- Ты же не будешь далеко?
- А если я тебе надоем?
- Нет!
- Ладно, хорошо.
- Ты будешь рядом?
- Да.
- Пока мы не состаримся?
- Очень состаримся.
- Насовсем.
- Да, насовсем.
- Обещаешь?
- Насовсем - пресовсем. \Халид Хоссейни\
Он с раннего детства любил рисовать и, подобно Айвазовскому, рисовал всегда и на всём, используя не только карандаши, но и мел, и куски угля. И, снова подобно Айвазовскому, он рисовал море: предрассветное и принявшее в свои объятья раскалённый диск "утомлённого солнца", умиротворённое и бушуещее, небесно - -голубое, с очаровательными "барашками", и грозное, зелёно - бурое, нежное, ласкающее - летнее и свинцовое, тяжёлое зимнее.
Мальчик мечтал о большом городе, где он будет учиться, где - и он в это твёрдо верил - он станет настоящим художником, певцом моря.
Детская мечта привела его туда, где внимательные педагоги помогли талантливому юноше совершенствоваться. Из года в год работы молодого живописца привлекали всё более пристальное внимание маститых мастеров кисти.
Художник не изменил себе: на его многочисленных полотнах жило любимое море. Но теперь рядом с ним всё чаще появлялась стройная фигура девушки с длинными волосами и платьях в тон моря. Девушка - высокая и грациозная - вероятно, была прелестна и нежна лицом. Но об этом можно было только догадываться - художник на всех картинах изображал её со стороны спины: она тоже любила море и всегда была отвёрнута от зрителя.
Девушка была разная: она стояла во весь рост, протянув нежные руки навстречу волнам, сидела на скале, обхватив колени руками, лежала на песке, опершись на руки, прощалась с морем, стоя в полоборота, а волосы, повинуясь лёгкому ветру, обнимали её лицо.
На одном полотне она стояла у самой кромки воды, и лёгкие волны ласкали ступни девушки. Она откинула голову назад, придерживая волосы красивой кистью. И ожили в памяти пушкинские, полные любви и нежности строки из "Евгения Онегина":
Я помню море пред грозою,
Как я завидовал волнам,
Бегущим шумной чередою,
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног губами...
Вспомнили? Сколько романтики, юношеской мечты, поклонения... И совершенно не важно, кого имел в виду поэт - В.Вяземскую, Е.Воронцову или М. Раевскую. Он не раскрыл своей тайны, хотя любая из этих "трёх граций" могла отнести к себе эти откровения Пушкина.
А, что мой герой? Почему он скрывал ту, которая жила на всех его работах? Ответ прост: это была девушка - мечта, она жила в его грёзах, вдохновляла его, и когда - нибудь должна была появиться в его жизни.
Кто умеет ждать, к тому приходит желаемое. И Она появилась! Такая же тонкая, стройная, нежная, с необыкновенного цвета пепельными волосами, его Муза, его Галатея.
И теперь она "повернулась" к нам лицом, сияющим от восторга. Глаза цвета моря излучали свет, волшебный свет счастья.
Художники выбирают темы своих работ самые разные. У одних это - Восток, у других - Родина, её деревни, люди - работяги, у третьих - материнство, у кого-то - война, сражения. Прекрасны картины портретистов, запечатлённые на полотне библейские мотивы... Но море!
Эту историю я услышала от правнуков художника. Они показали мне множество прекрасных полотен, и рассказали о необыкновенной любви этих людей. Прожили они счастливо 65 лет, и всегда с обожанием смотрели друг на друга. Когда прабабушка заболела и слегла, дедушка не отходил от неё. Он держал её за руку и гладил, грустно улыбаясь. А когда прабабушки не стало, все поняли, что прадедушка "тоже умер". Он спрятал карандаши и кисти, свернул чистые листы, убрал мольберт, расставил и развесил картины в мастерской. А картины, с которых жена смотрит на нас, повесил в их с женой просторной спальне.
- Знаете, мы видели все работы прадедушки... он нам показывал... В правом нижнем углу он писал - "Моя Муза". И только после его смерти кто - то из нас случайно задел одну из картин, прислонённых к стене. Она упала и на обороте рукой прадедушки было выведено - "Моя Галатея".
- Он и в самом деле не просто любил свою музу, но, подобно кипрскому Пигмалиону,
обожал её, боготворил, лелеял. Он так трепетно к ней относился, так нежно брал за руку и так трогательно обнимал за плечи, что трудно было поверить, что их связывают десятки лет брака... Бог наградил его ТАКОЙ ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
- Галатея... Не случайно художник так называл свою большую любовь... Как не случайно внимание поэтов и писателей к истории создания статуи Галатеи кипрским архитектором Пигмалионом. Пигмалион, как известно, влюбился в своё создание до безумия, и Афродита, вняв его мольбе, оживила статую. Этот сюжет знаком нам не только по произведению Бернарда Шоу(там немного иное раскрытие темы), но и из "Метаморфоз" Овидия и лирической сцены Жан - Жака Руссо - "Пигмалион".
Да, счастлив человек, выбранный Богом, которому дарована редкая способность ЛЮБИТЬ.