РИМ. Второй день 2. 7

Григорий Аванесов
На фото: план Базилики Санта-Мария-Маджоре, капелла Паолина Базилики Санта-Мария-Маджоре, Сикстинская капелла Базилики Санта-Мария-Маджоре, Склеп Рождества с хрустальным реликварием. Фото не передаёт даже части красоты и великолепия!

Базилика Санта-Мария-Маджоре.
Образ Девы Марии, Salus Populi Romani.
Капелла Паолина.

См. карту http://proza.ru/2020/01/16/2017 (piazza dell' Esquilino)

                Базилика Санта-Мария-Маджоре

Затем пешком подошли к Эсквилину, это один из семи римских холмов. Когда-то, в славные имперские времена, он был не слишком престижным: здесь располагалось кладбище рабов и проституток.

Теперь на холме стоит великолепная Базилика Санта-Мария-Маджоре. С Севера расположена широкая лестница. На её ступенях раньше сидели студенты. Ее охраняют вооруженные карабинеры, всех тщательно досматривают.

Санта-Мария-Маджоре, одна из первых церквей, построенных в честь Девы Марии, была воздвигнута сразу же после Эфесского Собора 431 года, который провозгласил Марию Богородицей. Она построена, чтобы отметить это решение.

Сооружение относятся к периоду бурных дебатов о природе и особом статусе Богородицы, божественной сути, воплощенной в Христе.

В настоящее время принято считать, что нынешняя церковь была построена при Селестине I (422–432), а не при папе Сиксте III (432–440).

Громадный потолок этой церкви, богато позолочен чистым золотом, которое добыли в Америке. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы.

Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.

Базилику Санта-Мария-Маджоре (Santa-Maria-Maggiore), которую в шестнадцатом веке не только объявили новым центром Рима, но и  центром христианской жизни. Поставили гранитный обелиск, к которому, должны были сходиться дороги от всех главных святынь Рима.

Григорий Великий приказал семи процессиям пройти через Рим. Процессии начались в разных частях города, но вместо того, чтобы, сходиться к собору Святого Петра, он вместо этого приказал, чтобы процессии сходились к Санта-Мария-Маджоре.

Когда папы вернулись в Рим после периода Авиньонского папства, здание базилики превратились во временный Папский дворец из- за резкого ухудшения состояния Латеранского дворца.

Из базилики Санта-Мария-Маджоре Папская резиденция была позже перемещена во Дворец Ватикана.

В 2015 году палестинец и гражданин Туниса были арестованы после того, как они пытались разоружить солдат, дислоцированных у базилики, крича «Аллах велик».

Эти двое мужчин призвали на помощь других иностранцев, но оперативно вмешалась полиция и арестовала нападавших.

Мраморные колонны, поддерживающие неф, еще старше базилики и взяты из другого античного римского здания. Колокольня Собора, в романском стиле, — самая высокая в Риме. Колокольня 14-го века является самой высокой в Риме, ее высота около 75 метров.

Рядом с капеллой Систина, находится место, где покоится прах великого скульптора Бернини.

В конце центрального нефа, под триумфальной аркой, балдахин, на четырех колоннах из ценного порфира*. Под ним стоит Главный престол, состоящий из саркофага, в котором покоятся мощи блаженного Иеронима Стридонского, мощи св. апостола Епафраса, частица мощей святого апостола Матфея.

Мозаики в Санта-Мария-Маджоре, являются одним из древнейших изображений Девы Марии в позднехристианской христианской эпохе.

Мозаики в Санта-Мария-Маджоре преследуют две цели: одна - прославить Деву Марию как Богородицу; и другая, чтобы представить систематическое и всестороннее изложение отношений еврейской Библии и христианских священных писания, в котором еврейская Библия предвещает христианство.

Пол Собора выполнен из белого мрамора с инкрустациями, окруженного полосами из красного и зеленого порфира.

Арка в начале нефа сначала называлась аркой апсиды, но позже стала именоваться триумфальной арка. Триумфальная арка иллюстрирована великолепными мозаиками, изображающими различные сцены жизни Христа и Девы Марии.

Под главным алтарем базилики находится Склеп Рождества, или Вифлеемский Склеп , с хрустальным реликварием, созданным Джузеппе Валадье, в котором, хранится доски из Святых яслей Рождества Иисуса Христа.

В алтарной части в ковчеге (серебряная чаша «раке» в крипте) доски, от яслей Спасителя. Ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос, состоящие из пяти кусков кормушки.

«Сикстинская часовня Святого Причастия» в этой церкви была названа в честь Папы Сикста V, и ее не следует путать с «Сикстинской капеллой Ватикана», названной в честь Папы Сикста IV.

Архитектор Доменико Фонтана спроектировал часовню, в которой находятся гробницы самого Сикста V и его покровителя папы Пия V. Главный алтарь в часовне имеет четыре позолоченных бронзовых ангела работы Себастьяно Торрегиани, которые держат в руках киборий, который является моделью самой часовни.

В церковной архитектуре киборий - это навес или покрытие, поддерживаемое колоннами, отдельно стоящими в святилище, которое стоит над укрытием алтаря в базилике.

Киборий известен под более общим термином балдахин, но циборий считается более правильным названием для церквей.

Мария считается обладающей исключительным достоинством над всеми другими святыми. Католическая мариология, таким образом, изучает не только ее жизнь, но и почитание ее в повседневной жизни, молитве, гимнах, искусстве, музыке и архитектуре в современном и древнем христианстве на протяжении веков.

