Сквер-ная история

Александр Кожейкин
эссе

Да простит меня великий Чехов за позаимствованный заголовок. Утешаю себя: у моего несколько иной смысл.

Иногда кажется, время замерло.

Такое чувство охватывает, когда возвращаешься из дальних стран в свой непутёвый Челябинск и видишь по пути следования домой из аэропорта те же трещины и ямы на «негостевых» дорогах, а в окно своего дома ту же непролазную грязь в частном секторе напротив.

Обычно к этому привыкаешь… Но ведь ты в который раз был в турецком Кемере, где каждый год наблюдаешь радостные перемены. Город прямо на глазах динамично развивается, обустраивается, набережная расширяется, площади под клумбами цветов растут, люди становятся счастливее. Никому не приходит в голову вырубать зелёные насаждения. 

Банальная мысль, мол, всё познаётся в сравнении, рождает лишь непроизвольный горький вздох.

Оглядываешься и не можешь назвать, а что же стало лучше в Челябинске за последние несколько лет. Ни-че-го. Всё только хуже и хуже.

По выходу из аэропорта в нос бьёт неистребимый серный дух. Он не исчезает и когда продвигаешься по улицам с отрыжками жуткой архитектурной мысли. Видишь, как безвкусно и аляповато на них соседствуют и перекрывают друг друга дома разной этажности и разных лет постройки. Примечаешь  вырубленные пеньки – а недавно были деревья.

Читаешь новости. Пенсионеры стали неистово драться за просроченные продукты на помойках, растёт преступность, новые смерти на дорогах, запущенный и разбитый общественный транспорт. Несмотря на исчерпанный экологический лимит, у единственного питьевого источника быстро строится фабрика токсичных отходов – ядовитый ГОК колоссальной производительности. В и так пошатнувшуюся экосистему будут вброшены сотни тонн мышьяка, ртути, кадмия, свинца и прочей гадости. По разрешительным документам - у Русской медной компании все ОК. Как в свое время у тех, кто отравил северные реки Урала.

Присланный из Москвы наместник врио губера А. Текслер только с виду энергичный и креативный. Чем он лучше Дубровского с позиции простого человека? Да, не коррупционер и не имеет своего бизнеса. А Томинский ГОК будет продвигать с удвоенной энергией – я сужу по делам. Текслер моментально подписал указ о вырубке леса для пульпопровода, а в своё время был куратором по коркинскому разрезу. Тут же оперативно встретился с руководством и пиарщиками РМК, а с общественниками города побеседовать не торопится.

Горько сознавать, но в Челябинске опа…
Мне возразят, во всей стране ситуация аховая. Но на фоне падающей экономики, повышения пенсионного возраста, роста коммунального бремени Челябинску жару поддаёт также и ужасная экология. 2/3 дней в году тут т.н. НМУ – неблагоприятные метеоусловия, дышать нечем. Летом просто газовая камера, в обморок падают.

А остальное?

Протесты челябинцев, например, тот же марш матерей, движение за прямые выборы мэра или выступления в мэрии в декабре прошлого года говорят Кремлю: ВСЯ ваша гнилая, выстроенная в интересах меньшинства система не устраивает большинство южноуральцев. Она противоречит интересам и потребностям миллионов простых граждан.

Они ждут перемен, а их нет!
 
На ум приходит догадка.

ЧТОБЫ МЫСЛЬ СТАЛА ДЕЛОМ, А ДЕЛО ПОСТУПКОМ, НУЖЕН ПРИМЕР.
 
Вот он. Выступления екатеринбуржцев, которые замалчивало телевидение. Но, благодаря интернету, они стали известны на весь мир. И дело даже не в храме, а в отношении власти, которая не захотела слышать народ и его скромное пожелание оставить последний зеленый островок в центре экологически неблагополучного мегаполиса. Поначалу не захотела. Несмотря на то, что протестующие не расходились и продолжали стоять на своём: оставьте нам сквер в центре города.

