Виды зла. Не убий! Вина. Спасти шкуру или душу?

Славен Любомиров
1. ХРИСТОС исцелил множество людей. «…великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.» (Лк.5,15) Апостолы лечили людей. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.» (Мф.10,1; Лк.9.1) Евангелист  Лука был врачём. «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный,…» (Кол.4,14)

2. Итак, уничтожение  болезни – дело богоугодное. Но посмотрим на болезнь с другой точки зрения. Что значит – уничтожить болезнь? Это значит, убить носителей болезни – микробов, вирусов и т.п. Всё это – живые микроорганизмы, они - носители болезни, зла, но в них тоже есть жизнь! Вас это не смущает? Ведь сказано - Не убей! Вы скажете - это касается только человека. Но Вам возразят, что в Библии не сказано, что речь только о человеке. Так что же, буквально и категорично примем Заповедь "не убей" - и не будем убивать микробов? Абсурд. 

Говорят: «Где есть создание жизни - там Бог, где уничтожение жизни - там диавол». В целом правильно, но буквальное следование опять ведёт к абсурду.
Жизнь, размножение болезнетворных вирусов, микробов, угрожающих здоровью человека необходимо пресекать, а их самих - уничтожать. И в этом уничтожении болезни и жизни вирусов, как носителей болезни, нет никакого диавола. Божественный промысел как раз и заключается в заботе  о Своём Творении, ценнейшее из которого – человек.

Этот пример приведён с одной целью - показать, что нельзя  буквально и категорично считать догмой любое утверждение, которое нам кажется единственно правильным. Необходимо всё принимать с рассуждением и видеть не только "букву", но понимать  "дух" Закона и границы его применения.

3. Говорят: «где есть творение - там Бог, где разрушение - там диавол». В принципе кажется правильным, но опять же буквальное понимание приводит к противоречию. Творение и разрушение чего? Если мы имеем ввиду «добро»,  то верно. А если «зло»?
«Где есть творение добра - там Бог, где разрушение добра - там диавол».
А если речь о зле, то всё наоборот:
«Где разрушение зла - там Бог, где есть творение зла - там диавол».

4. Итак, разрушение, уничтожение зла (оно всегда имеет конкретное выражение) – это богоугодное дело. Зло проявляет себя в человеке как болезни, грехи, страсти, злые помыслы, страхи, уныние, трусость  и т.п., но и нападает на человека извне как соблазны, оскорбления, угрозы, агрессия и т.п. Как его попытаться избежать или разрушить и уничтожить?

Известное дело. В болезни – не грешить, молиться и лечиться. Свои грехи - это самое коварное зло, постоянно и незаметно убивающее человека  (в том числе злые помыслы, гордыня, страхи, своя агрессия и т.п.), страсти (укоренившиеся грехи). Их необходимо уничтожать покаянием в Таинстве Исповеди и Святого Причащения, исправлением содеянного, изменением себя и своей жизни.  Не зря Церковь именуется Духовной лечебницей. Со злом в себе мы должны бороться непримиримо ежечасно и ежеминутно.

5. А как быть с внешним злом? Когда мы не очень усердно боремся со своими внутренними, собственными  грехами, с нами происходят разные несчастья и неприятности (в том числе болезни). Это - «зло», которое попущено нам во исправление наших грехов или как испытание.

Как реагировать? Конечно, первый вопрос возникает – за что? Надо подумать, что сделал не так – кому я причинил зло, страдание, где поступил безнравственно и бесчестно по отношению к себе или другими. Но главный вопрос – для чего это «зло»? Что я должен сделать? Что исправить? Как я должен изменить себя самого, свою жизнь, свои взгляды?

Глупо кидаться на человека, который нас обидел или оскорбил – он лишь орудие в руках Божьих. Здесь именно – «подставь другую щеку», пусть он выскажет всё, что о нас думает. Это бесценная информация, а мы сделаем выводы и поймём, что нужно в себе изменить. Короче, все мелкие неурядицы надо принимать спокойно и благодушно по отношению к людям, но относиться к ним внимательно, делая полезные выводы для себя.

6. Но вдруг, не приведи Господи,  на человека нападает настоящее зло, которое хочет его или его семью покалечить или убить. Тогда человек вправе защищать свою жизнь и жизнь своих близких всеми доступными средствами, стараясь не превышать меры необходимой обороны. Здесь, человек вынужденно выбирает из всех зол – меньшее.

7. И, наконец рассмотрим огромное страшное зло – это ВОЙНА, когда агрессор грозит уничтожить миллионы людей, убивает детей, женщин, стариков.

Война… какое страшное, трагическое слово!
В нём люди гибнут, рушатся основы
семей, сообществ, судеб, стран,
в нём запах крови и смертельных ран,
в нём грохот взрывов, скрежет, вой
и яростный, жестокий бой,
в нём матери в тоске своей
напрасно ждут убитых сыновей,
в нём  подношение сатане –
расстрелянные дети, жёны
и жертв, кровавых, миллионы…
зачинщикам войны вовек гореть в огне!


