День пионерии

Александр Москвитин 1
В Советском Союзе 19 мая отмечался День пионерии. Те, кто постарше, наверняка помнят, что в этот день пионеры не учились, а вместо занятий в школе для них устраивали всякие интересные мероприятия. Во всяком случае, так было в моём пионерском детстве, которое пришлось на 1981-85 годы. Сегодня 19 мая – тот самый почти забытый советский детский праздник, о котором мне хотелось бы вспомнить, поделиться с читателями своими воспоминаниями и размышлении о том, чем являлось пионерское движение в Советском Союзе.

ПРАЗДНИК

В этот день советским пионерам страшно завидовали октябрята и комсомольцы, которых День пионерии не касался. 19 мая занятия в школе для пионеров отменялись! Это было круто. Странно, но почему-то 29 октября – в День комсомола – комсомольцы продолжали учиться, а у октябрят вообще не существовало собственного профессионально-корпоративного праздника. И только пионерам родная Советская власть предоставляла такую шикарную привилегию, которой мы с превеликим удовольствием пользовались. И показывали недорослям-октябрятам языки: мол, идите учиться, малышня несчастная, а мы – пионеры – гулять будем!
Гуляли мы, конечно же, не сами по себе, а под предводительством классной руководительницы. Мы заранее знали – куда пойдём или поедем, и предвкушали интересную экскурсию по родному городу. Особым разнообразием наши пионерские праздники не отличались, развлекательных центров для детей тогда не существовало, аниматоров тоже, поэтому обходились теми развлечениями, которые были доступны для жителей областного индустриального центра. Как правило, классная руководительница вела нас в кино на какой-нибудь детский патриотический или приключенческий фильм, либо мы приезжали в речной порт и совершали двухчасовую прогулку на теплоходе по нашей водной артерии.
Будучи пионерами, полноценно мы отмечали свой корпоративный праздник всего лишь четыре раза: с четвёртого по седьмой классы. Пару раз мы катались на теплоходе, один раз были в кино («Пятнадцатилетний капитан», советский фильм 1945 года) и один раз в музее. После теплоходной прогулки, кинофильма и музея мы отправлялись по домам. Вот, собственно, и весь праздник. По нынешним временам такое празднование выглядит довольно убогим, однако тогда нам вполне хватало и таких развлечений. Мы были вполне счастливы и довольны прогулками, которые устраивала для нас наша «классная» (или «классуха») по кличке Любаша.

Пионерия 80-х

Я стал пионером в 1981 году, в самом конце брежневской эпохи, которую позднее назвали «периодом застоя». Мне очень хотелось быть пионером, хотя я не мог чётко сформулировать – зачем мне это нужно. Я был обычным советским ребёнком, которого не учили задумываться над подобными вопросами. Картина мира, внушённая нам взрослыми, была совершенно чёткой: садик-школа-институт (техникум, училище)-армия (для мальчиков)-завод-пенсия. В школе ребёнок чуть ли не автоматически становился октябрёнком, потом – пионером, а после – комсомольцем. Далее могло быть и вступление в партию, но советские дети, откровенно говоря, толком не понимали – что такое эта самая партия и зачем она нужна. Ну, то есть, мы знали, что партия – это КПСС, она управляет страной и заботится обо всём советском народе, особенно – о детях. Но партия для нас оставалась всё же некой абстракцией, а вот октябрят, пионеров и комсомольцев мы видели каждый день. И, естественно, хотели стать такими же, как они. В садике мы хотели поскорее пойти в школу и стать октябрятами, чтобы носить красивые звёздочки с кудрявым Володей Ульяновым. Будучи октябрятами, мы мечтали поскорее вступить в пионерскую организацию, чтобы носить красные галстуки и пионерские значки. К 7-8 классу наш дурной детский энтузиазм несколько угасал, и мы уже не слишком стремились в комсомол. Однако ходили упорные слухи о том, что «некомсомольцев не возьмут в институт», поэтому вступление в ВЛКСМ означало, что первый шаг в ВУЗ уже сделан. Да и от коллектива отбиваться не хотелось – в комсомол вступали почти все школьники, хотя далеко не все собирались потом учиться в ВУЗах. Как показала практика, мой одноклассник, который в комсомол вступать отказался, потом вполне спокойно поступил в институт. То есть, слухи о том, что не членов ВЛКСМ не примут в институт, оказались ложными.

Я стал пионером

В пионеры наш класс принимали частями. Первыми в пионерскую организацию приняли нескольких одноклассников – круглых отличников. Они стали пионерами в феврале. Я был во второй очереди – нас (хорошистов) приняли в пионеры накануне дня рождения В.И.Ленина.
Мы стали пионерами в актовом зале, где со сцены, произносили слова торжественного обещания пионера, которое я помню до сих пор:

