Тяжёлое возвращение домой

Валера Матвеев
               
У меня часто возникали проблемы с поездкой «туда», а в этот раз возникла проблема по возвращению «оттуда». Это было приключение во время возвращения домой. Оно оказалось крайне тяжёлым, полным различных непредвиденных и предвиденных ситуаций.
Как много объективных, а также  субъективных причин могут вмешаться в, казалось бы, обычное развитие событий. Сложив-шиеся обстоятельства, которые в перемежку, как зависимые, так и независимые от тебя самого. И ты бессилен изменить каким-то образом эти возникшие вдруг обстоятельства, И в этих условиях только остаётся надеяться  на благосклонность постоянно измен-чивой к тебе судьбы. Злодейки. В данном случае, она хорошо и с огромным удовольствием поиздевалась на до мной, но всё же, в конце концов, смиловалась.

Вот такая череда обстоятельств, предопределила ход событий, связанных с возвращением домой с курсов повышения квалификации из города Харькова. Сначала погода, потом про-блема с деньгами, вернее с их недостаточным количеством, потом было секундное замешательство, возникшее из-за предыдущей проблемы, потом обилие вещей, из-за которого не везде пускают, затем и расписание автобусов и электричек, «сделанное не под меня», отсутствие мест в автобусе… Все эти обстоятельства, в большей или меньшей степени, повлияли на мой изнурительный путь домой. Однако, обо всём пути в хронологическом порядке событий того злополучного возвращения домой из города Харькова с курсов повышения квалификации.

 В то время ещё, в феврале 1983 года в Новороссийске по-следние месяцы работал аэропорт, из которого летал самолёт по маршруту Новороссийск – Харьков – Москва. А мне нужно было добраться на курсы в Харьков. И мы с Виктором решили доби-раться до места назначения воздушным видом транспорта. Дело в том, что по удивительному совпадению, со мной в один и тот же день, в один и тот же город, также на курсы повышения квалифи-кации летел муж кумы! Правда, на другие курсы, он был врачом.

 В аэропорту, пока мы коротали время до полёта  в местном буфете, мой «напарник» проявил чудеса наблюдательности: он  узнал исполнителя песни «Снег кружится» из группы «Пламя», сидящего с группой своих товарищей за столиком напротив нас, которую только накануне показывали  в передаче «Утренняя почта».

- Да тебе показалось, нигде в городе никаких афиш не было, откуда же ему тут взяться?- Уверенно парировал я его утверждение своими неопровержимыми доводами.

Затем, уже в «отстойнике», где нас собрали после проверки металлоискателем перед посадкой в самолёт, он опять настойчиво шепчет мне в ухо опять то же самое. Мне даже  показалось, что его преследует какая-то навязчивая  мысль и он хочет убедить меня в своей догадке. И вот, чтобы эта  навязчивая  мысль его покинула, я привёл неопровержимый, как мне показалось, довод в свою пользу, чтобы его успокоить:

- Если это правда  «Пламя», то с ними должна быть солистка вот с такими щеками, - и показал на себе, приставив к своим щекам ладони для убедительности.

И в этот момент происходит абсолютно что-то невероятное, обрушившее все мои «неопровержимые» доводы! Поворачивается именно она, эта их солистка, о которой говорил я,  в огромной лохматой шапке лицом к нам, из-под которой видны только её огромные щёки! Вот это надо же, какая же проявилась у Виктора наблюдательность и память на лица! Как у профессионального разведчика, у которого годы упорных тренировок, можно только позавидовать!

В самолёте мы во время всего нашего полёта, мы летели по-ловину рейса, уговаривали друг друга взять у них автограф, благо у Виктора для этой благородной цели был новенький, в то время очень популярный журнал, как сейчас помню, его название «Смена». Но так  мы друг друга и не смогли уговорить, оказались очень уж стеснительными. А в Харькове мы вышли из самолёта, а они полетели дальше в Москву. Мы так и не получили доказа-тельств нашего совместного полёта с ВИА «Пламя». По этой причине – отсутствие доказательной базы – нам никто особенно и не поверил этой случайности ни на курсах повышения квалифи-кации в Харькове, ни дома в Новороссийске.

