Моей дочери

Александр Щербаков 5
Сегодня, 19 мая,  дорогая  Наташа, у тебя   день рождения. Далеко не первый, и уверен, не последний.  В советское время в этот день отмечали День пионерии.  Сегодня я хочу подарить тебе этот рассказ-воспоминание с моими размышлениями о тебе, и о том, что ты не могла помнить в силу малолетства,  или просто это не отложилось в твоей памяти.

Родившаяся в родильном доме № 2 года Хабаровска, ты стала первой и единственной внучкой у моих родителей. Все остальные были внуки.  Двое старше тебя, и двое младше, сыновья моего младшего брата Вити. Так что ты росла и воспитывалась среди мальчишек, была младшей.  У брата Саши, на 4.5 года старше тебя, были свои друзья по дому, такие же, как он, мальчишки, и игры, в которые они играли, были мальчишеские. Сережка, младше Саши на 3 года, тоже играл с ними, а так как им поручалось следить за младшей сестренкой, они брали и тебя с собой играть в те же игры.

Я не помню, чтобы ты просила купить  куклу, и, к сожалению, даже не помню, были ли они у тебя. И не помню твоих подружек, когда ты была маленькая.   Уважаемые читатели  знают, что дети быстро вырастают, и, если они аккуратные, одежда становится малой,  но еще вполне хорошей. Часто родители отдают такие неплохие вещи своим друзьям или родственникам, у которых есть более малые дети. Нам это не требовалось, у нас было трое детей, так что донашивать одежду было кому. А так как старшие были мальчишки, то маленькая дочка часто ходила в мальчуковой одежде.  Однажды, когда ты подросла и уже что-то понимала, возмутилась такому положению вещей, и потребовала, чтобы тебе купили одежду, в которой ходят девочки.

Когда тебе было полтора годика, ты  вслед за мальчиками заболела менингитом. Это было осложнение паротита, или свинки, как эту болезнь называют в народе.  Принес её в нашу квартиру Сашин друг, живущий в том же доме, что и мы. Он заболел свинкой в детском саду, который посещал. А наши дети были, как тогда говорили,  неорганизованные, т.е. не посещали  детские дошкольные учреждения.  Заболевшему мальчику запретили ходить в садик, но сидеть дома с престарелой бабушкой ему не хотелось, и он пошел по друзьям. Спустился несколькими этажами ниже и позвонил в квартиру своего друга Фимы. Открыла мать, поинтересовалась, почему он не в садике, тот все честно сказал.  И мама, провизор по специальности, дала этому мальчишке от ворот поворот.

Но он пошел ниже, стал звонить в нашу квартиру. И когда ему открыла баба Ага, которая в тот день присматривала за вами,  и задала тот же вопрос, он соврал, сказал, что проспали родители и не повели в садик. И его пустили в дом,  и он весь день играл с нашими детьми.  А через несколько дней у старшего Саши раздулась шея, а потом появились менингеальные симптомы. Потребовалась экстренная госпитализация в детскую инфекционную больницу. Потом заболели  вы с Сережей, пока только свинкой. Но потом проявилось осложнение в виде менингита. Вначале у тебя. Помню, я сопровождал свою маленькую, всего 1,5 годика, дочку на машине скорой помощи в больницу. В приемном отделении попросил поместить тебя вместе со старшим братом в один бокс.  Санитарка понесла дочь, вернулась с некоторыми вещами, которые мне надо было забрать домой, вся в слезах. Я испугался, спрашиваю:
- Что случилось?
А санитарка отвечает:
- Я принесла малышку в бокс, где лежит ваш старший мальчик. Он увидел её, с раздувшейся шеей, и спрашивает меня: «Эта девочка очень похода на мою сестру». Я ему отвечаю: «Это и есть твоя сестренка». Они обнялись и оба заплакали. А за ними и я.
Признаюсь, мне тоже было очень трудно сдержать слезы от этого рассказа. Позже, когда вы шалили, и у меня возникало желание наказать вас, я вспоминал эту сцену, и вся моя злость куда-то уходила.

