Сочинение 5

Глафира Кошкина
Сочинение пятое. ЭНЕРГЕТИКА.

       
        Будут затронуты следующие вопросы:
        1. Энергетика поля (Человека, Эльфа, Мага и иных Сущностей).
        2. Энергетика слова.
        3. Энергетика взгляда (дуэли взглядов, воль).
        4. Энергетика проклятия.
        5. Энергетика выбора.


        Колоссальная популярность "Повести о Кольце" в любом переводе. Читаешь - искры летят. Примитива нет, секса нет, а интерес читателя - огромный. Не знаю, как другие, а я  с л ы ш а л а  вопль Назгула. Он пронзил меня всю от головы до пят, и я содрогнулась. Моё обоняние восприняло затхлый воздух логова Шелоб и ароматы итилиенских трав. Я  в и д е л а,  как переливается заходящее солнце в каплях воды водопада Раурос. Я  в о с п р и н и м а л а  вкус эльфийской воды и лепешек лембас. Я  п о м н ю  ощущение от прикосновения к поверхности Палантира. Кроме того, я  з а п л а к а л а  (это в мои-то годы, это при моей-то профессии!), когда вместе с Сэмом поверила в смерть Фродо и вскрикнула "НЕТ!!!", когда он в Саммат-Науре объявил себя Властелином Кольца. И - я много узнала и много думала.

        А еще, скажу совсем откровенно, ОЧЕНЬ многое, вплоть до глубинных структур изменилось в моей глубоко личной жизни после самых первых мгновений общения с трудом Толкиена.

        Я восприняла этот шедевр (другого слова не найду) ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ. Стало быть, труд сей заряжен энергией самого разнообразного качества и напряжения.

        Потому и летят искры с каждой страницы с и каждого абзаца.

        Попробуем же дотронуться до их живого огня.

    
   
                1.1. ЭНЕРГИЯ -  сила жизнедеятельности.

        Жизнедеятели у нас - а) просто одухотворенные Сущности, напр., Люди, Хоббиты; б) Перворожденные (термин переводчика В.Муравьева) - Эльфы, Орки в) Демиург представлен Сауроном.

        Не вполне поняла, куда отнести Гномов. Но в нашей работе это не столь важно. В традиции они относятся к Перворожденным. Как мне показалось, Толкиен относит их к одухотворенным Сущностям.

        Получается, что энергия одухотворенных Сущностей - как бы данная; у магов энергетический потенциал достигается талантом, тренировкой; у Перворожденных - заппрограммирована Илуватаром и Мелькором. Про энергию Демиурга можно сказать только то, что она огромна.


        Понимаю, слова "данная", "потенциал высок" и "огромна" - не термины. Но ведь и у меня - не научный труд, а впечатление обычного читателя.

        Итак, маленький вывод: одна из характеристик энергии у Толкиеновских героев зависит от того, кому она принадлежит - Человеку, Эльфу или Демиургу.

        А теперь еще одна характеристика: волны энергии либо слиты в одну мощную, направленную волей или чувством жизнедеятеля, либо распространяются от него концентрическими кругами с амплитудой затухающих колебаний.

        Сила концентрических кругов может быть внушительной. О таких пространствах можно сказать, что они "заряжены". Как, например, долина Изенгард после измены Сарумана.

        "Всем троим очень не хотелось останавливаться даже на отдых, но они ощущали нечто большее, чем усталость; как будто чья-то воля мешала им двигаться вперёд. И догадаться о том, чья она, было нетрудно: след вёл их в сторону Изенгарда, где скрывался Саруман".

        Или:

        "В воздухе здесь словно чувствовалось чьё-то незримое враждебное присутствие".

        Чётко это сказано о подземелье Шелоб:
        "Чем дальше они шли, тем душнее становился воздух, и во мраке они ощущали какое-то сопротивление, словно к головам их или к рукам прикасались какие-то длинные щупальца или может быть волокна подземных растений".

        О нём же чуть ниже:
        Здесь в скале было отверстие гораздо больше всех тех, которые они миновали, и оттуда исходило столь мерзкое зловоние и столь сильное ощущение затаившейся злобы, что голова у Фродо закружилась, Сэм в этот момент тоже пошатнулся и упал".

        Что его подкосило? Злоба? Зловоние? Всё вместе?
   
        Здесь ощущение злобы передаётся в зловонии.