За месяц, проведённый на курсах, я один раз даже съездил на побывку домой! Проделав поездку на побывку домой поездом. Без всяких проблем. Путь в одну сторону занял 19 часов. Обратно вернулся таким же образом. Но обратный путь с курсов я решил проделать таким же образом, как и в Харьков на курсы - самолё-том. Такая блажь!

 Заранее взял билет на самолёт, который быстро, в течении полутора часов должен доставить меня домой. Неделю жил в сладостном предвкушении этого полёта, но тут, как всегда не-ожиданно, изменились обстоятельства! Вмешалась матушка-природа, мать её так (!), в дальнейшее развитие событий.

За пять дней до моего отлёта в родные пенаты на город опус-тился сильнейший туман, который с каждым днём становился только сильнее. Сначала я чувствовал себя спокойно, впереди было ещё три дня, но постепенно в моём сознании начинало поселяться беспокойное предчувствие за отсутствие успеха моего, как оказалось безнадёжного, мероприятия.

 Три последних дня до полёта я жил только надеждой, что туман вот-вот рассеется, каждое утро я выглядывал в окно с надеждой на лучшее. Но моя призрачная надежда на рассеивание тумана рассеивалась намного быстрее самого тумана. Про-снувшись в день отлёта, я сразу, словно по распорядку дня, подошёл к окну, но за окном было то же самое «молоко», что и в последние дни ожидания. Но я с последней надеждой, хотя понимал и осознавал в душе, что надеяться мне не на что, поехал в аэропорт (вот какой я упрямый!), где меня ожидало оконча-тельное и бесповоротное разочарование. Распрощался  с по-следними надеждами улететь на самолёте окончательно, когда сдал билет в кассу аэропорта и получил деньги за билет обратно.

 И уже без всякого выбора транспортного средства покинуть город Харьков, я поехал на железнодорожный вокзал. Без тени сомнения, что быстро возьму билет на любой проходящий в сторону дома поезд, а их было достаточно много, по моему ошибочному личному мнению. Но я так был разочарован слу-чившимся, что в голову мне не пришло даже мысли о том, что такие же, как и я любители воздушного транспорта тоже поехали в ту же сторону, что и я. На железнодорожный вокзал.

Поэтому таких «умных» как я, оказалось на жд вокзале пре-великое множество. А на вокзал народ по-прежнему всё прибывал и прибывал, но всё равно ситуация не казалась мне такой уж катастрофической. В моём распоряжении было два поезда, которые могли доставить прямо домой без пересадки, не говоря уже о тех, что двигаются тоже в нужную мне сторону. Хотя в тот момент об вариантах, кроме прямого поезда, я даже и не думал. В 14 часов проходил Ленинград – Новороссийск, которым я планировал уехать, а в 23 часа  ещё была в запасе «Кубань», Москва – Новороссийск.

 Из аэропорта я прибыл к первому, ленинградскому. Народ толпился возле касс, но толпа была не сильно всё-таки и большая - я даже со своими крупногабаритными поклажами легко про-толкнулся довольно близко к заветному окошку кассы, где со-вершил ошибку, которая предопределила все мои дальнейшие злоключения. Да, всего лишь маленькая ошибочка, но к каким большим последствиям она привела!
 Оказавшись у окошка кассы первым, прорвавшись к нему на голос кассирши, который извещал, что есть два билета в мягкий вагон на поезд Ленинград - Новороссийск. Но достигнув окошка кассы, я услышал их цену: 22 рубля (для справки: билет в купей-ный вагон стоил 15 рублей), а это означало, что у меня денег не останется не только на постель в поезде, но и на дорожный пирожок, а в пути находиться почти сутки. Всё, что можно, было из моего бюджета уже потрачено, я ведь не рассчитывал на такой поворот событий! Я некоторое время был в раздумье, это заняло буквально считанные секунды, а когда принял решение всё-таки  взять это билет по «сверхцене», было уже, оказывается, слишком  поздно. То секундное замешательство, взятое на раздумье, отправило меня во все последующие мытарства, оказавшиеся намного дороже билета. Одна «радость», что материально не пострадал. Но это слабое утешение. А те два билета ушли так неожиданно быстро, как вечернее солнце за горизонт.

