Всё остается людям...

Фокас Владимир
Добрый денннь! Вот ведь интересно: ошибка во втором слове. А откуда? И почему? Все очень просто - после явно ненормальной недельной жары (за +30), от неготовности к которой мы явно поплыли и даже начали "капать", резко похолодало. Ночью было +9, сейчас аж +11 . Падение более чем на 20 градусов, а еще и ветер. Порывистый, холодный и весьма неприятный. А на балконе у меня хранятся запасы всякие, в том числе стекла и пустые банки. Так вот: сижу за компьютером, а за балконной дверью  дзинь... дзиннь... дзенннь... дзенннь... Вот и вышел ДОБРЫЙ ДЗЕНННЬ...

Поэтому давайте  поговорим о странном и загадочном. А может быть, не о нем, а о вещах вполне понятных  и знакомых. Настолько привычных, что мы отучились видеть в них тайну и загадку, утратили способность слышать их тихий голос и следовать за ними. Иными словами, попробуем разобраться  в том, КАК И ПОЧЕМУ МЫ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ.

Заранее извиняюсь за изрядную, но вполне простительную назойливость и бесцеремонность. Ясно ведь сказано: "На долгие разговоры нет ни сил, ни времени. Да и особого желания тоже нет. Есть дела поважнее..."  Допустим…

А вот оно у меня есть, это время. К сожалению,  в последние месяцы светлые дни не часто балуют меня своим посещением… Чаще приходят другие - беспамятные, сумрачные, бесконечные, как затяжной дождь, глухие, немые, слепые. Они не угрожают, не обвиняют, не вступают в споры. Однако упорно твердят одно: ВСЕ… Пора собираться в дорогу. Задерживаться с отбытием незачем и не для кого…

Но вот что-то начинает меняться. Иногда медленно и постепенно, а иногда почти мгновенно. Я не знаю, как и почему это происходит и не могу сказать:  вот то, сумрачное, навязанное, чужое - это не настоящее я и это не мое. А вот это, похожее на небо после долгого ненастья - чистое, светлое, высокое и бесконечное - вот это я. Это мое и это про меня.

Не знаю, как и когда это произошло, но теперь мое я не есть что-то единое и неделимое. Не объект и не субъект, даже не личность. Скорее процесс непрерывного взаимодействия самых разных сторон мира, образующих некую мозаику-мандалу. В то же время каждая из ее составляющих есть мое "я"; каждая обладает своим правом, своей правдой, своим опытом, стремлением и целеполаганием. Не скажу, что работать со всем этим легко, весело и увлекательно; не скажу даже, ЧТО ЭТО ПРАВИЛЬНО. Однако, коли уж такое случилось, то для чего-то и кому-то было нужно.

Темные, непросветленные и в своем большинстве "безмолвные стороны" весьма неприятны и тягостны, однако они схожи с временным   и быстро проходящим ненастьем души и разума. Гораздо неприятнее "говорливые", настойчивые и упорные. Их нельзя ни игнорировать, ни отменить, ни уничтожить. Это значило бы отменить самого себя; значило бы ввязаться в непрерывную изматывающую борьбу, когда задача состоит совсем в ином...

И в то же время нет ничего прекраснее и удивительнее, чем  становление  себя "радостью бытия". Это состояние подобно рассвету, яркому солнцу после темной, холодной и ветреной ночи; щедрой  и доброй жизнью после временной и тягостной "не-жизни", "не-мысли", "не-чувства", "не-существования". Думаю, большинству людей не раз и не два приходилось испытывать подобное...

Не стоит терять время в попытках понять, что она есть такое, эта "радость бытия», анализировать, прикидывать так и этак. Гораздо правильней  немедленно возвращаться в этот Истинный Мир Существования,  а еще лучше изо всех сил бежать  к нему…

Это тоже не новость - и суть человеческих "времен года", и обжигающее касание "Лета Господня", и древняя мудрость: "Достаточно сделать один шаг, ведущий к Богу,  чтобы Он сам побежал тебе навстречу".

Поэтому нет ничего более важного, чем относится к Миру (и к Богу тоже!) как к Живому Существу, как к единственному, близкому и горячо любимому Другу. Говорить с ним, писать ему письма, советоваться, делиться всем, что важно и для него, и для тебя, рассказывать удивительные истории и петь прекрасные песни.

Стоит лишь начать это нехитрое действие - и вот: голова «берется за ум», мысль просыпается и начинает работать, сознание отбрасывает костыли и выходит в белый свет, а душа срочно бежит к Душе Соборной, а от нее к мировому, планетарному и прочим Разумам (в том числе и моему) с желанием СРОЧНО ПОДЕЛИТЬСЯ, РАССКАЗАТЬ, ПОУДИВЛЯТЬ КОГО-НИБУДЬ И ПОУДИВЛЯТЬСЯ САМОЙ. Расти-то надо…

Ей бы больше общаться со сверстниками, изобретать всякие игры да игрушки, проказничать, иногда капризничать (совсем-совсем немного), ан не судьба… Так что приходится ей общаться с дедушкой и бабушкой, которые давно заменили ей папу и маму.

Вот недавно она спросила: "А почему говорят "дешево и сердито"?  Ведь сердиться – это плохо и неправильно. Или сердятся из-за того,  что дорогое недоступно? Как это… НЕ ПО ЗУБАМ? А зубы - они дорогие или дешевые? А дешевизна - это разумность или скупость? А почему пушкинский поп гонялся  за дешевизной? Он глупый, да? Он… как это… ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ?  А что такое толокно?  А где и для чего оно растет?»

Поди ответь на такое…

- Ну, - говорю... - Дело в том,  что мы говорим так о чём-то недорогом, доступном, удовлетворительном по качеству, но не полностью отвечающем своему назначению.

- Дёшево - это я понимаю. Это то, что ты всегда покупаешь.  Или как покупаешь. Однако не сердишься, а очень... как это... УДОВОЛЬСТВУЕШЬСЯ? Радуешься? Я правильно интерпрррр... ерти... понимаю-говорю-излагаю?

- Правильно. Дело в том, что когда-то очень давно...

- Это когда ты был совсем маленький, бабушка только родилась, а меня вообще не было? А как это МЕНЯ НЕ БЫЛО? А что тогда вместо меня было? А где и с кем оно жило? А...

- Не перебивай дедушку. Это неприлично.

- А Я НЕ ПЕРЕБИВАЮ! ОНО САМО ПЕРЕБИВАЕТСЯ!

