Жонглирование. Видеоуроки

Анжелика Миллер
ТЕОРИЯ

Вводная часть

Как говорится, чем бы дитя не тешилось…
Решила Мари Шансон научиться жонглировать яблоками…
И пошла она и нашла она одного жонглёра, и рассказал он ей как это нужно делать…
И стала Мари Шансон тренироваться… и получалось у неё всё лучше и лучше…

А далее мы посмотрим, как именно у неё получалось… Да, не смейтесь, многие кидают предметы с открытым ртом или перекошенным лицом. И Мари Шансон не исключение…

Вопрос: во сколько лет можно начинать жонглировать? Энтони Гатто начал с четырех. Правда его родители были цирковыми артистами, и с помощью отца он стал одним из лучших жонглеров мира. И ещё интересно, что перед экзаменами в Гарвардском университете рекомендуют ученикам жонглировать 15 минут для настройки мозга.
А пока я остановлюсь на реквизите. Предметов, которые используются в жонглировании великое множество, все перечислять нет необходимости. Но я перечислю. Ха-ха!

Некоторые:

1. Акриловые шары

2. Булавы

3. Мячики

4. Кольца

5. Девилстики

6. Диаболо

7. Пои

8. Флауэрстик

9. Тарелки

10. Ножи

11. Шляпы

12. Платки


Лично моя цель – показать как происходят тренировки. Так как мы с вами ещё новички в этой области, то возьмём основные предметы:
1. Мячи
2. Кольца
3. Булавы

Всё это лежит или стоит в пыльном-препыльном подвале у Юргена Керстина. Он-то и будет дрессировать Мари Шансон, а мы посмотрим, что из этого получится.
А идея собственно моя, чтобы, так сказать, не пропало даром…

Занятие №1
Жонглирование мячиками...
Начинать обучение нужно с мячиков. Это связано с тем, что это будет доступно, безопасно и наиболее удобно. При помощи мячиков легко и быстро осваиваются траектории броска, вырабатывается реакция и вообще появляется понятие, что такое жонглирование. Для успешного освоения жонглирования нужно научиться правильно стоять. Положение корпуса прямое не напряженное, левая нога слегка согнутая в колене выставлена вперёд, правая нога прямая и на ней расположен вес  тела. Стараемся сохранять, такое положения тела пока учимся, в дальнейшем это будет получаться само собой.

Начинаем жонглирование с одного мячика. Его нужно перекидывать из руки в руку не выше головы и немного шире плеч. Бросая мяч не нужно прилагать силу,  ловить нужно так, чтобы не было шлепков мяча о руку. Рука, которая ловит мяч, вначале движется навстречу мячу ладонью вверх, но не высоко, коснувшись мяча, сразу плавно опускается вниз, захватывая мяч. Ваша задача ловить без звука удара мяча о ладонь. Основная ошибка на этом этапе ученик старается схватить мяч, поднимая руку вверх жестко. Мяч ударяется о ладонь и отскакивает. Нужно стараться начинать двигать руку вниз еще до удара мяча о ладонь. Кидать нужно строго вправо и влево избегая бросков вперед и на себя. Этот этап все проскакивают быстро, а зря, техника броска вырабатывается именно в этом упражнении. Только освоив мягкий бросок и беззвучный прием мяча можно переходить к броскам двух мячей. Траектория броска показана на рисунке, похожа на восьмёрку.



Занятие №2
Берём в руки два мяча и поехали…

Из правой руки бросаем мяч в левую руку. Когда мяч пролетает около глаз, начинаем бросать второй мяч, из левой руки в правую руку, стараясь бросить его под пролетающий мяч. Правая рука в это время ловит первый мяч, стараемся ловить его так же, как ловили в первом упражнении мягко и бесшумно. Поймав первый мяч, сразу ловим левой рукой второй, так же мягко сохраняя траекторию. Начинать кидать нужно попеременно, то с правой руки, то с левой. Здесь ошибки в основном такие: ученик старается бросить мячи быстро, почти одновременно, в результате они разлетаются широко и ему приходится дергаться  за каждым мячиком. Ни о какой мягкости приёма речи идти не может, он с трудом успевает схватить только один мяч, второй отскакивает от жесткой руки, потому что она не готова к приёму мяча. Здесь спешить не надо, бросил мяч, подождал, пока он пролетит верхнюю точку, и бросаем второй. Для начала бросаем повыше.

