8. Этноэкология Евпатории

Геннадий Мингазов
Мешались обычаи, боги, жёны, народ вливался в народ.
Кто победивший, кто побеждённый – никто уж не разберёт.
Копнёшь язык – и услышишь нередко отзвуки чуждых фраз,
Семью копнёшь – и увидишь предка непостижимых рас.
И. Сельвинский

Продолжение публикаций интервью с учёным, старожилом Евпатории, начатое с материала "Евпатория - Всероссийская детская здравница":
 
О.А. Луцук трепетно относится к своему, теперь уже окончательно ставшему родным до конца жизни городу детства и юности. Ему здесь всё близко, всё интересно! Он хочет, чтобы город процветал и стал по-настоящему детской здравницей всероссийского масштаба, чтобы представители различных народов, этносов продолжали жить здесь дружно, в уважении к истории и обычаям друг друга!
 
- Олег Александрович, Вы решили своё эссе по теме «ЭТНОЭКОЛОГИЯ», подготовленное вчерне для сборника по Евпатории ещё до нашей встречи, предварить поэтическими строчками Ильи Сельвинского. Его любят многие почитатели поэзии. Он широко известен, как русский советский поэт. Будущий литератор родился в Симферополе, но юность его прошла в Евпатории.
 
Мне кажется, использование цитаты из его стихотворения для Вашего труда произошло не случайно: Вы заметили, что поэт очень точно отразил сущность городского общества, состоящего из многочисленных представителей очень разных народов.

Почему именно эта тема Вас заинтересовала? Рискну предположить, что случилось это, в том числе, из-за того, что в ваших жилах течёт не только русская кровь?

- Да, мои предки принадлежат к разным народам. Прадед был сослан из Луцкого уезда Волынской губернии на Брянщину за участие в национально-освободительном движении «Громада».

Общаясь с людьми разных национальностей в родном городе, я заметил, как по-разному люди ведут себя в зависимости от национальности.

Желая понять причины, я обратился к экологии как науке о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, которая, в том числе, рассматривает этнос, его культуру, производственную деятельность и окружающую природную среду в динамическом единстве.

В данном случае, город – окружающая среда, а населяющие его жители – сообщества различных этносов и конфессий, бережно сохраняющие вековые традиции и культуру своих народов не обособленно, а во взаимосвязи с другими, населяющими Крым и, волею судеб, укоренившимися в его степной части на побережье Чёрного моря.

Работа посвящена описанию истории этносов населения Евпатории, их вкладу в формирование городской среды, способствующей раскрытию талантов, сбережению культурного наследия разных народов, их развитию в современных условиях.

- Итак, этноэкология. В среде экологов этому направлению в науке пока, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание, хотя мировых конфликтов на почве межэтнических, межнациональных отношений меньше не становится. И это в значительной степени мешает созданию благожелательной атмосферы во взаимоотношениях людей.

- Этноэкология рассматривает этнос, его культуру, производственную деятельность и окружающую природную среду в динамическом единстве. Тем, кто занимается стратегическим планированием социально-экономического развития Евпатории, полезно бы вспомнить историю народов Крыма с момента завоевания этой территории Российской империей и до наших дней. А именно, как различные по национальному составу и конфессиям группы населения сообща способствовали развитию города и становлению курорта, а также как непродуманные действия властей порой приводили к отдалённым негативным последствиям.

Согласно Конституции Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где социальные факторы имеют первостепенное значение в развитии этносов, а самобытная многовековая культура народа является основным средством адаптации к среде обитания. При этом можно выявить условия, как сохраняющиеся веками, так и частные, менее устойчивые признаки происходящих изменений.

И лишь во времени начинают проявляться границы между ними. Это справедливо как для природных факторов, влияющих на условия проживания, так и для рукотворных, связанных с человеческой деятельностью.

- Вот тут как раз Евпатория, как один из старейших городов России, имеющий опыт совместного проживания различных этносов в условиях северо-западного Крыма, видимо, изобилует примерами государственного регулирования территориальной и городской систем?
 
- Чтобы ответить на ваш вопрос, начну с понятий и факторов, определяющих стратегию развития региона на обозримый период.

Так, климат относится к числу общих факторов и в экономических моделях зачастую не учитывается. Но даже при среднесрочном планировании иногда следует иметь в виду изменения, происходящие в природе под влиянием климатических проявлений в пределах одного поколения жителей региона /1/.

По наблюдениям специалистов, уровень Чёрного моря в районе Евпатории неуклонно повышается с конца 40-х годов ХХ века примерно на 0,25 см/год.

Причинами этого являются возрастание количества осадков на водосборной для Чёрного моря территории Европы, а также опускание суши западного побережья Крыма, которое можно оценить величиной около 0,1 см/год.

Ширина песчаных пляжей за послевоенные годы сократилась на 6 м по причине изменения климата и геофизики. В более значимой деградации пляжей следует искать человеческий фактор /2/.

- При взгляде на карту наглядно видно, насколько узок перешеек между лиманами и морем. Если уровень моря неуклонно повышается, то эта жизненно важная полоска суши может вскоре оказаться под водой?

- Пока в обозримый период времени не приходится опасаться слияния моря с ожерельем Евпаторийских лиманов, протянувшихся с юга на север от озера Богайлы до озера Джарылгач на севере, определяющих береговую полосу древнего моря.

Но продолжающаяся выборка песка с его дна на Бакальской банке, а также на суше в Сакском районе (Прибрежное, Штормовое) и в Евпатории (Мирный, Сольпром), может ускорить процесс потери песчаных пляжей.