- Ну так вот. В те времена "сердитый" означало "дорогой, высокого качества, требующий хорошей цены" и было связано  со словом "сердце": "сердечный друг",  "сердечная  цена". Так и появилось выражение " дёшево и сердито", то есть "и дёшево, и дорого" (но не по цене, а по качеству и удовольствию от удачной покупки). А еще это выражение  родилось как противопоставление другому: "дорого да гнило, дёшево да мило".

- Но тогда... Ты мне сердитый (сердечный!) друг, а я тебе... Друг дорогой,  милый, (по качеству!!!), но дешевый... по сердитости содержания?

- НЕ ТАК! Вечно тебе всякая блажь в голову лезет...

- Дедушка! А блажь только блаженным в голову лезет? А блажат они потому, что в это время блаженствуют? А БЛАЖЬ - это хорошо или плохо? А можно я немного побуду блаженным? А можно я поблажу чего-нибудь?

- Ты и так это постоянно делаешь. Но вообще блажь - это дурь, упорство, упрямство, своенравие; временное помешательство, грезы наяву; вздор,
чепуха; несбыточные мысли, желания. А вот БЛАЖЕННЫЙ - это тот, кто  "блажит", т.е. ВОСХВАЛЯЕТ. Так считали на древней Руси.

Еще это описание человека, когда он благополучен, "БЛАЖЕН", абсолютно счастлив и един с Миром и его Создателем. Еще «блаженными» называли "божьих людей" - праведников, не поддающихся искушению, не придающих никакого значения материальным ценностям, неподвластных никаким властям и коронам, верующих в чудо, т.е. ведущих себя безумно с точки зрения обывателей.

- Дедушка! А  ты тоже блаженный? А ты в меня как чудо веришь? А сердитым ты становишься тогда, когда от тебя уходит благость? А праведник потому, ведаешь правду? А бабушка - тоже блаженная?  Или она ведунья? А можно я удалюсь в свою палатку и поблажу немного? То есть вас восхвалять буду?

- Попробуй... Только тихо! А то бабушку разбудишь. Она вчера только после двух таблеток кетотифена уснуть смогла.

- Про кету я знаю. Это рыба такая.  Большая-большая. Мы ее в Магадане кушали. А кто такой ТИФЕН? И почему он ТАБЛЕТКА? А Тифен - это не ТИФОН? Ты его не знаешь, потому что он, этот самый Тифон, жил  давно-давно и был таким очень умным и просвещенным Змеем (ну вроде нашего Дракона), только он...

***

И так до бесконечности... Так что не забудьте поблагодарить Бога за то, что вам на старости лет  дано такое чудо, как внуки и правнуки. И не где-то там, незнамо где, а именно ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И нечего сетовать на то, что "Все время проходит в делах повседневных, незаметных, но необходимых. На все же другое времени не остается".

Позволю возразить: повседневность не есть основное предназначение пожилого и старого человека.  И даже не забота о «малых сих» и их воспитание. Ибо, воспитывая, воспитываешься сам; спасая одного, спасаешь мир, а один уверовавший  поведет за собой многих.

И Иисус, когда говорил ученикам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям», - сказал далеко не все. Ибо и соль, и земля тесно связаны и нет одного без другого. Мертва и безводная пустыня, и твердокаменные солончаки, и  пусто небо без звезд, и не согреться без огня, и не приготовить пищу.

Без людей же нет настоящей жизни, и даже Творцу не прожить в ограниченном и застывшем в своей вечности Эдеме. ЛЮДИ - вот та земля, из которой рождается все немыслимое людское разнообразие. Щедра и неповторима эта Земля, бездонно и непредсказуемо человеческое море, богатое и островами, и кораблями, и континентами, и ветрами, и течениями, и волнами, и штормами, и штилями.

Именно Земля и Вода создают, а дух Огня обжигает и придает форму всему живому - и праведнику, и злодею, и гению, и священнослужителю, и ученому, и поэту, и яркой звезде, и серой посредственности, и силе, и слабости.

Теперь надо  понять, и понять точно и безошибочно, ЧТО ДАЕТ СОЛИ СИЛУ. Любовь? Преданность? Отвага и мужество? Милосердие? Забота? Жертва? Знание? Учение, Закон, Заповедь? Поэтому - блаженны занятые, ибо дела их угодны самой жизни.

Трудно лентяю и бездельнику, которому приходится буквально придумывать себе занятия и посильные развлечения. Тут поневоле задумываешься - А НЕ ПРИДУМЫВАЕТ ЛИ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ И СЕБЯ ЗАОДНО? НЕ ЕСТЬ ЛИ ОН ИСКУССТВЕННАЯ, ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ?

ИЛИ САМСКАРА буддистов, т. е. непрочная связка ассоциаций и впечатлений, фиксированные понятия и представления обо всем, в том числе и о себе самом; привычка, стереотип, порождаемый  отпечатками прошлых воплощений. Не торопитесь иронически улыбаться. Ибо вопрос этот не так прост, как кажется. И задают его себе очень и очень многие...

*** 

Так вот, о мире реальном и мире выдуманном. Или нами сотворенном… А если еще более конкретно - о жизни и судьбе, о том, КАК и КЕМ мы становимся со временем, что обретаем  и от чего освобождаемся,  кто такой человек "сам сделавший себя" - и еще о многом другом.

Начинать это исследование надо с того времени, когда творчество как таковое человеку еще не было доступно. Зато он невероятно остро чувствовал и понимал: есть мир, есть мы и есть какое-то запредельное изумление и преклонение перед тем, что предстает перед нами.

Оно, это предстающее, было цветным, объемным, постоянно меняющимся и в то же время стабильным; у него был цвет, вкус, запах... Были  самые разные касания, голоса, движения... ОНО ЖИВОЕ, которое принимает нас, тоже живых; оно вроде завершенное, однако в нем скрыта бесконечная и волнующая   ТАЙНА НЕЗАВЕРШЕННОСТИ...

Оно подобно небу или океану, приглашающему нас принять участие в реализации множества их непроявленных сторон, форм и содержаний; оно -  жизнь мира, суть Бытия, непрерывно сотворяющего и пересотворяющего себя...

Оно не гонит нас от себя, наоборот, готово ПРИНЯТЬ НАС ТАКИМИ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ. Однако мы не желаем быть "такими, какие мы есть", и вот - начинаем перестраивать себя по образу и подобию что-то иного, которое не есть жизнь, а лишь ее скудное описание, есть условность, иллюзия, несвобода, скованность, неуклюжесть, нелепость...

