На этой улице подростком

Михаил Ханджей
Миниатюра из сборника "На этой улице подростком..."

Есть город у Дона, «папой» зовут,
О! Если б вы знали, как дорог
Навечно вошедший в сердце моё
В цветущих акациях город...

 


  В пятидесятом году прошлого века, волею судьбы, я десятилетним пацаном из степного донского хутора, что на границе с благословенными степями Кубани, приехал в прославленный и воспетый урками, как «Ростов-папа»,  город. 
Утопающий в сирени и акациях, благоухающий цветами, а по вечерам – и "духаном" в красных уголках и на танцпятачках девичьих общежитий, ночными фиалками и табаком, вошёл в мою жизнь навсегда.
  С той поры я окунулся в жизнь города, жестоко разрушенного войной, и возрождающегося из руин города, как говорится,  «по полной программе», начиная со школьной скамьи, а точнее – с 3»А» класса школы №40.
Классным руководителем у нас была незабываемая Анна Филипповна Борщёва, а директором школы - Кулик Тихон Алексеевич (царствие им небесное и моя светлая память о них).

Чтобы иметь читателям представление о моей любимой школе, в которой я «закалялся как сталь», кратко изложу её историю, как говорится «без брешешь», а из уст ветеранов школы.

  Школа была открыта 1 сентября 1936 года. Три первых года она была мужской, сначала была семилетней, потом восьмилетней, и, наконец, средней (десятилетней).

Первый выпуск учащихся десятилетней школы был осуществлен в 1952 году. Во время войны здание было разрушено и сожжено. Ученикам приходилось учиться в шести филиалах школы №79. Эти филиалы были размещены в частных домах микрорайона: в переулках Большевистском, Боевом, на Безбалке и улице Красина.

Комнаты – классы были маленькими, плохо освещёнными. По вечерам учителя зажигали керосиновые лампы. Детское питание было скудным, дети часто не доедали. Одежду для ребят перешивали из одежды взрослых. Учились в пять смен, по 2-3 урока в день.

Жители микрорайона помогали ремонтировать здание школы, и 1 сентября 1948 года школа вновь открылась после восстановления.

В 1962 году под руководством ветерана Великой Отечественной войны учителя Веры Степановны Гура началась исследовательская, поисковая работа по истории и созданию Музея 8-ой Воздушной Армии.

Со временем двухэтажное здание стало тесным для возросшего количества учащихся и школа переехала в новое здание в 1986 году в район Каменки, неподалёку от санатория, на улицу Вторая Пятилетка.
.................................
 
  Живя первые годы после войны, до 1950-го, в хуторе в безбрежных полях Дона, где жили и трудились настоящие хлеборобы, я и понятия не имел о тех ужасах, которые поджидали меня с первых дней прибытия в город.
Началось моё «посвящение в жителя прославленного Ростов-папы» с того, что все пацаны класса смотрели на меня как на чужака с луны, и хохотали до коликов в животе от моего тарабарского языка – суржика.

И девчонки, эти "ехидны", хихикали и показывали на меня пальцами.

А я услышав, как два пацана (Витька Сердюков и Толик Степанов), эти два несчастных заики после бомбёжек Ростова немцами, отвечали урок у доски примерно так: «А-а-а-ая, не-не-не неее вы-вы-вы-учил у-у-у урок», не хохотал, а ржал то хватаясь за голову, то стуча руками по крышке парты.

Из-за этого, добрейшая и умнейшая Анна Филипповна применила  педагогический метод – посадила меня посреди заик за одну парту. Как только они начинали свои «а-а-а-а, бе-бе-бе-», я начинал корчиться от гомерического хохота, а они с обеих сторон - бить меня локтями по бокам. Я подобного языка отродясь не слышал, и постигал его с трудом до конца урока.

  Как-то на переменке пацаны окружили меня и начали требовать, чтобы я заговорил на их "городском" языке.
  - Я балакаю, а вы калякаетэ. Ну й шо?- отвечаю им.
  - Сейчас Гендос научит тебя говорить по-нашему!
Не успел я и глазом моргнуть, как чей-то кулак врубился  мне в нос и губы ... Со мной такого в хуторе не приключалось! И стоял обалдевший.

Не знаю, что было бы дальше, но прозвенел звонок на урок. Сижу смирно меж моими заиками, за разбитый нос держусь. А Анна Филипповна подошла ко мне и спрашивает: 
  - Миша, ты уже начал знакомиться с мальчиками?
  - Ще ни.
  - А почему у тебя губы и нос такие стали?
  - Мэнэ хтось штурнув, я упав и жахнувся мордой об стинку.
  - Да-а,- произнесла она, - а кто же тебя, как ты говоришь, «штурнув»?
  - Я ж сказав, шо хтось. Я нэ бачив хто.

Анна Филипповна отошла от меня, к своему столу, и урок продолжился.
 

  Пришёл домой грустный и печальный, прикрывая ладошкой разбитый нос. Думал, что мои мама и папа, которых я практически не знал, набьют мне ещё и задницу впридачу к школьному «знакомству». Прятался от глаз моих благодетелей. Захотелось в  хутор.
  Но страхи мои оказались напрасными. Мой отчим, дорогой отчим, ставший навсегда родным отцом, увидя мои унылые глаза и расквашенный нос, спросил:
  - А сдачи им дал?
  - Ни.
  - А почему ты сдачи не дал?
  - Я боявся, шо Вы мэнэ за цэ в хутор отвэзытэ. А я хочу жить з вамы, а нэ сыротой пры живой мами. Я за нэю дюжэ скучав, а баба Алёна казала про маму, шо вона «сучка» и бросыла мэнэ, и шо я сырота.
  Андрей Яковлевич, мой дорогой отец, прошедший жестокую войну и сохранивший доброту души, положил мне руку на плечо и сказал:
  - Сынок, я тебя никогда и ни кому не отдам. И разрешаю давать сдачи всем, кто подымет руку на тебя.

Продолжение следует. Знакомство со школьной шпаной 50-х: http://www.proza.ru/2019/05/22/1449