        А здесь энергия Мрака заполняет пространство тьмой: "Тьма поднялась из Мордора в небо накануне, с заходом солнца и ... висит сейчас над всей страной от самого Эфель Дуата, и всё сгущается".

        Экспансия Зла. Сначала оно распространяется в "тонком" плане облаком тьмы. Но к Минас Тириту уже подтягиваются несметные полчища Мордора.

        Покажем двух Людей. Одного, заряженного злобой, другого - благородством. И в том, и в другом случае вокруг них создаётся энергетическое поле.

        "Грима Чёрный упал на колени, когда Гандальф приказал ему, но теперь он встал; и во всём его облике была такая злоба, что ближайшие к нему воины попятились.

        Арагорн вышел на стены перед заключительной битвой при крепости Хорн для переговоров: "Такой силой и величием дышал он, стоя один над разрушенными воротами, перед толпой врагов, что дикие Люди оробели и начали озираться по сторонам, а иные даже поглядывали на небо, словно ища там ту угрозу, о которой говорил Арагорн. Но Орки завыли и захохотали еще громче; они осыпали его градом стрел, но ни одна не попала в него".

        Маленький вывод: Толкиен создал мир, в котором антагонисты поражают друг друга не только оружием, но и всем своим обликом, силой своего духа.


        Пример энергетики взгляда - экзамен Отряду у Галадриэль в Лориене. "И они вздохнули, чувствуя себя усталыми: они словно выдержали долгий допрос, хотя ни одного слова вслух не было сказано".

        Саурон ищет Фродо в образе страшного Ока. Выдержать его взгляд дорого стоило Пиппину у Палантира Ортанка, Арагорну, Фродо возле зеркала Галадриэль.

       
        Энергетика голоса представлена Белым Магом Саруманом. "И вдруг заговорил другой голос, негромкий и музыкальный, и в его звуке было очарование. Те, кто слушал этот голос не остерегаясь, редко потом могли вспомнить слова, произнесенные им, а если и могли, то удивлялись, ибо в самих этих словах не было никакой силы. Они помнили только, что слушать этот голос было наслаждением, что всё, им произносимое, казалось мудростью, что он вызывал жажду согласиться с ним. Всякий другой голос казался в сравнении с ним хриплым, всякие другие речи - неразумными; а если они возражали этому голосу, то в сердцах у очарованных им загорался гнев. На некоторых чары действовали, лишь пока этот голос обращался к ним; когда же он говорил с другими, они улыбались, как те, кто разгадал фокус, которому другие удивляются; для многих одного звука этого голоса было уже достаточно, чтобы стать рабами; и это колдовство сохранялось для них, даже когда они были далеко, и они всё время слышали, как он шепчет и приказывает им. Но никто не мог слышать его без волнения, никто не мог противостоять его нашептываниям и приказаниям, не сбросив с себя его власти усилием воли".

        Не знаю, кому как, а есть еще люди, к которым в какой-то степени можно отнести эти слова. Но так полно магию голоса описал только Толкиен.

       
        Энергетика воли наиболее четко представлена Арагорном. Возьмем для примера эпизод, когда он возвращает жизнь Мерри, Эовин и Фарамиру, избавляя их от дыхания Мрака. "Он опустился на колени у ложа Фарамира и положил ему руку на лоб. Окружающие почувствовали, что он словно борется с чем-то: лицо у него осунулось от напряжения, и время от времени он повторял имя Фарамира, но с каждым разом всё тише и слабее, словно он сам ушёл от них, и уходил всё дальше, окликая того, кто затерялся во Мраке".

        На том, что на такое действие способен лишь Арагорн, делается особый акцент, да ещё с "эхом"; ведь женщина по имени Иорет впоследствии еще несколько раз проговаривает свои слова о могуществе воли древних вождей. Но фраза эта с каждым разом становится всё короче и короче. Словно грустное эхо...


        Мы подошли к энергетике, усиленной магией.

        Большое значение в мире Толкиена придаётся Языку.

        "Энты никуда не торопятся и ни в каком языке мира не найдётся таких длинных раскатистых слов, как те, из которых состоит их язык".

        Эльфы - "Громко произнёс он несколько слов на языке Эльфов; и он сам не понимал этих слов и не знал, что они создают внутреннюю связь между ним и Эльфами Лориена, и ему показалось, что кто-то другой произнес их, - его устами, но чистым и звонким голосом Эльфа". Это Фродо в логовище Шелоб. Но и Сэму также доводилось для спасения и поддержки переходить на Эльфийский язык.