Потом мы узнаем про ТВОРЧЕСТВО - и начинаем грубо и примитивно перекраивать, ломать, давать ложные имена, навязывать свои предпочтения, оценки, представления.

МЫ ПОТЕРЯЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ  ТВОРИТЬ, ДАЖЕ ЕЩЕ НЕ НАЧАВ, МЫ ИСКАЛЕЧИЛИ И ИЗВРАТИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЖИВОЙ МИР, НО И ЖИВЫХ СЕБЯ... МЫ СОЗДАЕМ И ТУТ ЖЕ УНИЧТОЖАЕМ, НЕПРЕМЕННО ПОВТОРЯЯ: ВО ИМЯ... ВО ИМЯ... ВО ИМЯ…

Хотя  давно забыли Его, это Имя... Несмотря на то, что Оно с первых минут рождения пребывало с нами. Помнят лишь немногие - те, которые выросли вне лживого, стесненного, уродливого и противоестественного союза ненасытного желания, слабого разума и нищего духа. Мы перестали ценить гармонию и поклоняться красоте...

Когда-то  давно у меня было две 240-минутных видеокассеты о самых прекрасных местах мира. Вот уж насмотрелся... И наплакался - увы... Никогда, никогда... Потом успокоился...

А еще через какое-то время в нашем доме появилась видеокамера, и оказалось, что прямо здесь, вокруг нас, буквально  под носом, такая красота! Наконец-то удалось, пусть и частично, удовлетворить свои важнейшие потребности - потребность в красоте и гармонии, музыке и поэтическом прочтении мира, острую необходимость не просто в диалоге, а в полном слиянии с миром, природой,  а в определенной степени - с Богом и самим собой как Его сыном.

 А вот люди надолго отошли на второй план... Зато память значительно изменилась и перешла в какое- то новое, незнакомое ранее качество. Она стала не просто "живой" - она стала проводником и дверью в удивительную реальность, слившую воедино вчера, сегодня и завтра.

Помню, как мы в 2005 г. получили видеокассету из Магадана... Чувство встречи, узнавание, потрясение от возможности ВОЗВРАТА в уже вроде минувшую жизнь было так огромно, что мы с величайшим трудом вынесли его...

Потом у нас появился компьютер по имени Шуршаня, и я смог пересмотреть все фильмы про Магадан, Талую, Колыму, снова прикоснуться к этой древней, бесконечно мудрой  и ни на что не похожей природе... Возможно, именно после этого "погружения-слияния из моего лексикона окончательно исчезло слово "природа".  Его заменили другие - ЗЕМЛЯ, МИР, ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК. Именно так, с  большой буквы. 

Это слияние порождало нечто непостижимое, невероятное, огромное, бесконечно живое, разумное и вечно живущее... Погружаясь в него, я вспоминал, узнавал - и снова ЖИЛ... Жил в нем и с ним… Жил в этом море, в этих гранитных скалах, в прекрасных царствах северных цветов... Был и этими улицами, и площадями, был этим домом и этим киоском, был свечой, горящей в окне третьего этажа... Был ребенком, юношей, зрелым и уже пожилым человеком.

Был косматой, грохочущей и озорной вьюгой, волоком тащившей меня по тротуару, был белой ночью и бескрайней зеленой тайгой... Был ВСЕМ - не был только людьми. Они как бы ПРЕДПОЛАГАЛИСЬ, но были на втором плане, составляя лишь малую часть этого ВСЕГО. Потому что МИР ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ и мир людей оказались все же разными мирами..

И тогда я, подобно многим, заболел желанием непременно объединить их в единое целое, привести один к другому, ибо РАЗДЕЛЕНИЕ было огромной бедой, болезнью, неправильностью, в то время как единство - естественным и истинным состоянием.

Возможно, именно это и было тем удивительным и волшебным состоянием души, которое философы определяли как жизненный порыв или творческий императив. Однако КТО ЗДЕСЬ БЫЛ ТВОРЦОМ? КТО СОЗДАВАЛ И КТО БЫЛ СОЗДАВАЕМЫМ? Ответа не было... Ибо и время, и пространство стали одним огромным и непрекращающимся  БИЕНИЕМ ЖИЗНИ МИРА...

Оно  чувствовалось во всем, оно проявляло себя как художественное, литературное, поэтическое и музыкальное послание; оно было  работой мечты и фантазии, разума и мысли,  души и духа... Великим полетом озарения, узнавания, немыслимым чувством  и еще чем-то таким, для чего в нашем языке нет обозначения... Порой кажется  - все это осталось далеко позади и никогда уже больше не вернется... Ибо ОТКРОВЕНИЕ не должно превращаться в каждодневное и привычное общение.

Однако многое все же осталось. Осталось  как намек, как напоминание, как метафора, знак, символ. Вот недавно с огромным удовольствием познакомился с особым направлением классической музыки, причем направлением не только инструментальным, но и направлением в сольном пении. Расцвет этого стиля приходится на 16-17 век, а потом он тихо ушел, сменившись более современными. И вот в начале века уже ХХ1 появился опять. Это такая необычная красота, чистота, легкость, естественность, что диву даешься...

С чем сравнить? Как это ни удивительно, с особыми художественными формами, например работами Татьяны Марковцевой, с которыми я настоятельно рекомендую ознакомиться. В поэзии это представители Серебряного века, в музыке... Тут можно назвать множество великих имен. Это огромная неповторимость и многоликость, поющий и звучащий "Дом Отца Моего", в котором (для меня, по крайней мере) на равных присутствуют и Бах, и Шуберт, и Рахманинов, и Поль Мориа, и Эннио Морриконе, и тысячи других, имен которых я не знаю. Хотя очень люблю...

Далее понятие о Двух Мирах неизбежно привело к крайне сложной, мучительной и тоже почти вечной теме: здоровью мира и его болезни; жизни и смерти, врачевательстве, целительстве и чуде исцеления.  Медицине "народной" и ее «сестре» - медицине официальной, ортодоксальной.

Пришлось серьезно задуматься над тем, как и почему древнее истинное служение стало частью "сферы услуг", превратилось в аморальный бизнес и безнравственный маркетинг, обросло колоссальным  количеством псевдонаучных, ни на чем не основанных рекомендаций. Я уже не говорю о знахарях, "бабках", экстрасенсах, ведунах и т.д. Бедному больному некуда деться от всего этого и, в сущности, невозможно следовать всему тому, что насильственно внедряют в его сознание.