«Я, ..., вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

После произнесения обещания мне повязали красный галстук (не помню, кто это сделал, возможно, будущая вожатая) – мы отдали пионерский салют, сказали «Всегда готов!» и стали пионерами. Самое интересное, что мир после этого совершенно не изменился, всё осталось на своих местах. Когда я пришёл домой, меня ожидал подарок: родители поздравили меня с вступлением во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина – именно так официально называлась советская пионерия.
Моё вступление в пионеры для меня ассоциируется с книжкой про Тома Сойера, которую я тогда читал (дали почитать знакомые) и с запахом новой мебели (родители купили стол-тумбу). Книжка про Тома Сойера тогда лежала в тумбочке нового стола, открывая которую, я впитывал необычные ароматы и предвкушал наслаждение процессом чтения.
На следующий день мы – новоиспечённые пионеры – пришли в школу. Наша пожилая учительница («вторая мама»!) поочерёдно поднимала новых пионеров и задавала вопрос:
- Что тебе вчера подарили родители?
Каждый из нас должен был отчитаться перед ней и всем классом о том, как именно отметили его родители вступление ребёнка в пионерскую организацию. Одноклассники вставали и отвечали: мол, мне подарили книгу о Ленине; мне железную дорогу; а мне – велосипед… На фоне таких шикарных и правильных с идеологической точки зрения подарков мои конфеты и марки выглядели какой-то буржуазной отрыжкой, мещанством и вообще чем-то недостойным высокого звания пионера Советского Союза. И тут наступила моя очередь отвечать на вопрос учительницы. Я встал и промямлил:
- Мне ничего не подарили…
И с позором опустился на место. Так я в первый же свой полноценный пионерский день нарушил один из Законов пионеров Советского Союза, который гласил:

«Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду».

Я нарушил ПИОНЕРСКИЙ ЗАКОН, я соврал. Стыд мне и позор! Мне было мучительно больно и стыдно: за себя, за родителей, за учительницу, но я, естественно, не мог сформулировать чётко те мысли, которые мелькали у меня тогда в голове.
С высоты сегодняшнего дня я понимаю, что учительница наша задавала детям весьма бестактный вопрос, она просто не должна была интересоваться ТАКИМИ вещами, особенно делая это публично. Но она принадлежала к поколению старой дуболомной формации, представители которой травмировали хрупкую детскую психику таких вот впечатлительных личностей, как я. Нашей первой учительницы нет на свете около десяти лет (она прожила длинную жизнь), но я навсегда запомнил её совковские туповатые приёмы обращения с вверенными ей детьми.

Моя пионерская жизнь

Итак, я стал пионером, но жизнь моя от этого практически не изменилась. Теперь мне приходилось каждый день гладить галстук (если его забывала или не успевала погладить мама) и ходить в школу с повязанным на шею красным галстуком. За мою пионерскую карьеру у меня было много галстуков, они часто пачкались чернилами, иногда я их прожигал утюгом. Ещё у меня были пионерские значки, которые я иногда цеплял и красная пилотка, пошитая мамой. Но пилотки мы не носили. Пилотки требовались "на всякий случай". Может быть, всего лишь пару раз в течение пионерской карьеры мы их надевали. Вот, собственно, и все мои пионерские атрибуты.
В чём заключалась наша пионерская жизнь? Регулярно проводились линейки, отрядные и дружинные сборы, на которых мы скучали, валяли дурака и развлекались, как могли. На линейках приходилось долго стоять с поднятой в пионерском салюте рукой. Рука затекала, поэтому часто клали её на плечо товарищу, которому это не нравилось, и он сбрасывал руку соседа. При этом возникали мелкие весёлые потасовки. Салют отдавали при выносе и уносе отрядного знамени. Вожатый при этом командовал:

- Под знамя дружины смирно! Равнение на знамя!

Мы вскакивали и стояли относительно смирно, отдавая салют. Также мы салютовали при исполнении гимна Советского Союза (самая длительная и утомительная для пионерских рук церемония) и в других торжественных случаях. Совершенно не помню, чьё имя носила наша пионерская дружина. Возможно, это был пионер-герой Володя Дубинин, хотя я могу и ошибаться.
Нашей вожатой была молодая девушка Елена Ивановна, очень милая и добрая. Честно говоря, я совершенно не помню, какие пионерские дела наш класс с ней делал. Вполне возможно, что ничем особенным мы не занимались. Позднее Елена Ивановна стала учительницей истории, и её доброта куда-то улетучилась. Стала она грымзой и козой, орала на нас и не очень хорошо вела свой предмет. Вообще, с учителями истории нам часто не везло.
Наш класс разделили на звенья по пять человек, и назначили звеньевых. У нас эти звенья назывались почему-то «пионерскими звёздочками», хотя «звёздочки» фигурировали у малышни – октябрят, а у пионеров должны быть «звенья». Меня назначили командиром нашей «звёздочки». В чём заключалось моё звёздное командирство – не понимаю до сих пор. Кажется, ни в чём.
Вообще, к началу 1980-х пионерское движение, как и многое другое в СССР, выродилось и деградировало. Вся страна (и пионерия в том числе) существовала как бы по инерции, все мы делали свои дела, не задумываясь – зачем они нужны, в чём их смысл и какая от них практическая польза.

