Василий Медведь - Всегда новая

Елена Узун
Просматриваю еще и еще раз сочиненное, излившееся в мир, буквально, за полтора года,  новорожденное бытие, новую ипостась живого слова. Сколько их было уже в жизни Елены Узун? Сколько было других проявлений, наполненных трудом, поиском себя, анализом реалий  жизни  и служением искусству? И постоянно обновляющимся навыком жить сначала?
    Ступени ученицы, адепта, исполнителя, аналитика и просветителя, которые сами являлись результатом развития  профессиональных качеств Елены Узун,  запечатлены уже в ее собственной судьбе и послужили естественным основанием для завершающей личностной трансформации -  от свидетеля творческого гения мастеров музыки и театра к статусу творца Искусства Слова. Событие, которое невозможно переоценить и сравнить с предыдущим опытом творческой и личностной жизни. Посмею предположить, что событие такого уровня явилось плодом синтеза прожитого с неким иным предчувствием Елены - интуитивным осознанием того, что ей есть, что сказать нам - людям, живущим в пределах досягаемости ее жизненного пространства.
    Плодами творческой жизни в новом  качестве для Елены  стала поэзия с ярким разнообразием тематического содержания. А также проза, столь же разновидная по содержанию, сколь и поэтические изыскания автора. Я должен сразу оговорить немаловажную деталь трансформации языка подачи прозаического и поэтического материала в некий авторский синтез, заметно отличный от семантики изложения музыковедческих работ и ее первой книги, посвященной творчеству хореографа Раду Поклитару. В чем усматриваю честность прозаика и поэтессы перед собой, поскольку тематика и география излагаемых автором идей заключена уже в нем самом, что неизбежно ведет к осознанию языковой самоидентификации и узнаваемости авторского почерка.
    Поиск смысловых взаимосвязей был перенаправлен на личный, генерирующий идеи изнутри автора, опыт и воображение.  И здесь я должен сказать определенно, что, вчитываясь в поэзию и прозу Елены Узун, я узнаю живого человека. Личность, для которой работа над словом стала естественной, новой ипостасью, пятьдесят пятой с начала рождения, то есть -  новейшей.
    Содержание стихов Елены Узун органично соединено в разделы: философской («Лед», «Судьба», «Каждый», «Солнечный дым», «Избавление», «Новые звоны»), пейзажной ( «Предзимье», «Светотень», «Сиреневая дымка»), городской («Метель», «Руки пахнут сосной») и любовной  лирики («Ноктюрн», «Издалека», «Сон души», «Не знает роза увяданья»). Есть и стихи, находящиеся вне очерченных тематических ниш («Дали», «Старый дом»). Много в ее стихах размышлений о судьбе человека и попытках найти ответы на непростые вопросы Бытия («Грань», «Жизнь», «Спираль жизни»). Есть в них и опыт погружения  в мир сюрреализма и мистики («Перетекание», «Зов», «Заводь»). 
   Семантический колорит стихотворений Елены Узун настолько разнообразен, насколько индивидуальна сама поэтесса во взглядах на мир и в затрагиваемых посредством поэтического слова, бытийных  вопросах, равно как и  вопросах жизни личности, судьбы, ну и, конечно же, чувства любви («Хаос», «В полунотье, в полуслове», «Издалека», «Песнь мостов», «Сон души»).   