Наверное, тут каждый вынужден выбирать сам... Нам, прожившим в медицине большую часть своей жизни, в этом смысле полегче. По крайней мере, в плане выбора средств и методов лечения.  Здесь должно быть предельно критическое отношение. И если мы окончательно убедились в том, что "не каждая кухарка способна управлять государством", то следует признать и другое: лечить она элементарно не имеет права. Чтобы не казаться излишне резким, добавлю: нынешнее система оказания медицинской помощи имеет весьма сомнительное право так называть себя.

Я долго думал, правильный ли я сделал выбор, став врачом. Нет, случайностью это не было; однако и не было истинным предназначением. Короче, врачом "от бога" мне стать суждено не было. Более того, чем больше я работал, чем больше старался, чем больше набирался знаний, тем больший ужас меня охватывал...

Ужас не перед больными людьми, а перед непрерывным потоком боли и  страдания, безнадежности, беспомощности и беззащитности, оставленности  и покинутости. И еще ОТПЕЧАТКОМ БЕЗЖАЛОСТНОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ НЫНЕШНЕНГО МИРА и особым выражением лица, на котором огромными буквами начертана вера во врача и иногда - безумная надежда...

Надежда человека, КОТОРОМУ ТЫ, В СУЩНОСТИ, НИЧЕМ НЕ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ... И ТЫ НЕ ХИРУРГ, НЕ РЕАНИМАТОР, ДАЖЕ НЕ ВРАЧ СКОРОЙ ПОМОЩИ... Тем и труднее, и легче, ибо результаты их работы всегда видны и значимы.

Твой же день - это не работа во "благо", а сидение в крошечном и ничем не защищенном окопе, на который с лязгом и грохотом изо дня в день обрушивается железная лавина безжалостного и бессмысленного  разрушения... И ты бессилен, что бы ни предпринимал... Одно лишь остается тебе - ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ, РИТУАЛ, КОТОРЫЙ НИКОГО НЕ СПАСАЕТ...

Не знаю, где и как другие находили силы, чтобы продолжать работать. У меня таких сил не нашлось... И теперь, почти через 20 лет после завершения этого этапа моей жизни, я могу сказать лишь одно: НИКОГДА, НИКОГДА БОЛЬШЕ Я НЕ ВОЗЬМУСЬ ЛЕЧИТЬ КОГО-ЛИБО. По крайней мере так, как нас учили и как принято теперь. Наверное, именно из-за этого глубоко въевшегося страха я до сих пор обхожу стороной любое медицинское учреждение, а к врачам обращаюсь лишь в случае крайней необходимости. Потому что кроме страха во мне поселилось и непреодолимое недоверие...

Сегодня положение еще хуже… Больны не только мы - болен весь мир. Если и не неизлечимо, то очень и очень серьезно. Здесь уповать на Бога глупо и бессмысленно. Потому что нам и только нам исправлять то, что мы столь неосмотрительно  натворили… Однако верить все же необходимо.

Поэтому, по крайней мере для себя, я принял как догму следующее: "На все воля Твоя; ведь все равно все будет так, как будет, даже если будет иначе". Хотя истинно верующим я себя назвать не могу. Как не могу подробно и убедительно рассказать о том, что же она такое - моя вера.

Скажу лишь, что вижу и чувствую глубочайший смысл в словах, идущих не от ума, а от сердца. Мы очень часто прибегаем к подобным словам; иногда осознанно, но чаще бессознательно. Так же мы и верим: большинство потому, то хочет верить в то, что так страстно желает получить; кто-то потому, что на земле ныне верить некому, и лишь некоторые поднимаются в своей молитве выше церковных догматов, правил и установок.

Для них Бог и Божественное куда ближе и реальнее, чем все мировые религии и религиозно-философские системы. Им не надо искать какого-то особого знания или научного доказательства. Их Бог предельно прост, открыт, понятен и полностью лишен головоломных и искусственных богословских построений и казусов. Он пребывает настолько близко  к человеку, что буквально слит с ним и неразделим с ним.

Общение с Богом Отцом для такого человека - самое естественное и привычное состояние души и разума. Он тот, кто познал себя, а тот, кто знает Сына, знает и Отца... Поэтому и слова его не только истинны, чисты и правдивы - они еще и КРАСИВЫ. Такова самая первая и главная молитва: "Отче наш". Или слова такие:

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. И даже если  пойду я  долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокоют меня; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и пребуду я в доме  Твоем  многие дни».

Псалом Давида 22

Здесь нет обращения к Сыну Божьему, ибо молитва эта родилась и была произнесена  еще ДО Его прихода в мир. Но разве от этого она утратила свою силу и должна быть отменена? А Дом Отца Моего перестал быть единым и огромным Бытием, в котором  каждому человеку уготовано место? И не то, "которого он заслуживает согласно балансу личного добра и зла", а то, которое идеально ему подходит; место, где он может быть максимально полезен; место, которое он старательно и с великой любовью готовил для себя "во все дни жизни своей".

Церковь и ее служители достаточно резко прерывают нас, когда мы пытаемся рассуждать о "царствии небесном", "жизни после жизни", основываясь на достаточно серьезных гипотезах и теориях, а также многочисленных данных психологических, нейрофизиологических и чисто научных (энергоинформационных, квантовых и прочих) исследований. Я прекрасно понимаю, почему Церковь поступает именно так и в целом ее поддерживаю.

Однако ныне такое время, когда  мы не можем не думать об этом, не надеяться и не строить определенных планов. Большинство из нас уверено: все, что идет от сердца, от души, от глубокой потребности и от искреннего чувства, ОБЯЗАТЕЛЬНО будет услышано. Иное дело, что не обязательно будет реализовано. Ибо человек зачастую сам не знает, чего же он по-настоящему желает, что хочет обрести, а от чего избавиться.

Вообще же почти все наши "мечтания" о "жизни после жизни" не есть продукт незрелого, беспокойного либо "устрашенного" разума. Это удивительное и почти мистическое таинство, естественный и доступный процесс сотворения себя будущего, в котором надо сохранить и свою человеческую сущность, и душу, и память, и все, о чем когда-либо мечталось, и все, что не свершилось, и все, что "могло быть", но в силу каких либо причин быть не смогло.