Но эта маленькая неудача, как могло показаться сразу, меня не сильно смутила, и я поехал в общежитие (там двое ребят оставались ещё на сутки) скоротать до «Кубани» время. Переждав у них временной отрезок между поездами, составлявший восемь часов, я вновь прибыл на вокзал.

 Что я там увидел, меня просто, мягко говоря, шокировало, я представил себе эту картину, как бегство белогвардейцев из России в восемнадцатом году: котомки, дети, чемоданы, старики – уже весь аэропорт полностью перебрался на железнодорожный вокзал. Возле касс, как у детской, так и у «взрослой» творилось что-то невероятное. Орущие дети, кричащие старухи, толкающиеся плечистые мужики, пронырливые, голосистые и не очень голосистые бабы - всё перемешалось в этом вокзальном апока-липсисе. Пробраться к кассе мне абсолютно «не светило», шансов у меня было ноль!

 А время до отправления поезда неумолимо таяло. Мне надо было что-то предпринимать, а что можно было сделать одному с тремя местами ручной и не очень ручной клади? Я рванулся на перрон, проситься взять меня домой у проводников, но желающих уехать из города таким же образом оказалось столько, что моя кандидатура с двумя баулами и одной ручной кладью даже не рассматривалась проводниками в качестве возможного клиента что-то заработать. «Кубань» успешно ушла в сторону дома, оставив своего блудного сына стоять на перроне Харьковского железнодорожного вокзала в обществе трёх сумок.

Вот тут я и вспомнил (говорят же, что в трудную минуту мозг работает с удвоенной энергией), что какой-то мужик недавно мне  говорил, что билеты на проходящие поезда продают и в предварительной кассе, которая к тому же находится  с вокзалом рядом, на привокзальной площади. Кстати, такого «сервиса» я  нигде больше не встречал. Я даже представить себе не мог: касса же предварительная, где как минимум билеты там должны прода-вать на поезд, отправляющийся на следующие сутки! А тут ещё и на проходящие поезда!

Но всё же ещё одна надежда замелькала своим тусклым лу-чиком, а для меня ярким лучом спасения. Об этой «услуге» не знал практически никто! Но в кассе мне сказали, что на проходя-щие поезда билеты не продают, однако я проявил удивительную настойчивость, достойную утопающего, хватающегося за любую соломинку! Простояв пять часов возле окошка кассы, а это с 23- как я понял, просто сжалившись на до мной. Ведь я стоял у окош-ка кассы не отходя ни на минуту, даже «туда», даже забыв поку-рить. Но и билет был на поезд Москва – Сухуми, не идущий через Краснодар, но в тот, уже почти утренний момент, мне  было всё равно, только бы сесть в вагон и ехать из Харькова в сторону дома.
 Но в тот день трудности подстерегали меня на каждом шагу, где и ожидать-то их и не предполагалось. Правда, уже с немного меньшей жестокостью, билет-то был у меня на руках! Зашли в вагон, а было нас таких семь человек и детей в том числе. Нас без особой радости на лице и в поведении встретила слегка трезвая проводница и  вообще «никакой» напарник, который тоже показал всем свое присутствие, выглянув из служебного купе, но на большее его не хватило, он не смог, ни слова произнести. После «показа» себя «красивого», опять   скрылся, откуда и появился. Окинув всю «делегацию» мутным взором, оставшийся член «коллектива» проводников, чуть прищурившись от ударившего в глаза света после отдыха в тёмном купе, еле ворочая языком, промолвила:

- А куда это вы все собрались? У меня в вагоне мест нет. Идите разбираться к начальнику вокзала, пока поезд стоит.

А стоянка была всего десять минут, а разбираться все хотели намного меньше, чем ехать, поэтому «разборки» отложили до отправления поезда. И только потом пошли разбираться.