Занятие №3
Жонглирование тремя мячами и далее…
Хорошо освоив это упражнение можно переходить к жонглированию тремя мячами. Если вы хорошо освоили броски двумя мячами и делаете это легко и быстро, у вас появится ощущение, что не хватает одного мяча для беспрерывного жонглирования. Берем в правую или левую руку два мяча в другую один.  Выбрасываем по одному мячу из каждой руки поочерёдно, начиная с той руки, где два мяча и, ловя их, не задерживаем в руке, а сразу снова бросаем их по известной вам траектории. По началу, высота броска должна быть выше головы, чтобы успеть среагировать на полёт мяча, в дальнейшем она опускается все ниже и ниже. Нормальная высота броска на уровне груди. Здесь также не нужно торопиться, нужны размеренные броски с одинаковой амплитудой и частотой. Можно вначале делать по три броска и ловить, со временем увеличивая количество непрерывных бросков. Ошибки на начальном этапе связаны с недостаточной координацией учеников, но это временное явление и скоро все освоят жонглирование тремя мячами. Это очень важный этап, здесь формируется техника броска, положение корпуса, мимика. В дальнейшем все комбинации с тремя мячами начинаются именно с этого жонглирования.

Занятие №4
Основные комбинации с тремя мячами…
Для начала необходимо освоить  броски двух мячей в одной руке. Как видно на рисунке бросок производится вверх напротив груди, а ловится на уровне плеча или немного шире. Бросок точно в сторону. Основная и фатальная ошибка выбрасывание мяча спереди на себя. Если эта ошибка перешла в двигательный навык, то с жонглированием можно закончить. Переучиваться сложно и остальные трюки будут даваться с большим трудом. Броски двух мячей одной рукой нужно освоить обеими руками. И основное внимание уделить левой руке, ей нужно делать в два раза больше бросков. Для левшей больше работать с правой рукой. Далее рассмотрим три основные комбинации. Это полукаскад, полукаскад с двух рук и каскад. На схемах траектории полёта мячей хорошо видны. Это русское названия этих трюков. Вообще я называю трюки, так как они названы в Российском цирке.  В интернете  они  названы  по-другому,  там, в основном даются английские   названия, и они не совпадают с русскими.
Существуют следующие техники: полускад, полускад с двух рук и скад.
 
