Первый трижды Герой Союза ч. 15

Николай Мринский
Далее Петров рассказал о тяжёлом бое 22 марта, в котором было сбито более 10 вражеских машин, но и наша восьмёрка «кобр» потеряла трёх лётчиков. Группа Петрова начала бой с четвёркой Ме-109. Вскоре сверху их атаковали 8 «мессеров». Был сбит ведомый Петрова. А через несколько минут горящим факелом пошёл к земле и Ме-109. На помощь фрицам подошла ещё одна восьмёрка «мессершмиттов», которая сходу вступила в бой с оставшимися семью самолётами Петрова. Загорелся второй Ме-109. И тут в эфире прозвучали слова Бориса Глинки: - Ранен... Выхожу из боя... Снаряд попал в кабину самолёта и на него сразу набросилась четвёрка «мессов», пытаясь добить повреждённую машину. Однако ведомый Бориса, сержант Кудряшов, отбил этот натиск. Тогда немцы переключились на Кудряшова и зажгли его. Лётчик сообщил по радио, что идёт на таран и направил свой горящий самолёт на Ме-109. Огненный взрыв двух машин ошеломил немцев, но спустя какое-то время они возобновили атаки. Загорелся самолёт лётчика Шматко, и он повторил действия Кудряшова: врезался в «мессер». Второй таран совсем вывел противника из равновесия и несмотря на превосходство в силе бой был прекращён. Обескураженные немцы почему-то решили тогда, что на Р-39 летали канадские летчики: «Ни одного канадца не выпускать живым!» - прозвучало по радио. Ещё после нескольких выступлений захотелось поскорее встретиться с врагом в воздухе. Намечался облёт линии фронта, но в последний момент был отменён. Группу из шести истребителей Покрышкин 9 апреля 1943 г. повёл в район станицы Крымской, основного узла обороны противника на «Голубой линии». Туда ожидался подход «юнкерсов».

С наземного КП «Тигр», последовала команда барражировать над Крымской. Покрышкин действовал, исходя из своего метода маятникового полёта и боевого порядка «этажерка». Ниже патрулировало звено «лаггов». Они значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении. «Лагги» ходили над районом по большому кругу, на малой скорости, периодически подставляя хвосты своих самолётов под солнце. Такая «карусель» над объектом при встрече с «мессерами» ставила «лагги» в невыгодное, оборонительное положение. Спустя какое-то время, обстановка резко изменилась. Десятка Ме-109 Г, пришедшая для «очистки», клевала сверху четвёрку наших истребителей. Покрышкин на своей «Аэрокобре» с бортовым номером «13», нанёс «соколинный» удар по ведущему и зажёг его. Верхняя пара расстреляла второго «мессера», остальные рванули на запад. Ещё около часа группа Покрышкина «прочёсывала» передний край обороны, патрулируя маятниковым методом, но бомбёры так и не появились. Горючее было на исходе, и шестёрка взяла курс на Краснодар. Итак, первый экзамен сочетания мысли, мастерства и риска сдан, а А.И. Покрышкин и Г.А. Речкалов пополнили свой боевой счёт. После разбора полёта, лётчики готовились к следующему боевому вылету. Ещё один «мессер» в районе ст-цы Абинской 9 апреля сбил пилот истребителя ЛаГГ-3 ст. л-нт В.И. Федоренко из 979-го полка, а около ст-цы Ахтырская, пилот «Аэрокобры» из 6-го гиап ВВС ЧФ лейтенант А.И. Кособьянц тоже сбил один Ме-109. Вторая эскадрилья уходила на облёт линии фронта. 14 машин с трудом построились в плотный боевой порядок. Эта затея комполка Исаева не сулила ничего хорошего. Вернулись без одной боевой единицы. К счастью лётчик сумел опуститься на парашюте.

Над линией фронта строй атаковала всего одна пара Ме-109 Г. Выскочив из облаков, немцы дали очередь и снова скрылись в них. Лётчики эскадрильи были в подавленном настроении, и Исаев отменил очередной облёт эскадрильей Фадеева. Во второй половине дня летчики 16-го гиап вылетали шестёрками и четвёрками на прикрытие наземных войск, ведущих подготовку к наступлению. Активности вражеской авиации не наблюдалось, а те, немногие истребители-охотники, высматривающие с большой высоты оторвавшихся одиночек, избегали открытого боя. Особенно после того, как из одной пары Ме-109 Г, решивших атаковать нашу четвёрку, лётчиком Сутыриным был сбит один «худой» (так называли фронтовики «мессершмитт»). На другой день пребывания на Кубани первой, ранним утром, начала боевую работу эскадрилья Покрышкина. Его зам. Паскеев по настоянию комполка был назначен старшим группы из шести «Кобр». Патрулирование начали, применяя маятниковое прочёсывание линии фронта от Новороссийска до Киевской станицы и обратно. Через полчаса появилась группа немецких истребителей, значит скоро подойдут «юнкерсы». Александр Покрышкин со своим ведомым, тёзкой Голубевым пошли на них в лобовую атаку. Ме-109 отвернули в сторону и стали вытягиваться в пары. Бой начался на косых переворотах и боевых разворотах. В один из моментов Покрышкин ударил по спине «мессера», который пытался зайти в хвост самолёту Голубева. Он перевернулся и круто пошёл к земле. Подошли две девятки Ю-88. Атаковать их некому, Паскеев по радио не отвечал. Покрышкин принимает решение завязать бой своей парой и нацеливается на ведущего задней девятки. Трасса прошивает его. На очереди ведущий первой девятки. Голубев надёжно прикрывает тыл.