    Необычайное жизнелюбие и созидательное чувство жизни Елены Степановны («... Любите, ищите - и встретите вновь сплетение ситуаций...» - «Светотень») соседствует с признанием поэтессой сложности  принятие верного решения и  к осознанию необходимости духовного руководства («..Каждый бывает и прост, и сложен.., Не лучше ли к Ангелу прижаться, Послушать, что он говорит...» -  «Каждый»).
     Аллегорическое обращение к стихиям внешнего мира прекрасным образом отображает у Елены Узун эмоциональную жизнь с ее возмущениями и бесконтрольным, подчас, владением всею нашей сущностью («...Примчался май, смущенный ветром... Он не спокоен, не уверен, то рвется в бой, то вмиг потерян» - «Весенняя симфония»).   
    Стихи Елены Узун легки, ненавязчивы и музыкальны. Это поэзия музыкальной души, умеющая ценить мир звуков и звонов, очищающих пространства от зла и непонимания («Заговорки», «Предзимье», «Зимние звоны», «Новые звоны», «Избавление», «Ледяной хоровод»).  Любимый мир музыки также отражен в утонченной душе поэтессы («Рояль», «Концерт», «Ноктюрн», «Прозрачный поток»). Елене удивительным образом удается отразить невидимое и услышать беззвучное, ее персонажи часто «поют молча», сохраняя тайны сокровенного («Ангел»).
    Поэзия Елены Узун говорит и об уникальности личности  созидателя, о восприятии душою подъемов и падений жизненных циклов; читать подобные строки непросто, поскольку язык изложения рассчитан на зрелого читателя с большим жизненным багажом ( «... Жара, гроза, сухая трескость губ....То гром, то молния, то яркий свет побед, Потом, в тиши, глухая тупость стен, Опять порыв, и ветра след, И вновь один в провальной глубине... Так жизнь, все без остатка в ожиданьи…» - «Ожидание»).  Убедительная сила этих строк сравнима с неприкрытостью терзаний героя в поэзии Рильке. Нужно обладать определенным запасом духа, стержнем, считаю, чтобы прямо писать о подобном.   
    Душа Елены  неспокойно-текуча в  суровом поиске истин.  Один-на-один  с жизнью оставляет призыв «Верь»: «Ты не  видишь купол, Церковь далеко, Но настроен вечер На свято крыло. В серой дымке тучной Завернулся день - Никого не слушай, Верь-верь...»   Сумрачно-великолепен стих «Кружатся ветки»: «…Скачут позиции Поздних времен: Не угадаешь, Где мы живем…. Кружится время, Вьется как Сон, Вертится Лихо, Вылетит Вон!»   Тема вечности пульсирует в  стихе- трансформере «Перетекание», отразившем общность всего сущего в своей же противоположности: «Перетекание улитки из дождя, Из рыб и пагод в носорожье стремя,.. Из сладкой песни в странный хохот рыб, Из злаков в человеческое племя».
    Очень ярко, с моей точки зрения,  представлена в творческом багаже Елены Степановны философская проза,  отразившая непростые вопросы человеческой сути и  судьбы («Перевертыши жизни»,  «Людей легче придумать, чем понять»). Поиск себя, своего пути находит ответ в эссе  «Выбор на распутье». Неразрывная связь человека с живительной силой природы отражена в зарисовке «Ты и зима» :«...В мороз человек радуется, живет.., замерзнет, вскочит, летит навстречу трескучей чистоте. Хорошо зимой, все хорошо, и ты хорош, цельный, новый, гордый дружбою с морозом".
    Подход автора к решению своей жизни изложен, словно манифест, в миниатюре «Краеугольно»: «... Стройте свою жизнь из разного материала... Не будьте так уверены в ваших истинах, ибо часто они становятся лишь иллюзией... Будьте смелыми в понимании шаткости бытия... Не то злато, что блестит, а то, что греет». Не бояться творить, приобретать новые ипостаси - в этом посыл и призыв автора.
    Подняты в миниатюрах Елены Узун и темы сосуществования разного (в нас самих - и нас, друг подле друга, таких непохожих), которое, при нашем желании и взаимотерпении, может  стать «Собранным Благословенным Пространством»  («Собранное Пространство», философские миниатюры). В «Соломенных сферах», Елена Узун предлагает свое видение личностного существования, основанного на жизнетворчестве и нашем взаимообщении, как истинной цели и смысле процесса любого созидания. Весьма символичны ее суждения о свободе и времени в миниатюрах «Ой…», «Легкое сумасшествие», «Свобода» и «Окно в улитках времени».
    Есть в творческом арсенале писательницы  чудесные философские сказки: «Воробей и Жимолость», «Две русалки», «Пугало и соломка». На страницах сборника поселился  и забавный цикл «Дневники Альгиды», повествующий о весьма узнаваемом и все же индивидуальном мире женской души.
    А тот факт, что Елена Узун была номинирована на звание Поэт и Писатель 2015 и 2016 гг. России, говорит мне о многом, и прежде всего, о том, что живое слово, искусство труда одного человека на благо многих, всегда было, есть и будет востребованным. Поскольку не хлебом единым жив человек, а всяким словом,  исходящим из сердца неравнодушного к миру и месту личности в нем, человека.
    Хочу от всего сердца поздравить Елену Степанову Узун с ее перевоплощением из миссии наблюдателя в статус творца, и пожелать ей как писателю и поэту неисчерпаемого вдохновения на столь трудной ниве. Мне было  интересно наблюдать, как музыкальная душа Елены, казалось бы, навеки прикованная к миру «стройных гармоний»,  и верно служащая ему, постепенно преображалась и освободилась настолько, что звук музыкальный стал для нее равен звучанию слова. Остается пожелать ей дальнейшей творческой удачи, здоровья и чистого, пытливого взгляда на мир на долгие годы жизни.

Искренне, с огромным уважением – композитор Василий Медведь, США, 2016