Полукаскад начинают бросать с простых бросков, затем правой рукой мы отводим мяч в сторону и бросаем его выше летящего навстречу мяча. В начале, так бросаем только один мяч и продолжаем простые броски, потом два в подряд, а освоив немного технику броска, начинаем бросать все мячи из правой руки выше встречного. Получился полукаскад. Его нужно освоить с обеих рук. Тут, в общем, нет никаких трудностей, ритм броска почти не меняется. Если возникли трудности нужно убрать один мяч и покидать два мяча по нужной траектории. Освоив этот трюк, начинаем полукаскад с двух рук. Тут тоже, после освоения полукаскада в обе стороны, сложностей не возникает. Просто вместо броска мяча под встречный мяч, при простых бросках, начинаем все мячи бросать над встречным мячом. Силу броска нужно уменьшить, что бы мяч как бы падал сверху. При этом трюке руки разводятся немного шире, так как надо каждый раз отводить руки в сторону, для броска сверху. В начале, как всегда, при разучивании новых трюков, броски делаются выше, постепенно опуская их и убыстряя темп. Если не получается, пробуем двумя мячами.  На рисунке полукаскад нарисован выше, чем его обычно бросают. Теперь опишем, как научиться трюку «каскад». Это очень эффектный трюк и дается он нелегко. Сложность в том, что одна рука бросает высоко, а вторая резким броском перебрасывает мяч в другую руку. Вот этот-то бросок и нужно отработать отдельно, не глядя на руки. Вначале просто перекладываем быстро из руки, в руку постепенно начиная перебрасывать. Делать это нужно с обеих рук, так как каскад нужно научиться в обе стороны. Обратите внимание, на рисунке левая рука принимающая мяч расположена немного выше правой руки, и это наиболее красивое положение. Если держать руки на одном уровне, а так и получается вначале, то каскад смотрится хуже. Для начала берут два мяча и бросают их по траектории каскада до тех пор, пока принимающая рука не будет находиться выше левой, и перебрасывание будет происходить не глядя. Как всегда первые броски делаются выше, постепенно снижая высоту, добиваемся автоматизма. Добавляем еще один мяч, осваиваем каскад тремя. Этот трюк делается и 4, и 5, и 6 мячами, так что разучить его надо основательно и в обе стороны. Красиво смотрится каскад от стены, от барабана, да и от пола, для этого нужны прыгающие мячики. (Жонглирование от пола не здесь не описывается).
Еще можно остановиться из основных трюков на двойных бросках. Делаются они просто. Когда вы обучались кидать одной рукой два мяча, то вторая рука была свободна, теперь возьмите в эту руку мяч.  Начав кидать два мяча правой рукой, подкидываете из левой руки мяч одновременно с одним из мячей, летящих из другой руки и на ту же высоту. Этот трюк исполняется в различных интерпретациях.
Например.
1. Бросая один мячик вверх, два других бросаются одновременно с правой руки в левую руку, а из левой руки в правую.
2. Два мяча бросаются одновременно, а один перебрасывается  постоянно на этой же высоте из руки в руку.
3. Два мяча бросаются одновременно ровно вверх, а один бросается так же ровно вверх постоянно в середине.
У всех мячей траектория только вверх и вниз. При этом средний мяч бросается всегда одной рукой или постоянно меняется рука. Для разучивания трюков с четырьмя мячиками освоенного хватит с лихвой.
Занятие №5
Трюки с четырьмя мячами…
Для разучивания трюков с четырьмя мячами вспомним, как вы кидали по два мяча в одной руке. Дальше остаётся соединить  эти умения. То есть, мы начинаем бросать правой рукой первый мяч, второй бросается левой рукой, затем опять правой и снова левой и желательно поймать все выброшенные мячи. Это так называемый «один темп»  или выброс. Траектория остаётся той же, как и была, но только бросают одновременно и правая и левая рука по два мяча. В жонглировании есть один закон для простых бросков; нечетные предметы бросаются из руки в руку, а чётные бросаются каждой рукой половина предметов. При комбинации трюков, это правило не действует. На рисунке видно, что мячи летят по очереди и каждая пара в своей руке. После броска одного темпа, пытаемся бросить два темпа, и далее без остановки пока не будет получаться 100 темпов.