Человек как психическое существо (я здесь специально не говорю о душе) есть союз  высшего физического, витального (жизненного), ментального, эмоционального и духовного. Оно, это Существо, куда выше, чище, искреннее и прозорливее, чем просто "человек земной". Это здесь, в царстве суеты и томления духа, гомо сапиенс (или псевдосапиенс) может позволить себе мечтать о всякой ерунде, а зачастую и о вещах, совершенно недопустимых.

Это в общем; если же говорить предельно серьезно, то перед развитым, думающим и не лишенным религиозного чувства человеком проблема жизни после смерти и будущей судьбы рода человеческого неизбежно ставит ряд задач невероятной сложности. Разум в этом деле не помощник. Человек должен подняться туда, где начинаются НАДЛИЧНОСТНЫЕ (ДУХОВНЫЕ) ИЗМЕРЕНИЯ ПСИХИКИ, где царит надсоциальное, надсознательное и надразумное. Психология, пусть и с трудом, признает это, однако опыт подобного рода до сих пор - удел немногих.

Особенно это касается мистического (или, как сейчас принято говорить, трансперсонального) опыта, особых состояний между жизнью и смертью и вообще всего, что связано с измененными состояниями сознания.  Все исследователи в один голос утверждают: облик иной реальности (другого термина здесь подобрать невозможно),  переживаемой не разумом в союзе с органами чувств, а непосредственно самим сознанием, настолько мощен, ярок  и убедителен,  что не поддается никакой коррекции.

Объяснения психолога или нейрофизиолога, признающей эту «реальность»  исключительно внутренним делом человека, а то и галлюцинацией, продуктом  больного воображения, своеобразной иллюзией и прочими психофизиологическими нарушениями, не столько объясняют этот феномен, сколько еще более запутывают. Самая же главная трагедия состоит в том, что  ни зафиксировать, ни передать, ни измерить никакой, даже самой чувствительной аппаратурой эти «иные миры» невозможно.

Возможно лишь одно: подобно тому, как физики, реально  не видя субатомных частиц, умудряются описывать и анализировать их «поведение» по оставляемым следам (трекам), начать изучать и расценивать опыт  пограничных психических состояний  по изменениям, происходящим с человеческой личностью. К сожалению, таких работ очень и очень немного.

В заключение могу сказать лишь одно: глубоко пережитый и воспринятый опыт необычных состояний сознания способен принципиально в корне изменить человека, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле.

Удивительно, но факт этот давным-давно описан и в истории, и в искусстве, и в философии с психологией, и в науке, и, конечно же, в религии. И никого это не удивляет, воспринимаясь как самое обычное дело. Однако стоит лишь коснуться  сторон жизни, хотя бы на немного выходящих за рамки привычных представлений, как жди беды. И порой весьма нешуточной.

Вообще же странное создается впечатление - как будто чьей-то всевластной и достаточно жесткой волей человечество было буквально «отсечено» от гигантского пласта знания (следовательно, и умения), а остатки его преданы анафеме и практически запрещены.

Вопрос этот весьма неожиданно приобрел небывалую остроту во второй половине ХХ века и вызвал нешуточные споры. Затем оформился в своеобразную "теорию заговора" и концепцию "управляемой эволюции", став составной частью уфологии,  а ныне почти обрушился под тяжестью великого множества нелепостей, параноидальных мотивов, откровений, пророчеств, непроверенных фактов и нелепых утверждений. А жаль... Здесь есть, над чем серьезно подумать.

Думаете, сама идея ограничения, сдерживания и сознательного контроля - это что-то новое? Ничего подобного. Очень даже старое, организованное исключительно «во благо человечества». Допустим, что это действительно так, однако самые жесткие запреты реализуются не через «Высший Разум», не через Бога и небесную иерархию, не через внеземные цивилизации, а через облеченных властью людей. И чем больше эта власть, тем жестче и глобальнее ограничение.

Тем не менее, для определенной части людей кое-что постепенно открывается.
И не только в виде «откровений внеземного разума», душеспасительных бесед и «последних предупреждений» а вполне реальной научной и технологической информации. Как и благодаря чему это происходит, до сих пор неясно. В "откровения свыше" сегодня мало кто верит, а эвристика лишь притворяется чем-то "научным".

Обычный же «здравый разум» начинает с гораздо более простых и понятных вещей, например эзотерических учений и религиозных догматов, дополненных некоторыми научными фактами и гипотезами. Простой пример.

Принято считать, что на условных небесах человеку будет вечно 33 года, т.е. столько же, сколько было Иисусу. А ЕСЛИ Я НЕ ХОЧУ НАЧИНАТЬ С 33-х? Если я начал "образовываться " значительно позже - с 40, 50, 60? Если моя цель - мудрость, а не вечная молодость с ее играми, забавами, влюбленностями и т.д.?

Для чего мне в таком случае привлекательная внешность, безупречная фигура, обаяние, привлекательность для лиц противоположного пола? Категорически не берусь утверждать, что все перечисленное "греховно" и должно быть устранено из будущей жизни. Для определенных людей это жизненно важно; без этого их жизнь станет неполноценной и скудной.

Однако при всех вариантах и типах жизнь эта не сможет продлить и реализовать себя, если она не станет  БОЖЕСТВЕННОЙ. То есть не реализует в себе того, чего в ней не было раньше, но что уже стучалось, просилось, подсказывало, направляло...

Думается, что наша "земная жизнь" не была полноценной, если в ней отсутствовали поэзия, музыка, радость творчества; если человек не грезил волшебными мирами, если не "болел" жаждой свершения подвигов во имя человечества, если не желал принять участие в новом и небывалом строительстве.

Если не мечтал о ДОМЕ, где уже нет деления на Братьев Старших и Младших, о Доме, где царят любовь, гармония, труд, взаимовыручка, верность долгу, единство слова, чувства и поступка... Если еще в этой жизни  не услышал как великое откровение и принял как единственный смысл своего существования великие слова:

"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим как место веселия. Народ его будет источником радости, и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих;  И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.

 Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей".

Осмелюсь предположить, что тезис о "непрерывном веселье" - прерогатива детского возраста души, дань ее нереализованным возможностям. Думаю также, что все должно быть неизмеримо выше, прекраснее, всеохватнее, ДОСТОЙНЕЕ.

Пусть этого и не будет в полном объеме или будет лишь частично... Однако вся  наша непрерывная, многотрудная и с виду такая бессмысленная работа имеет еще один, чрезвычайно важный практический момент.

