Про кислоту и гопоту

Александр Кожейкин
 -эссе-

«С 2014 года более 100 тысяч трудоспособных граждан уехали из Челябинской области в другие города». Об этой «вопиющей утечке рабочих рук и умов» заявил первый вице-спикер регионального Закса Юрий Карликанов в ходе встречи парламентариев с вр.и.о. Губернатора Алексеем Текслером.

Тоже мне новость! Думаю, реальные показатели бегства даже выше, и в ближайшие год-два Челябинск и другие города, особенно неблагополучные, такие как Магнитогорск и Карабаш, покинет ещё больше жителей. Многие мои знакомые уехали. Область оставили мои дети и две племянницы. Возвращаться не собираются.

Не раз сообщалось: регион покидают преимущественно люди молодые, а также граждане среднего возраста, обеспеченные и профессионально грамотные.

Кто остаётся в сухом остатке. Правильно: гопота!

Это не должно нравиться власти. Вымывание вследствие кризиса и бегство в экологически благополучные региона среднего класса Южного Урала усугубляют взрывоопасность ситуации в регионе. Ведь именно средний класс во все времена и во всех государствах являлся оплотом стабильности. 

Основная причина – жуткая экологическая обстановка, причем, к работающим отравителям скоро добавится быстро строящийся Томинский ГОК.
 
Говорят, умный учится на чужих, а дурак на своих ошибках. Как назвать человека, который даже на своих ошибках учиться не желает, я не знаю. Может, идиотом? Если он из власть предержащих, скорее всего, этому человеку просто нет никакого дела до жителей!

Как бы то ни было, пример отравления северных рек Урала никого не вразумил. В любом государстве это было бы ЧП, на место съехались бы представители СМИ, ученые. У нас люди на севере Урала остались наедине с отравленной экосистемой, мимо текут ядовитые реки, и никому нет до этого дела. 

Думаете, когда Томинский ГОК отравит воду и землю, здесь будет иначе? Вряд ли. В крайнем случае, найдут «стрелочника», подмахнувшего для олигарха нужную бумагу.
 
Вы считаете, я нагнетаю обстановку и ничего страшного не случится?
Попробую максимально обойтись без химических формул и популярно объяснить, что нам грозит. Любому загоковцу будет сложно обвинить меня в предвзятости, поскольку я ни на шаг не отступлю от научной и справочной литературы. 

Итак, возьмем труд «Первичные сульфидные руды Томинского месторождения меди (Южный Урал)». Авторы 
Е.М. Курчевская и  М.В. Яхно. Издатель – Иркутский государственный технический университет. Наверное, этих ученых и издательство трудно обвинить в том, что они агенты Госдепа.

В работе приведены результаты изучения  сульфидных руд Томинского месторождения. Данные исследования проведены с целью определения технологических свойств материала и дальнейшего выбора технологии переработки руды. Для выявления этих параметров выполнены минералогический, гранулометрический, химический анализы.

Итак, в работе сказано, что рудные минералы Томинского месторождения представлены окисленными и сульфидными рудами. Окисленных около 10%, от общего количества, значит, основной удар по экосистеме будет наноситься сульфидами. Про «песочек» в труде ни слова, зато сказано, что в месторождении выделено по две генерации пирита, халькопирита и сфалерита. 

Данные сопоставимы с данными, полученными из других источников. 
Рудные минералы представлены сульфидами – 1,7% и гидроксидами железа - 3,3%.  Сульфиды в пробе  руды представлены, главным образом, пиритом - 0,7%-1,0% и халькопиритом - 1,0%. Халькозин, борнит, ковеллин, а также сфалерит и молибденит находятся в руде в количестве единичных знаков.

И хотя мне попадались оценочные суждения о содержании пирита в руде Томино до 2%, приму по минимуму –  1,0%. А вместе с халькопиритом и другими сульфидами это составит от 2 до 3%.

Но нам и пирита пока достаточно. Из килограмма пирита по стехиометрии образуется 0,8 кг серной кислоты, и несложные арифметические выкладки показывают, что в год отходы Томинского ГОКа  в количестве 27, 5 миллионов тонн дадут только в пересчете (на пирит) 220 тысяч тонн серной кислоты. А с учетом других сульфидов – не менее 0,5 млн. тонн серной кислоты будет генерироваться ежегодно.

