Екатеринбург - неусвоенные уроки истории

Галина Чудинова
   Два памятных дня, проведённые мною совсем недавно в Верхотурье и Екатеринбурге, запомнились не только осмотром достопримечательностей, но и нарастающим народным  протестом  против строительства церкви в историческом центре города рядом с пресловутым Ельцин-центром.
      
    В Верхотурье, основанном в 1598-м году как крепость на пути в Сибирь,  всё насквозь пронизано православной одухотворённостью Московской Руси: величественные соборы, площадь, Кремль и даже деревянный мостик через реку Туру, с которого открывается захватывающий вид на крепость.
   
    В музее Кремля бережно сохранена память об Артемии Бабинове, посадском человеке, построившем дорогу через Урал в Сибирь. Стрельцы и казаки, двигаясь по Бабиновской дороге с молитвами и иконками в котомках, осваивали огромные восточные просторы для матушки-Руси. Своей праведностью навсегда вошёл в русскую историю Симеон Верхотурский. Он родился в знатной боярской семье, но позже перебравшись в село Меркушино  близ Верхотурья,  добывал себе пропитание рыбной ловлей да занимался пошивом шуб для крестьян. Симеон отличался нестяжательством: чтобы не брать плату с бедняков, всегда оставлял одежду немного недошитой. Всю жизнь подавал он окружающим пример молитвенного благочестия и подвижничества. Не потому ли так легко и радостно  дышится в Верхотурье?!
    
     Иное впечатление производят храмы Екатеринбурга. В грандиозном соборе Александра Невского к концу службы в день Жен Мироносиц я услышала пение под фонограмму, а от расписных его стен веяло холодом, отсутствием благодати. Вспомнилось знаменитое изречение Козьмы Пруткова: “Зри в корень!”. Корни нынешнего противостояния в городе на Исети уходят во времена Раскола середины семнадцатого века, результатом которого стало порабощение народа  и полное подчинение церкви государству.
   
    Удивительно ли, что атеистические умонастроения, возникнув в семнадцатом и восемнадцатом веках,  стали стремительно нарастали  в первую треть века девятнадцатого. Отец неистового Виссариона Белинского, врач по профессии, был в постоянной опале у властей: он никогда не подписывал ложных медицинских заключений о смерти от  инфаркта или инсульта у  засечённых плетьми  барских холопов.  Господствующая церковь отродясь не заступалась за невинно убиенных, что вызывало справедливый гнев юного Виссариона. Позже на основе от впечатлений юности было написано знаменитое письмо Белинского к Гоголю: “Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? – Попов. Не есть ли поп на Руси,  для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ – самый религиозный народ в мире? –Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу”. 
      
    Трагедия Раскола породила плеяду негативных образов священнослужителей в русской литературе, начиная с пушкинской  “Сказки о попе и его работнике Балде”, где страшное возмездие получил сатирически изображённый жадный поп. Нарастание атеизма, лютая ненависть к господствующей церкви и власти породили  революцию 1917-го года  в её страшных и кровавых формах. Александр Блок в статье “Интеллигенция и революция” сумел дать убедительное объяснение происшедшим событиям:  “Почему дырявят древний собор? – Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
    Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому что насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
    Почему валят столетние парки? – Потому что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть”.
   
   Думали ли правители страны со времён первых до последних Романовых, что нельзя порабощать собственный народ и ослаблять его православную веру? Навряд ли они всерьёз задумывались над этим и в результате оказались унесенными ветром истории, которая во многом повторяется.
      
    После распада Советского Союза  Екатеринбург в силу ряда причин стал либеральной столицей не только  Урала, но и всей страны.  Не последнюю роль тут сыграла личность нашего первого президента  да построенный в его честь сверх затратный  Ельцин-центр.  Главной задачей основателей центра стало полное искажение отечественной истории. В день 12 мая я вместе с друзьями посмотрела размещённую  в нем  обширную  фотовыставку  Юрия Рост, названную “Люди”. Однако,   русских людей там почти не было  – раз-два и обчёлся, зато меня ужаснул фотопортрет  Елены Боннэр с сигаретой  во рту. Этакая  вариация шекспировской ведьмы, призывающей Русский мир стать колонией Запада. 
    