После освоения простых бросков можно разучить  трюки с двойными бросками, Самый простой трюк из этой серии это кидать одновременно по два мяча сохраняя траекторию простых бросков. Это не сложно и все быстро осваивают этот трюк. Второй вариант из этой серии, это броски с перебрасыванием мячей, на каждый парный бросок, в другую руку. Для того чтобы они не столкнулись  один мяч бросается немного ниже или с небольшой задержкой. Если мяч, который кидается ниже еще опустить, получится вариант полукаскада, если еще ниже,  то руки будут кидать мячи по очереди, и получится полукаскад четырьмя. Двойными бросками бросают мячи и без траектории, точно вверх, например; бросая два мяча вертикально вверх рядом, вторым  броском кидают шире их, или два вместе справа и два вместе слева. Можно освоить каскад четырьмя мячами. И еще много комбинаций с четырьмя и пятью мячами вы найдете на том же сайте, поэтому я не буду описывать все возможные комбинации.
Занятие №6
Трюки с пятью мячами…
Теперь смотрим, как бросать пять мячей. На рисунке видно, что траектория броска такая же, как у трех мячей, своеобразная восьмерка, только бросается выше и естественно быстрей. Начинать нужно с трех мячей в правой руке. Все три мяча по очереди быстро бросаем по заданной траектории, ловим левой рукой по одному,  не задерживая, сразу бросаем обратно, по встречной траектории. Важно сохранять временной интервал между мячами. Чтобы они возвращались с такой же скоростью, с какой были выброшены. Сразу все мячи ловим правой рукой. Эту комбинацию нужно разучить с обеих рук, чтобы уметь выбрасывать и ловить сразу по три мяч и левой и  правой рукой. Освоив это можно переходить к выбросу одного темпа пятью мячами, затем два темпа и освоившись, пытаемся бросать без остановки. Здесь уже высвечиваются все ошибки в технике. Если ученик торопился и плохо освоил предыдущие уроки, то мячи будут лететь в разные стороны. Чаще всего возникает разворот мячей вследствие, того, что одна рука бросает далеко от тела, а вторая ближе. Выправить помогает такое упражнение; берутся четыре мяча и кидают их по траектории пяти предметов. Здесь даже кидая с такой же, как у пяти мячей скоростью, все равно возникает (дырка от отсутствия одного мяча), и этого достаточно, чтобы сознательно исправить ошибку. Не обещаю, что будет легко, но практика показывает, что так легче исправить ошибку, чем пытаться во время бросков изменить траекторию ближе к телу или дальше. Хорошо освоив простые броски пятью мячами, переходят к освоению более сложных трюков. Например; полукаскад. Для освоения его нужно из правой руки начать кидать выше встречного мяча. Траектория полета мяча такая же, как и у полукаскада тремя мячами, Но выше и с большей скоростью. На рисунке нижний мяч летит низко, на практике этого очень трудно добиться, поэтому в основном все бросают гораздо выше, и получаются в траектории две почти параллельные кривые. Красиво смотрится каскад пятью мячами. Для него нужна значительная высота, и дома его не отрепетируешь. По мере освоения этих трюков репетируют переходы из одного трюка к другому без остановки. Например; начинают бросать три мяча и исполняют все комбинации, которые разучили. Это, то же требует отдельных репетиций. На практике никогда не репетируют один какой-нибудь трюк, а всегда два, три и больше. Вот их и комбинируют друг за другом для того чтобы голова продолжала работать успешно. Если же упереться и кидать только один трюк, это быстро надоедает, и быстрее устаешь. Можно предложить освоить такую комбинацию. Берутся пять мячей, и начинают кидать три мяча. Остальные удерживаются в руках мизинцами. Показав несколько комбинаций, с тремя мячами, добавляем еще один мяч.  Кидаем четыре с комбинациями, а потом и пять мячей.

