЯ ГРОМИТ ВРАГА

1-й Украинский фронт усиленно готовился к наступлению. Активная роль в нём отводилась авиации, в том числе и корпусу Александра Васильевича Утина. После перебазирования дивизии Покрышкина вызвали на оперативное совещание руководящего состава 2-й воздушной армии. Там он встретился с командующим этой армией ген. Степаном Акимовичем Красовским и маститыми командирами авиакорпусов генералами И.С. Полбиным и В. Г. Рязановым, а также с опытными командирами дивизий. Покрышкин среди них был самым молодым и фактически ещё не имел опыта в руководстве соединением. Несмотря на то, что бои на р. Прут многому научили, Александр Иванович понимал, что его становление ещё впереди. Поэтому был особо внимателен к указаниям С. А. Красовского и к выступлениям командиров, так как предстояло постигать науку руководства действиями авиации в предстоящей крупной наступательной операции.

Ставя конкретные задачи авиакорпусу А.В. Утина на прикрытие подвижных войск фронта на правом участке прорыва и сопровождение бомбардировщиков, С.А. Красовский непосредственно обратился к Покрышкину. - Ваша дивизия должна надежно прикрыть 13-ю армию при прорыве обороны севернее Броды и вводимую в прорыв подвижную группу в составе 1-й танковой армии ген. Катукова и конно-механизированного корпуса Баранова. Причём прикрыть на всём пути их наступления. Аэродром базирования дивизии оборудовать у села Михалувка, в 12 км от переднего края. Перелететь вам туда надо за день до наступления, скрытно от противника, иначе попадете под артобстрел. Справитесь с задачами? – Справимся, товарищ командующий! – Хорошо! Вы отличный воздушный боец, теперь покажите себя зрелым командиром... Обещание командующему дать было легко, но для его выполнения предстояло сделать немало. Успех в выполнении сложных задач зависел от руководящего состава авиадивизии, командиров ИАП, политработников. Вся многогранная подготовительная работа была проведена в установленные сроки. Её тщательно спланировал начштаба Абрамович и организовал чёткий контроль. На заключительном этапе стали готовиться к перелету на основной аэродром базирования севернее Броды. С руководящим составом скрытно провели его рекогносцировку. Это было небольшое поле, окружённое лесом. Вблизи проходил передний край обороны противника. А значит, оттуда хорошо просматривалась и полевая площадка. На неё уже как-то садилась эскадрилья подскока и была тут же накрыта вражеским артогнём. Пришлось улететь. Теперь же требовалось перед наступлением посадить в Михалувку более 80 самолетов – два полка.

Продолжение следует в части  31                http://proza.ru/2019/05/23/1700