Рассказ деда

– Дед. Ну, расскажи что-нибудь. Мне нравится, как ты рассказываешь, – Влад с ожиданием смотрел на деда, и отставать явно не собирался.
 
Они сидели на скамейке в парке. Время прогулки уже заканчивалось. Похоже, что внук не торопился идти домой и поэтому решил пойти на хитрость, чтобы погулять подольше. Он наверняка рассчитывал, что дед ему не откажет.
 
Дед сделал вид, что не понял его уловку.
 
Он очень редко отказывал внуку в просьбах и любил проводить свободное время с ним. Ему нравилось, когда Влад его о чем-нибудь спрашивал. Поэтому расчет внука был правильным. Дед не мог ему отказать и сейчас. Однако педагогика тоже должна была присутствовать. Перед тем как согласиться, он спросил:

 – А ты уроки все уже выучил? А то смотри, твои родители ругаться будут.
 
Влад тут же утвердительно закивал головой и уверенно ответил:

- Да выучил. Даже дополнительный материал. Там ничего сложного. Общая теория относительности и сравнительный анализ ДНК млекопитающих.
 
Никто ругаться не будет. Давай мы еще пол часика посидим, и ты мне что-нибудь интересное расскажешь.
 
Расскажешь же? Да? – Влад с надеждой смотрел на него. Дед почесал затылок и согласился окончательно:
 
– Ладно. Уговорил. Расскажу.
 
Ничего сложного говоришь?
 
Может оно теперь и так. Но когда я был таким как ты, это даже не в каждом институте изучали.

Не то, что в начальной школе.
 
Влад недоверчиво посмотрел на деда и спросил:

– А разве раньше люди не такими умными были? Или тогда это им было не интересно?

 Дед немного подумал и ответил:

– Может и не намного глупей, чем сейчас, но интересовались и знали значительно меньше, это точно.
 
Интерес к знаниям был далеко не у всех. И даже не у многих, – вопросы внука немного озадачили его, и поэтому он не сразу мог понятно сформулировать то, что хотел объяснить. Возникла пауза. Неожиданно ему помог Влад, который вовремя задал уточняющие вопросы:

– А что тогда их интересовало?
 
Может им что-то мешало? И как тогда они могли жить, не зная почти ничего о мире?
 
Дед удивленно посмотрел на него, поражаясь глубине мышления этого маленького человека. Влад задал правильные вопросы. Требовалось только на них ответить:
 
– Кое-что о мире они конечно знали, но их гораздо больше интересовало другое. В основном их интересовало то, что было непосредственно связано с их жизнью.
 
Что конкретно? Ну, например, всякие вещи, машины, еда, развлечения и прочее.
 
Тогда люди считали, что именно это и есть их жизнь.
 
Они не понимали, что это только часть их жизни. Хотя и немалая, но всего лишь часть. Часть, которая называется бытом.
 
Их жизнь состояла в основном из быта. Других частей в их жизни почти не было.

Чаще всего они думали о том, как вкуснее поесть, что посмотреть по ТВ и куда пойти развлечься. А еще люди большую часть своего времени работали, чтобы все это произвести и на это заработать. Возможно, поэтому им было некогда узнавать мир.

Ты спрашиваешь, что им мешало? Наверно вот это и мешало.
 
Ну и не только это. Еще им мешало отсутствие информации, – дед на пару секунд задумался. Внук тут же задал ему следующий вопрос:

– У них разве не было информации о мире? Ты же сказал, что они что-то знали?

Молодец внук. Внимательный. Дед был вынужден пояснить свой предыдущий ответ:

– Ну не совсем отсутствие, но вроде того. Информация, конечно, была, но при этом ее как бы и не было. Почему? Да потому, что она была перемешана с информационным шумом.
 
Ты же знаешь что такое информационный шум? – он посмотрел на внука. Тот молча кивнул. Тогда дед продолжил:
 
– Было множество различных точек зрения. Также имелось множество фактов. Настоящих и придуманных. Люди не могли их различать.
 
Мало кто мог собрать настоящую информацию. Большинство людей пользовалось теми точками зрения и фактами, которые были кому-то выгодны,  – дед еще раз посмотрел на внука. Понимает ли он? Судя по последовавшим вопросам, тот все понимал:

– Они что тогда все постоянно обманывали друг друга?
 
Но это же неправильно? Они разве были врагами? – Влад рассуждал по-детски прямолинейно. К тому же он с подобным не сталкивался. Похоже, что ему это было сложно представить.
 
Дед попытался объяснить, как такое было возможно:

– Ну, это не совсем так. Обманывали не все и не постоянно. Тех людей, которые обманывали, было не очень много. Большинство обманывалось.
 
Многие люди хотели верить другим. И верили. Они даже не проверяли информацию.
 
Это использовали те, кто их обманывал.
 
Многие люди им просто верили. Поэтому передавали их обман другим людям несознательно. Они заблуждались сами и поэтому вводили в заблуждение других. Понимаешь?
 