Вы были дружные. Старшие братья не только присматривали за сестренкой, но и защищали тебя, причем так продолжалось и во взрослом состоянии.  Помнишь, мы очень часто все вместе гуляли по городу. Жили в те годы в кооперативной квартире моих родителей на углу улиц Ленина и Волочаевской в Хабаровске. Вот по улице Ленина и предпочитали гулять.  Когда ты была совсем маленькая, тебя возили на коляске, и братья по очереди толкали перед собой. Но не ту, что была закрытой, та была тяжелая для них, а вот летний вариант, где ты могла сидеть и смотреть перед собой, им было интересно толкать.

В те годы на площади Славы на месте стоящего ныне Храма был обычный уклон, по которому мы вчетвером на одних санках катались. Я садился на санки, расставлял  согнутые в коленях, упирался в раму саней, на колени садились двое детей, а третий садился передо мной между ног. И так катились. Частенько наш спуск заканчивался на половине склона в снегу. Но бывало, докатывались  далеко по улице частного сектора, что был внизу. Возвращались домой все в снегу, но очень довольные.  Не знаю, помнишь ли ты эти покатушки на санях, тебе было совсем мало лет?

Когда ты подросла, мама, чтобы тебя взяли в детский сад, устроилась туда работать диетсестрой, в это время старший сын уже пошел в школу, а второй сын оставался с нашей хорошей знакомой, практически членом нашей семьи, добрейшей бабой Агой.  Видимо, поэтому он и стал любимчиком этой одинокой женщины, схоронившей незадолго до этого мужа. А детей в их семье не было.

Я же работал врачом-рентгенологом в городской больнице № 11. А так как эта профессия является вредной из-за рентгеновского излучения, совмещать рентгенологом я не мог.  Поэтому после небольшой подготовки стал совмещать врачом-эндоскопистом, и к тому же стал дежурить в травматологическом пункте больницы.  И как-то вечером, в теплый летний день, я, пока не было больных, сидел на скамейке у входа на крыльцо травмпункта. Вдруг рядом со мной останавливается такси, и из него выходит моя жена, держа на руках нашу дочь с двумя головами.  Нет, вторая голова не настоящая, а огромная гематома лобной области.  Оказалось, что во время прогулки по участку детского садика, ты упала с качелей, и по  голове тяжелая люлька качели ударила несколько раз, пока не прибежала воспитательница, которая куда-то отошла.  Жена вызвали такси, и помчалась ко мне в травмпункт. Слава Богу, никаких переломов не было, отделалась ушибом и гематомой. Только позже стало ясно, что эти удары по голове не прошли бесследно. В лобной доле образовались небольшие кисты, которые периодически воспаляются, и ты с тех пор стала страдать головными болями.

Ты с малых лет умела постоять за себя.  Видимо, сказалось воспитание рядом с мальчишками. Когда мы получили свою квартиру в Затоне и перевели тебя в другой садик, ближе к новой квартире, в первый свой визит в новый садик, ты в ответ на приставания местного хулиганистого, совершенно незнакомого мальчишки, так толкнула его, что он влетел в помойное ведро, которое оставила уборщица. Мне об этом рассказала мама. Не знаю, помнишь ли ты этот факт.  Больше к тебе никто не приставал. И в школе ты сразу поставила себя так, что к  тебе уважительно относились все мальчишки.  Это мне рассказала мама, которая всегда ходила на родительские собрания в школу.

К тому же ты очень хорошо училась. Когда стала учиться в 5 классе, тебе очень нравилась классная руководительница, Марья Ивановна, по-моему,  учитель математики. Ты  пошла в меня, у меня всегда были пятерки по математике. И до 8 класса у нас не было проблем в школе. Ты пела в хоре, занималась конькобежным спортом, однажды летом даже провела месяц на сборах  спортивной группы в пионерском лагере имени Константина Заслонова (был такой известный командир партизан)  в Вяземском районе. Помню, мы с мамой тебя там навещали.

Мы жили на берегу Хабаровского Затона и летом каждый вечер ходили туда купаться. Ты рано научилась плавать и нырять, не раз видел, как ты прыгала в воду с трубы, из которой текла вода после очистных сооружений.  Вообще все мои дети отлично плавали, мы почти каждый год выезжали на море, хотя это было сопряжено с большими трудностями – почти по всему побережью Японского моря была пограничная зона. Попасть туда было непросто – чаще по приглашению тамошних жителей. Но я находил лазейки. Одно лето мы отдыхали на турбазе завода МЖБК в бухте Тавайза под Артемом. Именно тогда  дети научились держаться на воде без страха.  Это было замечательное время, наверно, это тоже тебе запомнилось.