МЫ УЖЕ ОСОЗНАЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС; МЫ УЖЕ НАЧАЛИ ЕЕ; МЫ УЖЕ ПОВЕРИЛИ В ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ТАКОГО БУДУЩЕГО; МЫ ПОВЕРИЛИ В ТО, ЧТО МОЖЕМ БЫТЬ УСЛЫШАНЫ.

МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ, НО УЖЕ ОЩУТИЛИ ЕЕ ПРИСУТСТВИЕ. МЫ СОВЕРШИЛИ МНОЖЕСТВО ОШИБОК, МЫ ПАДАЛИ И БОЛЬНО УШИБАЛИСЬ, МЫ ГОВОРИЛИ РАЗНЫЕ СЛОВА, НО НИКОГДА СРЕДИ НИХ НЕ БЫЛО СЛОВ ОТРЕЧЕНИЯ.

Возможно, наше пребывание в "Доме Отца Моего" вначале будет недолгим... Мы снова вернемся на Землю, но вернемся совсем не теми, которые уходили... Что же будет?

"И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу".

*** 

Жизнь человеческая, как и движения его разума, души и духа, крайне редко следуют единой начертанной прямой либо представляют собой непрерывное победоносное восхождение. Скорее это череда подъемов и спусков, падений и вставаний, временных смертей и столь же временных воскрешений. И огромный голос свыше: «ВСТАНЬ И ИДИ!» - отнюдь не единственное, что может слышать (либо ощущать в себе) человек.

Гораздо чаще происходит иное - одержание бесом сомнения, отрицания, недоверия, умаления. Речь не идет о смирении, кротости, борьбе с гордыней. Это понятно и вполне справедливо. Истинная одержимость нацелена не на умаление, а на полное подчинение и уничтожение личности; ни душа, ни разум, ни тело сами по себе источником этой скверны быть не могут. 

Современное информационное прочтение мира и человека не внесли в этот вопрос ничего нового. Принятие концепции разума как сложнейшего биокомпьютера не освобождает от всевластия непременных программ, конфликтующих и противоречивых, не говоря уже о программном обеспечении, «программистах», «модераторах», хакерах и воистину бесчисленном числе  всевозможных паразитов. Все это ничуть не приближает нас к решению истинной проблемы, озвученной еще св.ап. Павлом:

«Ибо  знаю что закон духовен, а я телесен, поэтому и подвержен греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…
Ибо знаю, что не  живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Бедный я человек!…( Рим. 7:14-19, 24)

В последние годы я обратил самое пристальное внимание на современные теории личности, а также на то, что ныне именуется «когнитивной наукой». Предполагалось, что задачей последней  должна была стать некая интеграция всего, что мы знаем о человеке. Однако вместо синтеза произошла обычная эклектика. То есть то же самое, что мы наблюдаем в экуменизме.

Теории личности напрочь забыли о самом человеке, а когнитивная наука утонула в неких «надчеловеческих»  абстракцях. В результате мы до сих пор не можем создать хотя бы первичную концепцию человека как  онтологического феномена. Причем мы не только не знаем, что мы есть, но и не понимаем, чем нам надо становиться… Пожалуй, лишь религия и философия могут сказать об этом хоть что-либо вразумительное…

*** 

Теперь самое время вернуться к понятию «человека, который сделал себя сам». Это вполне конкретное и всем понятное явление. Пожалуй, лишь за некоторым  исключением. Первое:

САМ ПО СЕБЕ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ НИЧЕГО, ПОТОМУ ЧТО КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПОЛНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НЕЗАВИСИМАЯ ЕДИНИЦА ОН НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Второе:

Это «деланье себя», предполагающее максимальную реализацию в одном или нескольких измерениях, будет хорошо работать лишь в материальном мире с ограниченной и простейшей системой ценностей мире, где главным показателем успеха являются деньги, власть и известность, где за пределами личности и социума ничего нет, а время существования человека ограничено одной-единственной короткой и сумбурной жизнью.
Есть чрезвычайно точное и важное наблюдение, справедливое не только в театральной среде. Происхождение его относится еще к временам Конфуция. Оно утверждает следующее:

«КОРОЛЯ ИГРАЕТ ОКРУЖЕНИЕ».

Именно последнее и делает из человека «короля». Конечно же, только в случае наличия у него несгибаемой воли, решимости, отваги, преданности избранному идеалу, напряженному труду, высокому целеполаганию и сознательному ограничению себя. Если принять именно эти требования за основу, то большинство этих «сделавших себя сами» будут выглядеть весьма неубедительно…

И все же: что делает человека человеком? Что должно являться его ядром, его истинной сущностью? Что он должен воспитать в себе, чем (кем) стать? Как и в каких единицах измерить успешность его становления? Как подвести итоги своей жизни?

Иногда это сделать легко, а иногда почти невозможно. Это подобно тому, как если бы некий человек затеял испечь уникальный пирог… Подобрал  необходимое, продумал последовательность всех своих действий, подготовил начинку, замесил тесто, развел огонь и ненадолго присел отдохнуть. И вот набежали соседи и стали требовать «немедленного подведения итогов» всей его долгой и мало кому заметной работы…

И невдомек им, что ИТОГИ ЛИШЬ ТОЛЬКО БУДУТ, что ПОКА РАНО; что человек этот  решил сделать то, что до него еще никто не делал… Что он может рассказать лишь то, как к нему пришла ИДЕЯ такого пирога, рассказать о тайне хлеба (а она существует совершенно реально!), о роли закваски, о приручении огня и особой миссии воды, соли и некоторых таинственных «земель»…

Расскажет о том, что есть множество вещей, о которых почти ничего нельзя сказать определенного, пока они не будут познаны в полном объеме; напомнит слова своего Учителя:

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатвы.

Царство же Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё».

Итак, ЗАКВАСКА… Что же она есть такое в человеке? Что есть самое основное, а что второстепенное? Что идет ДО, а что ПОСЛЕ? Может быть, ОСНОВНОЕ есть все то, о чем мы говорили выше?  А что же тогда  не главное, не обязательное? То, чем можно пренебречь? Или наоборот, главное - это то, что «весомо, грубо, зримо»; то, что имеет абсолютные доказательства своего существования и может быть логично объяснено, проверено, перепроверено повторено; то, что не допускает множества толкований и всегда приводит к одному и тому же результату? То, что надежно, весомо, несомненно?

Удивительно, но именно это «недоказуемое основное» становится (и всегда становилось» закваской для множества поколений живущих. Оно во многом противоречит не только здравому смыслу, но и нашей природе; оно  не имеет доказательств - и в то же время нет ничего такого, что полностью и окончательно убедило бы человека  в противоположном и заставило отречься от "ненаучных" и материалистических представлений о мире.

