Журнал Светильник 1913-1915 гг. Указатель

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
ЖУРНАЛ «СВЕТИЛЬНИК» (1913 - 1915 гг.). УКАЗАТЕЛЬ
(Составила Указатель М.А. Бирюкова)

1913 год
№ 1 Март 1913 г.
[От редакции]. С. 1 - 7. Подпись: Редакция.
Епископ Никон. Мой привет «Светильнику». С. 8 - 9. Подпись: Член Св. Синода Епископ Никон.
Проф. Н. Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина. С. 10 - 20.
В. Трутовский. Патриарх Филарет Никитич и некоторые памятники его в Москве. (I. Оружейная Палата и Дом бояр Романовых). С. 21 - 39.
Хроника: Юбилейный знак для духовенства. - Ремонт усыпальницы бояр Романовых. - Романовский музей. - Рака Св. Анны Кашинской. - Юбилейная картина. - Пленный крест. - Крест, поднесенный Государю Императору православным духовенством Государственной Думы. - Могила Князя Димитрия Михайловича Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. - Раскопки в Киеве. - В Обществе исследования памятников древности. - Археологическое Общество. - Археологический институт. - Склеп под Большим Успенским Собором. - 500-летие храма. - Новая фреска Рафаэля. - Юбилейная выставка. С. 40 - 46.
Программа журнала «Светильник». С. 47.
[Объявления]. С. 48 - 55.

РИСУНКИ:
Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич:
I - Проэкт богадельни при храме. (На вкладке, цветной).
II - Проэкты лампад и хоругви.
Проф. В.М. Васнецов:
Святитель Алексий, Митрополит Московский. Эскиз для иконы. (На вкладке, цветной).
Рисунки к статье В. Трутовского (на вкладках, черно-белые):
I. - «Царь Федор Микитич». - II. - Подпись Патриарха Филарета. - III. Великая старица Марфа Ивановна. - IV. Печать Великой Старицы. - V. Ковш боярина Ф.Н. Романова. - VI. - Детали ковша (грифон на ковше; надпись на ковше - 2 части). - VII. - Гребень, приписываемый патриарху. - VIII. Ковш, подарок Марфы Ивановны царю Михаилу Феодоровичу. - IX. Кубок, подарок патриарха царевне Марии Михайловне. - X. Кокосовый кубок патриарха. - XI. Английская стопа патриарха. - XII. Гуляльная палка. - XIII. Янтарный посох. - XIV. Кокосовый кубок с историей блудного сына. - XV. Кокосовый кубок с историей Адама и Евы. - XVI. Грифон на кубке боярина Н.И. Романова. - XVII. -Английская солонка. - XVIII. Печать Патриарха Филарета.


№ 2 Апрель 1913 г.
Е. Барсов. Два памятника, связанные с именем Патриарха Гермогена. С. 3 - 10.
Е. Поселянин. Один из русских строителей. (Памяти патриарха Гермогена). С. 11 - 12.
Н. Троицкий. Икона «Разделимыя» Пр. Богородицы. С. 13 - 22
 Хроника: Русский национальный музей. - Следы глубокой древности. - Древности Ахтырки. - Романовская выставка. - Съезд членов археологического института. - В Московском Археологическом обществе. - Памятник старины. - Эллинизм и христианство. - Памятник Минину и Пожарскому. - Древний Рим в Петербурге. - К канонизации святителя Питирима. - Храм-памятник 300-летия Дома Романовых. - Сооружение юбилейной иконы. - В Ипатьевском монастыре. С. 23 - 30.
Программа журнала «Светильник». С. 31.
[Объявления]. С. 32 - 35.

РИСУНКИ (на вкладках):
М.В. Нестеров. Св. Георгий Великомученик. (Цветной).
Рисунки к статье Е.В. Барсова: I. Святейший патриарх Ермоген, с изображения в «Титулярнике» 1672 г. - II и III - Книга пресщнаго Ермогена, митрополита Казанского и Астраханского. (Таб. I: Запись о принадлежности рукописи Святителю Гермогену еще в сане Казанского митрополита. - Чтение Символа веры в Сборнике Святителя Гермогена. - Таб. II: О двуперстном сложении для крестного знамения в Потребнике Святителя Гермогена. - Церковный Устав, напечатанный с благословения Святителя Гермогена и Собора).
Рисунки к статье Н. Троицкого:  I. Амулет-змеевик. - II - III. Христианский амулет, с изображением Богоматери. - IV. Змеевик с изображением «Знамения». - V. Изображение Пр. Богородицы «Умиление». - VI а и б - Амулет-змеевик, превращенный в панагию. - VII. Монета-амулет с изображением Пр. Богородицы. - VIII. Изображение Богоматери «Остробрамской». - IX. Изображение Богоматери «Блаженное Чрево». - X. Изображение Богоматери «Помощь в родах». - XI. Икона «Разделимыя Пресвятыя Богородицы». - XII. Изображение Богоматери «Разделимыя».


№3 Май 1913 г.
Е. Барсов. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами. С. 3 - 18.
С. Писарев. Две вышитые плащаницы Псково-Печерского монастыря. С. 19 - 22.
Е. Поселянин. Нарушенные святыни. (После Палестины). С. 23 - 24.
А. К - в. Верноподданническая грамота Российского Дворянства. С. 25 - 27.
Хроника: Сень над гробницей Царя Михаила Феодоровича. - Первый храм Св. Ермогена. - Церковь, основанная Св. Ермогеном. - Дары Великой Княгини. - Древний храм. - Холмские древности. Выставка русского искусства в Париже. - Новый способ реставрации картин. С. 28 - 32.
Библиография: Выставка древне-русского искусства. - Резные изображения в Московских церквах. - Интересный доклад. - Художественные издания: И. Баженов «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь» и Виктор Орлов «Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь». С. 33 - 37.
Программа журнала «Светильник». С. 38.
[Объявления]. С. 39 - 41.

РИСУНКИ (на вкладках):
Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич: Проект дарохранительницы.
С.И. Вашков: Проект церковно-приходской школы в г. Костроме в память 300-летия Дома Романовых. (цветной)
Рисунки к статье С. Писарева: I. Плащаница, вклад Бориса Годунова. - II. Плащаница, вышитая царицей Анастасией Романовной.
Рисунки к статье А. К-ва. Верноподданническая грамота Российского Дворянства: Виды ларца, блюда и грамоты:
С.И. Вашков. Серебряный ларец для хранения Верноподданнической грамоты Российского Дворянства (Лицевой фасад. - Обратная сторона. - Перспективный вид).
С.И. Вашков. Блюдо из мамонтовой кости, оправленной в серебро, на котором поднесен Его Императорскому Величеству Государю Императору ларец с Верноподданнической грамотой Российского Дворянства.
С.И. Вашков. Верноподданническая грамота Российского Дворянства в свернутом виде.


№ 4 - 5 Июнь - Июль 1913 г.
Н. Покровский. Из поездки в Италию. С. 3 - 15.
Е. Поселянин. Рака и сень по проекту С.И. Вашкова над мощами преподобного Павла Обнорского. С. 16 - 18.
Трифон, Епископ Дмитровский. К истории древне-русского церковного обряда «Пещное действо». С. 19 - 24.
Н. Троицкий. Коневская икона Пр. Богородицы «с птичкой». (По вопросу о влиянии апокрифа на иконографию Богоматери). С. 25 - 32.
Антоний, Архиепископ Волынский. Как сооружать иконостасы в новых храмах? С. 33 - 38.
Хроника: Раскопки в Кремле. - Памятник на Куликовом поле. - Юбилейная выставка в Рязани. - Пропавшая икона. С. 39 - 42.
Ответы редакции. С. 43.
Программа журнала «Светильник». С. 44.
[Объявления]. С. 45 - 47.