Занятие №7
Жонглирование кольцами
Начинать жонглировать кольцами можно, как только освоили броски два мяча одной рукой. Кольца нужно брать, как показано на рисунке. Кисть слегка разворачивается наружу, так чтобы дальний от вас торец кольца смотрел вправо. Если берёте кольца левой рукой, дальний торец кольца направляется влево. Кроме того кисть слегка наклоняется в право если кидаем правой рукой и влево если левой. Ещё одно замечание по кольцам. Не рекомендуется кидать три кольца, пока не освоите четыре. Это связано с тем, что  у нечетных колец и булав разворот кистей должен быть вовнутрь, вот так ( / \ ) примерно будут, направлены кольца и булавы во время броска. А у четных колец и булав наружу, то есть так ( \ / ). И если начать кидать три кольца, то кисть привыкает разворачиваться вовнутрь, так как это наиболее естественное положение кисти. И когда вы начнете кидать четное количество колец, вам будет очень трудно развернуть кисть наружу, а значит, четные предметы вам будут даваться с трудом, а может даже и придется ограничиться только нечетным количеством предметов. Такое встречается очень часто. А вот если начать с четырёх колец и контролировать положение колец при броске, рука запоминает это положение и вам в дальнейшем будет доступно любое количество предметов. Далее, дуга траектории колец, более узкая и высокая по сравнению с мячами.
… Потом начинаем бросать два в левой руке и одно в правой. Когда этот вариант будет получаться уверенно, начинаем бросать четыре кольца. Не забывайте, что кольца нужно слегка подкручивать.
Занятие №8
Четыре кольца…
С четырьмя кольцами так же много комбинаций и переходов. Например; можно кидать кольца двойными бросками, то есть одновременно по два кольца. Начинаем бросать простыми, затем, подбросив одно кольцо повыше, переходим на броски двойными. Потом переходим обратно на простые броски, и снова на двойные. Подбрасываем два кольца повыше и немного назад, делаем поворот на 180 градусов, оставляя два кольца в руках, и сразу их бросаем для продолжения жонглирования. Освоив этот трюк, пробуем повернуться на 360 градусов. При таком повороте кольца бросаются выше и вертикально вверх, что бы после пируэта они возвратились в руки и продолжаем жонглирование. Варианты двойными бросками, показаны на рисунке ниже. Есть довольно сложный и красивый трюк. Он начинается с двойных бросков, затем выбросив одну пару колец повыше и в этот момент, отклонившись влево или право, бросаем пару колец вертикально вверх, затем, переместившись обратно, ловим первую пару и сразу выбрасываем её вертикально вверх  рядом  со второй парой и так продолжаем несколько темпов. Затем, так же, бросаем одну пару повыше и переходим к двойным броскам.  Если бросить пару колец повыше можно сделать пируэт и продолжить жонглирование. Если же бросить эту пару колец на разную высоту, то можно снова перейти на простые.
Можно кольцами разучить каскад. На рисунках показаны два варианта. Первый вариант начинается с простых бросков четырёх колец. Подбросив одно кольцо повыше, переходим на каскад. Для этого наклоняем правое кольцо влево и бросаем к левому плечу. Левая рука при этом передает кольца правой руке. Из этого трюка можно перейти на боковой каскад. Здесь нужно резко отвести правую руку и начать бросать кольца, как  показано на рисунке. Здесь же можно рассмотреть и положение рук. Только левая рука в боковом каскаде не передает кольца, а перебрасывает. Этот каскад можно отдельно разучить вначале  тремя кольцами. А так же освоить ряд других трюков с тремя кольцами. Тот же полукаскад, что и с мячами, только с использованием бокового броска и другие трюки, из тех, что вы осваивали с мячами. Конечно, это будет несколько скучнее, чем четыре кольца, но для общего развития  и набора трюков можно освоить и их.