Это вызовет подъём уровня грунтовых вод, опасный для возводимых на берегу многоэтажных зданий туристических гостиниц вдоль Симферопольского шоссе и на берегу пригорода Заозёрного.
________________________________________
/1/. Приложение к Закону Республики Крым от 09 января 2017 года № 352z.
/2/. Современное состояние береговой зоны Крыма. Под ред. доктора географических наук Ю.Н. Горячкина; Морской гидрофизический институт (г. Севастополь). ; Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика, 2015. ; 252 с., ил. 624, библ. 30.
Приведённый пример характеризует ухудшение экологической обстановки для всех горожан независимо от этнической принадлежности.

- Это то, что касается чисто природных факторов. А как проявляют себя природные факторы в социуме?

- Они действуют на население Крыма избирательно, подчас с учётом традиционных видов деятельности и особенностей существования различных народностей.

Так, моровая язва (чума) в начале XIX века привела к массовой смертности среди татарских семей и в меньшей степени затронула городское население, знакомое с мерами профилактики этого заболевания, выработанными европейскими странами эпохи Средневековья.

Напротив, в 1918-1919 гг. до 100 млн. жителей планеты унес грипп («испанка»), который быстрее распространялся за счёт контактов в армии и среди городского населения.

Последовавший затем голод 1921-1922 гг., вызванный продразвёрсткой, засухой и нашествием саранчи, привёл к сокращению численности населения Крыма на 150 тыс. чел., из которых около 50 тыс. стали беженцами.

- Что можно понять, если рассматривать влияние социальных факторов, формирующих среду обитания на разных исторических отрезках существования этносов?

- Крым исторически сложился как поликонфессиональный и многонациональный регион, который сегодня населяют свыше 100 этнических сообществ, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.

В Средних веках Гезлёв (так называлась тогда Евпатория) представлял собой восточный город с узкими улицами и зданиями, расположенными в пределах высоких стен. В городе был торговый порт, связывающий Крымское ханство с Оттоманской Портой и гарнизон турецких войск, охранявших город.

Из Турции сюда привозили дорогие ткани, парфюмерию, нитки, мыло, свежие и сушеные фрукты, оливки, кофе, табак, мёд, пряности, посуду. А увозили соль, бараньи шкуры, в том числе, смушки (шкуры новорожденных ягнят), сафьян (выделанные козлиные шкуры), шерстяные бурки, войлок, лук, масло, зерно, сушеную рыбу.

Позднее, товаром стали мука и пшеница с полей равнинной части Крымского полуострова.

Выгодное географическое положение Гезлёва с портом, который мог принимать сотни судов, и близлежащей хлебородной степью способствовало превращению его в богатый, процветающий центр торговли.

Победа России в войне с Турцией была оформлена в 1774 году Кучюк-Кайнарджинским договором, согласно которому Крымское ханство приобрело самостоятельность в торговле со странами Причерноморья и Средиземноморья.

В 1778 году, желая ослабить экономику Крымского ханства и с целью заселения обширных территорий, отвоеванных у Османской империи, были переселены на материковую часть Тавриды греки и армяне, контролировавшие торговлю на полуострове.

После чего, а также в результате гибели татар во время волнений и от чумы, по некоторым оценкам на полуострове осталась лишь четверть былого населения. Всё это значительно ослабило экономику Крымского ханства, в котором налоги с торговли обеспечивали пополнение казны.

- Караимы. Среди народов, населяющих Евпаторию, самыми загадочными, и это не только, на мой взгляд, являются караимы. Мало кто в «материковой» (как говорят в Крыму) России знает о них. А ведь здесь они оставили в прошлом значительный след!

- Да, Вы правы. Для сохранения былых торговых связей и их дальнейшего развития в Российской империи оказался востребованным исторический опыт караимов, которые веками находились в окружении народов других конфессий, имели опыт торговли и родственные связи с единоверцами в других странах.

В новых условиях их выживанию и развитию способствовала образованность и лояльность властям при заимствовании культурных традиций крымско-татарского народа. Отчасти поэтому значительная часть караимов /3/, занимавших привилегированное положение при ханском дворе в качестве хронистов и хранителей казны /4/, переселилась в Гезлёв из своей средневековой столицы в Джуфт-Кале вблизи Бахчисарая.

К тому времени в Гезлёве уже имелась караимская община. Родовые и торговые связи караимов с Константинополем и Иерусалимом позволили Крымскому ханству с их помощью сохранить товарообмен с Малой Азией, а Российской империи впоследствии выйти на торговые пути в Европу и Африку.

Если до 1774 г. в городе находилось 97 караимских домов, то после вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 г. число караимов в Евпатории (так с той поры стал называться Гезлёв) стало стремительно расти и к 1793 г. они стали жить уже в 240 домах! То есть, караимы составили почти треть от всего населения, проживающего в 928 домах, из которых 650 были крымско-татарскими, 38 армянскими и греческими /5/.

Дальнейшему развитию города способствовала реконструкция в 1798 г. порта, вскоре ставшего одним из самых больших в Крыму, и получение Евпаторией права на беспошлинный ввоз и вывоз товаров.

- Чем ещё, кроме умения торговать, караимы были полезны городу?

- Караимы рассматривали грамотность как необходимое условие своего духовного развития и демонстрировали социальную ответственность за будущее собственных детей и города как места их проживания. Они понимали значение образования для успешной самореализации новых поколений, а также чувствовали возрастающую потребность общества в образованных людях.
 
К 1896 г. численность караимов увеличилась до 2907 человек. В 1917 г. караимская община превысила 3,5 тыс. и стала крупнейшей в России.
На протяжении 120 лет караимы руководили жизнью и развитием экономики Евпаторийского уезда.

Заимствованный из Сак опыт грязелечения дал городу новое направление развития: санаторное и курортное дело.