РИСУНКИ (на вкладках):
С.И. Вашков: Модель сени над св. мощами Преп. Павла Обнорского. - Рака для Св. мощей Преп. Павла Обнорского.
Рисунки к статье Н. Покровского: Византийская эмаль в храме Св. Марка в Венеции (Pala d’oro). (цветной).- Собор Св. Марка в Венеции. - Купол собора Св. Марка. - Портал собора Св. Марка. - Капители колонн в вестибюле собора Св. Марка XII в. - Парапеты алтарной преграды. - Наружный рельеф VII: Уготование престола с Агнцем Христом и 12 апостолами в виде 12 агнцев. - Византийские рельефы в парапете верхней галереи. - Византийский рельеф в вестибюле. - Алтарная преграда в соборе Св. Марка. - Императрица Ирина на эмалевом Pala d’oro. - Византийский агатовый (?) потир в соборе Св. Марка (Il tezoro). - Мозаика в соборе Св. Марка: часть изображений Вознесения. И.Х. на небо и олицетворений. - Чудо умножения хлебов и беседа И.Х. с самарянкою. - Лобзание Иудино, поругание И. Христа, несение креста и распятие И.Х. Мозаики в соборе Св. Марка. - Моз. Св. Марка: сошествие И.Х. во ад; XAIPETE и уверение Фомы. - Моз. Св. Марка. Богоматерь на троне с предстоящими апостолами. - Моз. Св. Марка. Сцены из истории ап. Петра. - Моз. Св. Марка: деисус. - Моз. Св. Марка. Сцены из деяний апостолов. - Мозаики св. Марка. - Мозаики церкви в Торчелло XII в. - Внутренний вид базилики Торчелло. - Барельефы алтарной преграды в Торчелло. - Базилика в Торчелло: 1) кафедра, 2) епископская кафедра, 3 - 4) Фрагменты барельефов музея. - Мозаика в Торчелло - Страшный суд. 
Рисунки к статье Преосвященнейшего Трифона, епископа Дмитровского: Москва XVI-XVII вв.: Улица в Москве. Красная площадь - Сборы царя Алексея Михайловича в собор. - Сборы царицы Натальи Кирилловны в собор. - Поклонение трех отроков Патриарху в Крестовой палате. - «Пещное действо».
Рисунки к статье Н. Троицкого: Конь-Камень на острове Коневец. (Из «Русского Художественного Листка» В. Тимма, 1858 г. № 33). - Коневская икона Пр. Богородицы. - Коневская икона Пр. Богородицы. (Из собрания Чириковых). - Мадонна XIV  века. (Статуэтка Луврского музея). - Икона Пр. Девы, письма Спинелло Аретино, 1391 г. (В академической галерее Флоренции). 


№ 6 - 7 Август-Сентябрь 1913 г.
В. Свечников. Творчество В.М. Васнецова и значение его для русской религиозной живописи. С. 3 - 19. (СПб., 8 мая 1913 г.).
Димитрий, Епископ Рязанский. Древний дискос Новгородский в ризнице Почаевской Лавры. С. 23 - 27. (7 июня 1913 г. Рязань).
М. Кияновский. Гробница боярина Артамона Матвеева. С. 28 - 37.
Г. Скворцов. Библиография: Летописный и лицевой изборник Дома Романовых. С. 38 - 40.
Программа журнала «Светильник». С. 41.
[Объявления]. С. 42 - 43.

РИСУНКИ (на вкладках, черно-белые):
Портрет и подпись В.М. Васнецова (чёрно-белый).
Рисунки к статье В. Свечникова:
В.М. Васнецов. «Страждущий Христос» (эскиз углем).
В.М. Васнецов. [Изображение шестикрылого серафима].
В.М. Васнецов. Богородица.
В.М. Васнецов. Бог-Слово.
В.М. Васнецов. Бог-Отец.
В.М. Васнецов. Блаженство Рая.
В.М. Васнецов. Грехопадение.
В.М. Васнецов. Св. Пророки: Даниил, Моисей, Иаков, Исаия, Аввакум, Иезекииль.
В.М. Васнецов. Бог-Сын.
В.М. Васнецов. Голгофа.
В.М. Васнецов. Таинство Евхаристии.
В.М. Васнецов. Таинство Евхаристии (детали).
В.М. Васнецов. Страшный суд.
В.М. Васнецов. Богоматерь и Христос.
В.М. Васнецов. Св. Вел. Кн. Владимир и Вел. Кн. Ольга.
В.М. Васнецов. Крещение Св. Кн. Владимира.
В.М. Васнецов. Крещение киевлян.
В.М. Васнецов. Св. Кн. Борис и Глеб.
В.М. Васнецов. Св. Мария Магдалина и Кн. Александр Невский.
В.М. Васнецов. Св. Кн. Михаил Черниговский и Св. Княгиня Евфросиния Полоцкая.
В.М. Васнецов. Пр. Антоний, Пр. Сергий, Пр. Феодосий, Св. Алексий, Св. Стефан, Св. Петр.
Рисунки к статье Димитрия, Епископа Рязанского:
Табл. I: Два древних дискоса из дерева, на них поставлены два железных ковша для теплоты. - Древний дискос, «Новгородской работы», хранящийся в ризнице Почаевской Успенской Лавры. - 1. Антидорное блюдо с изображением Иоанна Предтечи. - 2. Древнее дискосное блюдо с изображением Христа Эммануила, украшенное 16-ю самоцветами. Оба эти предмета хранятся в ризнице Новгородского Антониева монастыря и значатся в описи за 1696 год.
Табл. II: Древний покровец на дискос, хранящийся в ризнице Новгородского Антониева монастыря и значащийся в описи за 1696 год. - Покровец на дискос, хранящийся в ризнице Новгородского Хутынского монастыря, значащийся в описи за 1642 год.
Рисунки к статье М. Кияновского:
Церковь Николы на Столпах и гробница боярина Матвеева в 20 годах прошлого [XVIII-го] столетия.
Портрет боярина Артамона Матвеева. (Хранится в архиве Министерства Иностранных Дел).
Снимок со страницы Синодика церкви Николы на Столпах, на которой записан род боярина Матвеева.
Надпись на стене с указанием имен умерших внуков боярина Матвеева. - Надпись о убиении боярина Матвеева.
Внутренний вид первоначальной каменной гробницы - что была заменена в 1820 г. существующим склепом.
Вход в склеп боярина Матвеева. (Воздвигнут графом Николаем Румянцевым). - Вд гробницы боярыни Евдокии Матвеевой, под ней сложены останки убитого боярина Артамона Матвеева, (гробница, что на втором плане).
[Объявления]. С. 37 - 38, 40.
Программа журнала «Светильник». С. 39.


№ 8 Октябрь 1913 г.
Проф. Ф. Шмит. Киевский Софийский Собор. С. 3 - 22.
Н. Троицкий. Пеликан и Аист. Из области религиозно-бытового искусства. С. 23 - 33. (Тула).
М. А-в. Катапетасма, поднесенная Их Императорским Величествам Игумениями Московских женских монастырей. С. 34 - 35.
Хроника: Храм в память битвы при Лейпциге. - Музей Плюшкина. - Письмо придворного иконописца В. Гурьянова от 11 сентября 1913 г. в дополнение к заметке «Пропавшая икона» (№ 4-5 журнала «Светильник»). С. 36.

РИСУНКИ (на вкладках):
Киевский Софийский Собор по рисунку 1651 года.
Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич:
I - Сень над гробницей царей: Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Алексея Алексеевича и царевичей: Иоанна Михайловича и Димитрия Алексеевича в Московском Архангельском соборе, сооруженная по повелению Его Императорского Величества Государя Императора в память 300-т летия царствования Дома Романовых.
II - Решетка у гробницы царей: Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Алексея Алексеевича и царевичей: Иоанна Михайловича и Димитрия Алексеевича в Московском Архангельском соборе, сооруженная по повелению Его Императорского Величества Государя Императора, в память 300-т летия царствования Дома Романовых.
III - Лампада над гробницей царей: Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Алексея Алексеевича и царевичей: Иоанна Михайловича и Димитрия Алексеевича в Московском Архангельском соборе, сооруженная по повелению Его Императорского Величества Государя Императора в память 300-т летия царствования Дома Романовых.
Рисунки к статье Н. Троицкого:
Преображенская церковь с гнездом аиста в с. Сычине, Константиновск. у., Седлецк. губ. - Сухоствольный «разложистый» тополь с гнездом аиста (М. Друскеники, Гродн. г. Вилла г-жи М.К. Сикстель). - Медрессе (училище) в старой Бухаре. Башня Юго-Восточная с гнездом аиста. (Фотография с натуры летом 1899 г. Тр. Лонг. Шаталова).
Распятие. - Картина-фреска Фра Джиованни Анжелико Беато.
Царские врата в церкви Покрова Пр. Богородицы в с. Покровском, Коломенск. у.  - Пеликан. «Благословение св. Афонской горы» обители Благовещения Пресв. Богородицы.
Colonna rostrata Cai Duillii. - Блюдо медное XVI-го столетия. Mus;e «Baron van den Bogaerde» Amsterdam. - Буква О Стрятинской типографии. - Кувшин 1579 г. - Пеликан. Мозаика базилики св. Павла в Риме.
С.И. Вашков. Катапетасма, поднесенная Их Императорским Величествам Игуменьями Московских женских монастырей, во время Высочайшего пребывания в Москве в мае месяце 1913 г. (цветной).


№ 9 Ноябрь 1913 г.
Епископ Иосиф Угличский. Знамя Сапеги. С. 3 - 5.
В. Свечников. Расцвет русского церковного искусства в XVI - XVII вв. С. 6 - 19.
Архиепископ Антоний. Предание или произвол? (Продолжение статьи об иконостасах). С. 20 - 24.
Николай Троицкий. Виноградная лоза и пеликан - символы евхаристии. (Апологетический этюд из области художественной символики). С. 23 - 28.
Милий Достоевский. Воздух 1593 года - вклад царя Феодора. (Из ризницы Чудова монастыря в Москве). С. 29 - 31.
Двадцатипятилетие художественно-педагогической деятельности Н.В. Глобы. С. 32 - 34.
Программа журнала «Светильник». С. 35.
[Объявления]. С. 36 - 37.