Занятие №9
Пять колец…
Если вы считаете, что хорошо освоили четыре кольца и закрепили разворот кисти до двигательного навыка, то можно приступить к разучиванию бросков пяти колец. Берутся два кольца в левую руку и три кольца в правую. Кольца удерживаются так; первое кольцо удерживается мизинцем, второе безымянным пальцем, третье средним и указательным. Большой палец обхватывает все кольца. Первым выбрасывается кольцо, которое удерживалось средним и указательным пальцем, далее все по порядку. На рисунке все хорошо видно. Траектория такая же, как у пяти мячей. Только кидать нужно выше. Начинать лучше с выброса трёх колец из правой руки по траектории пяти колец и сразу по мере приёма левой выбрасываем навстречу. Тут даже посоветовать нечего, нужно просто кидать, кидать и кидать. Пока не будете держать траекторию, пока кольца не будут сталкиваться, все это решается в процессе работы. Все рекомендации даны ранее, поэтому просто перечислю их. Локти не разводить. Кольца надо закручивать, но не очень сильно, руки высоко не поднимать. Хотя в интернете, у Павла Горского, другое мнение он рекомендует поднимать руки для того, чтобы не травмировать кожу кисти в месте  соединения большого пальца и указательного. Я могу сказать, что до шести колец кожа держит нормально. А далее это место заклеивают пластырем или можно надеть перчатки без пальцев. С увеличением количества колец или их веса, кожа травмируется,  особенно если торцы кольца плохо обработаны. Подставлять ладонь под удар то же травмоопасно, остается или заклеить пластырем или перчатки. Со временем кожа дубеет на этом месте и достаточно пластыря, хотя за рубежом многие кидают в перчатках. Правда один из лучших жонглёров мира Энтони Гатто кидает и без пластыря и без перчаток за много лет набиты мозоли и у него нет с этим проблем.
Комбинаций с пятью кольцами не очень много. Можно бросать полукаскад, двойные, каскад боковой, броски с вращением колец на подобии булав - (блинчики кидаются на три оборота), жонглирование с балансом (бить мяч или держать палочку), двойные по бокам. Кстати по бокам кидать много колец и булав одними из первых начали Герасимовы. Я приведу фото их бросков, чтобы не объяснять суть этого метода. Способ их бросков кидать с боков; при этом так же  по дуге кольцо уходит назад. Ещё можно бросать полукаскад с двух рук кольца идут с боков. Вот, пожалуй, и все, что кидают с пятью кольцами. Кольца из-за их удобства используют в основном для бросков большого количества восемь, десять, даже в книге рекордов Гиннеса записано, что Энтони Гатто кидал двенадцать колец. Это конечно гениальный жонглер и комбинаций он исполняет с любыми предметами очень много. Все о нем можно посмотреть в интернете, и я очень рекомендую это сделать любителям этого жанра. Для специалистов сообщу, что Николай Герасимов выбрасывает одиннадцать колец с рук, что, в общем-то, никто, наверное, сейчас не делает и как он умудряется это сделать известно ему одному. Тут проблема разместить шесть колец в руке. Получается на указательном пальце три кольца, и надо их выбросить точно вверх, иначе разлетятся.
Занятие №10
Жонглирование булавами…
Булавы самый популярный предмет  у жонглёров. Это связано с их удобством, эффектом и множеством комбинаций. Начинать нужно с одной булавы. Кидаем её на один оборот из руки в руку, по траектории трёх предметов, то есть по  восьмерке.
Булава не должна лететь выше головы и не очень широко. Булава ловится  и сразу опускается идентично как с мячами, ладони так же направлены вверх. Кисть естественным образом поворачивает булаву головкой немного внутрь и делает бросок на один оборот в другую руку. Бросать из руки в руку нужно пока это не будет получаться легко и естественно.  Затем бросаем так же из руки в руку на два оборота. Параллельно можно разучить броски одной рукой, правой и левой, на два и три оборота. Тут нужно вспомнить, что кисть нужно развернуть немного в сторону. Об этом нужно помнить всегда, когда бросаем четные предметы, а броски в одной руке относятся именно к ним.  Затем нужно для освоения булав покидать её из-за спины, за спину из-под ноги. Чем больше вы придумаете трюков с одной булавой, тем легче будет в дальнейшем.  Освоив эти броски можно переходить к двум булавам из руки в руку. Тут чаще всего ошибка в том, что первую булаву бросают низко и для того чтобы бросить вторую булаву, под неё, время не хватает. Поэтому начинать нужно с высоких бросков и слабой крутки. Со временем появится координация и высоту нужно снизить. Начинать броски нужно попеременно с правой и левой рук. Когда будут получаться броски двумя булавами легко и свободно можно начинать работать с тремя булавами. Поначалу так же кидаем повыше, на один темп, чтобы успеть среагировать на вращение и успеть поймать все булавы. Потом два темпа и далее до ста бросков. Параллельно можно учиться бросать две булавы в одной руке. Для этого булавы бросают на два оборота. Разучивают и левой и правой  руками. Освоив броски тремя булавами, начинают их бросать на два оборота, а затем и на три.

