Как нас учили

Леонид Хандурин
 

   Хорошо сейчас, когда есть Интернет, мобильные телефоны, айфоны, планшеты и  много другой оргтехники. А как учились, работали и вообще существовали мы 60, 50 и 40 лет тому назад? А задачи стояли такие же, а иногда и более сложные. Чтобы решить какую-то задачу, даже не очень сложную, необходимо было помнить массу информации, да и перелопатить десятки, а то и сотни килограммов общей и специальной литературы.

   Чтобы свободно владеть широким спектром информации и обладать общей эрудицией, мне, например, пришлось часами сидеть в библиотеке, читая, как художественную литературу, так и специальные книги по точным и техническим наукам. И вник в это дело настолько глубоко, что изучил даже библиотечное дело, мог ориентироваться по системе УДК (универсальная десятичная классификация).

   На момент окончания средней школы (1958-й год) мне стало понятно, что без общей и специальной информации, я в мире — ничто, песчинка, которую уносит ветром то в одну сторону, то — в другую.

   К этому времени я уже прочитал много сотен книг, регулярно читал множество журналов и газет. И я не считал себя таким уж эрудированным, так как знал, что есть много людей, у которых значительно большие возможности, чем у меня, а, значит, они обладают большей информацией, чем я.

   Через десять лет мне удалось получить специальное техническое образование и поработать, применяя полученные знания, что показало недостаточность моих знаний, чтобы сделать больше и существеннее того, чем мне пришлось заниматься. Особенно мне понравилось не только учиться и работать, но получать что-то новое используя этакий симбиоз знаний и практики, которую я приобретал, используя полученные знания. И если я десять лет в школе и в библиотеке приобретал только знания, то уже в следующее десятилетие мне удалось получить этакую смесь знаний и практики, которая сделала из меня специалиста, хорошо понимающего и разбирающегося в конкретных процессах.

   Тогда я решился на следующую десятилетнюю ступеньку и поступил в высшее учебное заведение, успешно окончил его и, как специалист начал работать, применяя знания на практике. Здесь я мог развернуться уже более основательно, меня приглашали, кроме основной работы, участвовать в учебном процессе, как педагога и в научной работе, как инженера-исследователя. Всё это снова уложилось в десятилетие и мне требовался новый разгон, на четвёртый десяток лет, учитывая и десятилетнее обучение в школе.

   В следующее десятилетие мне удалось применить всё, к чему я стремился предыдущие десятилетия. Заканчиваю заочную аспирантуру, веду исследовательскую работу для заказчика, читаю лекции, участвую в учебном процессе, изобретаю сам и руковожу творческой группой, которая участвует в конструкторских изысканиях и изобретательской работе. Заказчики довольны нашими научными разработками и список наших заказчиков расширяется.

   Следующее десятилетие пришлось как раз на «Лихие Девяностые» Пришлось перестраиваться, но спасло то, что связи не были потеряны и я попадаю в сферу интересов зарубежных заказчиков, хотя чрезвычайно хитрых, но имеющих большой интерес ко всем темам, над которыми мы работали. Даже их интересовала не столько конкретика, сколько методология, которой мы располагали. А поскольку нашим развалившимся структурам эту методологию (около капиталистическую) было не потянуть, то эксперименты с зарубежными компаниями оказались удачными. Наши советские методики показали себя прекрасно и при помощи их удалось привлечь инвесторов в западную часть России, вплоть до Тюмени. Да и мне интересно было путешествовать по остаткам советских предприятий.

   А вот следующее десятилетие мне удалось уйти на «вольные хлеба», где были только проекты для удовольствия, доказательства, того, что учили нас в СССР правильно и это зарубежным компаниям надо нас догонять, а не нам их. В СССР было заложено столько идей, что веков не хватит их осуществить и дремлют эти идеи, пока кто-то поумнее на них не натолкнётся, а вот тогда — только держитесь. Так нас учили. И жалко тех, кто в своё время не доучился, им многого не понять из того, что сейчас происходит. Но это их проблема.

   И у меня будет предложение. Надо в стаж работы добавлять учёбу в школе с Коэффициентом по аттестату. Это будет существенным стимулом для успешного обучения. Если уж входим в капитализм, то надо по-настоящему для всех, а не понарошку.