Отец и дочь

Виталий Попов
Из цикла «Люди и судьбы»

Яков Ефимов родился 2 ноября 1895 года в г. Минусинске Красноярского края в семье мещан. Участвовал в Первой мировой войне. В 1918-1919 годах служил прапорщиком при штабе адмирала Колчака. Первый срок отбывал в СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения). Участвовал в строительстве Беломоро-Балтийского канала. За примерную работу имел похвальные грамоты. На Соловецких островах встретился с Галиной Левитиной, дочерью бывшего золотопромышленника из сибирского города Щадринска. Они полюбили друг друга. После отбытия наказания Яков и Галина поселились в подмосковном Ногинске. В 1936 году у них родилась дочь.
21 ноября 1937 года Якова снова арестовали. Что ему инкриминировалось? Приведу цитату из его дела, хранящегося в Государственном архиве РФ в Хользуновском переулке Москвы: «Работая актером Московского областного театра в Ногинске, Ефимов проводил подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля и искажение образов». Современному читателю такая мотивация для ареста покажется несерьезной, но надо помнить, что на дворе стыл 1937 год, когда репрессивная машина карательных органов НКВД заработала на полную мощность, всюду выискивая шпионов и «врагов народа».
Якову Ефимову снова припомнили службу в белой армии Колчака, сочувствие меньшевикам и эсерам. Тройка УНКВД по Московской области обвинила его в «ведении антисоветской агитации» и по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила к ВМН (высшей мере наказания). 5 декабря 1937 года он был расстрелян и закопан в одном из рвов Бутовского полигона. Его 32-х летняя жена осталась с полуторагодовалой дочкой без средств к существованию. Она неоднократно пыталась выяснить судьбу мужа и вдове выдали липовую справку (она хранится в архивном деле), что ее муж умер в 1942 году в тюремной больнице от перитонита.      
Знакомясь с делом Ефимова, я обратил внимание на заявление его дочери Галины от 7 июля 1958 года, адресованное начальнику МГБ Ногинска. Галина Яковлевна в то время проживала с мамой в общежитии города Одессы. В частности, она тогда писала: «Я выросла. Мне 22 года. Я просто умоляю вас, товарищ начальник, ответить мне. Я хочу знать о своем отце правду, какую угодно. Я имею на это полное право… Я его дочь и хочу знать: где мой отец? Если он умер, я узнаю, где его могила…» 
И только в 1995 году в Одессу пришел ответ из Управления Министерства государственной безопасности по Москве и Московской области. Дочь узнала, где погребен ее отец.
Посетить Государственный архив РФ и познакомиться с делом Якова Ефимова мне предложила член Управления Московской областной Ассоциации жертв политических репрессий, член партии «ЯБЛОКО» Нэлли Маргулис. Она проводит кропотливую работу по поиску родственников репрессированных в годы сталинского террора граждан. Нэлли Семеновна считает, что те люди, которые забывают о своем прошлом (особенно о трагических периодах отечественной истории), не всегда адекватно оценивают настоящее и не застрахованы от ошибок в будущем. Прошлое часто возвращается и напоминает о себе неприятными рецидивами.      
Нэлли Маргулис разыскала адрес дочери Якова Ефимова, которая проживает в ныне самостийной Украине. Отослала Галине Яковлевне заказное письмо, в которое вложила фото отца (в фас и профиль), опубликованное в одном из томов Книг памяти о жертвах сталинских репрессий, рассказала о месте, где погребен ее отец и попросила дочь актера откликнуться. 
Недавно Нэлли Семеновна получила из Одессы письмо, которое поражает искренностью и накалом чувств. Оно наполнено нерастраченной любовью дочери к отцу и болью, связанной с его утратой. «Мысль об отце занозой сидела в моем сердце, - пишет Галина Яковлевна. – С детства я знала, что мои папа, мама и я – враги народа…» По воспоминаниям мамы, Яков ей говорил: «Детей заводить нельзя. Им придется жить под ними. Они одолели нас!» «О! Сколько раз я вспоминала пророческие слова моего отца!» – восклицает Галина Ефимова.
