Первый трижды Герой Союза ч. 27

Николай Мринский
Отвага и мастерство напарника Петра Тильченко внесли победный перелом в безнадежную, казалось, схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко снайперски атаковал вставших в вираж Ме-110 и сбил 2 машины. В конце августа их пару (П.Г. Тильченко имел тогда 11 побед, а Лавриненков — 6) перевели в 4-й ИАП, который вкоре пополнили людьми, перевооружили на Як-7Б и направили на Сталинградский фронт. 25 августа 1942 г. мл. лейтенант Тильченко геройски погиб. Владимир тяжело переживал потерю друга. Всего за три месяца боев в составе 4-го ИАП Лавриненков стал ведущим, а затем и командиром звена, одержал 3 победы... В конце октября комполка А. Морозов объявил, что Амет-Хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9-й гв. ИАП. После перевооружения на Як-1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина. С 10 по 31 декабря 1942 г. старшина Лавриненков провёл 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. В одном из декабрьских вылетов в паре с Катей Будановой он подбил Хе-111, но стрелок бомбардировщика «стеганул» очередью по правому крылу его «яка», сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привёз серьёзные боевые повреждения. Отметим, что с начала 1942 г. и до конца войны Лавриненков воевал на машинах с бортовым номером 17. Суеверный, как многие летчики, он считал этот номер, совпадавший с числом дня его рождения, счастливым для себя. В феврале 1943 г. гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9-го гв. ИАП гв. мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза.

К тому времени он провел 322 боевых вылета на И-15 бис, Як-1 и Як-7, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника. В начале августа 1943 г. 9-й гв. ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта, на аэродром Зимовники, где был перевооружён, а лётчики полка переучены на американский истребитель «Аэрокобра». К боевой работе лётчики возвратились 17 августа 1943 г. К концу августа на его личном счету было уже 27 сбитых самолётов противника. Можно представить себе ликование гитлеровцев, когда в бою под Мелитополем 24 августа 1943 г. после столкновения, с уже сбитой им «рамой» – разведчиком ФВ-189 Лавриненкова, выпрыгнувшего из «Аэрокобры» с парашютом, ветер отнес к немецким траншеям, и он был в бессознательном состоянии пленён. Начались допросы с побоями, уговорами к измене Родине. Однако все мысли этого настоящего патриота были направлены к побегу, к новым боям с врагом. Героя Советского Союза В. Лавриненкова гитлеровцы решили отправить в Берлин, к рейхсминистру Герингу. Их везли под охраной вдвоём: его и лётчика-штурмовика Виктора Карюкина. Также понятно негодование гитлеровцев, когда, не доезжая Одессы, отважные офицеры, усыпив бдительность врага напускной покорностью и, обманув конвоиров, выпрыгнули ночью из идущего на полной скорости поезда... Через 36 дней, после боев в составе партизанского объединения им. Чапаева, участия в разгроме отступающих оккупантов и полицаев в селе Хоцки, он вернулся в свой полк. При побеге из вражеского плена большую помощь В. Лавриненкову и В. Карюкину оказал крестьянин с киевщины Иван Степанович Шевченко, который укрыл лётчиков в своей хате и помог им выйти на партизан.

Возвратившегося из плена гв. ст. лейтенанта В.Д. Лавриненкова 29 сентября 1943 г. радушно принял командующий 8-й воздушной армией грозный ген.-л-нт авиации Т.Т. Хрюкин. Член Военного Советa фронта ген. А.И. Вихров возвратил В.Д. Лавриненкову его Золотую Звезду, все ордена и приказал привести себя в «максимальный порядок». Вскоре он был представлен командующему фронтом – Ф.И. Толбухину. Выслушав лётчика, генерал армии приказал адъютанту принести погоны капитана, сам вручил их Лавриненкову, поздравил с возвращением в строй и с новым званием. Вскоре комэск гв. капитан Лавриненков одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ю-88 над днепровскими плавнями. Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве... Покрышкин хорошо знал решительного, честолюбивого, прекрасно сложенного, с выразительными ясными глазами, командира эскадрильи. С этим замечательным пилотом, умелым организатором боя он познакомился после его бегства из плена, на конференции «охотников» за самолётами и наземными целями. Взаимная симпатия между двумя известными боевыми асами позже переросла в крепкую дружбу. Владимира Дмитриевича было за что уважать и любить. Отважный воздушный боец, он показал себя настоящим мастером в боях на Сталинградском фронте и на Украине. Выдающийся ас ВОВ, прошёл путь от лётчика до командира славного 9-го гв. авиаполка, от рядового до ген.-п-ка авиации, дважды Героя Советского Союза. В октябре 1944 г., после гибели командира 9–го гв. ИАП Героя Советского Союза гв. п/п-ка А.А. Морозова, сменив назначенного было на эту должность Героя Советского Союза А.Ф. Ковачевича, В.Д. Лавриненков был назначен командиром прославленного полка.