РИСУНКИ:
М.В. Нестеров. Богоматерь с Предвечным Младенцем. (Акварель. Собственность В.И. Оловянишникова). (На вкладке, цветной).
Рисунки к статье Епископа Иосифа Угличского:
Знамя Сапеги. (На вкладке, черно-белый).
Рисунки к статье В. Свечникова (на вкладках, черно-белые):
Церковь Вознесения в селе Коломенском. (1532 г.). - Покровский собор или храм Св. Василия Блаженного в Москве (1555-1560 гг.).
Церковь Грузинской Божией Матери в Москве (1653 г.). - Церковь Рождества Пр. Богородицы в Путинках, в Москве. (1649-1652 гг.).
Рисунки к статье Н. Троицкого (на вкладках, черно-белые):
Серебряные Царские врата в Московском Чудовом монастыре. Придел во имя Св. Алексия митрополита Московского.
Престол и ковчег с пеликаном. Кафедральный костел в г. Каменец-Подольске.
Рисунки к статье М. Достоевского:
Воздух 1593 г. Вклад царя Феодора Иоанновича, хранящийся в ризнице Московского Чудова монастыря.
Портрет Н.В. Глобы, Директора Императорского Строгановсокго Училища.



1914
№ 1. Январь.
На внутренней обложке: «Журнал «Светильник» определением Основного Отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения, утвержденного Г. Товарищем Министра, удостоен рекомендования посредством особого циркуляра для риобретения в фундаментальные библиотеки средних учебных заведений. (Журнал Министерства Народного Просвещения 3 Января 1914 года)».
Проф. Н. Покровский. К иконографии Богоматери.  (Miniature delle omilie Giacomo Monaco. Cod. vatic. gr. 1162. Con breve prefazione di C. Stornajolo. Roma. Danesi edit. 1910). С. 3 - 18.
Епископ Иосиф Угличский. Плащаница Ростовского Успенского собора. С. 19 - 22.
Е. Поселянин. Искусство и религия. С. 23 - 28.
Александр Глазунов. Два изображения Св. Алексия, Человека Божия, Ангела Царя Алексия Михайловича, в Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре. С. 29 - 32.
С.М. Прохоров. Об иконописи и ее технике. С. 33 - 48.
Хроника: Защита диссертации. - Присуждение премии имени Митрополита Макария. - Картины Рафаэля. С. 48.
Программа журнала «Светильник». С. 49.
[Объявления]. С. 51 - 53.

РИСУНКИ:
Рисунок (цветной): Моление Анны. Мозаика 1303 г. в храме Хора в Константинополе, обращенном в мечеть Кахрие-Джами. По рисунку худ. Н.К. Клуге, из альбома к XI тому Русского Археологического Института в Константинополе. С. 1.
Рисунки к статье проф. Н. Покровского (на вкладках, чёрно-белые):
Табл. I - VIII. Миниатюры из греческого кодекса XI - XII вв. (26 миниатюр) , составленного монахом Коккиновафского монастыря Иаковом. Оригинал хранится в Ватиканской библиотеке под № 1162.
Табл. IX. Мозаики 1303 г. из храма Хоры, обращенного в мечеть Кахрие-Джами: Рис. Б. Рождество Богородицы; Рис. Г. «Ласкание Богородицы» и «Пир иереев».; Рис. Д. «Первые семь шагов Богородицы».
Табл. X. Мозаики 1303 г. из храма Хоры, обращенного в мечеть Кахрие-Джами: Рис. Л. Благовещение у кладезя; Рис. Е. Введение во храм Богородицы.
Табл. XI. Мозаики 1303 г. из храма Хоры, обращенного в мечеть Кахрие-Джами: Рис. И. Обручение Марии Иосифу; Рис. К. Раздача пряжи девам израильским.
Табл. XII. Рис. Ж, М, Н. Мозаики XI в. в Киево-Софийском соборе; Рис. 8. Мозаика 1303 г. в храме Хоры в Константинополе, обращенном в мечеть Кахрие-Джами.
Рисунок к статье Епископа Иосифа Угличского (на вкладке, чёрно-белый): Плащаница Ростовского Успенского собора (1661 г.).
Рисунки к статье Александра Глазунова (на вкладке, чёрно-белые): I. Св. Алексий, Человек Божий, фреска XVII в. в Богородице-Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря. - II. Св. Алексий, Человек Божий, икона XVIII в. находящаяся в Богородице-Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря


№ 2. Февраль 1914 г.
[Сергей Вашков]. «Поклонение волхвов». (Фреска, недавно открытая на стене Московского Большого Успенского собора). С. 3 - 4. Подпись: С.В.
Нестор Кайгородов. Полотск и его церковно-исторические древности. Из поездок по Витебской Белоруссии. (Церковно-историко-археологические очерки). С. 7 - 37. [Очерк I. Полотский древний храм Св. Софии Премудрости Божией].
Программа журнала «Светильник». С. 38.
[Объявления]. С. 39 - 40.

РИСУНКИ:
Рисунок (цветной): «Поклонение волхвов»  - древняя фреска, недавно открытая на стенах Московского Большого Успенского собора.
Рисунки к статье Нестора Кайгородова (на вкладках, чёрно-белые):
I. - Карта. ЖМНП. № 8. 1837 г.
II. Вид г. Полотска в 1910 г. с левого берега р. З. Двины. (Полотский Софийский собор. - Николаевский городской собор). Фот. сним. Н.Т. Миронова.
III. Двинский «Борисов камень» близ г. Полотска, у мызы «Гераквиль». Фот. Широкова 1910 г.
IV. Полотский Софийский собор. -  Абсиды Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Из соч. Г.К. Лукомского - О древне-русском зодчестве Чернигова. СПб. 1912 г.
V. Вид Полотского Софийского собора с восточной стороны. 1910 г. - Вид Полотского Софийского собора с юго-западной стороны. 1910 г. - Вид Полотского Софийского собора с северной стороны. 1910 г.  Фото Н.Т. Миронова.
VI. Икона Св. Пр. Евфросинии Княжны Полотской, Полотского Софийского собора. - Часть древней фрески, найденной в подпольном храме Св. Софии Полотской в 1911 г.
VII. Главный иконостас Полотского Софийского собора во имя Св. Софии Премудрости  Божией. (С лепным скульптурным изображением Св. Троицы). - Кафедра проповедника у правого столба Полотского Софийского собора.
VIII. Остатки древнего фундамента и древняя кладка стен Полотского Софийского храма XI - XII веков с восточной и западной стороны.
IX. Могила Великокняжеской эпохи XI - XII вв. Открыта в 1913 г. при ремонте Полотского Софийского собора у стены древней западной части храма и ниже современного фундамента. - Гроб, найденный в нише Полотского Софийского собора, с останками строителя собора (в 1750 г.), униатск. архиепископа Полотского Флориана Гребницкого. - Гроб с останками униатск. архиеп. Флориана Гребницкого, открытый в нише Полотского Софийского собора, и его облачение и покровы.
X. Епископский омофор униатского архиеп. Флориана Гребницкого. - Нагрудный серебряно-вызолоченный крест униатского архиеп. Флориана Гребницкого; раскрытый - длиною в 1 ; вершка и шириною около 1 вершка. - Митра униатск. архиепископа Флориана Гребницкого.
XI. Потрет Флориана Гребницкого, униатск. архиепископа Полотского (подпись на латинском языке).
Рисунки к статье Нестора Кайгородова (в тексте, чёрно-белые):
Изображение медали в память присоединения Белоруссии к России в 1772 - 1793 году. С. 20.
Медаль в память присоединения Белорусских униатов. С. 23.
Вид г. Полотска 1579 г., с картины С. Похоловицкого. С. 27.
План Софийского собора XVIII столетия. С. 29.
Копия ставленой грамоты Ар. Ф. Гребницкого с его печатью и гербом. С. 35.


№ 3. Март 1914 г.
Николай Троицкий. Крест Христа – «древо жизни». С. 3 - 29.
Сергей Вашков. Песнь о вещем Олеге. А. Пушкина. С. 31 - 32.
Программа журнала «Светильник». С. 33.
[Объявление]. С. 34.

