Маленькая Джейн, 1770

Сергей Апостол
НА СМЕРТНОМ ОДРЕ

Прикован к больничной постели,
Я мрачные думы таю.
Хочу умереть я немедля
У жизни моей на краю.

А мир весь земной веселится,
Безумный и грешный собой,
И девушек милые лица
Мелькают, смеясь, предо мной.

И каждый свой миг я страдаю,
Убогую долю влача,
И медленно, горестно таю,
Как тонкая в церкви свеча.

Зову мою смерть я подругой,
Жестокого полон огня,
Кто полночью мрачной и душной
Тайком навещает меня,

Кто черные язвы целует,
Что я забываюсь тотчас,
И гибельный жар мой остудит,
С меня не сводя грустных глаз.

И нет ее в мире желанней,
Она так нежна и чиста,
Пусть освободит от страданий,
Как бедного бога Христа!

1770

МАЛЕНЬКАЯ ДЖЕЙН

Никому нет дела до маленькой Джейн,
Печальной Джейн, худышки Джейн,
Отчего она ходит всех грустней,
Сероглазая Джейн, длинноногая Джейн.

А подруги гуляют все веселей
Среди шумных, беззаботных людей
И танцуют в парах, кружась все быстрей,
Но их не замечает бедняжка Джейн.

Много проплакала долгих ночей,
Холодных и черных среди голых полей,
Долго рыдала в скорби своей
Одинокая робкая Джейн.

Но вот она выросла, крошка Джейн,
Как белая лилия невинная Джейн,
И стала внезапно всех прямей и стройней,
Что за чудо случилось с тобою, Джейн?

Чей слышу я смех, что звучит всех звончей
В уличном гуле радостных дней,
И сердце мое бьется все сильней,
Просто я... люблю тебя... Джейн!

И однажды мы встретимся средь цветущих полей,
И я подарю колечко скромное ей,
И скажу: «Прошу, стань женою моей,
Красавица Джейн, милая Джейн!»

1772

МОЕЙ ЛЮБВИ

К чужой беде не безучастна,
Врага разила ты в упор:
Быть может, как Святая Жанна,
Взойдешь на гибели костер!

Забудь про славу и про отдых,
Иди на бой, сражайся вновь –
В мученьях страшных и жестоких
Прозрела ты, моя любовь!

1770

ЧЕТЫРЕ ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Муза, сколь ты дарила нам песен
В резвой радости щедрой весной –
Каждый был громогласно известен,
Но промчался твой век Золотой!

Не гнетут мятежей перемены,
Не ослабла от жгучих невзгод;
За Серебряным – был век Железный,
А теперь век Алмазный грядет!

2010
 
БОРЬБА С БЕЗДНОЙ. ДНЕВНИКИ РОМГЕРА

Сегодня мое положение весьма нелицеприятно, чтобы не сказать отвратительно и глупо. Ибо предаваясь суровым думам и размышлениям, я постиг бесконечную Бездну в себе! С ней напрасно спорить и взывать к ней; но весь ужас состоит в том, что все, абсолютно все обречено. И все движется к своему завершению и концу: простая человеческая жизнь, существование Земли и Вселенной!

Стоит ли разменивать свои столь краткие и быстролетящие годы на упорный и усердный труд, высекая из своего сердца малые и бледные искры, которые никому не видны, кроме тебя самого?

Люди воюют друг с другом, народы с народами, и весь мир против самого себя! Кто-то празднует победу, кто-то переживает бесславное поражение. И то и другое значимо и имеет свою подоплеку и тайный смысл. Но с кем воюю я?

И только слепая вера в Империю Духа, которую я создал в моем сознании и в моей душе, позволяет мне надеяться… на что?! Любая выдумка смешна и наивна.

И я вновь падаю в эту проклятую Бездну, чтобы в каком-то круге ада очнуться, подняться и строить из жалких обломков прежнего существования новую жизнь. Но сил остается все меньше и меньше, а бездна все шире и глубже!

1620

ПРИЗРАК ПОЭТА

Сидит, поникнув головой.
Погас внутри, снаружи ль свет?
Какая драма, Боже мой,
Как жалко нам тебя, поэт!

1772