Влад  согласно кивнул, но не удержался от новых вопросов:

– А почему они все-таки не проверяли? Просто хотели верить и поэтому верили?

 Дед объяснил непонятную для внука доверчивость людей так:

– Проверять самостоятельно было трудно, поэтому многие даже не хотели этого делать. Они говорили: «Я как все». Люди верили в те точки зрения, в которые верило большинство.
 
В основном, в те, которые распространялись более активно и массово.
 
Какие-то «факты» в таких случаях были. Кто-то их вроде бы даже подтверждал. При этом было даже неважно, кто это подтверждал и как. Важным было то, что про это многие слышали.
 
Они считали это достаточной проверкой. Поэтому верили.
 
Насчет врагов ты прав. Они были. Другая точка зрения и другие противоположные факты приписывались врагам.

Тогда многие верили в то, что они есть. Эти плохие люди, которые хотят их обмануть. А идею о врагах продвигали как раз те, кто их обманывал.
 
Зачем? Они делали это для того, чтобы люди не верили другим людям и настоящим фактам. Чтобы они не переставали верить этим обманщикам и продолжали обманываться дальше.

Так как были враги, соответственно были и секреты. Разумеется, для того, чтобы враги не узнали ничего важного. По этой причине многие факты скрывались как секретные.
 
Эти настоящие факты были недоступны для всех, зато другие, ложные, были распространены массово. Вот и представь, как не просто было проверить тогда информацию, – дед замолчал, давая возможность внуку понять, как это было. Помолчав несколько секунд, он продолжил:

– Заблуждались и те, кто действительно интересовался миром. Даже ученые.
 
И не только заблуждались, но и вводили в заблуждение. Некоторые из них тоже обманывали.
 
Поэтому науки развивались медленно. Секреты тоже мешали этому. Люди скрывали друг от друга свои знания и не делились ими.

Из-за того что были враги, люди не могли и не хотели быть единым обществом.
 
Они часто ссорились и вредили друг другу. И даже больше. Люди убивали друг друга. Они придумывали, а потом и делали секретное оружие, которым воевали друг с другом.
 
Это секретное оружие было таким мощным, что могло уничтожить не только их и все живое, но даже всю Землю. Кроме того, их вмешательства в малоизученные природные процессы вели к экологическим катастрофам.
 
Тогда многие люди могли умереть, – дед попытался выдержать драматическую паузу, но в нее тут же вклинился Влад:

– Они выжили, потому что сделали WIKI?
 
Ты про это хотел сказать? Правильно?

Дед как обычно не увидел подвоха до самого последнего момента. Или сделал вид, что не увидел. Это была их любимая игра. Большую часть того, что он рассказывал, внук уже знал.
 
Деда это совсем не расстраивало. Так было и в этот раз.

Он очередной раз порадовался за своего информированного и понятливого внука. Толковый мальчишка. К тому же Влад не оставил ему вообще никаких поводов для расстройства, сказав:

– Дед, ты не обижайся, что я про это уже знаю.
 
Нам еще в первом классе рассказывали про то, как создавали общую систему идей, знания и информации. И про то, что после этого наука стала быстро развиваться и люди объединились. Я и сам про это в WIKI читал, но мне было очень интересно послушать тебя.
 
Ты рассказываешь гораздо интересней, чем наша учительница.
 
И даже интересней, чем в самой WIKI написано. Ведь ты же мой любимый дед! – сообразительный внук знал, что после этих слов дед наверняка расскажет еще что-то интересное.
 
Что-то из своей жизни.
 
И он не ошибся. Пару секунд значительно помолчав, дед сказал:

– Это хорошо, что ты знаешь историю создания WIKI, но я все же могу добавить к твоим знаниям кое-что еще.
 
То, чего тебе учительница наверняка не рассказывала. И в самой WIKI ты тоже про это вряд ли читал.
 
Есть один небольшой фантастический рассказ.

Как раз на эту тему. Его написал мой дед, когда я был еще меньше чем ты.

Той WIKI, которую ты сейчас знаешь, тогда еще не было.
 
Она была просто самым большим справочником, в составлении которого могли участвовать все люди. Этот справочник назывался Википедией. Рассказ, который написал тогда мой дед, был о возможном будущем Википедии.

Я тебе его обязательно дам почитать.

А теперь пошли домой, а то на ужин опоздаешь, – дед встал со скамейки. Внук не возражал:

– Ладно. Теперь я согласен идти домой, но только ты обещай, что останешься с нами ужинать. После ужина можем вместе рассказ почитать. Обещаешь?

Получив обещание и ударив по-взрослому с дедом по рукам, Влад засмеялся. Откровенно и радостно, так как может смеяться ребенок десяти лет от роду. Соскочив со скамейки, он как это было принято у них с дедом в таких случаях, тут же предложил:

– Ну что как всегда до того дерева? – и уже на бегу задорно крикнул ему: – Догоняй!



* произведение распространяется на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA) версии 3.0 или более поздней.


Рецензии