РИСУНКИ:
Рисунки  к статье Николая Троицкого (на вкладках, чёрно-белые):
I. Рис. 14. Ананурская церковь, южная стена. Грузия. - Рис. 12. Византийский складень - «триптих» из слоновой кости (средняя часть). X века. Луврский Музей. - Рис. 4. Мраморная плита предалтарной преграды из базилики Херсонеса. Музей Херсонесского монастыря. Фот. 1902 г.
II. Надежда прародителей после грехопадения. С картины Б. Джонса. Рим.
III. Рис. 15 - 22. «Тельные» кресты. Типы «древа жизни».
IV. Рис. 25а. Афонский крест - «древо жизни», XV-го века. Тульская Палата Древностей.
V. Рис. 25б. Афонский крест - «древо жизни», XV-го века. Тульская Палата Древностей.
Рисунки  к статье Николая Троицкого (в тексте):
Крест - «древо жизни», иссеченный на алтарной апсиде над престолом пещерного Храма Св. Климента в Инкерманской скале. С. 3.
Рис. 2. «Древо жизни», охраняемое крылатыми гениями. Ассирийский барельеф Британского Музея. - Рис. 5. Свинцовая печать Херсонесского стратига Феодора, X века. - Рис. 3. Жертвоприношение «древу жизни». Памятник Ассирийского царя Асшур-а’х-иддин. С. 7.
Рис. 6. Крест-гемма из катакомбы Понциана. VI в. Рим. - Рис. 13. Фреска Успенского собора в г. Владимире на Клязьме. - Рис. 8а. Гробница вел. князя Ярослава I (верхняя часть) в Киево-Софийском соборе, XI века. - Гробница вел. князя Ярослава I (боковая сторона) в Киево-Софийском соборе, XI века. С. 11.
Рис. 7. Византийский крест XI столетия на бронзовых вратах базилики Св. Павла. Рим. - Рис. 9. Шведские (собственно Корсунские) врата в Новгородском Софийском соборе. - Рис. 10. Надмогильный памятник короля Шотландского Джемса III и его супруги Маргариты, XV века. The Abbei Cambuskenneth. Scotland. - Рис. 11. Крест на окне кафедрального собора в г. Бурге. Франция. С. 15.
Рис. 23. Афонский крест XVI века. Из собрания Севастьянова. Московский Румянцовский Музей. - Рис. 24. Афонский крест XVI века. Из собрания Севастьянова. Московский Румянцовский Музей. - Рис. 26. Изображение ада на т.н. Корсунских (Шведских) вратах новгородского Софийского собора. С. 19.
Рисунок  к статье Сергея Вашкова (цветной):
В.М. Васнецов. «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина.


№ 4. Апрель 1914 г.
Протоиерей В. Металлов (Профессор Императорской Московской Консерватории и Императорского Московского Археологического Института Имени Императора Николая II). На память о «Пещном Действе». С. 1 - 6.
Л. Погожева. Село Микулино Городище и его древний собор. (Доклад, читанный в Императорском С.-Петербурсгском Археологическом Институте 2-го Марта 1914 года). С. 7 - 21.
Василий Борин. Две иконы Новгородской школы XV века Свв. Петра и Алексия митрополитов Московских. С. 23 - 32.
Программа журнала «Светильник». С. 33.

РИСУНКИ:
Рисунки к статье Протоиерея В. Металлова (на вкладках все, кроме I-ого, чёрно-белые):
I. «Святый град Иерусалим». Иллюстрация из книги «На реце Вавилоньстей» (цветная).
II. Иллюстрации из книги «На реце Вавилоньстей».
III. Иллюстрация из книги «На реце Вавилоньстей».
Рисунки к статье Протоиерея В. Металлова (в тексте, чёрно-белые):
I. Иллюстрация из книги «На реце Вавилоньстей». С. 2.
II. Заставка из книги «На реце Вавилоньстей». - Первая страница, писанная крюковыми знаками, из книги «На реце Вавилоньстей». С. 3.
III. [Нотная запись партии Головщика «На реце Вавилоньстей»]. С. 4.
Рисунки к статье Л. Погожевой (на вкладках, чёрно-белые):
I. Древний собор Архистратига Михаила в Микулином Городище.
II. Старинный сундук из Микулинского собора. - Вход в древний Микулинский собор.
III. Древний вал и собор в Микулинском Городище.
IV. Воздвизальный крест епископа Антония 1212 г (Наход. в Новгородском Софийском соборе).
Рисунки к статье В. Борина (на вкладках, чёрно-белые):
I. Древняя икона Св. Петра митрополита Московского в Большом Успенском соборе в Москве.
II. Древняя икона Св. Алексия митрополита Московского в Большом Успенском соборе в Москве.


№ 5-6. Май - Июнь 1914 г.
[Сергей Вашков]. Икона Богоматери – Коневская или Голубицкая (из собрания Б.Н. Протопопова). С. 3  - 4. Подпись: С.В.
Проф. Н. Покровский.
Заметки о памятниках Псковской церковной старины. С. 5 - 41.
Предисловие. С. 5 - 6.
А. Музей церковный древностей в Пскове.  (I. Хорос церковный. - II. Царские врата Снетогорского монастыря. - III. Резное изображение Св. Николая Чуд. Можайского). С. 7 - 17.
Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове. (I. Евангелие 1532 г. Троицкого собора. - II. Посохи Троицкого собора. - III. Кресты напрестольные Троицкого собора. - IV. Панагии Троицкого собора. - V. Церковные сосуды, шитье и другие предметы Троицкого собора). С. 18 - 25.
В. Псково-Печерский монастырь. ([Предисловие]. - I. Потиры, кресты и другие предметы церковной утвари. - II. Шитье. - III. Вклады в Печерский монастырь, не имеющие церковного характера. С. 26 - 34.
Г. Древности Успенской Пароменской церкви. (I. Панагии. Кресты. Привески. - II. Иконы. - III. Церковное блюдо). С. 35 - 37.
Д. Спасо-Мирожский монастырь. Снетогорский монастырь. ([Предисловие]. - I. Чаша Архиепископа Нифонта. - II. Снетогорский дискос). - С. 38 - 41.
Хроника. (Картины Мурильо. - Реставрация Успенского собора. - Археологический съезд). С. 42 - 43.
Программа журнала «Светильник». С. 44.

РИСУНКИ:
Рисунок к статье С. Вашкова (на вкладке, цветной): Икона Богоматери - Коневская или Голубицкая. (Из собрания Б.Н. Протопопова).
Рисунки к статье Проф. Н. Покровского (на вкладках, чёрно-белые):
I. Бронзовый хорос Церковно-археологического музея в Пскове.
II. Церковно-археологический музей в Пскове: 1) Хорос снизу. 2) Резной (в дереве) образ Ск. Николая Чудотворца.
III. Царские врата Церковно-археол. музея в Пскове.
IV. Евангелие 1532 г. в ризнице Троицкого собора в Пскове.
V. Древние посохи ризницы Троицкого собора в Пскове.
VI. Кресты Троицкого собора в Пскове.
VII. Панагии и крест Троицкого собора.
VIII. Церковная утварь Троицкого собора.
IX. Церковные сосуды Троицкого собора.
X. Плащаница и било Троицкого собора.
XI. Шитье Троицкого собора.
XII. Ризница Псково-Печерского монастыря; смешанная группа.
XIII. Ризница Псково-Печерского монастыря. Потиры.
XIV. Ризница Псково-Печерского монастыря.
XV. Ризница Псково-Печерского монастыря. [Плащаницы].
XVI. Ризница Псково-Печерского монастыря. Фелони
XVII. Ризница Псково-Печерского монастыря.
XVIII. Ризница Псково-Печерского монастыря.
XIX. Ризница Успенской Пароменской церкви в Пскове. Панагии. Привески.
XX. Иконы Успенской Пароменской церкви в Пскове.
XXI. Икона «Одигитрии». Из Пароменской церкви в г. Пскове. - Икона «Преображение Господне».
XXII. Ризница Успенской Пароменской церкви в Пскове.
XXIII. Чаша Архиеп. Нифонта в Спасо-Мирожском монастыре. - Дискос Снетогорского монастыря.
Рисунки к статье Проф. Н. Покровского (в тексте, чёрно-белые):
I.  Вид на «Детинец» с р. Великой. (Фотограф Ф. Морозов. 1912).


№ 7. Июль 1914 г.
В. Георгиевский. Икона Св. Иоанна Предтечи. (Из собрания Б.Н. Протопопова). С. 3 - 6.
Проф. Ф. Шмит. Равеннские мозаики 1112 года. С. 7 - 36.
Гражд. инж. А.А. Каретников. Деревянное церковное строительство в старину на Севере России. (Речь, произнесенная 9 сентября 1912 г. на торжественном акте по поводу 25-летия Архангельского церковно-археологического комитета). С. 37 - 45.
Хроника. С. 46 - 48.
От редакции: «С 1-го июля в Редакционный Комитет приглашен Василий Тимофеевич Георгиевский». [Сообщение на вкладке].
Программа журнала «Светильник». С. 49.