        Гандальф на Совете Эльронда произносит надпись на Кольце на Мордорском языке, "жёстком и грубом. Действие этих слов было мгновенным и страшным. Голос у кудесника изменился, прозвучал свирепо и грозно. Солнце словно закрылось чёрной тучей и на террасу упал мрак. Всё содрогнулось, а Эльфы зажали себе уши руками.
        - Никто еще не смел произносить слова этого языка в Имладрисе, Гандальф Серый, - сурово упрекнул кудесника Эльронд, когда тень исчезла, и все опять вздохнули свободно.
        - Будем надеяться, что никто и никогда и не произнесёт их, великий Эльронд, - ответил Гандальф".

        Еще в школе нас учили, что язык народа - это его душа. Но почему-то никто не показал это так наглядно, как великий английский лингвист Джон Рональд Руэл Толкиен. Недаром одно и то же слово, одно и то же наименование есть в его труде на новоэльфийском, на древнеэльфийском, на языке Гномов, на языке Людей и т.п. Недаром так музыкальны топонимические названия в мире Толкиена и так блистательны собственные имена героев. Но об этом мы уже говорили выше.


        ЗаКЛятье, проКЛятье, КЛятва, КЛад, КЛюч - это я фантазирую, пытаюсь понять иконический смысл понятия. "ЗаКЛясть" - значит произвести некое тайное действие (слово КЛад тоже включает в себя тайну действия), после которого свобода воли заКЛятого будет существенно ограничена. Да еще если вспомнить мифологему "любое волшебство связано с заКЛятием"...

       Книга изобилует примерами действия заклинаний, особенно в эпизодах с Гандальфом. Вот он заклинает пони Черныша вернуться невредимым в Ривендель. Вот он зажигает жезлом дуб в схватке с Волколаком. Его борьба с Огнемраком - целиком магична. Заклинания явные, сбываются мгновенно. На то Гандальф и Маг, великий Маг.

        Но у Толкиена заклинать могут все. Например, чтобы войти в пещеру, любой может сказать слово "друг", и вход откроется. Даже хоббиту Фродо, не Магу, доступна сила заклятья. Так, Фродо говорит Голлуму:

        - Ты поклялся тем, что называешь Сокровищем. Помни это! Оно поручилось за тебя; но оно может извратить твою клятву, тебе на погибель. Оно уже извратило её. Ты только что проговорился мне, ты сказал: "Отдай его Смеаголу!". Не говори так больше! Не давай этой мысли укорениться в тебе! Ты никогда его не получишь, но стремление к нему может погубить тебя. В крайнем случае, Смеагол, я надену его на палец, а оно уже давно поработило тебя. И если тогда я прикажу, ты должен будешь выполнить любое мое приказание, даже если я велю тебе спрыгнуть в пропасть или броситься в огонь. А я именно это и прикажу тебе. Так что берегись, Смеагол!

        Я бы сочла судьбу Голлума совпадением с этими словами, ведь у Толкиена (во всяком случае в известных мне переводах) НЕТ акцента на том, что это - заклинание, если б эта тема не повторилась чуть позже.

        - Если ты еще раз прикоснешься ко мне, ты будешь сброшен в Огненную Пропасть.

      
        Здесь сыграло свою роль сразу несколько энергетических дуг, но я пока говорю только о заклинании, дуга которого тоже не из бледных.


        Пример проклятия. Сцена между Фродо и Боромиром у подножия холма Амон Хел (какое удовольствие произносить и писать эти названия!). Боромир кричит хоббиту:

- Погибель на тебя и на всё твоё племя! - тут он споткнулся о камень и упал ничком. Некоторое время он лежал неподвижно, словно сраженный собственным проклятием, потом заплакал.


        Здесь очень чётко выписан механизм, как нам кажется, следующего рода: проклинать дано не каждому. В средние века за черную мессу брались лишь единицы из посвященных в это ремесло. Для того, чтобы проклясть, нужно было взять на душу невыносимо тяжелый груз. Боромир не справился с этим грузом в первые же мгновения после произнесённого. Его могучее тело потеряло равновесие. Его судьба была решена. Решение это проявилось в первом же бою. Единственный из членов Отряда, Боромир погиб.


                4. Суммы энергетических дуг.

        Речь пойдет о "тройках", Отряде, дуэлях между Витязями Добра и Зла.


