Размышления о моей стране

Галина Вольская
Не претендую на глубокий, научный анализ, для этого надо иметь больше информации, а она у нас доступна весьма узким кругам. Но, исходя из собственного жизненного опыта, множества прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей, делаю некоторые выводы. Победила социализм и разрушила Советский Союз не информационная война, большинство населения у нас никогда не слушали и не интересовались всякими «голосами», просто подчинялись своему руководству. Бездарному! Я не беру довоенные и военные годы, тогда меня просто не было, хотя мои родители всегда говорили о Сталине с уважением.

А вот те руководители, при которых мне довелось жить, уже такого уважения не заслуживали. Хотя очень старались, пыжились, окружали себя кучей подхалимов, вывешивали свои парадные, отретушированные портреты, читали длинные доклады, написанные для них референтами. В докладах говорилось о новых и новых достижениях, о недостатках, если упоминалось, то очень кратко, мимоходом, лучше совсем не упоминать. Выборы давно перестали быть выборами, но зачем-то каждый раз разыгрывался этот спектакль с 99,9% явки и единогласным выбором одного единственного кандидата. Все, кто пытался критиковать руководство, безжалостно преследовались, не так круто, как при Сталине, но все пути продвижения по службе им перекрывались. Говорить свободно они могли только где-нибудь за границей, где их слова мало кого интересовали. Но прессе тогда еще верили, поэтому очень заботились, чтобы туда не проникала никакая крамола.

Таким образом,  грамотные, думающие, болеющие за свою страну и порученное дело люди постепенно вытеснялись из руководства, там все больше собиралось мало грамотных, некомпетентных, часто недалеких, но очень послушных исполнителей. Они бесцеремонно влезали во все отрасли, учили сталеваров варить сталь, колхозников обрабатывать поля, писателей писать книги, художников создавать картины – и так до бесконечности. Самым важным для этих исполнителей было своевременное отправление отчетов, ведь за хорошие показатели полагались всяческие льготы, от них зависело дальнейшее продвижение. Но чем лучше выглядели отчеты на бумаге, тем хуже становились дела на самом деле, тем более самые хитрые давно поняли, что писать можно что угодно, серьезно проверять все равно никто не будет. Послевоенное советское руководство  позаботилось, чтобы всевозможные проверки не касались номенклатурных работников. И даже за явные просчеты, которые уже невозможно было скрыть, эти работники обычно просто пересаживались на другое место.

Но пришло время, когда недостатки во всех отраслях стали слишком явными, не помогали громкие лозунги, призывы прибавить, улучшить, углубить. Забуксовала в первую очередь экономика, плановое хозяйство без надлежащего учета и контроля не давало требуемого эффекта. Руководители попробовали дать свободу предпринимателям, разрешить рыночные цены, но быстро спохватились, что в новой модели экономики может не оказаться места для них самих. Бросились зажимать предпринимателей, поднимать налоги, но джин уже был выпущен из бутылки. К тому же активно взялись «помогать» соседи из-за поднявшегося «железного занавеса». А новые предприниматели вскоре убедились, что гораздо быстрее и эффективнее заниматься спекуляцией, чем вкладывать средства в развитие какого-то производства без гарантированной скорой прибыли. С постоянно меняющимися законами, кризисами, инфляцией, анархией можно мгновенно все потерять, что и случилось с множеством советских людей. Сумели нажить капиталы в перестройку в основном те, кто с легкостью переступал любые законы, не задумывался о каких-либо моральных устоях, и капиталы они предпочли держать подальше от потерявшей стабильность страны. Хотя стабильность страна потеряла именно благодаря таким предпринимателям.

На референдуме о сохранении Советского Союза я голосовала «против».  Мне довелось побывать во многих республиках, я видела,  где как относятся к русским, я считала, что Союз должен быть добровольным.  Я и сейчас так считаю, тем более к мнению большинства, голосовавших за сохранение Союза, все равно никто не прислушался. Растаскивали общее имущество также нагло, бандитскими методами, как и во всех городах, селах, деревнях – кто успеет урвать. Растащили. И начались войны, «оранжевые революции», обвинили во всем Россию, как самую большую и сильную.

Лучше стало немногим. Самая благополучная сейчас, пожалуй, Белоруссия. Опять же,  на мой взгляд, про другие республики знаю мало, возможностей для путешествий у меня почти не стало. Вижу только, что многие русские, да и не русские, вынуждены уезжать из тех мест, где прожили много лет.

Потеряли мы хорошее образование, социальные гарантии, медицинское обслуживание и без того не блестящее стало еще хуже. Разорваны многие хозяйственные связи, уничтожено огромное количество предприятий. Ряд населенных пунктов просто перестал существовать, экологическая обстановка почти везде в плачевном состоянии.

Зато сформировалась и увеличивается кучка миллиардеров, наживающихся на развале. Со всех сторон нас окружают враждебные страны, стремящиеся окончательно уничтожить Россию.
Обречена на одиночество
В кругу завистливых «друзей»,
А им в тебя ворваться хочется
И все забрать себе скорей.

Тем не менее,  вооруженные силы смогли восстановить.  Восстановить  бы еще промышленность и сельское хозяйство! Страна будет великой только тогда, когда в ней будет хорошо жить большинству ее населения, а не когда ее будут бояться, как какого-то пугала.