На прибыль от торговых операций караимы стали формировать среду обитания:
________________________________________
/3/. В.М. Заскока и В.С. Кропотов. Караимы Евпатории: история, культура, архитектура. Изд. «Доля», Симферополь, 2009.
/4/. Голда Ахиезер. Завоевание Крыма Российской империей глазами караимских хронистов. Изд. «Мосты культуры», Иерусалим, 2015.
/5/. В.А. Кутайсов. "Гезлев в XV–XVIII веках". Сайт Evpatoryia history.

рыли артезианские колодцы, высаживали сады, строили дома в европейском стиле, причалы и набережную, сделавшие Евпаторию удобным портом и местом отдыха для горожан и приезжих.

Потребности развивающегося города в медиках и юристах в значительной мере обеспечивал этнос караимов, формируя культурную городскую среду. Свои планы на дальнейшее развитие города они строили на вере в царя и отечество, что привело к гибели большей части служивших в армии мужчин в ходе Русско-японской и Первой мировой войн. Часть караимских семей эмигрировала.

Несмотря на притеснения при Советской власти, оставшиеся в Евпатории караимы и их дети ещё многие годы задавали высокий уровень развитию городской медицины, уделяли внимание культуре в жизни города и сохранению традиций этого древнего народа.

- Греки. На фоне немногочисленных караимов греки как-то оказались более известными. Это, видимо, связано с их «охотой к перемене мест»?

-В античные времена задолго до повления караимов греческие переселенцы основали на побережье Таврии (Северное Причерноморье) и Тавриды (Крымский полуостров) ряд поселений (Ольвию, Тиру, Фанагорию, Херосонес, Керкинитиду, Калос-Лимен и др.), жители которых осваивали окружающие земли, торговали с Элладой и строили крепости для защиты от набегов враждебных кочевых племен.
 
В эпоху раннего Средневековья эти поселения были разграблены и сожжены пришедшими с востока гуннами – кочевыми тюркоязычными племенами.

В XVIII веке в борьбе с Османской империей на стороне России добровольно выступили свободолюбивые греки-арнауты православного вероисповедания с территории нынешней Албании, которым было даровано право и оказана материальная помощь для вывоза своих семей и закрепление на завоеванных земелях будущей Таврической губернии.
 
После побед Российского флота в Пелопонесской войне с греческих островов Архипелага были вывезены семьи греков, из числа которых был сформирован пехотный полк. в Балаклаве полк нёс кордонную службу от Севастополя до Феодосии.

Тяготеющие к морю греки занимались рыболовством и работали в сфере обслуживания: они содержали лавки с хлебными изделиями, бакалеей, табаком и спиртными напитками. У них были пекарни и кондитерские, кофейни и трактиры, гостиницы и парикмахерские, художественные мастерские и церковные лавки.

- Как менялась численность греческого населения Евпатории?

- Согласно «Исповедным росписям … прихожан греческих церквей», в Евпатории в 1795 г. проживало 30 семей. Греки продолжали переселяться в Крым в периоды военных конфликтов в 1820-1830 и 1858-1862 годов. Многие греки смогли подтвердить свое дворянское происхождение и уже к середине XIX века в родословную книгу дворян Таврической губернии было внесено более сотни греческих фамилий.
 
Так, в Евпатории в начале XIX века появилась семья венецианского графа грека Мамуна, в течение 20 лет возглавлявшего городскую Думу. На средства греческой общины выстроен православный храм св. Ильи Пророка, в котором часть служб осуществлялась на греческом языке и существовала церковно-приходская школа для детей греческих семей.
 
Перепись 1870 г. свидетельствует о проживании на территории полуострова 1481 представителя греческой диаспоры. К 1979 г. количество греков возросло до 1897 человек (0,08 %), а в последующее десятилетие достигло 2 684 чел., составив уже 0,11 % от всего населения Крыма.

- Армяне. Перейдём к рассказу об этом многострадальном этносе. Общеизвестно, что их численность за пределами исторической родины больше, чем в Армении. К сожалению, так сложилось в жизни этого свободолюбивого народа. Много их живёт в Москве, других крупных городах России, да и в Евпатории их численность солидная.
 
- Древнейшей народностью Крыма, берущей начало с Боспорского царства и сохранившегося до наших дней, являются армяне. Начиная с раннего Средневековья, армянская этническая группа была одним из основных субъектов в процессе этноконфессионального взаимодействия, вносила свой неповторимый вклад в развитие материальной и духовной культуры Крыма.
 
Испокон веков ввиду различных политических обстоятельств, армяне находили пристанище в гостеприимном Крыму. Уже в VIII веке упоминается армянский принц Вардан в Херсонесе, а с X—XI веков в Крыму образовывается постоянная многотысячная армянская община.

С XIV по XVIII век армяне занимали второе место в Крыму по численности после татар. В 1778 году почти вся крымская армянская община в количестве 12 600 жителей вместе с греками была принудительно переселена на северные земли Тавриды (нынешние Херсонская и Донецкая области). В 1799 г. на территории Крыма проживало всего 1043 армянина. За 100 лет это число возросло в восемь раз и ещё вдвое увеличилось в последующие 20 лет, достигнув 16 907 человек.
 
Армяне в Крыму не создали крупных с/х общин и около 70% жили в городах. Среди традиционных занятий крымских армян на селе преобладали виноградарство, садоводство, табаководство, шелководство.

Армяне внесли в жизнь городов Крыма большое оживление. Оно проявилось в экономике, строительстве, но прежде всего, в торговле. В начале XIX века армяне держали в руках почти все внутренние и внешние торговые операции в Феодосии и Керчи, а также в Евпатории (совместно с караимами).

До войны в городе проживало более двух тысяч армян, оставивших заметный след в жизни Евпатории: династии Сеферовых, Якубовых, Пахаловых, Эмрановых, Айрумовых, Мардиросьян и многие другие. Старожилы до сих пор с почтением вспоминают земляков: архитектора П. Сеферова, докторов Т. Айрумяна, С. Оганезову, В. Бабаяна, С. Мкртчяна, С. Едигарова.
 