На выходе из атаки обнаружилась четвёрка Ме-109, атакующая пару наших «кобр» - надо выручать. В это время «юнкерсы» не отбомбившись, разворачивались в западном направлении. Это означало, что основная задача выполнена. «Худые» тоже прекратили атаки и отвалили. На развороте Покрышкин осмотрел заднюю полусферу и не увидел трёх самолётов Паскевича, Козлова и Голубева. Пора возвращаться домой втроём, горючее на пределе. После посадки в Краснодаре техник доложил, что Голубев и Козлов не садились, а Паскевич гнал, вероятно, на форсаже и спалил мотор. Покрышкин подошёл к Паскевичу и тот бессвязно стал оправдываться, что у него якобы забарахлил двигатель. Руки у него тряслись, вид был пришибленный, глаза отводил в сторону. Было понятно, что Паскеев струсил, бросил своё звено и панически удрал. Его ведомый Савин пояснил, что же случилось на самом деле. Когда две девятки Ю-88, прикрытые четвёркой «мессеров», подходили к Крымской, Паскеев неожиданно сделал переворот и со снижением, с дымом от форсирования мотора стал уходить на восток. Ведомые растерялись и неорганизованно начали атаку бомбёров. Козлов, молодой ведущий пары, ринулся на заднюю девятку, ведомые отстали и не смогли его прикрыть. Он был сбит парой Ме-109 и выбросился с парашютом. Затем немецкая четвёрка истребителей, оставив своих «юнкерсов», навалилась на молодых лётчиков. Резкие действия Покрышкина спасли их. А вот как погиб опытный Голубев, так и осталось неизвестным. На докладе у комполка Исаева, комэск Покрышкин заявил, что Паскеев не оправдал себя в должности заместителя командира эскадрильи и руководить группой в бою не способен. Однако командир 16-го ГИАП не согласился с выводами Покрышкина.

Боевая обстановка продолжала усложняться и вскоре полк потерял ещё одного молодого лётчика. В тяжёлом бою с большой группой Ю-87, прикрытых Ме-109, шестёрка Вадима Фадеева сбила три бомбёра и два истребителя. При этом мл. лейтенант Маметов погиб. Ранним утром следующего дня четвёрка Фадеева (позывной «Борода», соответствовал его внешнему виду) ушла на боевую работу. Группу «юнкерсов» и «мессеров» она удачно атаковала сверху: загорелись сразу две машины и противник со снижением повернул на запад. Позже и Покрышкин повёл на боевое задание восьмёрку истребителей. Патрулируя на больших скоростях, встретили и вступили в бой с десяткой Ме-109. Лётчики, в том числе и молодые, дрались смело и напористо. В итоге три «мессера» ушли навсегда к земле из кубанского неба. Этот же состав группы в вечернем бою сбил пять Ме-109. Так в воздушных сражениях рождались будущие асы. Лично Покрышкин, в двух схватках 12 апреля, уничтожил 3 вражеских самолёта. Анализируя поведение мессеров, Покрышкин понял, что они стали подходить к месту возможного боя на предельно большой высоте, имея на борту кислород. В этой связи наши лётчики оказались в неравных условиях с противником, как в бою, так и во время поиска. Вопрос решился быстро и самолёты стали заряжать кислородом. Другой, казалось бы, мелкий, но важный вопрос также пришлось решать с инженерной службой. Требовалось переустановить кнопку спуска 37 мм пушки. Неудобное её расположение не позволяло эффективно применять это мощное оружие, особенно при стрельбе на пилотировании с перегрузками. Управление всем оружием необходимо было переделать на один спуск, на гашетку пулемётов. С инженером авиаполка по вооружению Жмудем удалось решить и этот наболевший вопрос.

На следующий день, отработав задание по прикрытию войск на линии фронта 16-й гиап к вечеру, перебазировался на подсохший грунтовой аэродром у станицы Поповическая (ныне райцентр Калининская). Сюда уже перелетел 45-й гиап и обосновался штаб дивизии. Автор в 2017 г. с группой учащихся из нескольких школ одного из северных районов Краснодарского края посетил довольно обстоятельный и интересный музей Покрышкина в станице. Увидели взлётную полосу, которая на удивление, до сих пор сохранилась. Поддерживается в хорошем состоянии и строение штаба дивизии. Школьники возложили цветы к могилам боевых товарищей Покрышкина, находящихся в центральной части райцентра Калининская. Уже на второй день после перелёта в Поповическую, к середине дня с улучшением погоды, Покрышкин вылетел в составе группы из шести самолётов на патрулирование в районе Крымской. Чуть ранее на истребителях «Киттихаук» туда же вылетела восьмёрка 45-го гиап. Эти самолёты уже устарели и почти по всем параметрам уступали новым советским истребителям. Находясь на маршруте полёта, Покрышкин получил приказание с земли об изменении курса - на Краснодар шли три девятки Ю-87 и надо было прикрыть город. На пол пути ниже себя обнаружили восемь «мессеров». Понятно, что они не пропустят дальше наши истребители и надо принимать бой. С применением метода «соколиный удар» Покрышкин с ближней дистанции расстрелял ведущего группы из всего имеющегося оружия. Он вспыхнул сразу и Ме-109 заметались. Некоторые полезли вверх, но там по ним нанесла удар пара Речкалова и сбила второго «мессера». Третьего стервятника с расстояния примерно в 100 м короткой очередью поджёг ведомый Покрышкина, молодой лётчик сержант И.Ф. Савин. Остальные прижавшись к земле вышли из боя и повернули на запад.

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2020/07/02/1432