Макулатура

Ну, вот, например, такое традиционное пионерское дело, как сбор макулатуры (металлолом мы ни разу не собирали). Вроде бы хорошее дело, нужное стране и народу. Но это только на первый взгляд. У нас в школе сбор макулатуры превращался в соревнование между одноклассниками и классами – кто больше притащит на школьный двор ненужной бумаги. Обычно макулатуру у нас принимали старшеклассники. Это происходило между корпусами теплицы (тогда она ещё вполне функционировала). Мы несли свои стопочки газет и журналов, перевязанных верёвочками. Если дело происходило зимой, некоторые везли макулатуры на санках – у кого было много старой прессы. В те времена наши родители выписывали довольно много журналов и газет, поэтому в квартирах быстро накапливались горы прочитанного ненужного бумажья. Всё это сплавлялось в школы. Некоторые школьники бегали по квартирам – «У вас есть макулатура?», помогая, например, старикам избавиться от хлама, а себе и своему классу – завоевать первое место по сбору макулатуры.
Я обычно приносил от двух до шести килограмм макулатуры. Потом учительница обязательно отмечала в дневнике – насколько каждый из нас обогатил Родину своей макулатурой.
После того, как проходил макулатурный бум, вся эта гора бумаг ещё довольно долго валялась на месте её сбора. Эту гору никто не охранял. Бывало, мы лазили там с одноклассниками и искали интересные журналы. Сейчас понимаю – какого дурака я тогда свалял, сдавая в макулатуру газеты и журналы того периода. Нужно было оставлять наиболее интересные номера прессы – для истории. И в макулатурной куче надо было активнее ковыряться – тогда наверняка люди выбрасывали много редкого, чего теперь можно найти только за большие деньги. Но время ушло, жалеть уже поздно. Да и хранить кучу бумаг было негде, к сожалению.
Короче говоря, сданная нами макулатура ещё какое-то время валялась под открытым небом. И если шёл дождь – она намокала, размокала и превращалась в настоящий хлам. Который, как я сейчас понимаю, Родине и нахрен не был нужен. Скорее всего, нашу макулатуру с матюками сгребали некие бухие чуваки и отвозили за город – на свалку, где она успешно сгнивала. Скорее всего, сбор макулатуры был нужен совсем для других целей. Нас обучали действовать организованно и с пользой для общества (точнее, с видимостью такой пользы). Но обучение это сопровождалось соревнованием (кто соберёт больше) и наплевательским отношением Родины к нашему труду (куче собранной бумаги). Мы видели всё это и постепенно понимали, что реальная жизнь очень далека от книжно-киношной и от всего того сусального, что нам рассказывали в школе.

КВН

В шестом-седьмом классе наш отряд окучивал некий вожатый – старшеклассник. Вся его деятельность заключалась в том, что он собирал нас несколько раз и предлагал сделать КВН. Мы тогда не знали, что такое КВН, для нас эта аббревиатура была совершенно пустым звуком. Но вожатый продолжал нас собирать, раздавая нам какие-то роли, сценарии… Насколько я помню, его затея с КВН-ом закончилась полным провалом. Во всяком случае, в моей памяти не сохранилось ничего, кроме двух-трёх скучных собраний, организованных вожатым. Я так понимаю, что ему тоже навязали это дело в комитете комсомола, вот и приходилось пацану возиться с малолетними совершенно похуистически настроенными шести/семиклассниками, которые больше всего в тот период хотели шляться по улицам, сидеть по домам, и страдать какой угодно хернёй – лишь бы их оставили в покое школа, комсомольцы и другие представители горячо любимой Родины.

Игры

Из специфически пионерских игр я помню только пионербол и «Пионер-пионер, дай смену!». Во все остальные игры (колечко, жмурки (панас), лов, борщ, квадрат, футбол, хоккей, войнушка, гуляние по крышам, свалкам и стройкам, устраивание западла прохожим и т.д.) мы могли играть и не будучи пионерами; да и пионерские игры таковыми являлись только исходя из названия. Ничего сугубо пионерского в них не было.
Играли мы также в две запрещённые игры: в плиточки и в «трясучку» (на деньги). Эти игры являлись азартными и преследовались учителями. Но учительские запреты и преследования нами игнорировались, мы продолжали выигрывать друг у друга керамические плиточки, которыми облицовывали многоэтажки, а также небольшие суммы денег (от 3-5 копеек до нескольких рублей).