Депортация армян, греков и болгар в июне 1944 года уничтожила большую часть крымского армянства, цвет интеллигенции и культуры. Эта незаживающая рана еще долго будет напоминать о себе.

Крымские армяне начали постепенно возвращаться в родные города и села с середины 60-х годов. И уже в 1989 г. в Крыму проживало около 2,8 тыс. армян.

Стремление оказать помощь армянам, пострадавшим от землетрясения 1988 г., сыграло роль фактора этнической мобилизации. Более 6 тыс. армян из зоны бедствия перевезли в Крым. Дети многих из них проходили медицинскую и психологическую реабилитацию в санаториях Евпатории.

Национальная организация армян послужила примером для последующего образования обществ караимов, крымчаков, крымских татар, украинцев и других народов /6/.

________________________________________
/6/. В.Е. Григорьянц. Возрождение армянской общины Крыма: достижения и проблемы. Симферополь: «Престиж-Люкс». 2004.

- Какие ещё общества создавались постепенно в Крыму и Евпатории?

- Вслед за армянами и греками создали свои национальные общества болгары, немцы, евреи и другие этнические группы Крыма.

В конце XVIII века правительством России был издан ряд манифестов, из которых следовало, что в Таврическую губернию приглашаются иностранцы, на которых возлагались надежды в улучшении скотоводства, развитии садоводства и земледелия.

В царском манифесте 1798 г. были определены права и льготы иностранцам.
Разрешалось избирать место жительства по своему усмотрению, за исключением Севастополя как военного порта. Даровалась свобода от рекрутской повинности, постоев и навсегда от закрепощения. Иностранные переселенцы на 30 лет освобождались от всех податей и государственных повинностей, а от подушной подати – навсегда.

На обезлюдевшие плодородные земли Крыма устремились поддерживаемые экономически царским правительством этнические переселенцы разных конфессий со своей самобытной культурой земледелия.

- Немцы в Крыму. Наверное, позже других этносов появился в Крыму этот трудолюбивый и любящий порядок народ?
 
- Да, только в начале XIX века осуществилась мечта Екатерины II о создании немецких колоний в Крыму. Земли и место для поселений, не торопясь выбирали опытные и доверенные люди со стороны немцев.

Каждая немецкая семья кроме множества единовременных пособий (деньгами, скотом, зерном, земледельческими орудиями), получала в собственность от 60 до 65 десятин земли. Кроме того, немецкие семьи освобождались от рекрутской повинности, а это значило, что их работников-сыновей не призывали в армию.

Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище.

Скотоводство также играло определённую роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу.

Особое место у немцев занимали деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря.

Переселившись в Крым, немцы внесли определённый вклад в развитие и улучшение сельского хозяйства края. За основу хозяйствования ими была взята система, распространённая в Германии, а затем приспособленная к местным условиям. Так что надежды правительства России на немцев в области улучшения экономики края были оправданы /7/.

Справочник о Евпатории В.Г. Пьянкова за 1913 г. отмечал: «Немцы отличаются нравственностью и зажиточностью, они лучшие земледельцы и овцеводы, живут они замкнутой жизнью, не сближаясь с другими племенами, населяющими Евпаторийский район. Всех немцев, проживающих в Евпатории, считается 141 душа». Купцы, приказчики, рыботорговцы, ремесленники, землевладельцы, сельское сословие из уездов – представители средних слоёв общества - составляли лютеранскую общину Евпатории.
________________________________________
/7/. Ю.Н. Лаптев Переселение немцев в Крым и основание колоний XIX в. Изд. «Таврия-Плюс», Симферополь, 2000.

В многонациональной Евпатории на рубеже веков была построена кирха и школа для лютеран города и окрестных селений. Это сохранившийся и сегодня каменный одноэтажный дом с квартирой для учителя и несколькими комнатами для занятий (здание бывшего гарнизонного Дома офицеров).
 
Немцы внесли значительный вклад в развитие здравоохранения и образования в Евпатории. Однако с началом Великой Отечественной войны 60 тысяч немцев были выселены из Крыма и лишь после реабилитации депортированных народов стали возвращаться на свою малую родину дети репатриантов.

Если в 1970 г. на полуострове насчитывалось всего 839 немцев-репатриантов, то к 1989 г. их число  увеличилось до 2356. Только за последние четыре года из Германии, где наплыв беженцев из арабских стран в последние годы начинает ухудшать качество жизни основного населения, в Крым вернулось свыше 2,5 тыс. немцев.

Крымские татары. В Средние века в Крыму образовался улус западного крыла Золотой орды, состоявшей из завоевавших Северное Причерноморье кочевых племён тюркоязычного происхождения, называвшихся татарами.

Во времена правления хана Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета.

В начале 1320-х годов Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией, чему способствовали тесные отношения с ислаимизированными арабскими курдами и другими народами, населявшими Малую Азию. Ордынцы – «татары» объединили всех политически, а ислам – идеологически.
 
В итоге тюркизация и исламизация привели к появлению крымскотатарского этноса, вобравшего многовековой опыт освоения засушливых степей (сарматов, скифов, хазар, печенегов, половцев - ногъай) и горных долин (тавры, аланы, готы - таты), а также южнобережных татар (турки, итальянцы - ялыбойлю), относящихся к европеоидной расе.

Это, в частности, подтвердили исследования на генном уровне, которые не выявили общих признаков не только с украинцами и русскими, но и с татарами волжскими и сибирскими /8/.
 
В степной части Крыма татары занимались коневодством и овцеводством, а также земледелием с использованием труда пленных рабов, захваченных во время набегов на земли русских и литовских княжеств, польских воеводств и других народов Восточной Европы.