Несмотря на то, что их поливали грязью с экранов телевизоров, шельмуя и бичуя.
Только они выстояли, а те, кто стоял на стороне мракобесия, покрыли себя позором, как алтушкинские «спортсмены», спонсируемые Русской медной компанией. Алтушкинские титушки избивали протестующих. Они так же нагло и самоуверенно себя вели на томинских полях под Челябинском, где их защищала полиция. Там прокатило. А в Екатеринбурге – нет!

Репутационные потери – это мягко сказано. Весь мир увидел одухотворенное лицо «солдата частной армии», демонстрирующего на груди татуировку, весь мир понял и запомнил. 

Разглядели и лицо пропагондонов. Обладатель вилл на озере Комо в Италии Владимир Соловьёв назвал полуторамиллионный город «городом бесов».

Оскорбил целый город – и ничего! Интересно, телеведущий в курсе, что спустя два дня Губернатор Куйвашев всё же признал: нужен диалог и предложил подыскать другие участки для нового храма. 

Разумеется, не чудо произошло, а самый главный вмешался. После высказывания Путина тональность заявлений областных и городских властей резко меняется.
Понемногу туман пропогандонов типа соловьева рассеивается, и многим понятно, не против церкви выступают люди, а за сквер.

И если разобраться, дело не в церкви, вокруг которой олигархом планируется, кстати, возвести еще 3 объекта, а в стремлении олигарха добиться своих целей и насадить свой порядок путем силового воздействия собственной взращенной армии "спортсменов", что наводит на аналогии с гитлеровскими молодчиками начала тридцатых годов прошлого века. Поклонская говорит про обкатку майдана, а РМК уже обкатала тактику подавления протеста на полях у деревни Томино под Челябинском, когда молодчики РМК избивали активистов и резали ножами их палатки.

Фундамент протестной активности россиян был заложен с ельцинских времен, но само здание стало возводиться с введением пенсионной реформы. И дальше нажим на население только усилился.

Понятно: любое действие по III закону Ньютона равно противодействию. И у каждого действия есть критическая отметка. Увеличивая давление в котле, можно добиться взрыва.

Давая отмашку на послабление митингующим, Кремль понял:  у центральной власти теперь есть реальные основания для тревоги. Возросла не только потребность в переменах, но и решимость их осуществить, что мы видели наглядно в Екатеринбурге. 
 Люди поняли также: сейчас в приоритете коллективные действия в защиту среды обитания, экономического благополучия и гражданских прав (в 1990-е основным поводом для протестов были задержки зарплаты).

Большая часть протестов возникает в ответ на действия власти, от которой граждане ждут защиты их интересов, но зачастую встречают прямо противоположную реакцию этой власти.

Ещё одна банальная мысль: в каждом человеке заложено стремление к счастью. Бывает, оно приходит чудесным образом само собой. Но чаще его нет и не будет, пока человек не осознает: никто за него не позаботится о нем самом, о его семье и среде обитания, тогда он выходит и присоединяется к протестующим. Или думает, что от него ничего не зависит.

И остаётся дома.

Он может задать себе простой вопрос: хочешь изменить что-то, быть счастливым? Тебе всё равно? Если ты один - ты ничего не сможешь сделать.

Екатеринбург показал: от тысяч людей зависит многое. История зависит, ее ход. А не хочешь ничего менять - дело твоё. Тогда можно и дальше жить в загазованном городе и ждать, когда из крана пойдёт отравленная вода. Только тогда следи за СМИ, чтобы знать, когда запретят пить воду из-под крана.

Не так давно так было в городе Троицке. Тебя заранее предупредят, в котором часу во двор заедет водовозка.

История со сквером может послужить поводом для размышления, а может и нет. Всё зависит от человека. Насильно мил не будешь.
 
В заключение одно мнение читательницы из Челябинска, которое я приведу без указания авторства с сохранением грамматики и пунктуации:
«Завидую, что у наших соседей такой активный народ... У нас же все какие то забитые и безразличные... Не хочу обидеть настоящих активистов этого движения, но у меня сложилось вот такое мнение... К сожалению...»   

И к моему сожалению тоже.

19.05.2019 г.