РИСУНКИ:
Икона Св. Иоанна Предтечи, XV века. (Из собрания Б.Н. Протопопова). (На вкладке, цветное изображение).
Рисунки к статье проф. Ф. Шмита (на вкладках, чёрно-белые):
Мозаика, которая была видима в алтаре митрополичьего собора в Равенне.
Табл. 1. Равенна, Архиепископский дворец: «Нерушимая стена».
Табл. 2. Равенна, Архиепископский дворец: голова Апостола Петра.
Рисунки к статье Гражд. инж. А.А. Каретникова (на вкладках, чёрно-белые фото):
Церковь во имя Св. николая Чуд. в селе Панилове, Архангельской губ., Холмогорского уезда. 1600 г.
Церковь Св. Троицы в Шеговорах, Архангельской губернии, Шенкурского уезда. 1666 г.
Суланда 1667 г. Шенкурского уезда. - Успенская церковь в Суланде Архангельск. губ., Шенкурск. уезда. 1667. Грабарь. 387.
Преображенская церковь в с. Ченцеве, Онежского уезда. 1687 г.
Воскресенская церковь в Усть-Паденге Арханг. губ. Шенкурск. уезда. 1675 г.
Михаило-Архангельский храм в г. Шенкурске, построенный в период 1675 - 1681 гг. - Храм в честь Св. Климента в Пияльском приходе Онежского уезда. Построен в 1685 году.
Пинежский уезд. Село «Большая Немнюга» построен. 1710 г. - Церковь в д. Чухчерме XVIIв. Холмог. у. Арх. губ.


№ 8. Август 1914.
Василий Борин. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: икона Азовской Божией Матери и прорись с нее. С. 3 - 12.
Николай Троицкий. Песнь Песней в фресках Тульского Успенского собора. С. 13 - 34.
Л. Погожева. Церковь «Белая Троица» в Твери. (Доклад, читанный в Императорском С.-Петербургском Археологическом Институте). С. 35 - 43.
В. Г-ский. [Библиография]. Несколько слов критику сборника «Русская икона». С. 44 - 45.
Хроника. С. 46 - 48.
Программа журнала «Светильник». С. 49.

РИСУНКИ:
Рисунки к статье В. Борина (на вкладке, черно-белые):
Икона Азовской Божией Матери. (Из собрания Исторического музея имени Императора Александра III).
Прорись с Иконы Азовской Божией Матери. (Из собрания Исторического музея имени Императора Александра III).
Рисунки к статье Н. Троицкого (на вкладке, черно-белые):
Тульский Успенский кафедральный собор.
Рис. 2а и 3а. Фески Тульского Успенского собора.
Рис. 4а и 5а. Фески Тульского Успенского собора.
Рис. 6а и 7а. Фески Тульского Успенского собора.
Гравюры из библии Пискатора (2, 3).
Гравюры из библии Пискатора (4, 5).
Гравюры из библии Пискатора (6, 7).
Рисунки к статье Л. Погожевой (на вкладке, черно-белые):
Церковь «Белая Троица» в Твери.
Церковь «Белая Троица» в Твери (со стороны алтаря).
Каменная плита с надписью о построении храма в 1564 г. (вделанная ныне в западную внутреннюю стену «Белой Троицы»). - Часть арки с остатками фресковой живописи, изображающей, по-видимому, Св. Троицу. Находится на чердаке храма.
Царские врата в приделе церкви Введения.


№ 9. Сентябрь 1914.
В. Георгиевский. Рака и облачение для Мощей Святителя Гермогена. С. 3 - 15.
А. Соловьева. Триптих № 704 Картинной галереи Румянцовского Музея. С. 16 - 28.
В.В. Георгиевский. Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени Императора Николая II в Русском Музее Императора Александра III. С. 29 - 34.
Хроника. (Освящение храма при Общине Красного Креста в Царском Селе. - Выставка картин Поленова). С. 35.
Программа журнала «Светильник» - Религиозное искусство в прошлом и настоящем. С. 36.

РИСУНКИ:
Рисунки к статье В. Георгиевского (на вкладках):
Патриаршая мантия, в которую облачены Честные Мощи Святителя Ермогена. (Цветное изображение).
Верхние и нижние скрижали на мантии Святителя Ермогена. (Цветное изображение).
Кукуль с воскрылиями для Мощей Святителя Ермогена. (Чёрно-белое фото). - Епитрахиль, возложенная на Мощи Святителя Ермогена. (Цветное изобр.).
Гроб Святителя Ермогена на особых носилках. (Черно-белое фото).
Рака Святителя Ермогена. (Черно-белое фото).
Рака Святителя Ермогена. (Черно-белое фото).
Рисунок к статье А. Соловьева (на вкладке, черно-белый):
Триптих № 704 Картинной галереи Румянцовского Музея.


№ 10. Октябрь 1914 г.
От редакции. ;. [«7 ноября, в 4 часа утра, внезапно от кровоизлияния в мозг скончался художник Сергей Иванович Вашков, инициатор и редактор журнала «Светильник». Смерть постигла его в расцвете сил и таланта: почившему было всего 35 лет от роду. Редакция, глубоко опечаленная этой невознаградимой потерей, решила посвятить весь очередной 10 № журнала почившему, отложив приготовленный ранее материал к следующим 11 и 12 №№, которые не замедлят выйти в самом непродолжительном времени»]. С. 3.
Елпидифор Барсов. Памяти Сергея Ивановича Вашкова. С. 5
В. Васнецов. Памяти Сергея Ивановича Вашкова. С. 9
Свящ. Николай Пшеничников. Речь при погребении Сергея Ивановича Вашкова, произнесенная в Московской церкви «Троицы на Грязях» 1914 г. Ноября 10. С. 12
Е. Поселянин. Памяти Сергея Ивановича Вашкова. С. 19.
В. Георгиевский. Художественные работы С.И. Вашкова (32 рис.). С. 22 - 30.
От редакции. - Программа журнала «Светильник». С. 31 - 34. [«Вступая в третий год издния журнала «Светильник», посвященного религиозному искусству в его прошлом и настоящем, редакция решила привлечь к сотрудничеству новые научные, художественные силы и расширить программу журнала, основав ее на непосредственном представлении лучших образцов древнерусского искусства по всем главным видам искусства религиозного. В древнерусском искусстве сосредоточились силы самых разнообразных культур и художественных влияний,ю начиная от византийских и юго-славянских. Возвратившись в родную стихию - к своему историческому источнику в древности, русское религиозное искусство может восстановить порванную с нею связь , возродиться с новой силой и путем преемственной переработки высоких образцов, данных нам древнерусским мастерством, создать свои национальные высокохудожественные произведения. Этому возрождению русского религизного искусства и будет служиь журнал «Светильник». <…> Наряду с произведениями древнерусского искусства редакция даст место и художественным переработкам новейших и современных художников, посвятивших себя религиозному искусству и художественной промышленности»…].

РИСУНКИ:
С.И. Вашков. (Фотопотрет чёрно-белый, на вкладке).
Художественные работы С.И. Вашкова (32 черно-белых фото на вкладках и вклейках).


№ 11-12. Ноябрь - Декабрь 1914 г.
В. Георгиевский. Древнерусское шитье в ризнице Троице-Сергиевой лавры. С. 3 - 26.
В. Борин. Памятники Азовских походов. С. 27 - 34.
В. Борин. Древнее изображение Положения Ризы Господней. С. 35 - 41.
В. Иларионов. Библиография. С. 42 - 45.
От редакции. - Программа журнала «Светильник». С. 46 - 50.

РИСУНКИ (черно-белые, на вкладках):
Табл. I. Покров (пелена) на мощи пр. Сергия 1424 г., вклад вел. кн. Василия Дмитриевича. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры). - Покров (пелена) на мощи пр. Никона 1586 г., вклад цар. Ирины Годуновой. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. II. Покров (пелена) на мощи пр. Сергия, вклад Анны Ив. Строгоновой, жены Д.А. Строгонова. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры). - Покров (пелена) на мощи пр. Сергия 1581 г., вклад цар. Марии Нагих. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. III. Плащаница 1561 г., вклад кн. Владимира Андреевича Старицкого. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. IV. Плащаница 1595 г., вклад кн. Ив. Ив. Голицына. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. V. Пелена низаная жемчугом, XVI в. (В ризнице Суздальского Покровского монастыря). - Пелена 1525 г., вклад вел. кн. Василия Ивановича III и супруги его Соломонии. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. VI. Покровец на главу пр. Сергия 1601 г., работы Ксении Годуновой. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры). - Пелена 1599 г. к иконе Св. Троицы, вклад Бориса Годунова. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. VII. Сударь 1604 г., вклад царя Бориса Годунова. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры). - Два покрова Св. даров 1598 г.,  вклад боярина-конюшего Бориса Годунова. (В ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Табл. VIII. Покров Св. даров цар. Ирины Годуновой 1594 г. (В ризнице Суздальского Покровского монастыря). - Покров Св. даров 1594 г., вклад цар. Ирины Годуновой в Суздальскую ц. Зачатия Анны. (В Суздальском Покровском монастыре).
Табл. IX. Убиение цар. Димитрия. Пелена XVII  в., раб. Анны Ив. Строгоновой, жены Д.А. Строгонова. (В Сольвычегодском соборе). - Царевич Димитрий. Пелена раб. Анны Ив. Строгоновой. (В Сольвычегодском соборе).
 Табл. X. Палица 1628 г., вклад княг. Анны Васильевны Трубецкой. (Ризница Троице-Сергиевой лавры). - Палица, вклад 1736 г. цар. Анны Иоанновны. (Ризница Троице-Сергиевой лавры).
Пелена, шитая Софией Палеолог, супругой вел. кн. Иоанна III. 1499 г.
Гравюра XVIII в. с иконы Азовской Божией Матери.
Золотая княжеская гривна (панагия), пожалов. кн. В.В. Голицыну. (Хранится в Оружейной палате).
Эмалевый крест, пожалов. кн. В.В. Голицыну. (Хранится в Оружейной палате).
Икона Положени Ризы Господней XVII в. (Наход. в Успенском соборе, в Москве, по фот. кн. М.С. Путятина).
Икона Положени Ризы Господней перв. пол. XVII в. (Наход. в Покровском храме Рогожского кладбища, в Москве).



