Сочинение 4

Глафира Кошкина
СОЧИНЕНИЕ №4.
                ВОЛШЕБНАЯ АТРИБУТИКА в романе Дж.Р.Р.Толкиена.


План:

1. Вступление. Роль волшебной атрибутики в сказках, мифах, легендах.

П. Основная часть.
П.1. Виды атрибутики в "Повести о Кольце". Её одушевлённость.
П.2. Смысл и путь Кольца.

Ш. Заключение. Зловещая тень Серебряного Венца.


                1.

        На эту тему трудов великое множество. Но, как назло, при написании этих строк (1992-93 гг.) у автора практически ничего под рукой не было. Представлялось возможным лишь привести цитату из Владимира Яковлевича Проппа ("Исторические крни волшебной сказки", стр.195): "Сила откреплена от предмета и вновь прикреплена уже к любому предмету, внешне не представляющему никаких признаков этой силы".


                П.1. Виды атрибутики в "Повести о Кольце".

        Создаётся впечатление, что в Средиземье любой предмет может стать волшебным. И вообще, и знаку, и атрибутике и Эльфами и Орками придается громадное значение.

        В самом деле, история Средиземья начинается с волшебных камней Сильмариллов и кончается (на момент нашего прочтения) Кольцом. Между Сильмариллами и Кольцом - Серебряный Венец, Палантиры, другие Кольца. По сути, каждый член Отряда имеет волшебный предмет. Гандальф - жезл, Арагорн - меч Изильдура, Фродо - Кольцо и меч, Боромир - рог. Кроме того, Галадриэль все одаривает предметами магической силы, два из которых (склянка со светом Сильмарилла, ставшего Утренней звездой, и коробочка с землёй для Сэма) мы увидим в деле.

        У Эльфов вообще  в с е  предметы волшебные. Лембас, веревки, лодки, плащи, питьё.


                П.2. Свойства атрибутики.

        Кроме специфических свойств каждого предмета (меч Фродо светится при приближении врага, рог Боромира - не может быть не услышан, земля в коробочке Сэма делает плодородной любую почву) есть и другие свойства, объединяющие если не все, то многие атрибуты.

        Так, орудия убийства часто имеют собственные имена. Меч Фродо - Жало, таран Орков - Гром.  Меч Арагорна - Пламя Запада.

        Еще одно общее качество - предметы возвращаются к своим хозяевам. Вернулась пряжка Пиппина, брошенная им для указания дороги спешащим на выручку друзьям. Вернулась кольчуга из митриля Фродо, уходит с Боромиром по Андуину Рог, даже Кольцо возвращается в Ородруин.

        Но каким бы ни был магический потенциал предметов, они не могут изменять сути происходящих в Средиземье событий. А могут лишь или ускорять или замедлять их.

        Наиболее полно свойства атрибутики отразились в Кольце.


                П.3.

        В чём смысл создания Кольца? Вообще композиционно это довольно любопытно выглядит. События в Средиземье начались после того, как Феанор, главный искусник среди перворожденных Эльфов, сотворил три бриллианта - Сильмарилла. "Оживленные его мастерством, они впитали свет деревьев и лучились ярче звёзд Но любое волшебство связано с заклятием, а заклятие  - с проклятием". Мелькор похитил Сильмариллы, Феанор с родичами дали страшную клятву их вернуть. Так закончилась мифологическая предистория Средиземья и началась легендарная.

        И вот антагонист Добра в свою очередь создает Заклятый Предмет, открывая этим новую эпоху. В переводе В.Муравьёва она устами Сарумана характеризуется так: "Первоначальная эпоха миновала, Гэндальф. Средняя тоже подходит к концу. Начинается совершенно новая эпоха. Годы Эльфов на земле сочтены; наступает время Большого Народа, и мы призваны им управлять". Напрашивается вывод: эпохи Средиземья проходят под знаменем магического предмета (Сильмарилла, Кольца, следующая должна быть эпохой Серебряного Венца).

        Кольцо создано Сауроном для того, чтобы, не имея возможности стать кем-то в Валиноре (не забываем, он всего лишь отвергнутый Майар, по сравнению с Айнурами; тем более, в сравнении с Илуватаром - он вообще никто, к тому же долго был на вторых ролях у Мелькора), стать Великим Эру на пространствах Средиземья.

        Материал для Кольца - живой огонь Ородруина, горы Ужасов, и часть самого себя.


        Вот эта "часть самого себя" и сыграла впоследствии решающую роль.

        Ведь Саурона губит только сам Саурон (часть его, вложенная в Кольцо и погибшая в живом огне), а Кольцо губит только само Кольцо (возврат в Ородруин).

        Кольцо обладает всеми свойствами магических предметов.

        Оно само набирает Силу, выкачивая её из своих носителей (носители превращаются в Призраков), и питает этой Силой Властелина, Чёрных Всадников.

        Мы вполне можем проследить виды входящей и исходящей из него энергии.

        Входящая энергия - это душа тех, кого Кольцо выбирает. Вернее, Живой Огонь души. Ведь почти все его носители - Люди большого творческого потенциала. Изильдур, 9 известных правителей и магов, поэт и романтик Бильбо... Так можно ли осуждать Фродо за то, что милые его сердцу Сэм и Бильбо кажутся ему безобразными чудовищами, когда просят посмотреть на Кольцо или предлагают свою помощь. Можно ли осудить его за моменты, когда воля Кольца побеждает его волю. И самый опасный из этих моментов - в Ородруине.

