Милькеев, Боратынский, Аксаков. Три стихотворения

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Стихотворения к Сборнику "САДЫ И УСАДЬБЫ 1821-1861"

Евгений МИЛЬКЕЕВ

ОСТАНКИНСКИЕ КЕДРЫ


     Велик и прекрасен Останкинский сад!
Цветы в нём роскошные взор веселят;
Деревья, высоких и славных пород,
Смыкаются в мрачно-таинственный свод;
В их тёмную, густо закрытую сень
Со зноем не вторгнется огненный день…
Отрадно дышать под щитом их ветвей,
Но кто мне меж ними дороже, милей?
Вы, кедры Сибирские!.. Святы вы мне!
Я с вами родился в одной стороне…
Как сладостно видеть родных земляков!
Я жизнию молод, вы старцы веков:
Начните со внуком святой разговор!
Явился я к вам от наследственных гор,
От матери вашей, заветной земли,
Где вы воспитались, где вы расцвели!
     Начните знакомую речь вы со мной,
Припомните быль старины золотой!..
Быть может, ваш древний, приветственный шум
С отрадою слушал суровый Кучум;
Быть может, качали вершинами вы,
Когда покатился с его головы
К ногам Ермака сокрушённый венец,
И был он скиталец, и был он беглец!
     Смотрите, как дубы седые кругом
Стоят перед вами, нахмурясь челом!
На вас они смотрят, на чуждых гостей,
И шепчут угрюмо в  причуде своей,
Что вы захотели их славу отнять,
Раскинуться шире и выше их стать…
Но всё же им любо услышать от вас,
Былого свидетелей, чудный рассказ!
<1840>



Евгений Абрамович БОРАТЫНСКИЙ

НА ПОСЕВ ЛЕСА


Опять весна; опять смеется луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.

Но нет уже весны в душей моей,
Но нет уже в душе моей надежды,
Уж дольний мир уходит от очей,
Пред вечным днем я опускаю вежды.

Уж та зима главу мою сребрит,
Что греет сев для будущего мира,
Но праг земли не перешел пиит, —
К ее сынам еще взывает лира.

Велик господь! Он милосерд, но прав:
Нет на земле ничтожного мгновенья;
Прощает он безумию забав,
Но никогда пирам злоумышленья.

Кого измял души моей порыв,
Тот вызвать мог меня на бой кровавой;
Но подо мной, сокрытый ров изрыв,
Свои рога венчал он падшей славой!

Летел душой я к новым племенам,
Любил, ласкал их пустоцветный колос:
Я дни извел, стучась к людским сердцам,
Всех чувств благих я подавал им голос.

Ответа нет! Отвергнул струны я,
Да хрящь другой мне будет плодоносен!
И вот ему несет рука моя
Зародыши елей, дубов и сосен.

И пусть! Простяся с лирою моей,
Я верую: ее заменят эти
Поэзии таинственных скорбей
Могучие и сумрачные дети!



Иван Сергеевич АКСАКОВ

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
(отрывок из поэмы «БРОДЯГА»)

Жар свалил. Повеяла прохлада.
Длинный день покончил ряд забот;
По дворам давно загнали стадо,
И косцы вернулися с работ.
Потемнеть заря уже готова;
Тихо всё. Час ночи недалёк.
Подымался и улёгся снова
На закате лёгкий ветерок!..
Говор смолк; лишь изредка собачий
Слышен лай; промолвят голоса...
Пыль слеглась; остыл песок горячий,
Пала сильно на землю роса.
По краям темнеющего свода
Тени все, широкие, слились:
Встретить ночь готовится природа;
Запахи отвсюду понеслись.
В тишине жизнь новая творится:
Зрячею проснулася сова,
И встаёт, и будто шевелится,
И растёт, и шепчется трава!..
Где ж крестьяне? День работав бодро,
Все теперь за ужином они:
Толк идёт, чтоб устояло вёдро,
Чтоб ещё продлились эти дни!
Нет, уж дождь их к утру не разбудит,
Облака давно сбежали прочь!..
Что за вечер!.. И какая будет
Тёплая и месячная ночь!