1915 ГОД
№ 1 Январь 1915 г.
Редакция. Древние фрески за иконостасом Московского Успенского собора. С. 3 - 7.
В. Георгиевский. Евангелие 1532 г. архиепископа Новгородского Макария, хранящееся в Пафнутиевском Бороском монастыре. С. 8 - 15.
Н. Пальмов. Христианские терракотовые лампочки в Музее Императорской Киевской Духовной Академии. С. 16 - 23.
М. Новый труд Академика Н.П. Кондакова. [Н.П. Кондаков. Иконография Богоматери. Т. I. 240 рисунков в тексте и 7 цветных таблиц. Издание Отд. Рус. Языка и Словесности Императорской Академии Наук. Петр. 1914 г. 387 стр.]. С. 24 - 33.

РИСУНКИ (на вкладках и вклейках):
К статье «Древние фрески за иконостасом Московского Успенского собора»:
Преп. Варлаам. (Фреска, вновь открытая в Московском Успенском соборе XV - XVI в.). (Цветной).
Преп. Варлаам (С. 5). - Преп. Феодосий (С. 6).
К статье В. Георгиевского:
Оклад Евангелия 1532 г. архиепископа Новгородского Макария.
4 Евангелиста: Св. Матфей (С. 9), Св. Марк (С. 10), Св. Лука (С. 11), Св. Иоанн Богослов с учеником Прохором (С. 12).
Предисловие (С. 13). - Главы евангельские (С. 14).
Вкладная запись.
К статье Н. Пальмова: Древнехристианская лампочка (светильник) Музея Киев. Дух. Академии № 15668 (С. 18) - Древнехристианская лампочка (светильник) Музея Киев. Дух. Академии № 3224 (С. 20). - Древнехристианская лампочка (светильник) Музея Киев. Дух. Академии № 3225 (С. 22).
Программа журнала «Светильник». С.34 - 36.
Объявления. С. 37 - 40.


№ 2 Февраль 1915 г.
Н. Пальмов. Греческий омофор в собрании христианских древностей Московского Румянцовского Музея. С. 3 - 13.
Н.Д. Протасов. Изображение Св. Николая Мирликийского в пещерных храмах Апулии. (Рисунки №№ 1, 2, 3, 4, 6 - собственность автора).  С. 14 - 29.
А. Глазунов. Древнейшие фрески Богородице-Рождественского собора Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. С. 30 - 32.
Библиография. Новгородская церковная старина. Труды Новгородского Церковно-Археологического Общества. Т. I-й. С. 33 - 35. Подпись: Редакция.
Программа журнала «Светильник».  С. 36 - 38.
Объявления. С. 39 - 40.

РИСУНКИ (на вкладках и вклейках):
Рисунки к статье Н. Пальмова: Рис. 1. Греческий омофор Севастьяновского собрания в Московском Румянцовском Музее № 1972 (цветной). - Рис. 4. Деталь омофора (цветной).
Рис. 2 и 3. Подписи по концам омофора (черно-белые, С. 6, 7).   
Рисунки к статье Н.Д. Протасова:
Рис. 1. Крипта св. Луции. - Рис. 2. Грот св. Власия (около Бриндизи). - Рис. 3. Грот св. Николая (Палажианелло).
Рис. 4. Грот св. Николая (Палажианелло). - Рис. 5. Мозаика мон. Св. Луки в Фокиде. (Schultz - Bernslay). - Рис. 6. Миниатюра из Эскультета. Соб. Г. Бари (XI в.).
Рисунки к статье А. Глазунова: Две фрески Саввина монастыря (черно-белые, на отдельных вкладках).


№ 3 - 4. Март - Апрель 1915 г.
В. Георгиевский. Миниатюры Евангелия 1532 г. Новгородского архиепископа Макария. С. 3 - 7.
Е. Поселянин. Древняя красота. С. 8 - 15.
Храм во имя св. Николая Мирликийского, именуемый Барградским, в Петрограде. С. 16 - 18.
Н. Пальмов. Церковная утварь святителя Иосифа убиенного, митрополита Астраханского и Терского, и грамоты, данные ему патриархами. С. 19 - 34.
К открытию нового «Общества возрождения художественной Руси». С. 35 - 40. [Б.п.].
Е. Поселянин. Радость русской души в кустарном и церковном искусстве. («Русское народное искусство» и «Выставка церковной старины»). С. 41 - 46.
Проф. Феодор Шмит. Алтарные мозаики церкви Михаила Архангела в Равенне. С. 47 - 54.
Хроника: Выставка церковной старины. - Выставка картин в зале А.Е. Бурцева. - Отчетная выставка школы Общества поощрения художеств. - Назначение представителей Академии в Москву. С. 55 - 56.
Программа журнала «Светильник». С. 57 - 59.
Объявление. С. 60.

РИСУНКИ (на вкладках и вклейках):
Рисунки к статье В. Георгиевского:
Евангелист Лука. (Миниатюра Евангелия м. Макария 1532 г.). (На вкладке, цветной).
Миниатюра Феодосия Дионисиева. Евангелист Иоанн Богослов (Евангелие 1507 г.). (Черно-белый, С. 4).
Евангелист Иоанн Богослов. (Миниатюра Евангелия м. Макария 1532 г.). (На вкладке, цветной).
Миниатюра Феодосия Дионисиева. Евангелист Марк (Евангелие 1507 г.). (Черно-белый, С. 5).
Рисунки к статье «Храм во имя св. Николая Мирликийского, именуемый Барградским, в Петрограде»:
Церковь Николая Чудотворца Мирликийского в Петрограде. (Архит. С.С. Кричинский). Построена Императорским Палестинским Обществом. (На вкладке, черно-белый).
Церковь Николая Чудотворца Мирликийского. (Северо-западная сторона). (На вкладке, черно-белый).
Церковь Николая Чудотворца Мирликийского в Петрограде, на Калашниковской площади. (Вход с юго-восточной стороны). (На вкладке, черно-белый).
Алтарная часть церкви Николая Чудотворца Мирликийского. (Черно-белый, С. 17).
Каменные кресты в стенах церкви Николая Чудотворца. (Черно-белый, С. 18).
Рисунки к статье Н. Пальмова (черно-белые):
Рис. 1. Наперсный крест (энколпион) святителя Иосифа, митрополита Астраханского и Терского, 1657 г. (С. 20).
Рис. 2. Обратная сторона креста. (С. 21).
Рис. 3. Панагия Паисия, митрополита Солунского, 1631 года. (С. 22).
Рис. 4. Обратная сторона панагии. (С. 23).
Рис. 5. Водосвятная чаша, устроенная святителем Иосифом, архиепископом Астраханским и Терским, 1657 г. (С. 24).
Рис. 6. Саккос святителя Иосифа, митрополита Астраханского и Терского. (С. 25).
Рис. 7. Деталь саккоса. (С. 26).
Рис. 8 и 9. Патриаршие грамоты. (Черно-белые, на вкладках).
Рис. 10. Посохи Астраханских владык: а, б, в. (С. 32).
Рис. 11 Евангелие, устроенное митрополитом Иосифом в 1670 г. (С. 34).
Рисунки к статье проф. Ф. Шмита (черно-белые):
Акварель Пацци с мозаик церкви Михаила Архангела в Равенне. (С. 48).
S. Michele in Affricisco, Христос-Юноша в апсиде. (На вкладке).
Голова Христа-Юноши. (На вкладке).
S. Michele in Affricisco, фриз триумфальной арки. (С. 50 - 51).
S. Michele in Affricisco, Архангел Михаил в апсиде. (На вкладке).
Голова Архангела Михаила. (На вкладке).
S. Michele in Affricisco, Архангел Гавриил в апсиде. (На вкладке).


