Течёт река ВолГа...

Уста Богумира
Волга (мар. Юл, чуваш. Атэл, тат. Идел, ног. Эдил, калм. Иил-ол, каз. Едiл, эрз. Рав) — река в европейской части России (небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится на территории Казахстана)

У античных авторов первых веков н. э. (Клавдий Птолемей и Аммиан Марцеллин) Волга называлась Ра, лат. Rha (ср. мокш. и эрз. Рав — оба названия иранского происхождения).

Рав-познающий бога.


В Средние века Волга с Камой и Белой известна под названием Итиль (ср. современные названия тат. Идел, ног. Эдил, каз. Еділ, чуваш. Атл, калм. Иил). Византийский хронист Феофан Исповедник, описывая географические названия Северного Причерноморья, несколько раз упоминает «величайшую реку, стекающую вниз от океана по земле сарматов и называемую ».

Два лика, две грани реки. Интересно зеркальное прочтение -
Ател-Лета:
Лета (греч.  «забвение») — в древнегреческой мифологии источник и одна из пяти рек (вместе со Стиксом, Ахероном, Кокитосом и Флегетоном), протекающих в подземном царстве Аида, река забвения.


По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые отправлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Представление об этом возникло уже после Гомера и перешло в народную веру. Река Лета протекает также в стране Ена, который считается братом Леты и Таната (Забвения и Смерти). В подземном царстве был её трон, на котором, между прочим, сидели Тезей и Пирифой, посетившие Аид.

Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.


В русском языке широко известно выражение «кануть в Лету», означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.
****************************
Современное марийское Юл происходит от тат. елга «ручей, река».
******************************
Русское название Волга (др.-рус. Вльга) произошло от праславянского *Vьlga, ср. во;лглый — волога — влага. В пользу славянской версии происхождения названия говорит наличие рек Vlha в Чехии и Вильга (польск.)русск. в Польше.
Вол - Тур, бык, корова...?
Волга-путь быка.
ВольГа-волный путь...

Исходя из того, что верховье Волги находится в зоне, где широко представлена гидронимия балтского происхождения, предложена этимология из балтийских языков: ilga «длинный, долгий» ; оз. Волго ; р. Волга; valka «ручей, небольшая река». Альтернативные версии выводят название реки из прибалтийско-финских (фин. valkea, эст. valge «белый», ср. Вологда) и марийского (др.-марийск. *Jyl; (из тюрк.), совр. мар. Юл; мар. Волгыдо «светлый») языков.


Агафемер в 215 г. по Р.Х. еще точнее называет древнее имя Волги – Рос (Rhos).

С. О. Гедеонов в труде «О варяжском вопросе» справедливо замечает: «От Волги – Рось, до Немана – Рось и до Куршгафской Русны, все пространство земли, занимаемое словено-русскими племенами, покрыто реками, носящими названия Рось, Русь, Роса, Руса».

На древность существованiя имени Рось для Волги указываетъ и названiе Роксалановъ, т. е. приволжскихъ Алановъ (Schafar. SL. Alt. I. 352 – Abk. D. SL. 107); этому имени Рось отвечаетъ можетъ-быть и названiе Волги у Геродота ‘Оарос (IV. 122, 125), напоминающее венгро-монгольскую форму имени Русь Orosz, Urus (См. Mannert, Geogr. IV. 110. – Muller, Stromsyst. D. Wolga, 84, 103, 104. Klaproth, tabl. Hist. 23–24).

Аль-Идриси, который называл Волгу именем «Русийа». У него же Волга именуется Poss Athel. И имя это русское. Массуди (около 956 года) в сочинении «Золотые луга» называет Волгу «хазарской рекой», но Черное море зовет Русским морем.

В Ригведе, в Х книге, в Гимне рекам не однажды встречаем реку Раса (и у сербов Раса, и у россов – Рась, Рось, Рассея). В Авесте воспевается река Ранха (Рангха, Раха), стекающая с высокой горы.
**********************
«3ороастрийцы в Авесте уподобляют реку Ранху великой богине Aрдви-Суре, т. е. «реке-богине Ардви». Они воспевают ее как Ардви полноводную, широкую и целебную, растящую жито, кормящую стадо и величиною равную «всем водам, вместе взятым». Но все это еще не значит, что слово «Ардви» является гидронимом, т. е. названием реки. Нет, это мифологизированное, небесное ее имя. Это богиня реки, и часто бывает трудно понять в гимнах, о ком из них идет речь. Например: «… течет благая Ардви от своего Творца: прекрасны руки белые в просторных рукавах», или она же: «… в колеснице, узду держа, стремится», и в то же время она стекает с той же горы, что и река Ранха, и имеет тысячу протоков. Ясно, что воспевается один и тот же объект под реальным и небесным именем.