Через главный торговый порт Крымского ханства в Гезлёве велась торговля со странами Средиземноморья, в том числе рабынями для ханских гаремов и молодыми людьми для воспитания янычар Османского войска.
 
По мере усиления Российского государства стала изживать себя средневековая набеговая практика развития экономики, что способствовало освоению сельского хозяйства по выращиванию зерновых, а на южнобережье, в горных и предгорных районах Крыма, садоводства, виноградарства, и табаководства.

Крым в составе империи. Одной из последствий вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 г. стала массовая эмиграция крымскотатарского народа, масштабы которой были катастрофическими для этноса. В середине 1870-х дополнительной причиной эмиграции стало введение всеобщей воинской повинности. Это привело к изменению состава населения и к 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, а примерно 35% крымскими татарами.
 
Среди основных причин, спровоцировавших переселение крымских татар в Османскую империю, было обезземеливание и рост арендной платы за землю. Если в начале XIX века на долю крымскотатарского населения приходило 30% всего земельного фонда, то концу того века размеры этих земель сократились наполовину при росте численности с 137 тыс. до 242 тыс. человек.
 
Недостаток земли, по словам Евпаторийского уездного исправника, являлся той причиной, заставляющей выселяться людей, для которых земля является главным источником добывания средств жизни. Любимое же занятие татар - овцеводство теперь весьма стеснено недостатком свободной от пахоты земли и слишком высокой платы за выпас овец.

Советское время. В октябре 1921 г. объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область.
 
Согласно переписи 1939 года, крымские татары были второй по численности национальностью полуострова (218 179 чел.), что составляло 19,4 %. В тридцатые годы из 20 районов Крыма шесть были национальными крымскотатарскими, в которых делопроизводство велось на крымскотатарском языке сначала с использованием арабского алфавита (до 1927 г.) с последующим переходом на латиницу (в 1928г.), и лишь в 1939 г. на кириллицу.

Великая Отечественная война привела к катастрофическим изменениям, как по численности, так и по этническому составу жителей Крымского полуострова, ставшего в течение 2,5 лет зоной оккупации. Исходя из национальной политики, которую проводили гитлеровцы, для создания военизированных национальных формирований велась вербовка среди оставшихся жителей крымскотатарского населения, которое было в приоритете даже по сравнению с украинским (на тот момент на территории полуострова украинцев было всего 13,7 %). В период оккупации на территории Крыма действовали 14 рот самообороны и 8 батальонов, в которых служило от 15 до 20 тысяч человек крымскотатарской национальности.

После освобождения Крыма от немецко-румынских захватчиков, с целью обезопасить тыл Красной Армии в условиях продолжающейся войны, по обвинениям в коллаборационизме были депортированы в Среднюю Азию крымские татары, а также греки, армяне, болгары.
 
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Фёдорович Бугай в своём исследовании причин и обстоятельств переселения крымских татар процитировал следующее донесение исполнителя вышестоящему начальству:

«Настоящим докладываем, что начатая в соответствии с Вашими указаниями 18 мая операция по выселению крымских татар закончена сегодня, 20 мая, в 16 часов.

Выселено всего 180 014 чел, погружено в 67 эшелонов, из которых 63 эшелона численностью 173 287 чел. отправлено к местам назначения, остальные 4 эшелона будут также отправлены сегодня…

Кроме того, райвоенкоматы Крыма мобилизовали 6000 татар призывного возраста, которые по нарядам ГЛАВУПРАФОРМа Красной Армии направлены в города Гурьев, Рыбинск и Куи;бышев.

Из числа направленных по Вашему указанию в распоряжение треста «Московуголь» 8000 человек спецконтингента 5000 чел. также составляют татары»/9/.

Стоит отметить, что насильственная депортация позволила избежать межнационального конфликта между вернувшимися с победой над врагом жителями Крыма с семьями тех, чьи родственники подозревались в прислуживании оккупантам.
________________________________________
/8/. Откуда на самом деле появились крымские татары? homad.ru
/9/. Принудительное переселение крымских татар (материалы и документы). Бугай Н.Ф., автор предисловия, разделов, заключения, М. «Аквариус», 2015.

28 апреля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар, балкарцев, турок — граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны».

Этот указ уравнял крымских татар, которые с 1944 по 1956 годы имели статус спецпереселенцев, в правах с остальными советскими гражданами, однако запрещал им возвращаться в Крым. В указе говорилось, что «снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены».

5 сентября1967 г. издан указ Президиума Верховного Совета СССР №1861-VII «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», постановляющий:
«1. Отменить соответствующие решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, проживавших в Крыму». 2. Отметить, что татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик, они пользуются всеми правами советских граждан…».

В 1960-е — 1970-е годы в Крыму было много случаев выселения крымских татар, пытавшихся переехать на родину самостоятельно. Правовой основой для этого был запрет на прописку лиц, не имеющих работы, и запрет на приём на работу лиц, не имеющих прописки.

В отношении переселявшихся в Крым людей других национальностей на несоблюдение этих правил власти смотрели сквозь пальцы. Однако только небольшому количеству семей всё же удалось закрепиться в Крыму.
 
11 июля 1990 года Совет министров СССР принял Постановление № 666 «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область».

01 октября 1990 в Крыму, впервые после выселения крымскотатарского народа 18 мая 1944 года был образован единственный государственный орган крымских татар — Комитет по восстановлению прав крымскотатарского народа и организованного возвращения на родину в Крым.
В дальнейшем руководство Крымской области переименовало его в «Комитет по делам депортированных народов».

Массовое возвращение стихийно началось в 1989 году, и к началу 2000-х годов в Крыму проживало около 250 тыс. крымских татар. Перепись населения в Крымском федеральном округе (2014) зафиксировала более 232 тыс. крымских татар и почти 45 тыс. татар (в общей сложности более 277 тыс. человек). Представители Росстата после проведения переписи 2014 года признали, что «часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами».