Занятие №11
Трюки с булавами…

После этого переходят непосредственно к обучению трюкам с тремя булавами, а их очень много. Можно начать с простейшего. Вовремя жонглирования тремя булавами ученик поднимает согнутую ногу и бросает булаву из-под ноги, не прекращая броски. В начале, бросаем одну булаву, выравниваем броски, снова бросаем и так несколько раз, затем учимся бросать под другую ногу и потом подряд через одну булаву меняем ногу. Можно и на каждую булаву поднимать ногу, но для этого нужно подпрыгивать и бросать булавы на два оборота иначе не успеваем перепрыгивать с ноги на ногу. Этот вариант разучивают немного позднее.
Вот ещё один простой трюк с поворотом. Кидаем три булавы. Одну булаву бросаем правой рукой, через правое плечо, немного назад, на два или три оборота. Резко поворачиваемся, из левой руки выбрасываем булаву для продолжения жонглирования, и, поймав левой рукой летящую через плечо булаву, продолжаем кидать дальше три булавы. Этот же трюк можно делать в движении. Начинают этот трюк разучивать с бросков одной булавы через плечо. Резко повернувшись, ловят брошенную булаву, при этом подбирают удобное количество оборотов два или три. Количество оборотов зависит от скорости вашего поворота на 180 градусов. Хорошо освоив это упражнение можно перейти к самому трюку.
Есть еще один трюк, связанный с поворотом. Для него траекторию трёх булав опускаем как можно ниже, скорость бросков увеличится, и резко выбрасываем все булавы по очереди через голову на три оборота назад. Резко поворачиваемся и ловим все булавы, не прекращая жонглирования. Тут важно, что бы выброс происходил по порядку, сохраняя временной интервал между булавами. Если вы будете медленно выбрасывать булавы, то не успеете повернуться, не спасут и четыре оборота.
Еще один простой трюк. Бросая три булавы, одну бросаем с обратной круткой. Для этого вначале разучиваем обратную крутку. Это несложно. Начинаем бросок как обычно, только опуская головку булавы нужно указательным пальцем резко крутануть ручку булавы вверх. Трюк разучивается вначале через темп, а потом можно бросать все булавы с правой руки с обратной круткой. Можно разучить и бросание трёх булав с обратной круткой, предварительно научившись бросать левой рукой.
Ещё один трюк, связанный с работой с ногами. Кидая три булавы, слегка сгибается корпус, выставляется вперёд левая нога, согнутая в колене. Булаву, летящую из правой руки, исполнитель бросает под левую ногу с внутренней стороны ловит левой рукой и перебрасывает в правую руку. Нога при этом не отрывается от пола, а только приподнимается на носок. Чаще всего так бросают через темп, чередуя различные броски из-под ног в разной последовательности. Можно так бросать под обе ноги, и с наружной стороны так же, не отрывая ногу от пола. Включается в эту комбинацию и бросок за спину.
Броски из-за спины это целый ряд бросков выполняемых в разных вариантах. Самый простой это бросок  из-за спины на два оборота. Репетируется с обеих рук. Через темп и потом в подряд. Несколько сложнее бросать на один оборот. Обычно бросают с правой руки в подряд. Для этого слегка прогибают спину и делают небольшой разворот вправо. Получается красивый вариант полукаскада. Правая кидает за спину, левая рука спереди.

Занятие №12
Бросают булавами и двойные броски так же как мячики. Булавы бросаются на два оборота. Можно чередовать, две булавы в левой руке, затем две булавы в правой руке. Одну булаву перебрасывать из руки в руку.