Пионерский лагерь

Лет с 9-10 советских школьников в летний период отправляли в пионерские лагеря. Я совершенно не хотел ехать в пионерлагерь, но родители настаивали – в итоге мне пришлось три года подряд часть летних каникул тратить на пребывание в пионерском лагере. В первый раз я загремел в лагерь, когда мне ещё не было десяти лет, я был самым младшим в отряде. Я очень скучал по дому, по родителям и совершенно не интересовался теми занятиями, которые нам предлагали вожатые. Один раз за то, что я слишком громко себя вёл во время тихого часа, вожатая заставила меня сделать сто приседаний. Я еле-еле присел 60 раз, после чего она меня простила. Мне было обидно, поскольку я шумел не громче остальных соседей по палате. Но они были старше и хитрее – услышав шаги вожатой, мои товарищи тут же «уснули», а я не сумел вовремя сориентироваться – и попался. За что и был наказан неимоверным количеством приседаний. Вот так нас учили Родину любить и хорошо себя вести. Моё первое пребывание в пионерлагере продлилось недели две, после чего родители меня забрали домой – к моей величайшей радости.
На следующий год меня снова отправили в тот же пионерлагерь. Теперь я стал немного старше, в моей палате соседями были ровесники, среди них – мой одноклассник, неплохой пацан (умер в 43 года). В это своё пребывание в лагере я оттянулся по полной: ходил в «самоволку» за территорию лагеря (покупали с пацанами ситро, а потом возвращались в лагерь и пили его); объедался шелковицей и черешней (тоже где-то за лагерем; один раз объелся шелковицы до резей в животе); бегал за девочками; лазил по деревьям… По вечерам мы рассказывали друг другу страшные истории, один раз вожатая пришла к нам в палату и по нашей просьбе рассказала нам о чём-то очень жутком (мальчика поймали, разрезали ему живот и натолкали туда битого стекла). Мы ловили больших жуков (хрущей) и приносили их в палату. Хрущей мы сажали в тумбочки, где они забавно жужжали. Вожатая приходила и заставляла нас выбросить эту гадость. Ещё мы наряжались привидениями и ходили на девчачью половину корпуса, в котором мы жили – «пугать девок». По пути нас ловили вожатые и стращали нас всевозможными наказаниями.
В общем, так мы наслаждались пионерской жизнью. У меня появились новые друзья, с которыми, к сожалению, после лагеря мы почти не общались. В этот раз родители забрали меня за неделю до окончания смены.
Через год я опять стал лагерником. В нашей палате проживали шесть человек – мы все были одноклассниками. Снова начались сбегания за территорию лагеря и разнообразное мелкое хулиганство: например, прикрепить на дверь ведро с водой – чтобы облить входящего; или бойня подушками; военный поход на соседнюю палату, в качестве оружия – подушки и полотенца; обмазывание спящего зубной пастой (я всегда очень этого боялся) и так далее. Несколько раз мы всей палатой посещали соседние дачи и обчищали их: черешня, малина, смородина – всё это было к услугам пионеров. Один раз мы отправились в поход за персиками. Мы запаслись полиэтиленовыми пакетами, чтобы складывать в них персики, поскольку носить эти фрукты за пазухой было совершенно невозможно. Персики были покрыты ворсинками, которые впивались в кожу – после этого их ничем нельзя было отмыть или оттереть. А нести свою добычу открыто мы не могли – был риск, что нам надают по шее и оторвут уши за наши отнюдь не тимуровские делишки. Короче говоря, нашли мы одну дачку с неплохими персиковыми деревьями. Деревья эти были очень удобными – низкие, как раз для того, чтобы пионерам было сподручно воровать куркульские персики. Что мы и сделали, причём, совершенно без укоров совести. Мы обобрали эту дачу полностью – персиков на деревьях не осталось. Сейчас-то я понимаю, какими мы тогда были сволочами, и оправдываться не собираюсь. Но тогда мы об этом не думали. Нас больше заботил вопрос – как не попасться на глаза дачникам и чтобы в лагере нашего отсутствия тоже не заметили. Наверное, мы были хорошими воришками – не попались ни дачникам, ни вожатым.
На территории лагеря находился старый полузаброшенный деревянный сарай, на чердаке которого мы обнаружили своего рода клондайк: огромный моток кабеля с разноцветными проволочками. Спустя несколько дней практически все малолетние обитатели лагеря красовались колечками, браслетами и другими проволочными украшениями. Среди нас обязательно находились умельцы, которые обладали ремеслом плетения из проволоки – они и наплели всем лагерникам кучу украшений. У меня тоже было несколько проволочных колечек и перстней, я ещё долго носил их.
Пионерская жизнь в лагере была гораздо веселее школьной. Несмотря на утренние и вечерние линейки, на дежурства и дисциплину, у нас оставалось много свободного времени, которое мы тратили в своё удовольствие (см.выше). Нас даже один раз в цирк свозили и покатали на колесе обозрения, а кино показывали через два-три дня – в крытом кинозале, а если погода позволяла – на летней площадке. Я запомнил только один фильм, который нам тогда показывали – «Земля Санникова». При открытии смены зажигался большой пионерский костёр, при этом мы декларировали приблизительно такое: мол, гори наш костёр, чтобы тебя и на Марсе увидели! Вряд ли наш костёр видели на Марсе, но зрелище это нас завораживало.
Кормили нас, откровенно говоря, хреново. Мне, впрочем, хватало, я никогда в детстве не страдал сильными аппетитом; а чего не хватало – мы воровали на дачах, на бесхозных деревьях (шелковица) или объедались конфетами во время визитов родителей.
Утренние зарядки я частенько пропускал, прячась с такими же ленивыми пионерами под ветками большой ёлки. Купания в реке не любил – там, куда нас водили, было илистое дно, да и вообще, походы на реку напрягали наших вожатых, которые больше всего боялись, что мы утонем. Ещё были какие-то конкурсы (на одном из них я выиграл кусок коралла), футбольные матчи, поиск сокровищ (кулёк с конфетами), дискотеки и чтение книг. Больше всего я любил, когда нас оставляли в покое – тогда я с друзьями или сам гулял по лагерю (или за лагерем) и искал приключений. Один раз я таки нашёл приключение: провалился в заброшенный канализационный колодец, полный грязной воды и сильно разодрал правую ногу. Крови было много, но до больницы дело не дошло, наша вожатая обрабатывала мои царапины одеколоном, я мужественно терпел и даже улыбался. После всего этого нога выглядела ужасно – словно я побывал в когтях хищного зверя.
Как-то вожатые повели нас в поля – там была могила неизвестного солдата, мы должны были навести вокруг неё порядок: вырвать траву, убрать мусор. Со своей задачей мы справились, при этом разговаривая на наши излюбленные пионерские темы – о покойниках, скелетах, ходячих мертвецах, Чёрной Руке и Красном Пятне.
У нас были речёвки:

«- Раз-два!
-Три-четыре!
- Три-четыре!
- Раз-два!
- Кто шагает дружно в ряд?
- Пионерский наш отряд!
- Сильные, смелые!
- Ловкие, умелые!»