О богине Ардви-Суре говорится, что ей следует приносить обильные жертвы (жертвоприношение, сопровождающее каждое обращение к богам, – это древнейший обычай всех племен арьев), и в Авесте количество приносимых в жертву животных доводится (как и в Ригведе) до небывалых, явно мифологизированных объемов, вроде ста жеребцов, тысячи коров и мириады овец. Но не достигают цели даже такие жертвы, если к Ардви обращаются с просьбой помочь победить арьев, – в этом случае она неизменно отказывает просящему. А значит, рекой-богиней, покровительницей именно арьев считалась Ардви-Ранха-Волга.
древнее название Волги – Раса, Рась, Рось… По сборнику вед Махабхарата известен и священный напиток раса (rasa). Раса – питье, молоко. Раса в современном русском письме – роса. Говорим, произносим «раса», а пишем «роса». Но суть от этого не меняется. То, что в Индии осталось только в «архивах», у русских, как в древности, присутствует в живом языке. Очень показательные и доказательные примеры дают нам слова «рассвет» и «рассол», где присутствует корень «рас(а)», и образ священного напитка и священной реки, посвященной солнцу. Рассвет, рас(а) – свет, то есть проливающийся свет. Рассол есть рас(а) соленая. Образ света, солнца перенесен и на священную реку, и на жертвенный напиток,

Н. Гусева признает: «…в древности и эта река (Волга. – Прим. Бажанова) называлась Rasa (Raha, Ra, Rha), что сохранилось в мифах индо-иранцев». При этом опять сбивается от «росы» в сторону «египетского» Ра.

Уточним: не Ra, а Rasa, Роса или в более позднем звучании – Рась, Рось. Ra (Ра) – это родственное, но несколько иной образ. Рась – священный напиток солнца. Раса – священная река, и раса – священный напиток. В Ригведе Раса называется матерью:

«Да поможет мать, великая Раса, нам…» (РВ, VII, 36-2).

Корень «рас» мы можем найти и в имени священной реки Сарасвати, встречаемой в Ригведе:

«О самая материнская, самая могучая река,

Самая лучшая богиня Сарасвати»

(РВ, II, 41–16).

Прочитать составное имя Сарасвати несколько сложнее, но и это имя вполне читаемо, если понимать, что оно также состоит из трех культовых слов, наложенных друг на друга: (с)ар-рас-свати; сар(маты) – рас(а) – свати. Сар – это сарынь (ватага, дети) и сарматы (россы). Рас(а) – река Волга. Свати – родовые связи, сват, свойственник, свет, свят.

в Ригведе (РВ, VIII, 20–17):

«Как хотят сыновья Рудры

(Мужи) неба – Асуры, устроители (обряда)

Юноши, так пусть и будет».

В оригинале стоит не Асуры, но asurasya. Имеем слово, образованное наложением двух культовых слов «sura» и «rasya», т. е. «сура» и «расуа» (расия). Оба слова есть в разговорном русском языке, есть в русских гидронимах, в русских именах и фамилиях, в русских обрядовых напитках и являются кондовыми русскими словами. А Расия она и есть Ра(о)ссия.

Именно в России Раса (Волга) и Сура соединяются в один поток. И соединение суры и богатырей автор знает только в русской поэтике, в песне, посвященной новгородцу Садко:

«Удалой молодец был Волгский сур» (А. Попов. «Пиры и братчины». Ж. «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», М., 1954, кн. 2, пол. вторая, стр. 37).

В Ригведе (РВ, V, 62-2) есть выражение «svasarasya ahena», у которого несколько толкований: тучи и дождь, молоко, сома, поэтическая речь. Вместе с тем видим явные корни «ar» и «rasya», ар(ий) и рас(ия), что, очевидно, соединяет ариев и расию в эпоху бронзы и даже ранее.

Подтверждение данному выводу найдем и в другом гимне (РВ, VIII, 97-6), где видим слово-образ «arusam (арусам)», что составлено наложением двух слов «ар(ий)» и «рус(а)». Имеем арий русский, ариев рус(а).

Переводчики подают слово «арусам», как «рыжий». Рыжий, русый цвет волос, который прямо ассоциируется с русскими. Мы уже упоминали выше, что РВ называет asurasya детьми Рудры. Дети Рудры (рудый в русском языке рыжий) есть расы, росы.

То есть река Раса – есть река Млечная, река Белая.

Впору опять вспоминать русские сказки с элементами древнейшей архаики, где говорится о молочных реках с кисельными берегами.

Рась-Волга – есть Млечная река и «всем рекам река». Волхвы-рахманы («поученные») были звездочетами, астрономами. И можно с уверенностью сказать, что из числа их образов многие сохранились до наших дней. Например, крупнейшее созвездие в виде «звездной дороги» в России зовется Млечный путь, или Река вечности.