        В главе "Витязи Добра и Зла" мы уже отмечали, что объединения Витязей Добра дают мощную ровно светящуюся яркую дугу. Объединения Витязей Зла такую дугу дают лишь в определенные моменты, а в целом равнодействующая их энергий - есть ломаная линия, здесь каждый сам по себе, хотя цель - Кольцо - у всех одна. Поэтому мы не будем здесь рассматривать суммы "+" и "+" и "-" и "-". Мы рассмотрим дуэли "-" и "+", как они разрешаются энергетически.


        Гандальф - Денетор, взгляды.

        "Он устремил свой тяжелый взгляд на Гандальфа, и тут Пиппин увидел, что они похожи друг на друга, и ощутил между ними напряжение, словно из глаз в глаза протянулась огненная нить, готовая вдруг вспыхнуть пламенем".


        Арагорн - Голос Саурона на Кормаленском поле.

       "Арагорн не сказал ни слова, но поймал его взгляд и удержал своим, и некоторое время они боролись; но вскоре - хотя Арагорн и не шевельнулся и не притронулся к оружию - посланец Мордора вскрикнул и отшатнулся, словно от удара.
        - Я глашатай и посланик, и на меня нельзя нападать! - вскричал он."

        Комментарии: без комментариев.

        Вообще нужно заметить, что поединки, когда оружие - не лук, не топор, не меч, а взгляд и воля - очень тяжелы. Достаточно вспомнить постаревшего и осунувшегося Арагорна после освобождения Палантира из-под власти Саурона.


        Приходится только удивляться, как ювелирно точно и наглядно выписаны сложнейшие законы невидимого бытия.

        Для начала коснемся того, что мы назвали "энергетикой судьбы". Мы уже говорили, в мире Толкиена (а может быть, и в нашем тоже?) нет ничего случайного (в Булгаковском мире уж точно, "случайно даже кирпич на голову никому не свалится"!). То и дело встречаются фразы типа "Боромиру суждено было ехать в Ривендель"; "Если вам кажется, что вы совершили ошибку, то считайте,что так было суждено", - слова Фарамира Сэму у водопада Раурос.

        Итак, энергетическая составляющая Отряда. Казалось бы, в Отряде собраны все представители Средиземья, в том числе, и представители враждующих обитателей. Дружба Гномов и Эльфов давно прервана, мы не раз наблюдаем острые перепалки Гимли и Леголаса, но уже к середине повествования Эльф почти силой отрывает Гнома от гробницы вождя Балина в Мориа, спасая ему жизнь, а затем то в одном, то в другом эпизодах видим, с какой трогательной бережностью и уважением относятся друг к другу Гимли и Леголас. Уже из Лориена плывут они вдвоём в одной лодке. В их отношениях возрождается дружба Эльфов и Гномов. Впоследствии они много будут вдвоём путешествовать, и Гимли уйдёт со своим другом за Море.


        Не всё гладко и между Людьми. Боромир постоянно "в оппозиции" то к Гандальфу, то к Арагорну, не говоря уже о Кольценосце. Их отношения с Арагорном усугубляются тем, что Бродяге, а не сыну Гондорского правителя суждено сменить Теодена на престоле в Минас Тирите.


        Многие члены Отряда встретились со смертью. Гандальф - в битве с Огнемраком, Фродо - с Шелоб, Мерри - с Королём призраков, Пиппин - на Поле Кормалленском, Арагорн - на Пути Мрака, а погиб лишь Боромир ито, по-моему глубокому впечатлению, лишь под тяжестью  со б с т в е н н о г о  проклятия. Но даже смерть его органично вплелась в судьбу Отряда и лишь помогла Кольценосцу выполнить свою миссию. Вряд ли Арагорн смог бы отпустить Фродо и Сэма в Мордор, не пойдя с ними. Но - кто знает! - тот ли это случай, когда всё решают сила, воля и мужество?


        ВЫВОД: мы можем с полной уверенностью сказать, что энергетическая дуга Отряда сильна и гармонична, и у нас есть положения, подтверждающие наше мнение:
а) все живы, а смертьБоромира была функционально нужна;
б) задача Отряда выполнена.


        Теперь рассмотрим чрезвычайно любопытное энергетическое сочетание: Фродо - Сэм - Голлум. Мы уже начинали разговор о ней в одном из предыдущих сочинений, но сейчас речь пойдет о другом аспекте.