Послевоенная депортация была признана незаконной.

Евреи. Со времени присоединения Крыма к России сюда начало мигрировать еврейское население, ранее проживавшее в западных районах Российской империи, Польше и Австро-Венгрии. Стали активно формироваться новые еврейские общины.

Бурное развитие капитализма во второй половине XIX-го века привело к тому, что торговля из сферы обмена товаром переходит в сферу посредничества. Возрастает количество еврейских комиссионных контор. А после отмены в 1860 г. законов, запрещающих евреям торговать недвижимостью и заниматься банковской деятельностью, еврейский капитал стал активно проникать в финансовую сферу.

Это отразилось и на Евпатории, где за 30 лет (1867-1897 гг.) произошё л многократный рост еврейского населения (с 325 до 1592 чел.). В то время численность караимов оставалась почти на прежнем уровне (с 1524 до 1505 чел.) /10/.

Первая мировая война и последовавшие революционные события привели к бегству капиталов из столицы и центральных районов России под защиту белой армии на юг и, в частности, в Евпаторию.

Примером может служить судьба Алисы Розенбаум из семьи владельца аптек в Петрограде, ставшей известной американской писательницей Айн Рэнд, закончившей в 1921 г. евпаторийскую гимназию /11/.
 
Евреи Крыма по праву считались одной из самых значительных групп на полуострове, а многие члены общества имели высокий социальный статус. Это врачи, учителя, юристы, директора предприятий, жены руководящих работников.

Разрушенная экономика Крыма, потеря значительной части населения в ходе Первой мировой и Гражданской войн, эпидемий и голода требовали от молодой Советской республики принятия срочных мер.
 
На помощь пришла американская благотворительная организация «Джойнт», основанная в 1914 г. и до 1931 г. называлась «Комитет по распределению помощи евреям, пострадавшим от войны».

В Симферополе открылся филиал банка «Агро-Джойнт», на средства которого в 1922 году в степной части Крыма (гл. образом на территории бывшего Евпаторийского уезда) организовали 186 поселений. Помощь предоставлялась в кредит по 9OO тысяч долларов в год под 5 % на протяжении 10 лет.

В ноябре 1923 г. руководитель еврейской секции РКП (б) Абрам Брагин подал в Политбюро проект решения о создании автономной еврейской области на территории севера Крыма, юга Украины и Черноморского побережья Кавказа вплоть до Абхазии с целью переселения в неё полумиллиона евреев.

19 февраля 1929 г. наркомом по делам национальностей П.Г. Смидовичем в ранге председателя «Комитета защиты еврейских трудящихся» был подписан договор с «Джойнтом» /12/.

________________________________________
/10/. Евпатория. Еврейская община. ВИКИ - энциклопедия по еврейским и израильским темам.
/11/. Л.Л. Никифорова и М.Б. Кизилов // Judaica Ukrainica : Сборник. — Киев: Laurus, 2012. — Т. 1. — С. 287—313. — ISSN 2305-4034
/12/. Дм. Караичев Миф о продаже Крыма. livejournal.arslan-hist.17.10.2017

Согласно этому договору «Джойнт» выделял по 1,5 миллиона долларов в год. Были выпущены облигации со сроками погашения долга с 1944 по 1953 гг.

Деньги шли еврейским переселенцам напрямую через «Агро-Джойнт», минуя советский бюджет. На них покупали технику, инвентарь и продукты.

Такая несправедливость вызвала протесты проживавшего в Крыму остального населения. Это, а также создание к этому времени на Дальнем Востоке Еврейской автономной области со столицей в Биробиджане привело к закрытию в 1938 г. «КомЗЕТ» и этого проекта, вошедшего в историю под названием «Красная Калифорния».

Большая часть еврейского населения к тому времени уже успела переселиться из сельской местности в города. К 1941 г. на полуострове проживало уже около 65 тысяч евреев, но при этом в колхозах - не более 17 тысяч.

Так, в 1926 г. в Евпатории было 2,4 тыс. евреев, а к 1939 г. их численность возросла до 4249 (9% от общего количества населения города).

Ещё 1174 еврея проживали в Евпаторийском районе, что составляло 10,4% от общего населения района. В 1931 г. за Мойнаками был создан еврейский колхоз «Морген рот», в пригороде организована ферма (п. Молочное), поставлявшая молоко в детские санатории города, а колония «Икор» (п. Ромашкино) обеспечивала их овощами.

В Кора-Тобе (п. Прибрежное) на базе образованной караимской семьей Тонгур в 1912 г. коммуны был создан образцовый колхоз, производивший с/х продукцию для города.

В 1932 г. Джойнт открыл в Евпатории трикотажную фабрику, на которой работали около 600 человек.

Геноцид еврейского народа. Геноцид евреев, проводимый Германией на оккупированных территориях, выразился в массовых казнях жителей среди еврейских сельских поселений Евпаторийского района: «Икор» (Ромашкино) – 31, «Колхозник» (Багай) – 8; «Молотова» (Доборушино) – 45; «Калинина» - 41 /13/.

В массовых расстрелах на территории нефтеразведки и Красной горки, а также за годы оккупации, погибло 12560 евпаторийцев, среди которых до 700 – евреи (большая часть эвакуировалась до оккупации по выделенной для Евпатории квоте в 10 тысяч жителей).
Один из старейших этносов евреев-раббанистов (крымчаки), оставивший богатое культурное наследие, был истреблен почти полностью (расстреляно около 150 человек).

Только караимскому народу удалось спастись от геноцида, благодаря представленным зарубежными караимскими землячествами доказательствам, позволившим расовым службам Третьего рейха сделать вывод, что караимы не относятся к семитам, а «расовая психология караимов не является еврейской».