А еще один раз мы останавливались в гостинице, впятером в трехместном номере. Но на кроватях было по два матраса, а два из них мы положили на пол, где спали вполне с комфортом.  В тот год мы обычно ходили на пляж КТОФ недалеко от гостиницы, но дважды совершили поездки на другие пляжи – в бухту Тихая и на Шамору. Помнишь эти поездки, Наташа? 

А когда через несколько лет мы поехали отдыхать в бухту Тихангоу под Находкой, я убедился в твой смелости. В тот день была небольшая волна,  и я не разрешил идти в воду своим детям, а сам поплыл в маске с трубкой и ластах.  Мы приехали к морю, и у всех детей были свои ласты, маски, трубки.  Отплыв от берега на приличное расстояние, я вдруг услышал крик жены:
- Саша, к тебе плывет Наташа. Встреть её.
Я подумал:
- Пацаны не рискнули плыть, а она не побоялась.
И поплыл навстречу тебе,   взявшись за руки, опустив голову в воду, мы поплавали по штормовому морю, гребя ластами на ногах.

Тогда мы взяли с собой две палатки, в одной спали все дети в спальных мешках, а в другой мы с мамой. Налетел ураган, вашу палатку повалил. Случилось это ночью, мы не стали палатку ставить, а пошли досыпать на летнюю кухню местных жителей, с которыми у нас установились хорошие отношения.  Уверен, тебя запомнилась та наша поездка.  Как и поездка в поселок Южно-Морской, когда с нами уже не поехал Саша.

Пляжа в Затоне, где мы жили,  не было, был просто песок, который летом насыпали, углубляя дно реки, а зимой использовали при строительстве разных объектов. Поэтому в песке хватало стекла и других режущих предметов.  И я частенько зашивал раны своим детям и их друзьям «под крикаин», т.е. без обезболивания. Но у меня был хирургический инструмент – зажимы, иглодержатели, щипцы, ножницы, и я использовал для зашивания ран атравматические иглы с нитками, которыми меня обеспечили в травмпункте. Помню, ты как-то нырнула в воду, и порезала висок, рана была большой, мне пришлось накладывать несколько швов.

Еще в школе нам стали жаловаться учителя, что наша дочь ведет себя как мальчишка. Я повел тебя к психиатру, та побеседовала с тобой и сказала, что у тебя дольше, чем обычно, задерживается оформление женского типа психики. У всех девочек бывают мальчишеские замашки, но лет в 11-12 прекращаются, а у тебя сохранялись лет до 15. Но это не мешало тебе хорошо успевать по всем предметам.

Но в 8 классе ты стала ревновать свою классную руководительницу к другой девочке, красивой, мать которой работала в торговле, и кое-что покупала учительнице. Учительница стала чаще общаться с этой девочкой, чем с тобой.  Ты расценила это как предательство, и  проявила непослушание. Поэтому после окончания восьми классов  решила дальше учиться в лесотехникуме.

Я не собираюсь рассказывать обо  всем твоем жизненном пути. В нем было все, и хорошее, и плохое.  Но если твоя мама болезненно реагировала на плохое и не всегда понимала твои поступки, и отношения между вами временами были довольно натянутые, то  я почти всегда вникал в твои проблемы, и общий язык с тобой у меня был всегда.  И это продолжается до сих пор.  Я не преувеличиваю, Наташа?

Ты практически всю жизнь одна воспитывала своих двух сыновей, рожденных от разных мужей. Конечно, мы с мамой, твоими братьями по мере сил помогали тебе, но основной воспитательный процесс проводила ты сама. И твои дети,  Костя и Женя, выросли неплохими ребятами. Один живет в Москве, женат, занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, а младший живет с тобой, ходит в школу. За последний год очень вырос, стал ростом выше мамы. Надеюсь, что летом я вас обоих увижу. Оба сына не только любят тебя, но и уважают как человека, который всю жизнь занимается ими и их заботами.