Всего в годы войны командир 9-го гв. Краснознамённого Одесского ордена Суворова ИАП гв. майор В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов на И-15бис, «Яках», «Аэрокобре» и Ла-7, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. 20 вражеских самолётов он сбил на И-15 бис и «Яках», 15 – на «Аэрокобре». Среди лично сбитых им самолётов 14 многомоторных машин: 5 Хе-111, 6 Ю-88, 1 Ю-52, 1 Ме-110, 1 ФВ-189. Заметим, что стоимость двухмоторного бомбардировщика, по данным немецких специалистов, опубликованных в книге «Промышленность Германии в период войны 1939–1945 гг.» (М., 1956), превосходила стоимость истребителя в 6–8 раз. При этом из всех 7 тысяч советских асов менее 300 чел. смогли лично сбить 5 и более двухмоторных машин противника, а 10 и более многомоторных машин сумели сбить в воздушных боях лишь 27 наших летчиков-истребителей. Среди них трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин (20 лично сбитых многомоторных); дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков и Герой Советского Союза В.Н. Залевский (по 14 лично сбитых многомоторных); Герои Советского Союза Н.А. Козлов и Н.Ф. Краснов (по 13 сбитых многомоторных); дважды Герои: А.В. Алелюхин, Г.А. Речкалов, Б.Ф. Сафонов, Герой Советского Союза Г.А. Григорьев (по 12 лично сбитых многомоторных); Герои Советского Союза – В.И. Афанасьев, Е.П. Дранищев, Н.А. Зеленов, Н.П. Игнатьев, И.П. Лавейкин, К.А. Новиков (11 лично сбитых двухмоторных); дважды Герои Н.Д. Гулаев и Головачёв П.Я., Герои Советского Союза – Г.С. Балашов, А.Д. Булаев, И.С. Зудилов, А.Ф. Ковачевич, В.Н. Макаров, С.М. Новичков, Д.Е. Оскаленко, И.В. Тимофеенко (по 10 сбитых двухмоторных).

Среди 27 выдающихся асов, записавших на свой счёт не менее десяти двухмоторных машин двое – ст. лейтенант Б.П. Рогов (погиб в авиакатастрофе, задев колёсами истребителя за бруствер на краю лётного поля 14.09.1944) и И.Е. Федотов (сбит и погиб 7 июля 1942 г.), так и не были удостоены звания Героя Советского Союза. 9-й гвардейский ИАП, который В.Д. Лавриненков возглавлял почти год (с октября 1944 по 25 августа 1945 г.), входит в число семи результативнейших советских ИАП, уничтоживших в воздушных боях свыше 500 самолётов противника каждый. На счету лётчиков 9-го гв. ИАП 507 самолётов противника, сбитых в воздушных боях и 51 самолёт, уничтоженный на аэродромах. Среди побед полка почти половину (222) составляют бомбардировщики, транспортные, и разведывательные машины. После войны В.Д. Лавриненков продолжал командовать авиаполком. В 1948 г. он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1954 - Военную академию Генштаба. Летал до 1954 г., освоил Як-17, МиГ-15, МиГ-17. В 1955–1962 гг. – командующий истребительной авиацией армии ПВО. В 1962–1969 – первый зам. командующего 8-й отдельной армией ПВО (г. Киев), командующим армией в то время был А.И. Покрышкин. В 1969–1977 гг. В.Д. Лавриненков – командующий 8-й отдельной армией ПВО – зам. командующего войсками КВО по войскам ПВО. Генерал-полковник авиации с 1971 г. С 1977 по 1984 гг. – начштаба - зам. начальника Гражданской обороны УССР. В 1984–1988 гг. - военный консультант Киевской военной академии войсковой ПВО имени маршала А.М. Василевского (с 1986 – Военная академия ПВО Сухопутных войск). Был женат. Вырастил сына и дочь. Проживал в Киеве... Черниговка... напомнила Покрышкину дни отчаянного прорыва из окружения в незабываемом сорок первом году.

Но заниматься воспоминаниями и отдыхать времени не было. Александра Ивановича приказом назначили командиром 16-го гв. авиаполка. И первая задача – ускоренно ввести в боевой строй молодое лётное пополнение, прибывшее из запасных полков. Боевого опыта у них не было. Требовалось научить их проверенной в сражениях тактике, пилотированию самолёта в боевых порядках и ведению воздушного боя. Трудности осложнялись изменениями в руководящем составе полка. Убыл на учёбу зам. по политчасти М.А. Погребной, а новый ещё не был назначен. Ушли командирами в другие полки Крюков и Лукьянов. На их место выдвинуты командирами эскадрильи опытные лётчики Клубов и Олиференко, которые в новой должности сами требовали помощи. Часть опытных лётчиков убыла за получением новых самолётов. Их перегоняли из-под Баку. А плохая погода в горах Кавказа задержала эту операцию на долгое время. Шли дни напряжённой учебы. Полёты, занятия, разборы заполняли всё время. Покрышкин торопил события, знал, чем лучше будет подготовлен лётный и технический состав, тем эффективнее будут выполняться боевые задания. В Черниговке, произошло большое и важное личное событие. Марию перевели в санчасть аэродромного батальона и Покрышкин зарегистрировал с ней брак. Скромную свадьбу справили с близкими друзьями. В начале февраля после лётного дня Покрышкин был срочно вызван к комдиву Дзусову. Без объяснения, он приказал: – Сдавай полк, полностью рассчитывайся и немедленно убывай в Москву, в распоряжение штаба ВВС. Вероятно для назначения куда-то, с повышением в должности. Данное приказание Покрышкина не обрадовало. Ему жалко было расставаться с родным полком, со своими лётчиками. В Москве он явился в отдел кадров, представился ген. Орехову.

Продолжение следует в части  28                http://proza.ru/2020/07/03/979