По сведениям горисполкома в Евпатории после войны находилось 1430 евреев и крымчаков с учётом спасшихся от расстрелов и вернувшихся после демобилизации. Но уже в 1959 г. проживали 2600 евреев, свыше 90% которых вернулось из эвакуации.

Русские. С присоединением Крыма к России в 1783 г. началась русская колонизация. Правда, русские проникали сюда и ранее для выпаса скота или приобретения соли, а в балке Малый Костель сохранились каменные кресты на могилах некогда живших здесь казаков.

________________________________________
13. Уничтожение еврейских колоний в Крыму. Из актов ЧГК. ВИКИ

С конца XVIII века русскими интенсивно осваивались равнинные территории плодородных крымских земель, использовавшихся крымскими татарами для выпаса овец и коней.

После эмиграции значительной части коренного населения для восстановления и развития с/х не хватало рабочих рук. Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне - собственность новых таврических землевладельцев.

Солдатам давали отпуск за казённый счет, чтобы они могли забрать семьи, или же холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний.

К русским переселенцам в ту пору относили всех, кто имел православное вероисповедание, и лишь со второй половины XIX века в статистических отчётах о составе населения стали появляться указания на этническое самосознание части русских как малороссов. К ним причисляли славян юго-западной Руси со времен Богдана Хмельницкого и Переяславской Рады, присягнувших в верности русскому царю; этноним «украинцы» появился первоначально в Галиции в 1895 г. и утвердился лишь после революции, чему способствовала национальная политика Советского государства.

О том, как менялся численный состав населяющих Крым этносов с момента вхождения в состав России и до наших дней, даёт представление диаграмма:


Видно, что этнос крымских татар после более чем 2-кратного сокращения численности сначала демонстрировал устойчивый рост до 60-х годов XIX века, а затем резкое сокращение вследствие попытки царского правительства приравнять условия прохождения воинской службы для православных и мусульман.

Многие молодые крымские татары в те годы выезжали в Турцию с последующим возвращением в качестве семейных отцов, освобождённых царским указом от несения воинской службы.

Параллельно с конца XIX века происходило стремительное увеличение числа русских и украинцев, а также евреев, связанное с развитием экономики полуострова, в особенности в предвоенные годы. В 1921 г. на территории Крыма было зарегистрировано 720 тыс. жителей 59 национальностей, из которых русские и украинцы составляли 51,5%, а крымские татары лишь 25,9%.

Согласно официальным опубликованным данным, на 1 января 1940 г. на территории Крымской АССР проживало 1 млн. 169 тыс. человек, из которых 542 тыс. приходилось на долю с/х населения полуострова.

Однако после войны население уже Крымской области снизилось до 821 тыс. При этом количество жителей сельской местности составляло всего лишь 331 тыс. человек /14/.

Снижение обусловлено потерями мирного населения в ходе войны, а также в результате депортаций 52 тыс. этнических немцев летом 1941 г., 183 тыс. крымских татар в мае 1944 г. и следом 15 тыс. греков, 12 тыс. болгар, 10 тыс. армян.

В результате геноцида еврейского населения было уничтожено 67 тыс. человек /15/, из которых до 40% составляли беженцы с Украины, застигнутые в Крыму при его оккупации в 1941 году.

- Что было предпринято для жизнедеятельности крымчан в послевоенное время?

- Голод 1946-1947 гг., острая нехватка рабочих рук для восстановления разрушенного хозяйства побудили руководство страны к принятию решений по освоению плодородных земель северо-западной части Крыма и, в частности, земель бывшего Евпаторийского уезда.

По принятому тогда плану с близлежащих территорий только в 1948 г. предписывалось переселить 3 тыс. семей колхозников, в том числе с Украины 1200 семей. Со временем доля российских переселенцев неуклонно сокращалась.

Так, по приказу Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР от 17 июля 1953 г., уже на 1954 г. планировалось «на добровольных началах переселить 2400 семей колхозников, в том числе: 1400 семей из Украинской ССР, 400 семей из Курской области, 300 семей из Рязанской области, 300 семей из Воронежской области».

После передачи области в состав УССР поток переселенцев из украинских областей заметно увеличился. Так, если в 1950–1954 гг. переселилось 24 968 семей переселенцев, то за 1955–1957 гг. – уже 39 878 /16/.

Для роста с/х продукции требовалось увеличение площади орошаемых земель Крыма. С этой целью построили Северо-Крымский канал. Однако отсутствие гидроизоляции дна канала привела к тому, что часть воды просачивалась в грунт и накапливалась в пористом ракушечном камне, имеющемся на дне древнего моря.

По мнению некоторых учёных, со дня пуска днепровской воды в 1963 г. и до наших дней на территорию Крыма вылилось пресной воды, равной половине объёма Азовского моря, что вызвало опреснение солёных озер Евпаторийского ожерелья, содержавших целебные рапу и лиманную грязь.

Перекрытие воды канала в 2014 г. привело к закрытию водоёмких с/х производств по выращиванию риса, лука, овощей и садов, а также выходу накопившейся за 50 лет влаги из карста на поверхность в виде грунтовых вод.
Таким образом, враждебное действие правительства Украины нанесло урон жителям степной части Крыма, в большинстве своём выходцев с Украины, занятых поливным земледелием, выращиванием садов и виноградников.
________________________________________
/14/. Население Крыма. Википедия.
/15/. Народное хозяйство Крымской области. Одесса: Статистика, 1972
/16/. Депортация народов Крыма: документы, факты, комментарии / сост. Н. Ф. Бугай. М.: ИНСАН, 2002. – 238 с.

- Что можно ещё сказать по результатам беглого анализа более чем 200-летней истории государственного управления социально-экономическим развитием Крыма?

