Бабушка Хелена и Цветочный Камень

Фёдор Тиссен
Предки бабушки Хелены Тиссен основали в Польше возле крепости Мариенбург село Блюмштайн – Цветочный Камень. Это было давно, аж в 16 веке. Ещё раньше, до того, Мариенбург был в течение нескольких столетий столицей Тевтонского ордена. В польском Блюмштайне предки прожили 250 лет. После раздела Польши меннониты Блюмштайна попали под власть Пруссии.

Прусская власть им не понравилась, они рванули в Новороссию и основали на левом берегу реки Молочные Воды ещё один Блюмштайн. За речкой жили русские духоборы и немецкие лютеране. Чуть выше их жил в своём имении граф Попов.

4 сентября 1817 года две трети Блюмштайна сгинуло в пожаре. Село срочно восстановили. На следующий год император Александр Павлович решил узнать, как и при каких условиях российские сёла способны восстанавливаться как феникс из пепла. Он удостоил Блюмштайн своим царским вниманием и даже, что очень редко бывает, был гостем в одном из сельских домов. В каком доме неизвестно. Логично предположить, что в доме самого уважаемого жителя села.

Самым уважаемым жителем села раньше, повторяю, раньше, в меннонитских сёлах  был сельский пастор. Его выбирали на собрании общины. Старались выбрать самого богатого или самого умного. Если повезёт, то самого умного богача или самого богатого …м-м-м… умника. Пастору зарплату не платили. Наоборот, он инвестировал свой ум, своё время и свои деньги в развитие села.

Пастором в Блюмштайне был Николай Ёханн Фризен, отчим моей бабушки Хелены. Хелена рано осиротела и была семьёй пастора удочерена. Вовремя пожара он ещё был пацаном. Вполне вероятно, гарантий не даю, но вполне вероятно, что его отец тоже был пастором. Если так, то моя бабушка Хелена сиживала за тем же столом, на том же самом стуле, что и царь России Александр Палыч Романов.
После революции такая причастность шла с огромным минусом и этим никто не подумывал даже похвалиться. Потому такого рода информация до нас доходит не по семейным преданиям, а окольными путями.

В Мариенбурге я был проездом из Кёнигсберга в Данциг. Мариенбург стал Мальборком, Данциг – Гданьском, а Кёнигсберг – Калининградом. Менониты ту войну не начинали, они 500 лет оружие в руки не брали. Вообще. Но получилось так, что в Польше меннонитское село Блюмштайн превратилось в Камьенице, а на украинский Блюмштайн в село Каменское. Сегодня Каменское в Каменском называть Каменкой нежелательно. Каменка из Блюмштайна превратилась в село Кам'янське. Входит в Светлодолинский сельский совет Мелитопольского района Запорожской области. Ну, а о том, что Кам'янське был когда-то Блюмштайном сегодня в Каменском уже никто и не помнит.