И так далее. Я уже не помню, что там ещё было.
На линейках мы поднимали и опускали знамя лагеря, произносили отрядные девизы. Совершенно не помню, как назывались лагерные отряды, в которых мне посчастливилось быть. В памяти осталось название и девиз одного из отрядов. Он назывался «Моряки». А девиз его был таким:

«Сталь ломается, но не гнётся, моряк погибает – но не сдаётся!».

Вот так в Советском Союзе растили будущих камикадзе. Шутка.
Ещё мы пели лагерно-дворовые пионерские песни. Я запомнил только две из них – «Во имя Джона я во Вьетнаме был» и «Тишина на Ивановском кладбище».

Лагерь труда и отдыха

В нашей школе был один учитель – великий энтузиаст и активист. Он вёл географию и, как я сейчас понимаю, очень любил свою работу. Не знаю, насколько он любил детей (ходили слухи, что старшеклассники как-то побили его за приставания к школьницам старших классов), но географию он преподавал хорошо, умел заинтересовать класс, доходчиво объяснить тему урока. А ещё он стал инициатором появления в школе Музея боевой славы; он подружился с ветеранами дивизии, освобождавшей наш город в 1943 году, ветераны часто приходили в школу и рассказывали нам о войне; зимой он возил свой класс в Карелию – кататься на лыжах; а летом он организовывал лагерь труда и отдыха. И вот после седьмого класса меня тоже угораздило попасть в пионерский ЛТО. Лагерь этот располагался в чистом поле и представлял собой четыре сарая: в самом большом была казарма для лагерников; в сарае поменьше – столовая; в двух самых маленьких – умывальник и склад. Отдельно от всего этого стоял деревянный туалет типа «сортир», рядом с которым вечно воняла помойная яма. В сотне метров от лагеря протекал арык, на горизонте возвышались огромные трубы тепловой станции, рядом с которой находилась АЭС. В этой красоте нам предстояло прожить целый месяц. Работа была рядом – в полях, её всегда хватало. Каждый день (кроме воскресенья) нас вывозили в поля или мы шли на работу пешком, где нам приходилось корячиться, занимаясь сельскохозяйственными делами. И мы – сугубо городские 13-14-летние школьники – таки работали! И работали неплохо. Мы собирали капусту, срубая её длинными ножами-мачете, мы пропалывали километровые грядки, мы сажали лук и капусту. У нас существовали нормы: например, каждый должен был прополоть два длиннейших ряда какого-то растения, находясь под открытым солнцем; или засадить такие же длинные ряды ростками капусты, таская за собой ящики с рассадой. При этом над тобой ездит поливалка и поливает водой из арыка, ты ползаешь в грязи и делаешь вид, что охуеваешь от счастья.
С современной точки зрения, это была чистая и неприкрытая эксплуатация детского труда. Месяц я в ЛТО не продержался – меня, как и многих других, спустя три недели забрали родители. За три недели я заработал 30 рублей. На эти деньги я купил себе часы «Ракета». Они до сих пор работают.
В ЛТО - лагере труда и отдыха - мы трудились и отдыхали. У нас были дискотеки и что-то вроде КВНа. Но больше всего нам нравилось отдыхать самостоятельно: шляться по окрестностям, купаться в арыках и валять дурака.

Старший пионер

Только недавно узнал, что с 1982 года в СССР ввели понятие «старший пионер», то есть, член пионерской организации, который учится в 7-8 классах. И это было правильно, ведь девятилетний пионер сильно отличался от 13-14-летнего оболтуса. Существовал даже особый значок для старших пионеров, но в нашу провинцию такие значки не дошли, поэтому мы и не знали, перейдя в 7-й класс, что уже стали старшими пионерами. Пребывание в пионерах слишком тяготило семиклассников, нам уже не хотелось носить галстук, да и говорить с серьёзным видом «Будь готов!» было невозможно, поскольку мы выросли из пионерских штанишек. Выходя из дома, мы срывали галстуки и прятали их в карманы. В школе на замечания учителей («почему без галстука?!») следовал стандартный ответ – «дома забыл». В общем, пионерами мы изначально были хреновыми, а в качестве старших пионеров – тем более. Впереди перед нами маячило вступление в комсомол – столь же бессмысленное, как и вступление в пионерскую организацию. Так было у нас принято, так все мы и делали.

ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ

Пожалуй, нужно вкратце напомнить о том, как появилась пионерская организация в СССР и каковы были её особенности.
После большевистского переворота Ленин и его компания проводили полную перезагрузку страны. Бывшая аморфная Российская империя должна была стать мощным централизованным государством – с полностью подвластным и управляемым народом. Для выполнения множества задач большевикам был нужен новый человек, а лучше всего его формирование следовало начинать с малых и молодых лет. Ленин прямо говорил, что «дети – это подрастающие пролетарии, они должны помогать революции; лучший путь воспитать коммунаров – организация детей».
Для молодёжи придумали коммунистический союз (комсомол), а для детей 8-14 лет пока не существовало единого проекта сплочения их в централизованную организацию. Ещё шла Гражданская война, на местах создавались разнообразные самодеятельные организации: «Детская коммунистическая партия», «Юные коммунисты», «Детские посевкомы», «Муравейник», «Юнтрудармия», «Отряд юных коммунистов» и т.д. Имелось множество проектов по сплочению советских детишек в организацию, но самым удачным стал опыт скаутов. Советское пионерское движение было во многом списано с дореволюционного скаутского движения, которое появилось в России в 1909 году. Процесс создания детской организации в Советской России опекала Н.Крупская, которая говорила, что «скаутизм – это удачный пример для детской организации». Большевики и комсомольцы пытались взять у скаутов внешние атрибуты и наполнить скаутизм коммунистическим содержанием. Что и было сделано. Сначала появились «Юные коммунисты-скауты» (ЮК-скауты), а потом эта организация получила собственное название – пионеры. Этому названию советские пионеры обязаны американским писателям Эрнесту Сетону-Томпсону и Фенимору Куперу. У Купера есть роман «Пионеры», в честь которого Сетон-Томпсон взял слово для обозначения своей системы развития и воспитания детей – «Пионеринг». Так в начале 1922 года в Советской России появились пионеры. 19 мая 1922 года всероссийская конференция комсомола принимает решение о создании детского движения на основе скаутизма. К октябрю 1922 года в пионерской организации состояли 4000 детей. Организация носила имя Спартака.
Советские пионеры взяли от скаутов многое: галстук (только у скаутов был зелёный), военизированную систему, терминологию (лагерь, отряд, вожатые); девиз – «Будь готов!»; барабан, пилотки, значки и другую атрибутику; даже пионерская песенка «Картошка» изначально была скаутской. Но вскоре скаутизм был объявлен буржуазным движением и на просторах СССР исчез, развития не получив.
После смерти вождя пионерская организация получила имя В.И.Ленина. В связи с этим ЦК РКСМ принял воззвание к пионерам и всем детям СССР:

«Ильич учил нас никогда не теряться, шагать твёрдо к намеченной цели. И мы выполним этот завет Ильича. Ильич – великий пионер пролетарской борьбы!
Ильич – великий вожатый рабочих всех стран в их пути к коммунизму! Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело. Дети фабрик, заводов, полей! Под Красными знамёнами пионеров, юные, бодрые, смелые, твёрдо идите по стопам Ильича!».

Имя Ленина советская пионерская организация носила до 1991 года, до самого своего роспуска.
О советских пионерах сказано и написано много, не хотелось бы повторяться. Поэтому сделаю лишь несколько замечаний.
У советских пионеров и октябрят имелись свои периодические издания. В 1976 году они выходили общим тиражом 37 миллионов экземпляров. Главной газетой советских пионеров была «Пионерская правда». Из журналов можно отметить всесоюзные «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист». Всего в СССР выходило 28 пионерских газет и 42 пионерских и октябрятских журнала. На радио звучала передача «Пионерская зорька», на ТВ работала детская телестудия «Орлёнок», регулярно выходил киножурнал «Пионерия». Также на телевидении были такие детские передачи: «Будильник», «Хочу всё знать», «Ребятам о зверятах». К услугам пионеров были предоставлены почти бесплатные пионерлагеря, дворцы пионеров, спортивные секции и т.д.
Всё это было, конечно, прекрасно. Однако продлилось сие счастье недолго – всего лишь несколько десятилетий, после чего было похерено, видимо, навсегда.
Пионерское движение в СССР с самого момента своего создания было сильно идеологизировано. Вот как звучали законы пионеров образца 1967 года (по которым мы якобы жили):

«Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер — товарищ и вожак октябрят.
Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран».

А вот как должны были себя вести пионеры по мнению коммунистических идеологов:

«В пионерских отрядах осваивают ребята новые человеческие отношения, которые называются коммунистической нравственностью. Не сразу даются такие отношения. Слишком долго царствовали на земле личная выгода и стяжательство, жадность и жестокость, ложь и лицемерие. Слишком глубокие корни пустили они.
Но борьба в том и заключается, чтобы утверждать новое, сражаться с старым. Помогая товарищу в учёбе, отдавая своё свободное время тимуровским делам, предъявляя строгие требования к лентяю и ещё большие к себе самому, разоблачая лгунишку, пионер борется за победу законов коммунистической морали, поступает как настоящий юный ленинец».

Идеологи утверждали, что

«Пионер – значит передовой, разведчик и зачинатель нового и доброго, всего, что идёт на пользу людям, любимой Советской Родине».

Пионерский ответ на призыв знаком всем – «Будь готов!». Но не все помнят, как дословно звучал сам призыв. Напоминаю. Звучал он так:

«Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».

И уже после этого советский 10-12-летний ребёнок должен был вскинуть правую руку в пионерском приветствии (салют) и бодро выкрикнуть – «Всегда готов!». Кстати, пионерский салют имел свою символику:

«Сжатые пальцы означают сплочённость детей трудящихся пяти континентов. Поднятые выше головы, они означают, что общие интересы пионер ставит выше личных».

Символизм пионерского значка расшифровывался таким образом:

«Значок представляет собою пятиконечную звезду, эмблему нашей Родины – СССР. В центре звезды силуэт Владимира Ильича Ленина, имя которого носит организация. Под ним ответ на пионерский девиз: «Всегда готов!». Над звездой – три языка пламени пионерского костра, символизирующего нерушимую связь трёх поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров».