- Прежде всего, видно, как резко менялся этнический состав населения, но многовековой опыт совместного проживания разных народов позволял создавать благоприятную этноэкологическую среду для выживания и развития в изменяющихся условиях сельской местности и городской среды.

Исследователи отмечают, что со времён Хазарского каганата жители Крыма отличались национальной и религиозной терпимостью. Встречались смешанные браки, и в одной семье могли даже оказаться люди разного вероисповедания. Это способствовало повышению сопротивляемости жителей полуострова внешним негативным факторам, а также ассимиляции новых этносов, появлявшихся при колонизации Крыма Российской империей и вследствие национальной политики, проводимой в советский период.

Крым – место пересечения разных культур и народов. C политическими и этническими проблемами полуострова тесно переплелись религиозные, главная из которых православно-исламский диалог. Это становится особенно заметным, когда знакомишься с многовековой историей Евпатории, являвшейся до недавнего времени городом-портом, открытым для взаимного проникновения культур.

Вера отражала многовековой накопленный опыт существования этноса, а религия служила для его сплочения, закрепления знаний и культурных традиций с целью их передачи следующим поколениям.

Строительство церковных сооружений для коллективного выражения религиозных чувств, монастырей, предоставляющих возможности более глубокого погружения и осмысления исторического опыта, способствовало формированию комфортной социально-экологической среды, необходимой для дальнейшего развития этносов.

Строительство велось, как правило, на коллективные средства общин, а вложение частных капиталов признавалось высшим проявлением добродетели и увековечивало имена меценатов.

- Олег Александрович, давайте перечислим здесь славные имена, чтобы их вспомнили и никогда не забывали потомки. И чтобы гости Евпатории тоже знали о них, рассказывали о них тем, кто заинтересуется историей города-курорта.

- В благодарной памяти горожан хранятся имена караимов:
основателя мидраш «Абен-Яшар» (духовной караимской школы) Авраама бен-Иосиф-Соломон Луцкого – писателя и поэта, жившего в Евпатории в первой половине XIX века,
воспитанников этой школы Геле;ль Моисе;евича Гелело;вича, организовавшего на свои средства первый в царской России детский санаторий «Чайка» и выплачивающего стипендии способным студентам-евпаторийцам,
Соломона Самойловича Крыма, одного из основателей Крымского Таврического университета, видного учёного-агронома, создателя Крымского Таврического университета,
а также председателя караимского общества во Франции (в изгнании), Ильи Ильича Казаса, учёного-филолога, ставшего первым караимом с высшим образованием и научной степенью, основателя крымскотатарской школы и библиотеки в Симферополе и Александровского караимского духовного училища в Евпатории (совместно с Самуилом Моисеевичем Пампуловым, организовавшим среди караимов, проживающих в Российской империи, сбор средств на его строительство).
 
Большой вклад в формирование городской культурной среды внёс Серайя Маркович Шапшал, видный филолог, занимавшийся улучшением состояния караимских начальных школ, собиравший книги, рукописи и материалы, отображающие духовную и материальную культуру караимов, вошедшие в библиотеку Карай-Битиклиги, которой после установления советской власти руководил Борис Саадьевич Ельяшевич, спасший от разорения, передав ценнейшие собрания караимских рукописей на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, а другую часть духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина.
Арон Моисеевич Гелелович, финансировавший строительство женского городского училища для бедных девиц, всю свою жизнь осуществлявший благотворительную деятельность на ниве просвещения.
Семен Эзрович Дуван, оставивший наиболее заметный след в истории Евпатории на рубеже XIX-XX веков. На его пожертвования и при долевом участии были построены городской театр и публичная библиотека, мужская и женская гимназии, православный Свято-Николаевский собор и греческая Свято-Ильинская церковь.
Неповторимый архитектурный облик города сформировали:
архитектор польского происхождения Адам Людвигович Генрих, приверженец господствующего архитектурного направления модерн (свыше30 зданий),
армянин Павел Яковлевич Сеферов, (городская электростанция, совместно с А.Л. Генрихом, городской театр и библиотека имени Александра II, для пополнения книжного фонда которой в 1911 году он вместе с братом Левоном подарил около ста томов писателей-классиков и пожертвовал тысячу рублей на текущие нужды),
караим Евгений Самойлович Исаакович (Александровское училище, биоклиматическая станция, вход в кенасы, особняки дачного района).
Память о себе оставил также выдающийся архитектор из Одессы Алексей Осипович Бернардацци (здание грязелечебницы и Свято-Николаевский собор).
 
Приведенные фамилии свидетельствуют об интернациональном составе сложившейся к началу XX века интеллигенции будущего города-курорта, в котором торговцы солью, хлебом и овечьими шкурами тратили денежные средства на создание учреждений просвещения, здания которых проектировали талантливые архитекторы, здоровье горожан поддерживали врачи.

Все вместе создавали в некогда захолустном восточном городе среду обитания, вскоре повлиявшую на раскрытие уже в XX веке талантов таких писателей и поэтов как Илья Львович Сельвинский и Анна Андреевна Ахматова, Алиса Зиновьевна Розенбаум, Борис Исаакович Балтер, известный по экранизированной повести «До свиданья, мальчики».

В заключение приведу слова видного революционного деятеля крымско-татарского народа Номана Челебиджихана, связавшего свою судьбу с Евпаторией:

«На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы — живущие в Крыму народы: татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие».

Характеризуя предвоенное время, ему вторит евпаториец Виктор Захарович Максимов:

Я не забуду украинца Федьку, а также русских Павлика и Петьку,
И Витьку Яссмана - еврея и грека Папандопуло Андрея,
Татарина Якубова Номана и караима Яшку Карамана.
Во всех затеях были неразлучны и в бедности своей благополучны.
Не различали племени и рода, мы – дети одного советского народа.

Размышлял и задавал вопросы Геннадий Мингазов.