И все-таки отец был безумно счастлив, когда родилась дочь. Он не сводил с нее влюбленных глаз. В театре, после репетиций, брал дочку на руки и твердил коллегам: «Она будет актрисой… Я приду сюда, сяду и буду ее слушать…»
Суровая драматургия реальной жизни распорядилась иначе. Когда сотрудники НКВД уводили Якова из дома, он поцеловал спящую дочь и сказал жене: «Сохрани Доню. Сохрани ее для меня… Я ни в чем не виновен и вернусь…» Дочь Галю он ласково называл Доней.
Жену Якова с дочкой выселили из квартиры на улице Рогожской. Началась для них темная череда мытарств. «Как мы ждали отца, я писать не буду, - категорична Галина Яковлевна в письме Маргулис. – Бумага встанет дыбом, не выдержав энергетики этого повествования!.. Все мое детство и юность сопровождали голод, бесквартирное унижение и нищета».
После полученной справки о реабилитации отца и сообщения о его смерти, мама Галины попала в психбольницу. «Она царапала стены и звала Яшу, – пишет ее дочь. – Однокомнатную квартиру мы получили только в 1968 году от судоремонтного завода, где я работала электросварщицей. До этого жили в дзотах, сараях, катакомбах. Спали на соломе, питались с помоек…»
В настоящее время Галине Яковлевне исполнилось 72 года. Она не была замужем, не имеет детей. «Кому нужна голь перекатная с психически неуравновешенной мамой в однокомнатной квартире? - с горечью вопрошает она. – В полтора года вместе с мамой я полетела в черную пропасть, у которой не было дна. И только ожидание встречи с отцом давало силы не прекращать своего существования… Через 30 лет, узнав о его смерти, мама сходит с ума. Это как любить надо?.. Прожила мама 93 года. Умерла в 1997 году. За день перед ее смертью – звонок в дверь. Слышу голос мамы: «Открой, это Яков Васильевич вернулся!».
«Судьба отца вечной саднящей болью живет во мне, - признается Ефимова. - В юности была у меня мечта - поехать в Ногинск. Зайти и постоять в театре, в квартире, где жили отец, я и мама и… узнать фамилию следователя… Найти его и зубами перегрызть ему горло… Я серьезно готовилась к этому. Помешала Библия…»
Галина Ефимова обрела веру в Бога и поняла, что ее отец, как и многие другие безвинные люди, стал жертвой тоталитарной системы, с помощью которой власть в СССР держала народ в дурмане пропагандисткой лжи, насилия и повиновения. И репрессированные граждане, и обвинявшие их следователи, и приводившие приговоры в исполнение палачи – все они жертвы этой бесчеловечной системы.      
И все-таки Галина Яковлевна считает, что она воплотила в жизнь мечту отца, который видел дочь актрисой. Всю трудовую жизнь она проработала в котельно-трубопроводном цехе судоремонтного завода №2 в Одессе. В 1959 году ее портрет опубликовала газета «Водный транспорт» под рубрикой «Лучшая электросварщица Черноморского побережья». В свободное от работы время Галина посещала в Одессе Центральный дом работников искусства (ЦДРИ). Она стала мастером художественного слова и членом Союза театральных деятелей Украины (членский билет №5833). В письме к Нэлли Маргулис она прислала ксерокопии благодарностей от ЦДРИ. Галина считает, что гены отца дали о себе знать. «Когда я выхожу на сцену, - признается она, - я чувствую его присутствие, мистическую силу его души, его любовь и восхищение…Отец, я исполнила твою мечту!»
К сожалению, на приглашение Маргулис приехать в Ногинск, посетить бывший спецполигон НКВД «Бутово», где погребен ее отец, Галина Яковлевна ответила отказом. Сослалась на вновь обрушившуюся на нее нищету. Пенсии в Украине ниже, чем в России. Пособий и льгот для детей репрессированных «москалей» практически нет. Лишь оплата за коммунальные услуги и телефон – 50 процентов. «Поехать на место захоронения отца не на что, - сетует дочь «врага народа». – Да и какое это захоронение? Это же Бабий Яр России. У меня там разорвется сердце…»

          2009