Принцип и нищие

Локсий Ганглери
"Путь, пройденный Европой за полтора столетия, мы должны пройти за десять лет. Иначе нас сомнут!"
Эти слова товарища Сталина знают все. Хотя многие не отдают себе отчета в прозорливости, а главное, в беспримерном мужестве человека, который позволил сбе сказать т а к о е, да еще на заре своей единоличной власти, даже в разгаре острой борьбы в верхах!
Многие спорят о самом том пути в десять лет... Но мало кто задумывается о том пути, который прошел Запад. И никто не берет на себя труд  с р а в н и т ь  эти ПУТИ - наш, советский, и их, западный!

А зря.
Хотя это и непросто - в силу, по крайней мере, двух факторов. Во-первых, наличия (и\ли отсутствия) культурно-исторических реалий (включая даже национальную специфику). Во-вторых: "самая западная" страна - Великобритания - начала СВОЙ путь создания промышленности (и) буржуазного общества значительно раньше других.

В этом тексте, хотелось бы затронуть самое начало этого пути - первую, так сказать, часть Марлезонского балета.

Итак, английские законы о бродяжничестве

Английское законодательство с конца XV в. устанавливало жестокие наказания за бродяжничество, нищенство. Эти чисто формальные проступки, не причинявшие материального вреда обществу, ни нарушавшие ничьих прав, наказывались смертной казнью. Крестьян землевладельцы массами сгоняли с их земель. Они превращались в бродяг, которых по законам нещадно бичевали, клеймили и вешали. Лишённые жилищ и средств к существованию крестьяне считались бродягами – безнравственными людьми, которые не желают работать. Только в первой половине XVI в. были повешены 130 тысяч крестьян, обращённых в бродяг – то есть, людей, бродивших по стране в поисках работы и хлеба.
В благочестивой протестантской Англии с «самым первым парламентом в мире» одного факта бедности было достаточно для того, чтобы оказаться на виселице.

«Налагая на всех, способных к труду, обязанность трудиться, законодатель исходит из представления, что работы хватает на всех и что праздность есть проявление злой воли, с которой должно бороться суровыми уголовными карами. Нечего и говорить о том, что бродягой, негодяем, сильным нищим, по статутам Елизаветы, объявлялся всякий бедняк, отказывающийся работать за установленную властями плату. Статуты XVI в. причисляют к бродягам всякого, кто в известный срок не нашел себе работы, каковы бы ни были причины этой праздности. Статут 1536 г. Генриха VIII разрешал рабочему передвигаться только с аттестатами от хозяина: но и с аттестатом он может бродить, только месяц в поисках нового места, после этого он бродяга. Только по статуту 1572 г. Елизаветы льготный срок для приискания работы увеличен до 6 месяцев. А положение бродяги очень опасное».

Закон 1530 года устанавливал, что только старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню. Прошение милостыни здоровым мужчиной было объявлено преступлением. Нищие и бродяги, не получившие разрешение на сбор милостыни в качестве лиц, впавших в бедность не по своей вине, подлежали битью плетьми. Причём их следовало обнажёнными привязывать к тачке и бить до тех пор, пока кровь не заструится по телу. Затем с них следовало брать клятву возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Закон 1535 г. усиливал наказание. Если бродяга попадался во второй раз, наказание плетьми повторялось и, кроме того, отрезалась половина уха. Если же бродяга попадался в третий раз, его подвергали смертной казни.

В борьбе с бродяжничеством были предприняты такие чрезвычайные меры, как устройство рабочих домов («домов ужаса») и ссылка. С целью избавиться от бродяг, нищих стала применяться в административном порядке как мера безопасности ссылка во вновь открытые колонии в Северной Америке. По закону 1597 г. пожизненная ссылка стала заменять смертную казнь. Таким образом, американская ссылка способствовала ограничению смертной казни в Англии.

При Генрихе VIII (1509-1547) за бродяжничество подверглось смертной казни 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян при населении 4-5 миллиона человек (это почти 4/5 тогдашнего населения 10-тысячного Лондона), при Елизавете (1558-1603) – свыше 89 тысяч при населении 6 миллионов человек, то есть около двух тысяч в год.
(*)

А теперь - САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Людей вешали только за бедность. Протестанты видели в каждом бедняке лентяя или преступника. Почему? Это ожесточение богатых против бедных объясняется религиозными взглядами протестантизма кальвинистского толка с его ключевой идеей предопределённости, которую выдвинул Жан Кальвин (1509-1564). Это означает, что люди изначально неравны. Бог до сотворения мира предопределил судьбы каждого: одних – к спасению души, к жизни вечной, а других – к погибели, к вечной смерти. Люди делятся на избранное к спасению меньшинство и отверженных. Это было отходом от сути христианства с идеей религиозного братства людей (все люди – братья во Христе, он за всех нас пошёл на крест) назад, к ветхозаветной идее «избранного народа».
Видимым – а значит, единственным – признаком «богоизбранности» стало богатство. Бедность вызывала ненависть как симптом отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер). Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Именно поэтому принятые в Англии законы о бедных поражают своей жестокостью.

Если они поступали ТАК со своими соплеменниками, стоит ли удивляться тому, ЧТО англичане вытворяли в колониях, включая страны бывшего Советского Союза - Империи, уничтоженной ими, вместе со светлой памятью о советской человечности!..

_____________

(*) Впрочем, британцы носятся со своим освободителем (от Рима) как дурак с писанной торбой, а мы продолжаем поливать грязью его современника - нашего Ивана Грозного (у которого всех жертв раз в двадцать меньше - причём, не среди казаков и крестьян, а среди бояр! а это таки две большие разницы!..