Наука и экономика

Дмитрий Гендин
 Наука и экономика

Принцип современной экономики — это тёплые объятия экономики и науки. Инновационная экономка. Быть учёным снова престижно. Это хорошо. Молодые учёные  горящими глазами читают даже зарубежные научные журналы. Человечество возлагает все свои надежды на науку. 

Но учёный тоже человек. Ты можешь быть доктором наук, деканом и профессором и притом  запойным пьяницей и бабником. Учёные не должны быть кастой высшего знания, как это было в Древней Индии. Нужна популяризация.
Но должно дать человеку свободу мысли. Человек имеет право не преклоняться перед наукой. Наука стала придатком экономики. Наука больше не отвечает на фундаментальные вопросы бытия. Можно не знать науки и её при этом отрицать; так, например, чтобы быть атеистом, не надо изучать теологию. Ещё один камень в огород науки: науки развиваются лучше всего во время войн и гонок вооружений.
Декарт считал физику стволом дерева всех наук.
Химия опирается на физику, биология опирается на физику и химию, и все они используют методы математики. Они дают сладкие плоды науки.

Но корни у дерева метафизические. Наука может увлечь как религия или вид искусства. Но есть вопросы, лежавшие в основе смой жизни человека. Человек не нашёл себя ни в науке, ни в экономике, и что же с ним делать? Искусство и религия могут его утешить, но не снять проклятых вопросов. Наука, изучая материю как некую переменную, не знает, что есть сама материя. В этой области наука ушла не дальше греков: материя — это жидкое (Вода), твёрдое (Земля), газообразное (Воздух), плазменное (Огонь). Определение дано через перечисление, но всё, что перечислено, известно древнему греку. Теория о том, что Вселенная сжимается  (Любовь) и разжимается (Вражда), есть уже у Эмпедокла. Но физику имеет конкретные проблемы, имеет гипотезы, как их решить, подтверждает гипотезы. Так, зная законы физики, можно запустить спутник, чтобы была мобильная связь.  Наука стала прикладной сферой.

Но нельзя и без умозрения. Важно видеть смысл своей жизни. Стать учёным — это прекрасно. Но стать писателем фэнтези  не менее прекрасно. Учёные не знают, куда идут. Это подчеркивал Бердяев. Тёмная дорога познания нуждается в философском факеле. (Горизонт науки — всегда загадка.) Но на этом не заканчивается роль философии. Наука тоже нужна философии. Философия часто ссылается на авторитет науки. Как  всякий авторитет, он условен. Наука уже не может переварить то, что открыла. Требуется диалектический синтез, прыжок, так советует философия. Например, можно было бы создать полную компьютерный (цифровую) картину тела человека, учтивая биологию (особенно генетику), химию, физику, системный анализ и математику.

Наука не научит Вас жить. Религия займёт всю Вашу жизнь. Но и там, и там, есть глоточки философии. Наука учится и учит культуре мышления. Религия (в нашем случае христианство) делает человека нравственно лучше, делает его ближе Абсолюту, а требования Абсолюта высоки. Для христианина не важна экономика. 

Философия — это переводчик и рефери в споре науки и религии. 

Отдельного стоит сказать об искусстве. Можно жить в мире искусства, а не физики. Можно иметь эстетическую «форму общественного сознания». Таким был, например, Набоков. Наблюдение — это то, что объединяет учёного и художника. Поэтому Набоков помимо литературы находил новые виды бабочек и описывал их (совершенно бесполезное для экономики занятие). 

Одним словом наука не должна быть тоталитарной.