Феномен общей жизни

Михаил Гонопольский
Альтруизм элементов – это требование системы, поэтому он не странность природы, а ее закон.
Когда элементы соединяются в одну конструкцию, у них не остается выбора – связь между ними может быть только через взаимную отдачу.
В силу понимания своей принадлежности к одной системе.*

На уровнях природы, которым мы отказываем в существовании понимания, альтруизм элементов – следствие ощущения жизни, возможной только при самоотдаче. А там, где нет и ощущения – работают физические законы.
На эту тему сегодня существует множество научных исследований и данных биологии, физики и других наук.**

Если мы проследим историю проявления закона альтруизма, на основании существующих теорий формирования живой материи в процессе эволюции, мы придем к еще более потрясающим открытиям. Сам феномен развития живого материала был бы невозможен вне принципа отказа каждой клетки от перспектив «самостоятельной жизни».
Ведь эволюционно развитие сопровождается не просто усложнением организмов, а и все большей специализацией отдельных клеток и их групп.

В результате в сообществе клеток, каждая из которых выполняет все  более специфические функции, возникает совершенно новое явление: феномен «общей жизни».
Именно он, нечто, казалось бы, эфемерное, становится доминирующим и определяющим формы деятельности, жизнь и смерть каждой из клеток!
Если проследить это во времени, мы увидим удивительную картину, когда клетки идя на все большую специализацию в сообществе себе подобных, добровольно отказываются от независимости в пользу развития жизни.

Все это можно было бы воспринять как образ, метафору, если бы не осознание того, что более совершенная форма как цель, к которой движется процесс, всегда определяет его развитие, формы развития и его пути.
В чем бы внешне не выражались силы, двигающие процесс.

Во множестве моделей развития в нашем мире мы видим это и знаем из опыта.
Детеныша животного мы естественным образом воспринимаем как промежуточную, временную форму развивающейся живой системы.
Ребенку нашему, каким бы совершенством он нам не казался, мы и в страшном сне не пожелаем остаться в подобном «совершенном» состоянии до конца дней.
Почему? потому, что в этом случае мы знаем направление процесса его развития. Оно желательно для нас.

В то же время мы не видим направленности и движущих сил множества других процессов. В частности, самого важного для нас – развития человеческого общества. 
Но самое печальное то, что мы до сих пор не в состоянии понять, что принцип жизни живого организма как чуда самоотречения органов и клеток ради общей жизни, то есть жизни всех на более высоком уровне, не только полностью применим к жизни общества, но и является наиболее общей моделью достижения совершенства живой системой. Каковой и является общество.

Таким образом, природа показывает нам совершенную форму взаимоотношений человека и общества.
Как мы будем двигаться к ней, - или путем естественного отбора, чтобы выжившее меньшинство все же приняло закон альтруизма как закон общежития, или путем осознания, – это уже наш выбор.

Когда же общество достигнет такого подобия живому организму, тогда только возможно будет истинное подобие природе. А "подобие природе" - это не просто красивые слова. При достижении подобия части и целого мгновенно создается контакт между ними. И от целого, то есть от природы, к ее части, то есть к нам, начинают поступать неограниченные силы развития.

Достижение нами феномена общей жизни и есть достижение подобия природе. Тогда все ступени неживого, растительного, животного мира и человек смогут объединиться вместе. Только на этом условии они достигают такого соединения, которое называется «жизнь».
Пока еще мы не в состоянии принять это.

Итак, природа предлагает нам выбрать, осознанно, - жизнь, а не смерть.
Она обучает нас на множестве примеров тому, что жизнь для нас, совершенная природная модель взаимоотношений человека и общества, дается ею только в «феномене общей жизни», в соединении на основе полной самоотдачи каждого.

________________________________________________

* Живой организм представляет собой единое целое , в котором частные физиологические процессы подчинены закономерностям работы сложной целостной системы. В живом организме такая система носит название функциональной.
Понятие функциональной системы в современную физиологию ввел П.К. Анохин. Взаимодействие различных структур в складывающейся функциональной системе обуславливает ее дальнейшее развитие на основе частных механизмов интеграции (нервных, гуморальных, эндокринных). В свою очередь, сложившаяся функциональная система определяет (детерминирует) деятельность отдельных органов, задает им направление работы, поднимая их работу на новую качественную ступень.
Внутренне единство их функций является необходимым условием формирования функциональной системы управления жизнедеятельностью целостного организма.
(Труд П. К. Анохина  «Очерки по физиологии функциональных систем». М. Медицина 1977г.-446с.)

Жизнь на уровне организмов невозможна без многочисленных симбиотических связей. В симбиотические связи вовлечены животные, растения и микроорганизмы почти во всех мыслимых комбинациях. Явление объединения животных в большие организмоподобные системы наблюдается у многих видов, включая, конечно, и человека. Явление симбиоза настолько широко распространено в живом мире, что его следует рассматривать как центральный аспект жизни.
(Маргелис Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. М.: Мир, 1983. 352 с., Lovelok J.E. Gaia // A new look at life on Earth. Oxford University Press, 1979. 252 pp.)

** «...совокупная деятельность живого вещества на Земле непрерывно поддерживала режим неорганической среды, необходимой для существования жизни, т.е. относительный гомеостаз в биосфере, одним из характерных свойств которой В.И.Вернадский считал организованность. Поэтому биосферу можно также определить как сложную динамическую систему, осуществляющую улавливание, накопление и перенос энергии путем обмена веществ между живым веществом и окружающей средой».
(И.П.Шестопалов, «Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского», «Физика» №46, 1999)