№ 5 - 8 Май - Август 1915 г.
От редакции. (На вкладке).
Акад. Н.П. Кондаков. Древности Константинополя. I. Древняя Византия и старый Стамбул. - Св. София, Ипподром и древний храм свв. Сергия  Вакха. - II. По берегу Мраморного моря. - Сухопутные стены. - Влахерна. - Мечеть Кахриэ-Джами. С. 1 - 50.
Н. Пальмов. Св. София Константинопольская. С. 51 - 124.
Вл. Ракинт. Константинопольские церкви. (Новые издания и исследования). С. 125 - 143.
Объявление. С. 144.

РИСУНКИ (на вкладках, вклейках и в тексте):
Рисунки к статье акад. Н.П. Кондакова:
Табл. XI. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаики внутреннего притвора. Иисус Христос «Страна живых». (На вкладке, цветной).
Рис. 1. Древняя турецкая крепость Румели Гиссар на Босфоре. (С. 3).
Рис. 2. План древнего Константинополя. (С. 4).
Рис. 3. Св. София. (С. 6).
Табл. I. Св. София. Внутренний вид. (На вкладке, черно-белый).
Табл. II. Св. София. Внутренний вид. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 4. Платан янычар. (С. 10).
Рис. 5. Колонна Феодосия Великого. (С. 11).
Рис. 6. Мраморная купель во дворе Оттоманского музея. (С. 12).
Табл. III. Вид на храм св. Ирины и старый Сераль. (На вкладке, черно-белый).
Табл. IV. Храм св. Ирины. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 7. Площадь Ипподрома. (С. 13).
Табл. V. Саркофаг «Александра Великого» в Оттоманском музее. (На вкладке, черно-белый).
Табл. VI. Подножие Феодосиевского обелиска на Ипподроме. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 8. Храм свв. Сергия и Вакха. Внутренний вид. (С. 16).
Рис. 9. Архитрав портика базилики Студийского монастыря. (С. 19).
Рис. 10, 11, 12. Рельефы из Студийского монастыря в Оттоманском музее. (С. 21 - 23).
Табл. VII. Городские стены. Ворота  Мевлеви-Капу. (На вкладке, черно-белый).
Табл. VIII. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаики наружного притвора. Рождество Христово. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 13. Мечеть Кахриэ-Джами, бывший монастырь Хора. (С. 28).
Рис. 14. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаики наружного притвора. (С. 29).
Табл. IX. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаики наружного притвора. Бегство в Египет. (На вкладке, черно-белый).
Табл. X. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаики наружного притвора. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 15. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаика наружного притвора. (С. 31, цветной).
Рис. 16. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаика внутреннего притвора. Ап. Петр. - Рис. 17. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаика внутреннего притвора. Ап. Павел. (С. 32).
Рис. 18. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаика во внутреннем притворе. (С. 33, цветной).
Рис. 19. Мечеть Кахриэ-Джами. Мозаика внутреннего притвора. (С. 33, цветной).
Рис. 20. Городские стены в квартале Айван Серай, близ древних Влахерн. (С. 38).
Рис. 21. Бывший монастырь Спаса Вседержителя. (С. 43).
Пантократор. Мозаики внутреннего нартэкса монастыря Хора, ныне мечети Кахриэ-Джами. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 22. Колонна императора Маркиана. (С. 47).
Рис. 23. Водопровод императора Валента.  (С. 48).
Рисунки к статье Н. Пальмова:
Рис. 1. Св. София. Южная сторона. (С. 51).
Внутренний вид Св. Софии. (На вкладке - разворот, черно-белый).
Рис. 2. Император Юстиниан. Мозаика церкви св. Аполлинария Нового в Равенне. (По Дальтону). (С. 54).
Рис. 3. Изображение Архангела. (По Зальценбергу и Дилю). (С. 58).
Св. София. Эмпоры. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 4. План Св. Софии, № 1. (По Гольтцингеру  и Дилю). (С. 63).
Рис. 5. План собора в Босре. (По Вогю; и Вёрману). - Рис. 6. План крещальни в Эсре. (По Вогю; и Вёрману). (С. 67).
Рис. 7. План церкви св. Григория, в Вагаршапате, близ Эчмиадзина. (По «Изв. Имп. Археол. Комиссии», вып. 7). - Рис. 8. План церкви св. Рипсимии, в Вагаршапате. (По А. Егиазарову и Р. Мартиросянцу). (С. 69).
Рис. 9. План церкви свв. Сергия и Вакха, в Константинополе. (По Эберзольту и Тьеру). (С. 70).
Рис. 10. План храма Св. Софии, в Константинополе. № 2. (По Зальценбергу, с исправлениями проф. Д.Ф. Беляева). (С. 73).
Св. София. Эмпоры. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 11. Обряд Воздвижения креста патриархом на амвоне. (Миниатюра Минология императора Василия, по изданию Кавалиери). (С. 77).
Рис. 12. Вход императора Юстиниана в храм. Мозаика церкви св. Виталия, в Равенне. (По фотогр. Музея изящн. искусств Императора Александра III, в Москве). (С. 81).
Рис. 13. Вход императрицы Феодоры в храм. Мозаика церкви св. Виталия, в Равенне. (По Дальтону). (С. 82).
Св. София. Эмпоры. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 14. Серебряные блюда, VI века, из Кипрского клада. (По Дальтону). (С. 90).
Рис. 14а. Серебряное блюдо, VI века, из Кипрского клада. (По Дальтону). - Рис. 14б. Серебряное блюдо, VI века, из Кипрского клада, с изображением церемонии бракосочетания Давида. (ПО Дальтону). (С. 91).
Рис. 14в. Блюдо епископа Патерна, VI века. («Матриалы по Археологии России», № 34). (С. 92).
Рис. 15. Энкавстическая икона свв. Мучеников Сергия и Вакха, VI века, из Музея Императорской Киевской духовной академии. (С. 93).
Рис. 16. Поклонение императора Христу. Мозаика в нарфексе Св. Софии. (По Зальценбергу и Дилю). (С. 107).
Рис. 17. Видение прор. Исаии, из «Христ. Топографии» Косьмы Индикоплова. (По Н.П. Кондакову). (С. 110).
Св. София. Южный неф. (На вкладке, черно-белый).
Рис. 18. Богоматерь с Богомладенцем. (По Зальценбергу и Дилю). (С. 115).
Рис. 19. Христос Вседержитель. Мозаика в куполе Киево-Софийского собора. (Фотогр. Н.П. Негеля, Киев). (С. 119).
Рис. 20. Изображение Христа Вседержителя в греческом Евангелии, X века, Московской синодальной (б. патриаршей) библиотеки, № 518. (Фотогр. ред. «Светильника»). (С. 120).
Рисунки к статье Вл. Ракинт (черно-белые, на вклейках):
Вид на церковь св. Ирины с крыши Святой софии. (С. 129).
Мозаика в апсиде церкви св. Ирины. (С. 131).
Календер-джами. Перспективный вид (реставрация). (С. 133).
Килисса-джами. Западный фасад. (С. 135).
Зейрек-джами. Восточный фасад. (С. 139).