Итак, имеем небесную Реку вечности – Млечный путь, а ниже земную Млечную реку, Рась-Волгу. Тут все символично, все закономерно и, по воззрениям волхвов, все оправданно. Подтверждение тому найдем в главе «Див и Дивичьи горы».

Главная Рась-Рось – это Волга. Священная река, несущая «млеко» богам и народу. В священную реку изливали священный напиток «раса», «рось». Богам предназначалось течение реки Рась (Волга).

В ночь перед днем солнцеворота (24 июня), на Ивана Купалу (в христианские времена – Иоанна Предтечу), россы отмечали праздник Росы, ходили «на расу», «на росу». Росой обтирались, росу собирали платками для приготовления ритуальных блюд. Роса по народным поверьям есть Небесное млеко. Потому Рось и роса одного корня, по сути, одноименны.

Раса-Волга имеет не только мистическое, но и физическое воплощение образа Молочной реки. Причем наблюдается это в культовые числа.

Летом Волга под солнцем и в пасмурь имеет оттенки от голубого до синего. Поздней осенью волжские воды темные, свинцового цвета.

Но в священное время священная река приобретает молочный, белесый цвет. Среди культовых дней ведической веры у солнцепоклонников декабрьские дни солнцеворота – начало роста светового дня. В это время, если нет льда, Раса-Волга нередко приобретает белый, молочный цвет. Этот момент не каждый год удается поймать. Но когда все сходится, то вид Волги поражает своей необычностью.

Вот и 21 декабря 2008 года и последующие дни перед ледоставом Волга была «молочной». Ясно, солнечно и морозно. Уже плывут первые редкие льдины. Ближе к полудню, когда зимнее солнце невысоко поднималось над восточным берегом, волжские воды имели белый цвет, местами (где края льдин) поднимался легкий пар, но видимость с возвышенности у Барбошиной поляны на расстоянии 2–3 километра ясная. Деревья и кустарники на противоположном правом, западном, берегу – заиндевелые. Далее перспектива закрыта светлой дымкой.

Молочная Раса-Волга в «хрустальных» берегах – зрелище, достойное кисти Айвазовского. Есть ли в этом что-то мистическое или просто явление природы? Как бы то ни было, но Млечная река в сочетании с явлением Народившегося солнца Правды не могли не производить впечатление на волхвов, да и на всех очевидцев, в каком бы тысячелетии они ни жили.

Профессор  Н.Р. Гусева.




Река молочная(знаний) в хрустальный берегах.
Хрусталь:Х Рус(Рас, рос) Та Аль.
Аль, Эль:полнота изначальная, целостность.
Та-утверждение божественного, изначального.
Х-гармония(земли и небе((небе во рту)и рожденного слова(земли)
Молоко, сливки, сметана: небесная мудрость.
Гора-наше растущее сознание .
Гора рождающую солнце-пробуждение нашего сознания, обретения Ра :Солнца, сердца). Озарение, воскрешение, рождение-Заря.
Заря(солнце сердца) рождает богов(божественные лучи).
Потоки рек(речей сердца)

Пахтание(взбиваем небесного молока, при высокой температуре- являет сметану, сливки(мудрость.) материальные частицы из которых строится явленый мир.
Река - речь Ка(Душа),речь рожденная образами(Огня) Сердца.
Сердце есть чаша в ней сотовый мед Божественной мубрости:свиток души или "свиток Эсфирь" . (сокрытая, звезда)
           Свиток чаши души - есть книга мудрости души.
                В ней Истина и Правда.
             Это единственная истинная "духовная книга".
Эта книга, свиток, то-есть "Слово Живого бога"
Бог-есть движение образов души-луч божественный...
Луч-есть свет и звук.
Логос-слово сияющий мудрости... То слово которое являет Истину.
Спрдце полезное радости и любви являет Озарение. (Слово Живого бога.)

/"... являющие обрезание(образы:резы, буквы, руны) плоти сердца(читающие образы духовного тела Логос сердца) , являет народ мой, говорит Господь." Евангелие. /
Дух снисходил на апостолов, являя себя на разных языках...
Язык мой-трость скорописца...
Язык трость, посох, опора...
трость рождающая слово как огненый меч и щит...


Ре-отражение.
Река-отражающая, речь души(Ка)
Река-есть поток света и информации, (молока) взбивая во время движения информацию обретает мудрость. Река впадает в море:аллегория всех школ традиций и учителей земли.
Реки питают море!
/Махатма Мориа — в теософии и Агни-Йоге — один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык — один из «Вознесённых Владык». /

Жертвенные быки, коровы, кони(божественный луч логического мышления) -божественные лучи, питающей и полнящие.
Посмотрим слово "город" на разных языках:
          Язык Маори-Ра.
Волгоград-Вольга(Волга)град- Ра град- город Ра-Ра :солнце, сердце-город сердца, солнца, рождающий красоту божественных речей. Ра-солнце питающей мудростью речи. Ра - сердце.