        А вот как это было первый раз у Ветровой Вершины: "... сильнее страха в нём было желание надеть Кольцо. Он не забыл того, что слышал от Гандальфа, но это заставило его отбросить все предостережения, и он с трудом боролся с этой волей. Ему хотелось подчиниться ей. Не в надежде на спасение, не из желания сделать что-либо дурное или хорошее, он чувствовал только, что должен достать Кольцо и надеть себе на палец. Он не мог сказать ни слова; ощущал на себе тревожный взгляд Сэма, но не мог двинуться. Наконец чужая воля сломила его сопротивление; медленно извлёк он Кольцо из кармана и надел его на левую руку".
    
        Исходящая энергия - это то злобное, страшное, что может действовать вышеописанным образом "на живца" и питать "мёртвых". Проиллюстрируем это словами Боромира (из перевода В.Муравьёва) на Совете Эльронда: "Но враги страшны нам не численным перевесом - им служат какие-то темные силы.
        Они появляются как Чёрные Всадники, похожие на сгустки ночных теней, и, когда эти Всадники вступают в бой, их союзники сражаются, словно одержимые, а наших воинов сковывает ужас, и они не могут справиться с конями, которые удирают бешеным галопом, едва появятся Чёрные Всадники".

        Еще одна сцена, исход битвы на Кормаленском поле: "Но Назгулы повернули вспять и бежали, и исчезли во Мраке Мордора, услышав внезапный отчаянный призыв Чёрной Крепости; и в тот же миг все войска Мордора дрогнули, и сердца у них смутились, и смех умолк, и руки затряслись, а ноги подкосились. Сила, двигавшая их, наполнявшая их ненавистью и яростью, заколебалась, её воля была отнята у них; и вот, взглянув в глаза своих врагов, они увидели смертельный блеск и испугались".

        Неспособные быть Кольценосцами погибали сразу же (хоббит Деагол, Изильдур по переводу З.Бобырь, у В.Муравьёва он еще вернулся в Гондор и в рукописи дал подробное описание Кольцу).

        Существенная деталь: Кольцо принадлежит Этому миру, за Море его отправить невозможно. Ему нужно замкнутое Пространство и определённое (пусть даже тысячелетиями) Время. Космос и Вечность принять его не могут. Об этом мы узнаём от Эльронда на Совете в Ривенделле.

        То, что роднит Кольцо с атрибутикой из других волшебных сказок мы тоже узнаем от Эльронда на Совете: "Кто свергнет Владыку Мордора силой этого Кольца, тот сам займет его место, и мир увидит лишь нового Саурона".

        Действительно, мы привыкли к тому, что в сюжете большинство сказок герой отправляется в гиблое место (или в тридесятое царство) за волшебным предметом, возвращается становится царем, свергая несправедливого старого царя или дожидаясь его естественной смерти, если он был хорошим и справедливым.

        У Толкиена же мы имеем дело с ОБРАТНОЙ последовательностью. Герой идет в гиблое место, чтобы  у н и ч т о ж и т ь  волшебный предмет, дающий ему право на величие над Средиземьем.

        С нашей точки зрения, этот факт представляется исключительно важным. Поскольку вся история Средиземья построена на волшебных предметах, это будет значить лишь одно: грядёт конец магии.

        И прав часто цитируемый в этой главе Эльронд: "... уничтожив Кольцо Всевластия, мы уничтожм силу остальных, и чудесная магия нынешнего мира сохранится лишь в сказочных преданиях о прошлом". Это перевод В.Муравьева (т.1, стр.332). У З.Бобырь эта же мысль воплощена так:

       " - А если оно будет уничтожено? - спросил Глоин.
        - Неизвестно, с грустью ответил Эльронд. - Может быть, тогда их носителям удастся исправиться всё зло, нанесённое миру Кольцом Власти; но может быть, они тоже потеряют силу и многое доброе и прекрасное тогда исчезнет и будет забыто. Я думаю, это так и будет.
        - И мы пойдём на это, - добавил Глорфиндель, - только бы уничтожить угрозу, которую несёт миру Саурон".

        Отсюда щемящий душу диалог Галадриэль с Фродо в Лориене. После уничтожения Кольца Эльфы уйдут за Море, ибо, если они останутся, им придется многое забыть, а жизнь без магии для Эльфов... ведь магия для них именно творчество души...".

        Выходит, у Толкиена дело не только в Добре и Зле, а и еще в чем-то... Но рассуждения на эту тему мы оставим на последнюю главу.


        Несколько слов о Серебряном Венце.

        "Серебряный Венец повелителя Вестернессе - это одно из величайших сокровищ, привезенных пришельцами из-за Моря. Кто посмеет возложить его на своё чело, тот либо получит Всеведение и Величайшую мудрость, либо... либо будет испепелён на месте, если недостаточно подготовлен к этому".

        И еще: "Венец попал в руки Саурона, но Саурон знает, что не смеет коснуться его, пока не вернёт себе Кольцо".

        Итак, после того, как атрибутика Средиземья утратила свою силу,остаются Палантиры, остаётся Серебряный Венец.

        Ах, Арагорн-Арагорн. При всей своей мудрости ты не смог понять того, что Эпоха Атрибутики закончилась, ты сам своим "Пламенем Запада" приблизил её конец. И опять же сам. Как некогда твой далёкий предок, Изильдур Гондорский, оставил у себя на челе Серебряный Венец, будущую беду Средиземья...

        Ведь раз Саурон мог его укрепить с помощью Кольца... ах, нет! нет! Пусть об этом напишет кто-нибудь другой.