И в то же время с ростом разума мы начинаем серьезно сомневаться в правоте деления мира и самого себя на основное и второстепенное, главное и неглавное, подчиненное и главенствующее, предыдущее и последующее.  Нам все труднее согласиться с предельно жесткой иерархией, в которой по нисходящей расположились духовные,  душевные, интеллектуальные (общечеловеческие) и материальные ценности.

То же самое и в отношении потребностей. Ведь именно их многообразие и взаимодействие образуют все богатство окружающего мира. Дело лишь в разумной последовательности их реализации и эволюционной необходимости.
Еще раз вспомним постулат: «Короля играет (создает, формирует) окружение». А окружение - это сумма нашего личного и общечеловеческого опыта, весьма неоднозначного, трудного и иногда ужасающего.

Это общечеловеческие, интеллектуальные, культурные, нравственные, духовные и эстетические ценности, это система представлений. Это не только моя память, но и память всего живого  мира. Это весна, лето, осень и зима моей жизни, такие разные, такие непохожие и такие неоднозначные... Это то условное прошлое, которое породило меня настоящего и непрерывно порождает меня будущего. Так что я с полным основанием могу повторить великие слова: «Сей тот, который был прежде меня и поэтому станет впереди меня»

Но именно это свидетельствует в моем сознании о полной реальности и достоверности всего, о чем  было сказано выше. У меня до сих пор нет абсолютных, неопровержимых доказательств, и я давно  не ищу их. Не потому, что их нет, а  потому, что доказательств в нашем привычном понимании здесь быть не может. Не зря Э. Кант  говорил: "Весь скандал современной философии не в том, что она требует доказательств существования  Всевысшего, а в том, что до сих пор надеется их получить"…

Именно поэтому и появилось такое понятие, как ВЕРА. И это не то, что опирается на чьи-то слова, убеждения или учения, не то, что "вроде может существовать, а может, и нет". Это не приговор всезнающего разума тому, что существовать не может, ибо не доказано. Самое удивительное, что это и не правота какой-то одной-единственной религии или отдельно взятой науки.

 Это тот случай, когда для решения наших вечных сомнений надо стать лицом к лицу к Матери-Вселенной и задать ей все наши самые главные вопросы:

Что есть жизнь, как она зародилась и распространилась по мирозданию? Как происходит ее круговорот в едином и непрерывно изменяющемся мире? Существуют ли витальная, ментальная, социальная и духовная энергии? Мы почти уверены, что в человеке они присутствуют, но есть ли они в мире? Как расе существ, достигших уровня разумности, организовать свое правильное существование? Есть ли силы, направляющие наше развитие?

Есть ли те, которые делают все, чтобы человечество никогда не вышло за пределы земного существования или чтобы оно просто уничтожило само себя? Откуда в нас такая  непреодолимая потребность не только получать, но и отдавать? Не только принимать дары, но и одаривать? Почему мы не можем без общения, без рассказа о себе, без исповеди и получения прощения? Без признания и понимания?

Почему даже в наш прагматичный и бездуховный век человек, даже неверующий, в свое последнее мгновение неожиданно произносит единственно правильные слова: «Прими, Господь, душу грешную»… А если не может говорить, то МЫСЛЕННО ЗАВЕЩАЕТ СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО ВСЕВЫШНЕМУ, НО И СЕБЕ БУДУЩЕМУ?

***

В странное и удивительное время нам выпало жить… Ибо великая Эпоха  Перемен ныне коснулось всех - и тех, кто только начинает жить, и тех, кто уже приспособился к новому порядку, и тех, кому волей-неволей приходится подводить некоторые итоги. А они очень сложны и весьма неоднозначны.

Мы постепенно учимся избегать примитивных, грубых и поверхностных оценок; мы начинаем понимать, что многое в нашем мышлении, чувствовании и действие обусловлено  старой и тяжелой родовой травмой.

Мы не умерли, но и не смогли выздороветь; мы горбаты, хромы на обе ноги, подслеповаты и глуховаты, подозрительны и недоверчивы. Мы по-прежнему так и не поняли, ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО С НАШЕЙ СТРАНОЙ, МИРОМ И НАМИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 века.

Мы по-прежнему употребляем термины «перестройка», «переворот», «заговор», «революция». «смена общественного, политического и экономического устройства», «передел зон влияния» и многие другие. На самом же деле все гораздо, гораздо сложнее, и далеко не все можно объяснить экономическими, политическими и социальными причинами.

Вспомним первые годы перестройки и начало 90-х… Во всем царила какая-то почти наркотическая эйфория, тяжелое отравление неожиданно обретенной свободой, падение запретов и презрение любых норм, допустимость всего того, что не запрещено официально, попирание порядка и превознесение хаоса, царство самых безумных возможностей и отрицание любых обязанностей. Особенно это заметно было в культуре, искусстве, работе средств массовой информации и в целом напоминало коллективное помешательство.

В чем же была истинная причина случившегося? Мне думается, что в резкой, невероятно возросшей чувствительности и восприятии того, что ранее было надежно скрыто и недоступно, что сдерживалось любыми средствами и обеспечивало хоть какую-то стабильность.

Однако достаточно быстро этот катаклизм начал стихать, так и не закончившись полноценным апокалипсисом. И вот, наряду с примитивными, грубыми, истеричными, похабными и откровенно патологическими мотивами начало появляться нечто иное… Иное как показатель не только постепенного общественного выздоровления, но и предшественник духовного возрождения.

Конечно, это происходило не одномоментно, да и коснулось далеко не всех. Рискну привести некоторую подборку из текстов самых известных представителей тогдашней масс-культуры.

Юрий Шевчук, ДДТ:

Горсть тепла после долгой зимы
Донесем. Пять минут до утра
Доживем. Наше море вины
Поглощает время-дыра.

Это все, что останется после меня,
Это все, что возьму я с собой

С нами Память сидит у стола,
А в руке ее пламя свечи.
Ты такой хорошей была.
Посмотри на меня, не молчи.

Крики чайки на белой стене
Окольцованы черной луной.
Нарисуй что-нибудь на окне
И шепни на прощанье рекой.

Это все, что останется после меня,
Это все, что возьму я с собой.

Две мечты да печали стакан
Мы, воскреснув, допили до дна.
Я не знаю, зачем тебе дан.
Правит мною дорога-луна.