Под возвышением, на котором стоит главный престол, устроен особый нижний придел (Confessione). Под престолом (в нижнем приделе) в особом шкатулке хранятся доски яслей, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос (Presepio di Cristo).

Ясли ныне не существуют уже в первоначальном их виде: доски, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе.

С 642 года в Санта Мария Маджоре хранятся привезенные из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Дощечки, скреплённых металлическими полосами, сделаны из оливкового (или из дерева платана) дерева. Дощечки помещены в отделанный серебром реликварий, который установлен в крипте под главным алтарем базилики.

В базилике имеется «музей сокровищ базилики Санта-Мария-Маджоре». В прошлый приезд я часто проходил мимо этой базилики.


                Образ Девы Марии,
                Salus Populi Romani

Cамой известной из римских богородичных образов является старинная икона в базилике Санта-Мария-Маджоре, особенно чтимая верующими, что была названа Salus Populi Romani - «Спасение римского народа».

В базилике хранится особо почитаемая икона Salus Populi Romani, изображающая Пресвятую Деву Марию в качестве помощницы и защитницы римского народа, которой в 1838 году была произведена каноническая коронация папой Григорием XVI.

В 1954 году икона была коронована папой Пием XII. Когда он учредил новый праздник Марии. В качестве папской базилики Санта-Мария-Маджоре часто используется Римскими Папами. Они проводят ежегодные обряды на праздник Успения Марии 15 августа.

Традиционно икона считается родом из Иерусалима, где - по легенде - была написана самим евангелистом Лукой. С 1613 года икона находится в своем нынешнем местоположении: на алтаре часовни Боргезе в массивном бронзовом киоте.

Интересная деталь отличает богородичный образ – на правой руке Марии изображено кольцо.

Иконе Salus Populi Romani, по крайней мере, тысяча лет, и по легенде она была написана с натуры евангелистом Святым Лукой на части деревянного стола Святого Семейства из Назарета.

Икона Salus Populi Romani была фаворитом нескольких пап и действовала как ключевой мариологический символ. Мариология – это систематическое изучение личности Марии, матери Иисуса.

                Капелла Паолина
               
Пройдя из этой капеллы в левый неф (в левом южном нефе находится капелла Паолина). Паолинская капелла, называемую также капеллой Боргезе, поскольку она построена по приказу Павла V, происходившего из семейства Боргезе.

План этой капеллы соответствует капелле Сикста, но её декоративное убранство отличается ещё гораздо большей роскошью.

Капелла Паолина поразит обилием и великолепием полихромного мрамора и драгоценностей вокруг ценнейшего оклада одной из самых почитаемых икон Рима — образа Девы Марии (византийского происхождения), Salus Populi Romani (древний образ Богородицы VI в., «Спасение народа римского», написанная Евангелистом Лукой, привезена императрицей Еленой с Востока).

В капелле похоронены Климент VIII и Павел V.
___
*) Порфир (от др.-греч.  porphyreos — тёмно-красный, пурпурный) — общее название гипабиссальных горных пород кислого и среднего состава, имеющих порфировую структуру. В XX веке термин часто применялся по отношению к палеотипным вулканическим горным породам кислого и среднего состава, но во избежание двойственности в обозначении кайнотипных и палеотипных горных пород Петрографическим кодексом России было рекомендовано этот термин применять только по отношению к гипабиссальным горным породам. Эта порода использовалась ещё в Древнем Риме для изготовления статуй цезарей и предметов роскоши. Необработанная горная порода не выглядит эффектно, но предстаёт во всём великолепии после шлифовки и полировки, приобретая благородный пурпурный цвет. Изделия из порфира стали популярны со времён Клеопатры, которой принадлежало единственное в те времена разработанное месторождение порфира.
___
Сампьетрино (итал. sampietrino) или санпьетрино (sanpietrino) — каменный дорожно-строительный материал в виде брусков из тёмного порфира, имеющих форму, близкую к прямому параллелепипеду с квадратным основанием. Применяется для мощения площади Святого Петра, от которой и получил своё название, и улиц в историческом центре Рима.

Рецензия на «РИМ. Второй день 2. 7» Валентина Лысич от 25.05.2019

Жаль, не довелось побывать в Риме... А хотелось бы увидеть Италию.
Теперь вряд ли получится. Спасибо за интересную экскурсию!

Рецензия на «РИМ. Второй день 2. 7» Рефат Шакир-Алиев от 26.05.2019

Я опять хочу в Рим))

Рецензия на «РИМ. Второй день 2. 7»

Здравствуйте, Григорий. Путешествую с Вами по Риму. Италия. Как бы хотелось её увидеть. Краткие и красивые зарисовки, фотографии - читать - не перечитать, смотреть - не пересмотреть... Интересно, познавательно. Вот сегодня узнала от чего в песне Ал. Михайлова "Санта-Мария-Маджоре в красно-зелёных слезах". "Пол Собора выполнен из белого мрамора с инкрустациями, окруженного полосами из красного и зеленого порфира" - Вы всё объяснили... Богородица всегда в светлых тонах. Свет льётся, отражаясь в витражах, опускается на белый мраморный пол Собора с инкрустациями,окружёнными полосами из красного и зелёного порфира, - неописуемая красота!которая, в свою очередь, отражается на лице Марии, и поэт видит Марию в красно-зелёных слезах... Благодарю Вас за удивительную экскурсию и продолжаю читать

Тамара Пакулова   07.02.2023 •