Та же символика у пионерского галстука, три конца которого означают единство пионеров, комсомольцев и коммунистов. Цвет пионерского галстука, знамени дружины и флага отряда красный:

«Красный цвет – цвет крови, пролитой революционерами на баррикадах, солдатами – в бою за свободу Родины. Знамя и флаг – символ верности делу революции, Коммунистической партии, символ чести и сплочённости пионеров».

В пионерском отряде у каждого его члена должны быть пионерские поручения. В классном журнале я значился звеньевым, хотя никакой пионерской работы не проводил, как и другие мои одноклассники. Уже будучи комсомольцем, меня назначили политинформатором, возможно тогда у меня и появился интерес к публицистике, политике, истории.
Пионерские поручения в отряде были такими (классический список):

- председатель совета отряда;
- флаговый;
- организатор дел в помощь учёбе;
- организатор трудовых дел;
- организатор работы с октябрятами;
- физорг;
- редактор отрядной газеты;
- юный корреспондент;
- летописец;
- библиотекарь;
- затейник;
- санитар;
- звеньевой.

Я уже отмечал, что к началу 1980-х пионерское движение в СССР деградировало и вырождалось. Пионерские поручения в основном оставались только на бумаге, никто ничего не делал и не хотел делать: ни пионеры, ни вожатые, ни учителя. Идеологи пытались возродить пионерское движение, вдохнуть в него новую жизнь, но ничего из этих попыток не получалось. Пионерская жизнь кипела на слётах, в таких лагерях, как «Артек», а в реальной жизни, особенно в провинции пионерия тихо угасала. Ещё в 1960 году в Туле и Костроме возникли так называемые «зоны пионерского действия». Как отмечали идеологи:

«Работа в зоне – это и забота о престарелых, инвалидах войны и ветеранах труда. И работа тимуровских команд по организации шефства над семьями советских воинов. И забота о малышах, дошколятах. И о соседних дворах».

Короче говоря, Советская власть возлагала на пионеров всё то, что сама не могла, не умела и не хотела делать – мол, «пионер, ты в ответе за всё!». А пионеру тоже было наплевать и на дошколят, и на ветеранов и, тем более, на соседние дворы. Да и тюремно-армейская терминология тоже угнетала сознание юных советских граждан: «зона», «лагерь», «отряд», «порция», «построение»… Впрочем, скорее, не угнетала, а учила детей жить в советских условиях – в большом лагерном бараке, в огромной зоне.
К 60-летию пионерии в журнале «Пионер» была опубликована Программа всесоюзного марша юных ленинцев. В то время я не понимал – что представляет собой этот марш и куда, собственно, нужно маршировать. В школе о нём не говорили, у родителей спрашивать было бесполезно, у друзей – тем более. Вся эта комсомольско-пионерская шумиха и лабуда имела мало отношения к реальной жизни с её неустроенностью, дефицитом, бытовыми и семейными проблемами.
Пионерская организация просуществовала 70 лет. Она была нужна централизованному государству – Советскому Союзу. С упразднением Советского Союза упразднялись и организации, скреплявшие его: КПСС, комсомол, пионерия. В сентябре 1991 года состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. На этом съезде было заявлено о том, что «историческая роль ВЛКСМ исчерпана». Комсомольская организация была распущена, одновременно с ней распускалась и Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. Так бесславно закончились: советская коммуния, советская комсомолия и советская пионерия. Ну, и октябрятское движение тоже кануло и сгинуло.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПИОНЕР

А сейчас небольшое размышление о том, каким был идеальный советский пионер. Точнее, каким его видели такие деятели, как Андрей Жданов, Михаил Суслов и другие товарищи из Идеологического отдела ЦК КПСС.

Мёртвая пионерка

Начнём с поэмы Эдуарда Багрицкого, которая носит оптимистическое название «Смерть пионерки». В поэме идёт речь о пионерке Вале, которая умирает в больнице от скарлатины. К Вале приходит мать, которая приносит крестильный крест и уговаривает дочку принять его. Но Валентине грезятся грозы и марширующие пионеры, звуки горнов и красное знамя. Валентина отдаёт салют и умирает, не приняв креста. Эту страшную поэму Багрицкого советские дети проходили в школах и учили отрывки из неё наизусть. Давайте познакомимся или освежим в памяти то, что должны были читать советские пионеры:

«А внизу, склонённая
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спалённых
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить…
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла».

Впечатляет, правда? Никаких страшных историй о Чёрной Руке не нужно, достаточно почитать поэму «Смерть пионерки», название которой настраивает советских пионеров на определённый лад.

Мёртвые пионеры-герои

А теперь вспомним о пионерах-героях. В «Книге почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина» пионером-героем №1 значится Павлик Морозов. Подвиг 13-летнего уральского пионера Павлика Морозова заключался в доносе на собственного отца, который прятал пшеничное зерно от Советской власти. Что произошло на самом деле в глухом уральском селе в 1932 году, неизвестно. Однако советская пропаганда раскрутила образ Павлика Морозова, который стал примером (примером ЧЕГО?) для миллионов советских пионеров.
Степан Щипачёв в поэме «Павлик Морозов» так воспел подвиг пионера:

«Павлик на Красной Пресне
В бронзе встал у древка.
Для смелых сердец примером,
Ровесником пионерам
Он будет во все века».