№ 9 - 12 Сентябрь - Декабрь 1915 г.
Содержание журнала «Светильник» за 1915 год. (На вкладке).
От Редакции. С. III - V. [«В настоящее время, когда русское общество одушевлено одним общим порывом, когда мысли всех и каждого в отдельности прикованы к бранным полям, где решается вопрос - имеем ли мы право на самостоятельное существование, есть ли у нас своя, самобытная культура, - польза и необходимость знакомства с созданиями отечественной культуры и искусства очевидны. На самом деле, где можно видеть полное и всестороннее раскрытие гения, как не в памятниках художественной археологии древней Руси, когда русская мысль была свободна, когда художник и зодчий работали в рамках выражения своего родного, национального духа7 Тогда знали о Западе, ценили его художественное творчество, на заимствованием не глушили своего родного, что кроется в характере самого народного церковного быта, выработанного историей. / Знакомить с произведениями древнерусского церковного искусства, показывать его источное начало в Византии, давая в научно-популярных очерках чаще оригинальный матерал - задача журнала «Светильник». / «Светильник» - ежемесячный журнал, посвященный религиозному искусству в прошлом и настоящем, дал за три года (1913, 1914, 1915) ряд монографий и заметок по вопросам христианского искусства византийской и особенно древнерусской эпох, не остановившись перед затратами на художественные воспроизведения, при помощи усовершенствованных способов репродукции, памятников (в красках, на отдельных таблицах и в тексте) архитектуры, стенописи, иконописи, церковной утвари, шитья, миниатюр и пр. / Церковно-художественная промышленность находится в тесной связи и зависимости от созданий христианского искусства, беря у него мотивы для своего творчества, копируя и вдохновляясь лучшими образцами, созданными в эпохи процветания художественных форм. В виду этого, журнал «Светильник» представляет интерес не только для специалистов в области Истории Христианского Искусства, но и для художников, духовенства, имеющих дело с построением и украшением храмов стенописью, иконами, снабжением их художественной утварью и т.д. / С другой стороны, признанная в последнее время методикой аксиома о необходимости связывать преподавание родной истории с изучением быта, культуры и искусства прошлого позволяет рекомендовать журнал вниманию преподавателей в средних школах. Ознакомление учащихся с созданиями родного искусства, начавшегося от великого искусства Византии, - это лучший путь воспитания в них любви к родной старине, ее художественным памятникам, а отсюда понятен и естествен переход к воспитанию в них любви к своему Отечеству. Нужно знать, что мы любим, знать всесторонне, не забывая самых источников, историю быта и культуры, которая у нас на Руси всегда была церковна, питалась византийской религиозной мыслью, преломленной в сознании народа. Известно, как памятники нашей древней письменности находили свое отражение и даже обусловливали художественные композиции созданий русского искусства. Отсюда - целостное преподавание русской истории возможно только при условии, когда учащиеся знакомятся с памятниками национального творчества, видят его самобытные черты и развитие в истории. / Эта мысль нашла свое отражение в особом циркуляре (от 3 февраля 1914 г.) Министерства Народного Просвещения, которым журнал «Светльник» рекомендован для приобретения в фундаментальные библиотеки средних учебных заведений. Он же одобрен Учебным Комитетом при Св. Синоде для библиотек духовно-учебных заведений, духовных семинарий и училищ…»].
В. Георгиевский. Иконы Новгородского Церковно-Исторического Древлехранилища. С. 1 - 5.
Ф. Рерберг. Балахна. С. 6 - 14.
Доц. Имп. Мос. Дух. Академии Н.Д. Протасов. Лицевое Евангелие 1470 года Саввина монастыря близ Звенигорода. (Фот. автора). С. 15 - 25.
Доц. И.М.Д.А. Н.Д. Протасов. Фрески на алтарных столпах Успенского собора в Звенигороде. (Фот. автора). С. 26 - 48.
Доц. И.М.Д.А. Н.Д. Протасов. Алтарные преграды в пещерных храмах Апулии. (Фотографии №№ 1 - 10 автора). С. 49 - 69.
В. Борин. Памятник золотого шитья: пелена XVI в. царицы Марии Феодоровны (1580 - 1584 гг.). Нагих. С. 70 - 73.
Н.И. Троицкий. Новосильская икона Св. Николая «Доброго». С. 74 - 88. (Подпись: Николай Троицкий. Тула 1915 г. январь 25).
С. Фраткиин. Рельефное изображение Св. Георгия на портале Георгиевского собора в гор. Юрьеве-Польском. С. 89 - 96.
Библиография:
[Статьи по древнерусскому искусству, помещенные в X т. Записок Отд. русской и славянской археологии и принадлежащих ученикам проф. Петроградскго университета Д.В. Айналова: В.К. Мясоедову, Н.П. Сычеву, Н.Л. Окуневу, Л.А. Мацулевичу и К.В. Шероцкому]. С. 97 - 106. Подпись: Ф.
Профессор Н.В. Покровский. Церковная археология в связи с историей Христианского искусства. Петроград, 1916. 417 рисунков. С. 107 - 108. Подпись: П.
Я.И. Смирнов. Устюжское изваяние св. Георгия Московского большого Успенского собора. Москва. 1915. (Древности. Тр. М.А.О., т. XXV). С. 108 - 109. Подпись: Ф.
Хроника:
О Черниговском Спасо-Преображенском соборе  его архитектурных особенностях. С. 110 - 114. Подпись: Н. П-в.
Храм - уголок древней Руси. [Храм во имя Св. Николая Мирликийского, иначе именуемый Барградским, в Петрограде]. С. 114 - 116. («Правит. Вест».).
Древнерусская иконопись в старообрядческих храмах Москвы. С. 116 - 118. (Из газ. «К.-Волж. Речь»).
Ограждение старинной иконописи в храмах. С. 119. («Голос Руси»).
Русское народное искусство на Второй Российской кустарной выставке в Петрограде от Главного Управления Землеустройства и Земледелия. С. 119 - 120. («Правит. Вестн.»).

РИСУНКИ (на вкладках, вклейках и в тексте):
Рисунки к статье В. Георгиевского:
Икона Покрова Пресвятыя Богородицы XV в. (В Новгородском Церк.-Истор. Древлехранилище). (На вкладке, цветной).
Икона Николая Чудотворца, с житием XV - XVI в. (В Новгородском Церк.-Истор. Древлехранилище). (На вкладке, цветной).
Рисунки к статье Ф. Рерберга:
Упраздненный монастырь. (С. 6).
Николаевская церковь 1600 г. (С. 7).
Входные ворота упраздненного монастыря. (С. 8).
Рождественская церковь. (С. 9.).
Спасская церковь. (С. 10).
Детали Спасской церкви. (С. 11).
Деревянная церковь в Балахне. (С. 12).
Церковь Бориса и Глеба. (С. 13).
Рисунки к статье Н.Д. Протасова «Лицевое Евангелие 1470 г. Саввина монастыря близ Звенигорода»:
Рис. 1. Савв. Ев. Запись последнего листа. - Рис. 2. Савв. Ев. Образец текста. (С. 16).
Рис. 3. Савв. Ев. Еванг. Матфей. - Рис. 4. Савв. Ев. Еванг. Марк. - Рис. 5. Савв. Ев. Еванг. Лука. - Рис. 6. Савв. Ев.Еванг. Иоанн. (На вкладке, черно-белые).
Рис. 7. Савв. Ев. Л. 47. - Рис. 8. Савв. Ев. Л. 86. (С. 19).
Рис. 9. Савв. Ев. Л. 31. - Рис. 10. Савв. Ев. Л. 57. (С. 21).
Рис. 11. Савв. Ев. Л. 133. - Рис. 12. Савв. Ев. Л. 256 об. (С. 23).
Рис. 13. Савв. Ев. Л. 199. (С. 24).
Рисунки к статье Н.Д. Протасова «Фрески на алтарных столпах Успенского собора в Звенигороде»:
Успенский собор в Звенигороде. (С. 26).
Схема росписи предалтарной преграды собора Саввина монастыря. (С. 29).
Фреска алтарного столпа Звенигородского собора. (С. 31).
Фреска алтарного столпа Звенигородского собора. (Фот. авт.). (С. 35).
Поясной фриз Звенигородского собора. (С. 40).
Угловой пилястр Звенигородского собора. (С. 41).
Рисунки к статье Н.Д. Протасова «Алтарные преграды в пещерных храмах Апулии»:
Рис. 1. Базилика дворца Флавиев в Риме. (С. 49).
Рис. 2. Грот св. Лаврентия (Фазано). (С. 51).
Рис. 3. Грот св. Лаврентия (Фазано). (С. 54).
Рис. 4. Парижский Гомилий Злат. (по Millet). (С. 55).
Рис. 5. Грот св. ап. Андрея (Монополи). (С. 56).
Рис. 6. Грот св. ап. Андрея (Монополи). (С. 57).
Рис. 7. Грот св. Леонарда (Массафра). (С. 58).
Рис. 8. Грот св. Николая (Палажианелло). (С. 62).
Рис. 9. Грот св. Николая (Палажианелло). (С. 63).
Рис. 10. Грот св. Параскевы (Массафра). (С. 64).
Рис. 11. Церковь Пр. Богоматери в Valle-Polcraneta (фот. Moscioni). (С. 66).
Рисунки к статье В. Борина:
Златошвейная икона Иерусалимской Божией Матери конца XVI в., исполненная царицей Марией Феодоровной, находящаяся в Покровском храме Рогожского кладбища. (На вкладке, черно-белый).
Дворец царевича Димитрия в Угличе второй половины XVI в. Вид с северной стороны. (С. 72).
Церковь св. царевича Димитрия в Угличе «На Крови» первой половины XVII в. Вид с южной стороны. (С. 73).
Рисунки к статье Н.И. Троицкого:
Рис. 1. Образ св. Николая «Доброго» в Новосильском Свято-Духовом монастыре. (Черно-белый, С. 79).
Рис. 2. Икона 1639 г. Половчин-пленник отдается на поруку Св. Николаю. (С. 80).
Рис. 3. Икона 1639 г. Явление 1-е и 2-е Св. Николая половчину. (С. 81).
Рис. 4. Икона 1639 г. Явление 3-е Св. Николая половчину. (С. 82).
Рис. 5. Икона 1639 г. Половчин представляет выкуп. (С. 83).
Рис. 6. Парапет IX в. каменный из Афин (по Кастеллаци). - Рис. 7. Крест-энколпион из городища Опочнице, близ Праги. (С. 85).
Рис. 8. Снимок с древней чтимой иконы Свят.  Николая, «Доброго» именуемой, находящейся в Киево-Подольской Добро-Николаевской церкви. (С. 86).
Рисунки к статье С. Фраткина:
Рельефное изображение XIII в. Св. вмч. Георгия над дверями Святославова собора в Юрьеве-Польском. (На вкладке, черно-белый).