Ты не плачь, если можешь, прости.
Жизнь - не сахар, а смерть нам - не чай.
Мне свою дорогу нести.
До свидания, друг, и прощай.

Это все, что останется после меня,
Это все, что возьму я с собой.

***

Виктор Цой, гр. «КИНО»:

Белый снег, серый лёд
На растрескавшейся земле
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле

А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет
А над городом желтый дым
Городу 2000 лет

Прожитых под светом
Звезды по имени Солнце…

И две тысячи лет — война
Война без особых причин
Война — дело молодых
Лекарство против морщин

Красная, красная кровь
Через час — уже просто земля
Через два — на ней цветы и трава
Через три — она снова жива

И согрета лучами звезды
По имени Солнце…

И мы знаем, что так было всегда
Что судьбою больше любим
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым

Он не помнит слово «Да» и слово «Нет»
Он не помнит ни чинов, ни имен
И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон

И упасть, опаленным звездой
По имени Солнце… 

***

Александр Розенбаум :

   Когда наступает время убрать, что давно посеял,
   Когда наступает время, которого ждал всю жизнь,
   То, прежде чем выйти в поле, босым в золотое поле,
   В рассветное свое поле, ты вспомни и оглянись
   
   Как пни корчевал лопатой, пилою вгрызаясь в корни,
   Как воду, живую воду на землю сухую лил
   Как часто дразнились дети, как взрослые усмехались,
   И как леденящий ветер на пашню тебя валил
   
   Ты вспомни, как, рук стесняясь, протягивал их Мадонне,
   Ведь был у тебя младенец, ну как у нее на вид
   Но рос он не очень крепким, и, часто недосыпая,
   Ты проклял свои колени, распухшие от молитв
   
   Подумай: уже не надо одалживать под проценты,
   И твой ростовщик клянется, что ты его лучший друг
   Уже провожают взглядом все те, кто плевал когда-то
   Сквозь зубы змеиным ядом на твой одинокий плуг
   
   Подумай, подумай крепко пред тем, как на поле выйти,
   Пред тем, как собрать все то, что по праву ты заслужил,
   И будет напиток терпким, а ужин с друзьями сытен,
   И свет не погаснет в окнах, поскольку ты верно жил .


***

Андрей Макаревич, гр. «Машина времени».

Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела,
Идти вперед, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом.

Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив в самый край пройти по краю,
Переступив запретную черту.

Не ждать конца, в часы уставив взгляд,
Тогда и на краю свободно дышишь.
И пули, что найдет тебя,
Ты не услышишь, а остальные мимо пролетят.

В полночной темноте увидеть свет
И выйти к свету, как выходят к цели,
Все виражи минуя на пределе,
При этом веря, что предела нет.

Не презирать, не спорить, а простить
Всех тех, кто на тебя рукой махнули.
На каждого из нас у смерти есть по пуле,
Так стоит ли об этом говорить...

Не ждать конца, в часы уставив взгляд,
Тогда и на краю свободно дышишь.
И пули, что найдет тебя,
Ты не услышишь, а остальные мимо пролетят…

***

Борис Гребенщиков, гр. «Аквариум»:

Я не могу остаться здесь, душа моя в пути
Задуйте свеч дрожащих свет и дайте мне уйти
Я слишком вас люблю, и потому уйти я должен,
Чтоб свет ваш на ладонях унести

Молитесь за меня, пусть я не буду одинок
И без того до боли мал отпущенный мне срок
Бессмертны только песни, лепестки которых я собрал
На перекрестке тысячи дорог

Я не могу остаться здесь, душа моя в пути
Задуйте свеч дрожащих свет и дайте мне уйти
Я слишком вас люблю, и потому уйти я должен,
Чтоб свет ваш на ладонях унести...

***

Игорь Тальков:

Я мечтаю вернуться с войны,
 На которой родился и рос
 На руинах нищей страны
 Под дождями из слёз.
    Но не предан земле тиран,
    Объявивший войну стране,
    И не видно конца и края
    Этой войне.
 
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь -
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев,
И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения
Страны, вернувшейся с войны.

 А когда затихают бои
  На привале, а не в строю,
  Я о мире и о любви
  Сочиняю и пою.
  Облегченно вздыхают враги,
  А друзья говорят: "Устал".
  Ошибаются те и другие -
  Это привал.

Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь -
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев,
И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения
Страны, вернувшейся с войны.

***

А ведь это очень, очень немного из того, что звучало в те далекие годы. Однако именно это «немногое» и стало самым основным и главным, во многом определившим наше будущее и дающее нам надежду на выздоровление. Но как же долог, труден и мучителен будет этот путь… Однако именно на примере этих ярких и неординарных людей легко понять, что значит «Человек, создавший себя». Себя как мир, себя как душу, себя как пророка и посланника Вечности.

Недавно в одной умной книге я обратил внимание на фрагмент, излагающий основные  доказательства существования Бога. Одно из них было посвящено  ощущению «радости бытия», чувству бесконечного удивления перед красотой и гармонией окружающего мира. Красотой, которая единственно способна породить в человеке любовь ко всему живущему.

Другое - понятию «Дома Отца Моего», без которого человек и не человек вовсе. Ибо  не для чего жить человеку, если никто не ждет его, если некуда возвращаться и некому  передать свой опыт.

Третье - понятию пути, без которого никому не дано обрести истину и продвинуться в своем развитии.

Так что пусть будут пути и дороги, пусть будет вечен и прекрасен наш земной, небесный и звездный Дом, и пусть обязательно будут перекрестки, где мы могли бы встречаться, обнимать друг друга, делиться солью, хлебом и греться у небесного огня. Ибо все от человека, все в человеке и все для человека…

Когда- то в своей юности и молодости я очень любил произведения Юрия Германа, во многом определившие мою судьбу. А немного позже огромное впечатление произвел фильм по пьесе  Самуила Алешина «Все остается людям». Наверное, это название могло бы послужить и прологом, и эпилогом нашего сегодняшнего разговора.

Потому что в конечном итоге все так и происходит, независимо от того, какова была твоя профессия,  какое положение и должность ты бы ни занимал. Был прославленным, известным или наоборот, тихим и незаметным, верил ли в Бога или в Человека. Жил «здесь и сейчас» или готовил себя к будущей жизни. Ибо так уж устроен наш мир, что

ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ…

На этом позвольте закончить. Счастья вам, здоровья и долгих лет жизни.

***   

Г. Набережные Челны. Май 2019 г.