    Чуть позже друзья показали мне место, предназначенное для строительства церкви, и я вновь ужаснулась нелепой  затее городских властей. Церковь на Руси всегда возникала там, где есть приход, а  здесь его явно не будет:  жители окрестных домов категорически против стройки. Рядом – драмтеатр, парк, жилые дома, неужели вопреки здравому смыслу здесь будет очередной пустой храм? Во времена Московской Руси и подъёма народного духа после Отечественной войны 1812-го года народ собирал по копеечке на строительство храмов, а здесь стройку собрались финансировать  ограбившие народ миллиардеры – владелец Уральской горно-металлургической компании  Андрей Козицын и владелец Русской медной компании  Игорь Алтушкин.
   
  В первой трети двадцать первого века предреволюционная ситуация в России во многом стала повторяться. Власть полностью оторвалась от народа, и свидетельства  тому – возникающие народные протесты в разных регионах России. По словам политика Сергея Удальцова, всю осень и зиму народ с негодованием слушал откровения разнообразных чиновников, которые советовали питаться макарошками и заявляли о том, что государство никому ничего не должно.
    
  В Архангельской области возникли массовые протесты против строительства возле станции Шиес полигона для московского мусора, но вместо диалога с гражданами губернатор Орлов презрительно назвал протестующих “шелупонью”. Стремительно стали развёртываться события и в Екатеринбурге. После того, как в сентябре 2018-го года архитектурно-градостроительный совет города проголосовал за строительство на месте сквера в центре города Собора святой Екатерины – рядом с Театром драмы на берегу реки Исеть, инициативная группа подала заявку на проведение референдума по этому вопросу, но власти ей отказали. В понедельник, 13 мая, на месте строительства храма появился забор. Его обрушили противники строительства, собравшиеся на стихийную акцию на Октябрьской площади вечером в тот же день.
      
   Презрение к общественному мнению,  тесное срастание  крупного бизнеса и РПЦ сыграли с местными властями злую шутку: локальный конфликт мгновенно приобрел  федеральный масштаб. По уму, надо было бы до решения совета провести общегородской референдум: строить ли Собор, а если строить, то где? Но нынешние власти боятся всякого волеизъявления людей и, как могут, препятствуют ему. Резко отрицательное отношение к себе ныне вызывает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, которого теперь называют лишь на первые три буквы фамилии.
 Протестующие против строительства стали забрасывать бойцов ОМОН сырыми яйцами, бутылками, петардами, двадцать шесть человек были задержаны, трое госпитализированы.
 
    Президент Владимир Путин,  узнав о событиях в Екатеринбурге,  предложил провести опрос населения и найти компромисс. Результаты опроса предрешены заранее: стройку не отменят. Напрасно на всех официальных сайтах протестующих называют безбожниками, храмоборцами, едва ли преступниками, учинившими майдан в уральской столице. Причины здесь гораздо глубже – это возникшая пропасть между коррумпированной, компрадорской властью и обедневшим, бесправным народом. Собор, если будет построен, не объединит богатых и бедных, а лишь усугубит раскол.
 
    Повторяется ситуация начала двадцатого века, нарастание ненависти к РПЦ, что срослась с антинародной властью. В соцсетях появились злые выпады против патриарха Кирилла,  броские заголовки, типа “Как церковь спелась с государством, но рассорилась при этом с народом”.
 
   Публицист Сергей Лесков так прокомментировал ситуацию в Екатеринбурге: “Никто не приносит большего вреда православию, чем нынешние иерархи РПЦ. Религия нужна людям до тех пор, пока она защищает слабых. Расцвет христианства и его победа над просвещенным римским язычеством пришелся на эпоху, когда новое учение исповедовали мученики. Но если церковь служит богатым и сильным, она обречена на увядание”. С этим нельзя не согласиться. Нынешняя ситуация в Екатеринбурге – это не усвоенные властью и РПЦ уроки истории.