Ты всегда была самостоятельной и, я бы сказал, в меру нагловатой, без чего в наше время тебе сядут на шею и еще свесят ноги.  С тобой такого не произойдет, это точно. Помню, ты посещала школу ДОСААФ, чтобы получить право на вождение автомобиля.  К этому времени у нас уже была машина, и ты довольно уверенно ездила на ней. Но подержанный японский автомобиль был с автоматической коробкой передач, а сдавать вождение  в ГАИ надо было на «Жигулях» с механикой.  Когда инспектор, до этого завалив экзамен у нескольких слушателей курсов, заявил, что никто из оставшихся не сдаст, ты возразила, села за руль,  и успешно сдала экзамен.  Об этом ты мне сама рассказала, помнишь этот эпизод в твоей жизни? Поэтому я отдал тебе свой первый автомобиль «Ниссан Скайлайн»,  и ты  несколько лет на нем ездила, пока мы не уехали из Хабаровска.

Было время в конце 90-х годов, когда в нашей семье было сразу 4 автомобиля. Я ездил на «Тойота Кроун», старший сын Саша  на «Тойота Марк-2», второй сын Сережа на «Тойота Супра», а ты на «Ниссан Скайлайн». Когда все приезжали к нам в гости, почти весь двор заставлялся машинами семьи Щербаковых.  Сейчас ты  ездишь на «Тойота RAV-4» 1997 года выпуска, который продолжает оставаться на ходу, несмотря на солидный возраст. Но это не мудрено, автомобиль чисто японской сборки,  очень надежный.

Закончив институт народного хозяйства, и, получив диплом бухгалтера-экономиста, ты  очень хорошо освоила свою профессию. Там ведь надо много считать, а с математикой у тебя всегда было все хорошо. Как я понимаю, ты умела ухватить суть проблемы, поэтому тебе очень подходила роль кризис-менеджера, что ты и показала дважды за время работы.  Но частный бизнес, где ты работала, в нашей стране очень рискованный, поэтому приходилось менять место работы не по своей воле.  Со временем ты устала от такой жизни, и, найдя работу попроще, уже несколько лет работаешь в этой фирме. Тем более что выполнять свою работу ты может дома, имея лишь устойчивую связь по Интернету.  Это позволило тебе убить сразу двух зайцев. Не надо тратить деньги на бензин, чтобы ездить на работу, и сын-школьник всегда под материнским присмотром.

Ты всю жизнь была очень общительной девочкой, девушкой, женщиной. У тебя есть несколько подружек по жизни, с которыми ты поддерживаешь контакт долгие годы. Одна из них, Наташа,  долгие годы жила в Хабаровске, но потом, побывав у нас в поселке под Тюменью, решила перебраться со своей семьей из очень дорогого для жизни города в более благополучную Тюмень, что и сделала. Правда,  потом они перебрались в Ленинградскую область. Ты уже побывала у своей подруги, и та показала тебе Санкт-Петербург, куда ты  впервые попала. Есть у тебя подруга в Екатеринбурге, и вы  ездите друг к другу в гости.

На этом я хочу закончить свой рассказ о тебе, доченька. Для меня ты всю жизнь оставалась самым близким и любимым человеком, со всеми твоими положительными и отрицательными качествами.  Все же ты была младшей в семье, да еще девочкой.  Старший сын Саша был любимчиком у моей мамы, второй сын Сережа – у бабы Аги.  А вот моя дочь стала моей любимицей, и я тебе  очень много по жизни прощал и помогал.

Мне хочется пожелать тебе оставаться такой же красивой, женственной, следить за своим внешним видом, как это ты делаешь сейчас. Пожелать, чтобы ты могла наконец-то найти мужчину, с крепким мужским характером, настоящую опору в жизни. Знаю, это нелегко, особенно с твоим характером и ролью лидера по жизни, но терять надежду не стоит. Хотя твой младший сын Женя собирается все жизнь быть опорой для  мамы, но время течет, у него может появиться любимая девушка, и ему будет трудно делить свое внимание между двумя любимыми.  Но все это в будущем, а пока ему надо закончить школу,   сделать первый шаг, чтобы стать настоящим человеком. Думаю, у тебя хватить житейской мудрости помочь своему младшему сыну стать настоящим мужчиной.