Подвиг Павлика Морозова, противостоявшего кулакам и погибшего от их рук, повторили и другие советские пионеры: Гриша Акопян (Азербайджан), Ваня Васильченко (Украина), Кичан Джакыпов (Киргизия), Коля Мяготин (из Сибири) и другие.
Великая Отечественная война предоставила советским людям, в частности, детям, много прекрасных шансов отдать жизнь за Родину. Этими шансами воспользовались такие советские пионеры, как Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Лёня Голиков и Валя Котик. Они погибли в боях с врагом (Зина Портнова была казнена) и стали Героями Советского Союза, а также яркими примерами для всех пионеров страны.

Героическая смерть Мальчиша-Кибальчиша

Мальчиш-Кибальчиш – это персонаж из повести Аркадия Гайдара «Военная тайна». Точнее, из «Сказки о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», которая содержится в этой повести. На Советскую страну напали буржуины из-за Чёрных Гор, все взрослые ушли на войну и погибли. Мальчиш-Кибальчиш собирает войско из малышей и ведёт его на борьбу против буржуинов. Из-за предательства Плохиша мальчиши-малыши проигрывают сражение, а их командира берут в плен. Буржуины пытают Мальчиша-Кибальчиша, они хотят выведать у него Военную Тайну. Однако Мальчиш-Кибальчиш рассмеялся буржуинам в лицо и ничего не сказал. После этого он погиб.

Культ смерти

Советская идеология была буквально пропитана культом смерти. Советская земля, как известно, начиналась от Кремля. А Кремль – обитель коммунистических богов – был расположен (и располагается) рядом с главным советским кладбищем, которое находилось (и находится) на Красной площади. На этом кладбище захоронены останки сотен безымянных  именитых деятелей послереволюционного периода. В центре кладбища возвышается египетско-вавилонский зиккурат-пирамида Мавзолея Ленина. Советский Союз был страной, главными символами которой являлись могилы. А главным деятелем этой страны был «вечно живой» мертвец Ленин:

«Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой —
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!»

Государственным флагом этой страны являлось красное знамя – ткань, пропитанная кровью героев революции, войны и освобождённого труда.
В одной из революционных песен российских социалистов имелись такие слова:

«Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!»

А в песне «Смело мы в бой пойдём» большевики распевали:

«Смело мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрём
В борьбе за это».

И это только несколько самых известных примеров. Как видим, здесь много смертной риторики, призывов умереть за «рабочее дело», за «это», за «свободу»… Короче говоря, за что угодно – лишь бы умереть. Так сказать, будьте готовы, товарищи трудящиеся, в любой момент умереть за Родину или хоть за что-нибудь. В таком духе советская пропаганда воспитывала трудящихся и подрастающее поколение после революции 1917 года. Война 1941-45 годов позволила советским трудящимся продемонстрировать результаты такого воспитания: 28 миллионов трудящихся погибли тогда в борьбе за «это». Великая Отечественная война дала советскому народу огромное количество примеров для подражания: одним из символов этой войны является солдат, бросающийся со связкой гранат под танк. Ну, и бессмысленные подвиги Александра Матросова, Зои Космодемьянской тоже не были забыты благодарным советским народом. После войны культ смерти расцвёл пышным цветом. Особенно славно в этом направлении поработали идеологи во время правления Брежнева. Начиная с 1965 года гнилую советскую идеологию подлатали при помощи нескольких Мифов: о Войне, о Победе и о Ветеранах. Все эти Мифы имели своим фундаментом культ смерти. Страну утыкали вечными огнями, стелами, монументами, братскими могилами и другими атрибутами памяти о миллионных жертвах.
Вот и идеология советских пионеров была также пропитана культом смерти. И это естественно, поскольку ожидать чего-то иного от страны, во главе которой строит (точнее - лежит) «вечно живой» мертвец, не приходилось. Главными примерами для подражания у советских пионеров были пионеры-герои, погибшие на войне, доносчик Павлик Морозов, убитый родственниками, Валя-Валентина, оттолкнувшая христианский крест и умершая правоверной пионеркой.
Думаю, все поняли, к чему я клоню.
Да-да, я утверждаю, что идеальным советским пионером с точки зрения вождей был мёртвый пионер. Как в Советской Армии идеальным был мёртвый солдат, как советском лагере идеальным был мёртвый зэк, как на Красной площади возлежал идеальный советский правитель, мёртвый Ленин, так и советский пионер должен был стремиться к этому идеалу – стать мёртвым.
И я ничего здесь не выдумываю! Ведь даже пионерский призыв «Пионер, в борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» что он означал? Какое было дело у Коммунистической партии Советского Союза? Одним из главных её дел было умерщвление как можно большего количества людишек на вверенной ей территории. И пионер должен быть всегда готовым помочь Партии сделать это дело: убить кого-то или убиться самому.
Возможно, отсюда пошла такая неистребимая тяга советских пионеров к страшным историям на ночь, к «садистским стишкам» и песенкам типа «Тишина на Ивановском кладбище».
Пионерский (и советский) культ смерти подпитывался брежневскими геронтократами, окопавшимися в Кремле. Они дряхлели вместе со страной и идеологией. И умерли практически в одночасье – и брежневские старцы, и страна, и её организации, в том числе, пионерская.
И только «вечно живой» Ленин продолжает править бал в сердце этой урезанной, обглоданной несчастной страны.

С праздником!

май 2019