Наибольшее количество комбинаций с булавами исполнял Евгений Биляуэр. Американцами он признан лучшим жонглёром мира. В интернете о нем мало рассказано, но можно посмотреть, что он делал в работе.
Вот на рисунках самые распространённые комбинации с четырьмя булавами. Их конечно гораздо больше. Но они однотипны с кольцами и мячами. Те же повороты на 180 и 360 градусов. Более сложные комбинации смотрите в интернете. Для начала репетиций с пятью булавами этого хватит. Здесь уже нужно более внимательно следить за корпусом и руками. Верхний пояс: плечи и руки не поднимаются вверх и избегайте зажатости. Руки не должны подниматься высоко, а опускаются почти до колена. Локти желательно сильно не разводить, так как сильно напрягается плечевая сумка, а это чревато травмой. Вообще нужно жонглировать свободно, не напрягаясь, иначе будете быстро уставать.
 Занятие №13
О пяти булавах…

Располагаются три булавы в кисти так же веером. Нижняя булава лежит на среднем и безымянном пальце. Средняя булава на указательном пальце, верхняя булава между указательным и большим пальцами. Вначале выбрасывается нижняя булава, потом средняя, верхняя переходит на указательный палец и выбрасывается следом. Многое зависит от толщины ручек булав, поэтому исполнитель сам определяет как ему лучше расположить булавы для выброса. Траектория у бросков такая же, как у колец и мячей. Булавы бросаются на два оборота. Вначале репетиций нужно научиться три булавы выкидывать с одной руки в другую и обратно на два оборота. На освоение пяти булав тратится много времени особенно на комбинации. Комбинаций с пятью булавами больше чем с четырьмя. Это  полукаскад, каскад в двух проекциях, броски из-за спины с одной руки и с двух. Пируэты с выбросом всех булав или только трёх и многое другое.

Занятие №14

Диаболо — игрушка для жонглирования в форме двух подобийконусов, соединённых между собой их вершинами, которая вращается, бросается и ловится посредством верёвки, которой стянуто место соединения вершин и которая, в свою очередь, привязана к двум палкам, которые играющий держит в обеих руках.
Идея игры, скорее всего, первоначально возникла в Китае (будучи придуманной там примерно в XII веке; сейчас её изначальный вариант именуется «китайским йо-йо»), где верхняя часть игрушки была сделана из двух полых цилиндров из металла или дерева и соединена со стержнем, часто большого размера; игрушка при вращении издавала громкий звук и использовалась разносчиками, чтобы привлечь клиентов. Из Китая она была завезена миссионерами в Европу, и вариант игры, известной как «дьявол на двух палках», возможно, был известен в Англии в конце XVIII столетия: улучшение игрушки приписывают лорду Маккартни.
Но настоящего распространения игрушка достигла во Франции в 1812 году, где её верхнюю часть назвали «le diable». Сохранились старые рисунки, иллюстрирующие примеры популярности и повального увлечения ей во Франции в то время. Диаболо тех дней напоминало шаровидную деревянную гантель с узкой центральной частью, и звонкий звук, издаваемый ей при вращении, — bruit du diable — был её характерной особенностью. В течение XIX столетия в разное время были предприняты случайные попытки возродить популярность этой вертящейся на верёвке игрушки, но только в 1906 году случился второй пик её популярности, сравнимый с пиком 1812 года. Французский инженер Гюстав Филиппар, обнаружив некоторые старые образцы игрушки, экспериментировал в течение некоторого времени с новыми формами её верхней части в целях обеспечить ей новую популярность; он создал форму двойного конуса и добавил миниатюрную велосипедную резиновую шину вокруг оправ двух концов двойного конуса, а также несколько других улучшений; именно он назвал игрушку «диаболо». При этом данное слово не имеет отношения к слову «дьявол», а происходит от греческого ;;;;;;;; diab;ll;, что примерно переводится как «бросаю через».
Современные диаболо по-прежнему иногда изготавливаются из металла, но чаще — из пластика или резины.
Жонглирование несколькими диаболо используется в цирковых номерах.


Мари Шансон, 2. 04. 2019.