Что же мужчины?  Безвольно и покорно опустят руки в бессилии, и встанут на колени перед врагом?! О, нет! Они возьмут оружие и будут сражаться за Родину не щадя своих жизней. 

А как же заповедь – Не убий???!  Опять буквальное понимание ведёт к противоречию.

По извращённой логике сектантов защищать Родину от фашизма было богопротивным делом. То есть, надо было сразу сдаться? Чтобы всех уничтожили, сожгли в печах? Именно такие планы были у Гитлера, ему нужны были в России природные богатства и земля, а не люди. И Ленинград не надо было защищать, и Москву, обрекая жителей на полное истребление? Что это - трусость, подлость? Такое морально-нравственное уродство и бездуховное ничтожество может вызвать только отвращение и презрение.

8. Заповедь «Не убий» дана человеку, чтобы он по своему самоволию и разумению не вершил суд, лишая человека жизни, которую дал БОГ.

Для закоренелого преступника иногда смерть  - единственное средство остановить его злодейства и спасти его душу от окончательной гибели.  Но, если нет реальной угрозы жизни людям, то никто произвольно не вправе лишать преступника жизни. На это есть суд. И даже суд гуманно заменяет казнь на пожизненное заключение, во-первых, чтобы подстраховаться от ошибки, во-вторых, чтобы дать возможность преступнику  покаяться, то есть спасти свою душу. Это последний шанс спастись, ибо тело - временно, а душа вечна. Если БОГ Сам не забирает его жизнь, а, значит, Душу, то и мы не вправе это делать.

Во время войны и защите Отечества убийство врага - не самоволие и не самовластие человека, а вынужденная необходимость. Но и в таком случае убийство человека – грех, за который надо искренне каяться. Главное не стать озлобленным и ожесточённым, и, где только возможно, стараться не убивать.

9. Грех убийства грузом лежит на душе воина, и только глубокое покаяние в Таинстве Исповеди, с последующим Святом Причащением, облегчает и изглаживает грех и чувство вины.
Чувство вины - деструктивное и вредоносное чувство, разъедающее душу человека. Оно лишает сил, вводит в отчаяние и безысходность, часто бывает причиной алкоголизма и самоубийства. От чувства вины необходимо немедленно избавиться, и это происходит именно в Таинстве Исповеди и Святого Причащения, возможно исповедаться понадобиться несколько раз, но с каждым разом чувство вины будет слабеть, пока не исчезнет совсем.

Может ли БОГОМ прощён грех убийства? Да. БОГОМ прощаются все искренно и глубоко раскаянные грехи. (Но БОГА не обманешь, он видит все мысли, чувства и намерения человека!) Один грех не прощается - самоубийство, так как человек сам лишил себя возможности покаяния за совершенный грех.
 
Православная Церковь благословляет бойцов на защиту Отечества, но раньше на Руси воинам после войны не позволялось причащаться Святых Христовых Тайн 2 года. Сейчас время ускорилось, и не полезно так долго не соединяться с БОГОМ духовно и телесно (то, что происходит в Святом Причащении). Впрочем, священник на некоторый срок  всё-таки назначает епитимью, как нравственно-полезную меру. 

10. Закон можно исполнять "по букве" или "по духу" (по совести и справедливости).
Необходимо понимать границы действия закона, когда он вступает в противоречие с более высокими духовно-нравственными требованиями. Здесь человек берёт на себя ответственность за нарушение его ради высших целей, например ради спасения от неминуемой смерти невинных людей, своего Отечества. Из двух "зол" выбирается меньшее, и меньшее "зло"  - уничтожение агрессора, предотвращает большее "зло" и оборачивается добром и сохранёнными жизнями миллионов невинных людей.

Господь БОГ это не только не осуждает, но и благословляет, ибо "буква убивает, а Дух животворит" (2Кор.3:6).
БОГ обращается к народу своему: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Вт.20:1).

Святой Преподобный Сергий Радонежский благословил на битву с ордой Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-богатырей.

Святой праведный воин Фёдор  Ушако;в  — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом, контр-адмирал не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Святой воин не потерпел ни одного поражения и одержал победу в 43 морских сражениях.

Слова Святого праведного Александра Невского известны каждому русскому человеку: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».

11. Советский народ победил, а значит, БОГ был на нашей стороне. ЕГО Воля была в том, чтобы зло, материализованное как фашизм, было разгромлено и уничтожено именно русским (в широком смысле) народом. Это была реальная победа над злом.

Борьба со злом ведётся и будет продолжаться всегда и на всех уровнях – духовном, нравственном, историческом, военном и  др.

Русскому народу отведена в этой борьбе и победе над злом важнейшая роль.  По Воле Божией сила русского характера, широта души совпали с Высотой Духа  Православной веры, воспитавшей стойкий, духовно непобедимый народ, предназначение которого – являть пример героизма, Святости, справедливости, милосердия и любви.