Этакий мощный сернокислотный завод вблизи Шершней. С той разницей, что кислота будет рассредоточена. Только это ещё опаснее – сразу не заметно, потом будет поздно.

Это не страшилка! Чистая арифметика, раздел математики, которому чужды эмоции, квадрат гипотенузы всегда равен сумме квадратов катетов, и  нет агентов Госдепа.

А чтобы перейти обратно к эмоциям, поделите количество серной кислоты в год на число дней в году и получите от 600 до 1370 тонн В ДЕНЬ! Примерно от десяти до двадцати железнодорожных цистерн СЕРНОЙ КИСЛОТЫ БУДЕТ ВЛИВАТЬСЯ в природную среду ЕЖЕДНЕВНО. Впечатляет?

Но ДАЖЕ ОДНОЙ ЦИСТЕРНЫ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В ДЕНЬ ХВАТИТ ДЛЯ ОТРАВЛЕНИЯ ВОДОЁМА!

Теперь вам кое-что понятно? Наши независимые эксперты про это говорили не раз.
Однако скептики им не верили.

И возможно, будь Томинский ГОК похилее раз в сто, может, природа, покряхтев, и сдюжила бы.

Но ввиду мизерного содержания меди в руде олигарх будет вынужден увеличить на порядок переработку руды, вовлечет в оборот колоссальное количество отходов. И вброс такой оглушающей ядовитой и колоссальной массы пиритов, халькопиритов, халькозинов, хрома (23 400 тонн*), мышьяка (23 400 тонн*), ртути (от 6 до 10 граммов на тонну) природа не осилит. За 28 лет работы ГОКа Челябинск точно будет превращен в новый Карабаш.

Итак, наличие пиритов подтверждается трудом совершенно независимых иркутских специалистов + известным химическим составом руды. Любой мало мальски знающий неорганическую химию, подтвердит: сульфиды легко переходят водорастворимые соли и будет происходить масштабное закисление подземных водоносных слоев.

И слова экс-губернатора Дубровского о Карабаше под Челябинском в «хорошем смысле слова» более чем правдоподобны. А кто не верит, может вспомнить про стоки Карабашмеди в реку Сак Елга, водородный показатель которых рН по лакмусовой бумажке не превышал при впадении в Аргазинское водохранилище 2,5. 

Многие пока не понимают грозящей беды, хотя смутная тревога, что будет ещё опаснее жить и надо подыскивать пути эвакуации, продвигается в широкие слои населения. Об этом не скажет депутат Карликанов, потому что ГОК для него, как и для большинства населения так же далеко, как Папуа Новая Гвинея. 

Только ГОК идёт к нам великанскими шагами. Он ближе и ближе.
Что произойдёт раньше: осознанные выступления десятков тысяч граждан региона против ГОКа и против проталкивающего геноцидный проект Текслера или же гибель региона, сказать сложно.

Реалии таковы: челябинское население повякало-повякало и привычно покорно снесло уничтожение большого массива пригородных лесов, считавшихся «защитными». Отжали под пульпопровод для РМК землю – тоже промолчали.

Когда запустят ГОК, то не исключено сильное загрязнение единственного и безальтернативного источника питьевого водоснабжения Челябинска – Шершневского водохранилища. Затем могут быть и проблемы с токсичными вбросами на обширной территории от ГОКа до карьера ввиду разрыва пульпопроводов, как в Норильске.

 Но пока народ молчаливо наблюдает за строительством Томинского ГОКа, не считая его смертельно опасным. По всему видно: челябинцы терпеливы и покорны судьбе.   

Хотя есть надежда. Зреющий на просторах России народный бунт из-за НЕСПРАВЕДЛИВОГО распределения национальных богатств среди населения России и  оффшорной аристократии может  разбудить спящих челябинцев.

* в пересчете на 28 лет работы ТГОКа.
На фото из сети Карабашский пейзаж.