Майская жара. Только что прозвенел звонок. В школьном дворе по залатанному асфальту носятся ватаги мальчишек. В углу двора мелькают девчачьи косицы, потому что на расчерченных мелом квадратах начинается игра в «классики». У высоких железных ворот дерутся пацаны из 5-го «А», которых быстро разнимают.
В двух минутах хода от школы - железнодорожная станция Миллерово, от которой одно беспокойство – шипение, свистки, гудки и лязг паровозов с тепловозами.
Большая перемена заканчивается, и на втором этаже школы № 1 в 6-м "В" классе начинается урок географии. Урок проводит классная руководительница Антонина Тимофеевна, преподающая в школе еще несколько предметов: зоологию, биологию и ботанику. Считается, что у Антонины Тимофеевны жесткий характер. Месяц назад на уроке зоологии она рассказывала о вымерших саблезубых тиграх. Ученики 6-го "В" тотчас же присвоили ей прозвище «клыкатая».
Сегодня с утра «классная» не в духе: в ее доме на Советской улице случилось несчастье - при родах умерла свиноматка. Но беда одна не ходит: слег с гриппом муж. Ученики научились разбираться в настроениях учителя, притихли, кое-кто прильнул к парте, в надежде избежать вызова к доске. Звенящая тишина нарушается жужжанием отчаявшейся вырваться из оконного плена изумрудной мухи.
- Сурженко, к доске! Расскажи-ка нам, братец, все, что ты знаешь о степной зоне Португалии.
Проснувшись от звуков собственной фамилии, «братец» Иван Сурженко, по-змеиному, долго отслаивается от родной парты. Затем черепашьим шагом плетется по проходу между рядами. Оторопевшим строгим лицом, на котором резко выделяются испуганные круглые глаза, посылает он одноклассникам немые вопросительные знаки – мол, подскажите, братцы, что там творится в этой неизвестной Португалии. Несерьезный школьный народ в ответ только хихикает.
Антонина Тимофеевна, хотя и гневается на долгий подход Сурженко к доске, но все же терпеливо дожидается момента, когда за ее спиной появляется переминающаяся с ноги на ногу нерешительная фигура Ивана.
«Клыкатая» поворачивается к ученику:
- Начинай, Сурженко, начинай. Смелее, класс тебя слушает.
- Что начинать? – пустил петуха Ваня.
- Так… - многозначительно протягивает учительница, - Сурженко даже не соизволил заглянуть в учебник. Так ведь? Ну и что мне с тобой прикажешь делать?
- Почему? – снова невпопад ляпает Ваня. – Я… это… заглянул.
На задней парте кто-то прыскает и давится смешком.
- Оно и видно, что вы, Сурженко, именно заглянули, но не учили домашнее задание, - заявляет «классная». Переход в обращении на «вы» не сулит Ивану ничего хорошего: как правило, это служит предвестием «двойки», а то и «кола», жирно проставленного в журнале.
- Я учил, Антонина Тимофеевна. Честное слово, учил, - мямлит Ваня.
- Рассказывай, раз учил, - «клыкатая» несколько оттаивает, поворачивается лицом к классу и готовится слушать ответ.
- В Португалии есть степь… - бодро начинает Ваня и замолкает, не представляя, что еще можно добавить.
- Да, Сурженко, верно… Есть степная зона. Кстати, как она называется и где находится? Вот карта, покажи степи указкой.
Однако за ученика отвечает перламутровая пленница-муха, отчаянно дребезжащая крылышками в поисках уличного счастья. Сам Ваня молчит, с тоской посматривая в окно на пролетающий в небе «кукурузник».
- Степи находятся в местности, называемой Алентежу, - подсказывает Антонина Тимофеевна.
Ваня, потупившись, смотрит в пол и молчит.
Неожиданно «классная» саркастически смеется и обращается к незадачливому ученику:
- Иван, ну покажи нам хотя бы, где находится Португалия?
Отвечающий у доски хитрец долго ищет и не находит указку, стоящую непосредственно рядом с ним у доски. «Клыкатая» поднимается, ходит по классу и, подойдя к Сурженко, молча подает ему указку.
- Спасибо, - расстраивается Ваня, и начинает слепо водить указкой по географической карте мира.
Из разных уголков помещения доносится до ушей ученика горячий подсказывающий шепот.
«Клыкатая» строго оглядывает учеников и грозит пальцем. Шепот прекращается.
- Сурженко, немедленно покажи, где находится Португалия?
«Классная» задает вопрос таким грозным тоном, что Иван тут же вонзает указку в Сирию, делая отверстие в карте, и заявляет:
- Вот Португалия!
- Сурженко, прекратите портить школьное имущество. Вы уверены, в том, что это именно Португалия?
- Да, я уверен, Антонина Тимофеевна!
- Задаю последний вопрос, Сурженко. Легкий вопрос. Назови хотя бы одну реку в Португалии.
Ваня смотрит на карту, жует губами, поднимает глаза к потолку и усиленно пытается вспомнить прочитанный вчера наспех материал:
- Дура, - наконец выдыхает он.
Одноклассники застывают в ужасе…
«Что сейчас начнется!?» - думают многие.
- Сурженко, не Дура, а река Дуэро. Садитесь! Двойка!
- Антонина Тимофеевна, пожалуйста, не ставьте двойку… Я потом выучу… А то мне от папаши влетит… - не глядя на учительницу, просит Ваня.
Географичка отрывается от журнала и растерянно спрашивает:
- Что-то случилось, Сурженко? Почему ты не выучил материал?
- Вчера Звездочка отелилась… Я помогал папаше с этим…
«Классная» откладывает ручку в сторону:
- Я ведь не раз говорила и опять повторяю – если не выучили по уважительной причине, предоставляйте мне записку от родителей.
- А по неуважительной причине? – осмеливается кто-то с вопросом.
- По неуважительной? – «классная» на минуту задумывается. – В таком случае проявите честность, подойдите перед уроком ко мне и сознайтесь… Я поставлю вопрос в журнале, но на следующем уроке обязательно вызову к доске.
- Итак, как всегда, нас выручит… - Антонина Тимофеевна делает эффектную паузу, во время которой ученики буквально воссоединяются со своими партами в неразрывное целое, подобно солдатам, припавшим к окопам, - нас выручит… - повторяет "классная", хищно вглядываясь в свои жертвы.
- Солонский, к доске! – наконец выдыхает мучительница. – Уверена, что Юра нас не подведет! Несмотря на то, что у него дома тоже большое хозяйство, - с птицей, свиньями, коровой… – заключает она, глядя с улыбкой на своего любимого ученика-отличника.
Из-за парты, стоящей в первом ряду, быстро поднимается и направляется к доске высокий мальчик с круглой головой, крупными губами и высоко поднятыми бровями. На его лице, располагающая к себе, как бы извиняющаяся улыбка.
Далее, слушая уверенный ответ Солонского, учительница удовлетворенно кивает головой и комментирует:
- Вот, ребята, слушайте и учитесь у своего одноклассника ответственному отношению к учебе, - и добавляет, как всегда, после блестящего ответа Солонского. – Вот увидите, Юра далеко пойдет… станет ученым или космонавтом. Садись, Юра, отлично!
- Антонина Тимофеевна! А коровы у нас нет, продали, - бросает отличник и садится на свое место.