А я, как человек невидимка, под шумок выяснений, поти-хоньку, не вступая ни с кем в дебаты, прошёл мимо проводницы, сел на свободное место за номером 53, которое обычно завалено грязным постельным бельём, но оно в данный момент было ещё свободное, и стал ждать, как манну небесную, отправления поезда. Если вдруг затеют пассажиры с проводником игру «в лишнего», то я буду первым кандидатом в «победители», а сил на отстаивание своих законных прав у меня уже не осталось. Все последние силы остались на Харьковском вокзале. Точнее на привокзальной площади у кассового окошка.

 Когда состав тронулся, и народ куда-то рассосался, не знаю даже куда, не обратил внимания, меня уже ничего не интересо-вало, я залез на третью полку, положил сумку под голову, на которую натянул капюшон и уснул. Однако, сон мой был прерван станцией Ростов и голодом, который я утолил кефиром и булоч-кой, взятыми на вокзале Ростова-папы, зарядив этим скромным завтраком свой организм на целый день. Трудности в этот день продолжались.

 Поезд, на который я сел, как вам сообщил ранее, следовал из Москвы в Сухуми, а, следовательно, через Тихорецк, Кавказскую (город Кропоткин), Туапсе, Сочи и до Сухуми.  Пассажирские поезда по ветке Краснодар - Туапсе ещё не ходили, по ней дви-жение пассажирских поездов запустили буквально через пару лет.  Поэтому пришлось выйти в Тихорецке, с надеждой попасть на электричку до Краснодара. Надежде в который раз за день не суждено было осуществиться опять или снова – все электрички ушли ещё утром, согласно расписанию. Вечерних электричек не предполагалось расписанием.

 По совету добрых людей, уже с закатом солнца приехал на автовокзал, хотя и было не сильно поздно, однако, темнело зимой рано, и солнышко уже покинуло горизонт. Там меня ждала очередная неудача – автобусы на Краснодар все ушли тоже утром. Но мир оказался тут и в правду не без добрых людей. Хорошие люди дали совет, который был ещё одним последним лучом надежды в моём безвыходном положении остаться на ночь уже ближе к дому, но всё же далеко, в Тихорецке:

- Садитесь на автобус и поезжайте до Павловского поворота, а там…

Послушался, язык ведь доведёт куда угодно, сел в какой-то пригородный автобус и поехал в даль тёмную, сам не зная куда.  Автобус, по разговору пассажиров, шёл в сторону данной точки, которую мне посоветовали, на карте края. Вот я и приехал в никуда: темнота, не видно ни зги, вокруг только предполагаемая чёрная степь и посреди неё стоит деревянная будка, которая оказалась автокассой. Мысли упорно меня посещали такие: теперь-то точно заночую в степи.

Неожиданно быстро пришёл автобус рейсом Ростов – Краснодар, как потом выяснилось, там действительно была узловая остановка на маршруте автобуса, потому что водитель даже делал отметку в путевом листе. Однако, мест в автобусе сидячих не было совсем. Но водитель, «проявив сознательность», взял всех попутчиков, человек двадцать, не считая пассажиров, уже про-должавших в стоячем положении путь в его  автобусе. Ехали «дружно», плечом к плечу, если яблоко ещё могло себе найти место для падения, то человек упасть физически не мог, просто некуда. В полном смысле плечом к плечу ехали все 150 километров. Около полуночи осветил своими огнями дорогу ставший столь желанным город Краснодар!

Дождался я единственного вида транспорта в это время суток,  который мог бы увезти меня домой, пригородного поезда, отправлявшегося в час тридцать по полуночи. Но для меня вариант с поездом очень даже подходил: я мог развалиться и, наконец-то, отдохнуть.

В пригородном поезде меня разбудили  два раза: первый раз, когда спросили проездной документ, ведь я уснул практически мгновенно, и второй раз, когда сказали, что хватит спать, уже приехали домой. Поезд стоял на вокзале города-героя, ожидал выхода пассажиров. Прошло более пяти часов в пути, но мне показалось, что я только успел закрыть глаза.

Такое вот получилось возвращение домой с курсов повыше-ния квалификации. А две недели назад спокойно, безо всяких проблем ездил домой «Кубанью» на выходные, а тут …  Да, так  иногда бывает.