Ч. 12 Триумф и разочарование

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/05/17/1331

В 1857 году была предпринята первая попытка компании «Atlantic Telegraph» проложить подводный кабель. Вес одной мили кабеля составлял примерно одну тонну. Чтобы перевозить огромный вес, требовались соответствующие корабли. 

Англичане предоставили для этой цели корабль  «Agamemnon», а американцы – паровой фрегат «Niagara», самый большой военный корабль в мире.
 
На каждый корабль погрузили часть кабеля. Эти две половины встретились в гавани Квинстаун, что на южном берегу Ирландии.

Затем оба гигантских по тем временам корабля в сопровождении  нескольких судов обеспечения направились в самую западную точку Европы,  остров Валентия, где на берегу закрепили конец кабеля.

Часть дела, самая лёгкая, была сделана. Теперь корабли вышли в океан и взяли курс к Ньюфаундленду. Замысел состоял в том, чтобы после того, как будет опущен весь кабель с фрегата «Niagara», где-то в середине Атлантики эстафету подхватит «Agamemnon».

Проложили первые десять километров, и вдруг произошёл обрыв кабеля. Это было только начало. Трудности возникали грандиозные, начиная с погрузки кабелей на корабли. Всё делалось впервые в мире.
 
К тому же приходилось считаться с погодой. Однажды попали в такой шторм, что «Agamemnon» едва не отправился на дно вслед за кабелем. После каждого обрыва кабеля приходилось надолго останавливать работы.

С кораблей кабель выгружали на берег, корабли отправлялись по планам своих правительств, а на берегу учёные, инженеры и директора компании решали, что же им делать дальше. Председатель совета директоров Уильям Браун запаниковал, предложил продать оставшийся кабель и прекратить работы.

Но его убедили сделать новую попытку. К концу 1857 года у «Atlantic Telegraph Company» на счету осталось всего лишь 46 000 фунтов стерлингов, правда, на складе верфи Кейхема хранились более 2000 миль кабеля.

Нужно было платить людям, и к тому же требовалось ещё 900 миль кабеля. Помимо инженерных проблем, приходилось решать много финансовых, от которых зависело всё остальное.

Выпустили новые акции по 20 фунтов стерлингов, получили согласие правительств Великобритании и США вновь предоставить в распоряжение компании те же корабли. Приступили вновь к работе.

Драматические события сопровождали работу по укладке кабеля. Особенно пострадал летом во время шторма английский корабль, нарушилась связь между судами, заканчивались запасы топлива, воды и продовольствия, часть кабеля во время шторма оказалась смещённой, возвращать его на место было невероятно трудно.

На американском паровом фрегате присутствовали два русских военно-морских офицера, наблюдая за всеми работами: русская военно-морская разведка никогда не дремала, собирая сведения, можно сказать, мелкоячеистым бреднем.

Попасть на корабль к англичанам не удалось, прошло только два года после Крымской войны, а с американцами договорились, отношения с ними были тогда хорошие.

Вообще-то, по большому счёту, эти сведения были не нужны. Только в порядке расширения кругозора и любознательности. В России не было никаких технических возможностей повторить достижения американцев и англичан.

Несмотря на все трудности, 5 августа 1858 года кабель через Атлантику был проложен! Его подключили к береговым телеграфным станциям. Однако электрический сигнал был очень слабым из-за большого рассеяния, поэтому передача шла крайне медленно.

Умные учёные головы нашли решение. В том же году запатентовали  новый, очень чувствительный детектор, названный «зеркальный гальванометр», который был способен реагировать на очень слабые сигналы.

Королева Виктория и американский президент Джеймс Буханан обменялись поздравительными телеграммами. Ликованию по обе стороны океана не было предела. Во время всей этой праздничной шумихи незамеченной прошла телеграмма, отправленная 31 августа 1858 года из Валентии в Ньюфаундленд:

«Военный секретарь главнокомандующему конной гвардией, Лондон. Генерал Троллоп, Галифакс, Новая Шотландия. Шестьдесят второй полк не должен возвращаться в Англию».

Это сообщение сэкономило британскому правительству 60 000 фунтов стерлингов и подтвердило коммерческую выгоду телеграфного кабеля через Атлантику.

За 23 дня прошли тысячи телеграфных сообщений, принеся большую прибыль компании.
Но 18 сентября 1858 года связь неожиданно прекратилась.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/22/1238