        Картина "тройки" выписана красиво. Её состав был спрограммирован, если так можно сказать, Гандальфом. В первых страницах "Повести" он говорит Фродо:

        - И мне кажется, для него еще может найтись дело, прежде чем всё это кончится. Его судьба связана с Кольцом, а значит - и со многими другими судьбами. В том числе - с вашей.

        Я давно уже подозревала, что если бы на свадьбе Фетида и Пелея в древнегреческом эпосе праздновали не только верхние, но и нижние боги, то Троянская война могла бы и не начаться. Ведь мудрый Эльронд неспроста собрал  р а з н ы х представителей Средиземья, точнее, с его горизонтального пространства, а тройка "Фродо-Сэм-Голлум" включает в себя различных представителей морально-этической вертикали.


        Кстати, это напиминает мне "тройку" героев булгаковского "Собачьего сердца": профессор Преображенский, доктор Борменталь и Полиграф Шариков. Тоже "отрицательный" герой  представляет собой измененную натуральную сущность (был собакой, изменился в человека) и путь этой "тройки" тоже в какой-то мере экспериментальный путь за Истиной.

   
        Гандальф говорит Пиппину:

        - Вспомни, что предатель может предать сам себя и сделать добро, которого не намеревался делать. Так бывает иногда.


        Лучше не скажешь. Хорошо бы, это помнили предатели всех времен и народов.



                5. Система подпитки. Про энергию воли и сердца.


        Мы ужеговорили о том, как Саурон "питал" Назгулов, а те, в свою очередь, "питали" войска Зла. Осталось упомянуть о том, как восстанавливают свою энергию Витязи Добра. На этот счёт у Толкиена есть великолепный "энергетический этюд". Я позволю себе привести ео здесь целиком.


        "Наконец усталый, окончательно обескураженный, он сел на ступеньку, пониже входа в коридор, и уронил голову на руки. Было тихо, странно тихо. Факел, уже догоравший, когда он прибежал сюда, затрепетал и погас, и Сэм почувствовал, что тьма заливает его, как волны. И тут, в конце своего тщетного странствования, во мраке своей скорби, Сэм, к собственному удивлению, начал тихонько петь.
        Его голос звучал тонко и дрожаще - голос одинокого, усталого и отчаявшегося Хоббита, ни для какого Орка не похожий на звонкую песню воина-Эльфа. Он мурлыкал старые детские песенки Шира и отрывки из песен, сочинённых Бильбо, мелькавшие у него в мыслях, как мимолетные видения родной страны. А потом вдруг в нем поднялись какие-то новые силы, и голос окреп, и неожиданно родились свои собственные слова, сливавшиеся с незатейливой мелодией. Он пел о знакомых и любимых вещах: о весенней листве, о небе, о звёздах, о наслаждении лежать в весенней траве под распускающимися ветвями. И вдруг ему почудился слабый ответный голос".


        Этот этюд интересен сразу в нескольких отношениях.
        Не могу не вспомнить слова сеньора Кастанеды О невидимом помощнике, который является и помогает в тех случаях, когда"никто и ничто уже помочь не в силах". Невидимым помощником сеньор Кастанеда, по моему разумению, называет ноуменальную сторону самого субъекта. В традициях русской волшебной сказки невидимым помощником выступает найденное героем сказки "то, не знаю, что", исполняющее все его желания. Так вот, в приведенном отрывке классический и чистый пример условий появления и характера помощи "невидимого помощника". Условия - сохранение безупречности поведения в абсолютной безысходности ситуации; характер помощи - обретение силы (физической, а также силы духа), позитивное изменение ситуации.
        Невидимый помощник в чье-то биографии - великая честь и награда. Безупречное поведение в роковой ситуации - удел избранных. И потому я желаю тебе, о читающий эти строки, быть достойным своего невидимого помощника.

        Поясню, что Кастанеда под понятием "безупречность" понимает "не явление нравственности. Она только похожа на нравственность. Безупречность - это просто наилучшее использование нашего энергетического потенциала. Естественно, она требует умеренности, содержательности, простоты, невинности, и превыше всего она требует отсутствия самоотражения".


        Этот же отрывок дает нам представление еще об одной энергетике, энергетике сердца, так я её назвала. Так и получается, что трепетные сердца Плюшевых Зайчиков, не искушенных во Зле и не включённых в предания, как Эльфы, Гномы, Люди, именно они выполняют наиболее трудную миссию - миссию Кольценосцев. И их сила - это не сила воли. Их сила - это сердце.

       Энергия живого сердца всесильна.

       На этом я заканчиваю. Я всё сказала.