Первый трижды Герой Союза ч. 26

Николай Мринский
В.Д. Лавриненков с А.И. Покрышкиным в академии им. Фрунзе. 1947 г.

В этом бою особенно отличились Клубов и Жердев, сбившие по два бомбардировщика. К вечеру вылетела на «свободную охоту» четверка Жердева. Предупрежденная с КП о появлении противника, она ещё до подхода усиления с аэродрома встретила две девятки Ю-87 под прикрытием шести Ме-109 и вступила в бой. Пара Жердева атаковала бомбардировщиков и сбила ведущего. Несмотря на то, что наши истребители были сразу скованы «мессершмиттами», бомбардировщики сбросили груз, не доходя до переправы, и развернулись на юг. Прикрывая пару Жердева, Чистов и Самсонов сбили двух Ме-109. Но эти неудачи не остановили противника. Он продолжал попытки прорваться к переправам, меняя тактику, способы. Вражеские группы стали подходить к цели на малой высоте. Их трудно было обнаружить локатором. Это приводило к запаздыванию вылетов на перехват с аэродрома Аскания-Нова. В этих случаях отражение налёта возлагалось на лётчиков, сидевших в засаде у Сиваша. В одном из налётов на переправы шло до сорока бомбардировщиков Ю-87, прикрытых шестеркой истребителей. Первой на перехват пошла эскадрилья Фёдорова. Лётчики действовали дерзко, самоотверженно и тактически грамотно вели бой. Было сбито шесть бомбёров и два «мессершмитта». Эскадрилья отстояла небо над переправами. Очередной налёт противника и по команде с КП и восьмерка «аэрокобр» направилась на Сиваш. Из-за небольшой неточности, выданного расчётного курса группа вышла в бок тридцати «юнкерсов», идущих на переправы. Не имея времени для выхода в заднюю полусферу вражеской группы, решительно нанесли атаку сбоку. Вот в прицеле – правый крайний в пеленге. Очередь – и Ю-87 вспыхнул и, падая, развалился на куски. Вся восьмёрка навалилась на остальных.

Сбрасывая в Сиваш бомбы, противник поспешно разворачивался на юг и уходил с поля боя. Гнаться за «юнкерсами» было нельзя, потому как с КП сообщили о подходе новой группы. По-видимому, узнав об участи своих предшественников, бомбардировщики не пошли на Сиваш, а развернулись на свой аэродром. В этом бою восьмёрка Покрышкина сбила семь «юнкерсов», не считая подбитых и севших на вынужденную, недалеко от места боя. Однажды немцы тремя девятками Ю-87 предприняли налёт поздно вечером, уже в сумерках. Вылетевшая по тревоге дежурная эскадрилья Павла Еремина разгромила группу бомбардировщиков над Сивашом, сбив одиннадцать машин! За этот бой наземное командование прислало благодарность лётчикам эскадрильи. Осенняя погода с низкой облачностью и туманами всё более ограничивала полёты и вражеской авиации, и наших истребителей. В такие дни групповых налётов стало меньше, лишь иногда в районе Сиваша появлялись одиночные бомбардировщики или пары «мессершмиттов». На перехват их вылетали наиболее опытные лётчики, как правило, парами, ведя самостоятельно поиск, или их наводили на цель с передовых пунктов управления. Сравнительно спокойная обстановка над переправами в связи с плохими погодными условиями позволила Покрышкину начать полёты на «свободную охоту» на воздушных трассах противника между Крымом и Одессой. Об этих полётах он мечтал ещё на Кубани, возил за собой подвесные баки для горючего, надеясь, что они обеспечат перехват целей на большой дальности над Чёрным морем. Полёты на «свободную охоту» всегда отличались напряжённостью действия, большим риском, но и результаты могли быть очень значительными. Несмотря на опасности, было интересно найти цель, умело выйти на неё и уничтожить внезапно, с первого удара.

В этом кроме нанесения противнику потерь был и боевой азарт. «Свободная охота» в тылу противника требует от лётчиков высоких морально-психологических качеств, умения быстро и точно ориентироваться, отлично пилотировать самолёт, снайперски стрелять, уничтожая цель с первой атаки. Эти качества выковывались в ходе боевых вылетов, полётов на разведку в тыл противника. В один из дней, когда тучи заволокли небо, Александр Иванович смог отвлечься от управления действиями полка и спокойно вылететь на «охоту» над Чёрным морем в паре со своим ведомым Георгием Голубевым. Перед посадкой в самолёт Покрышкин увидел на Голубеве надувной жилет. – Думаю, что жилет не потребуется. – Почему? Мы же полетим над морем, – в недоумении спросил он. – Если откажет мотор или будет подбит самолёт, то лучше нырнуть на дно сразу, чем мучиться в холодных волнах. Никто в такую погоду там не спасёт. Видя, что Георгий смотрит с недоумением, ведущий пары «успокоил»: – Всё будет нормально, не волнуйся. В первую часть полёта вырабатывали горючее из подвесных баков, экономя его в основных. Этим предотвращался срыв бака при перегрузках в бою или их взрыв при попадании вражеских пуль и снарядов. Пара "аэрокобр" пересекла береговую линию западнее Скадовска. Под ней бушующее в девятибалльном шторме море. Впереди, в поле видимости, только белые гребни тёмных волн и повисшие на высоте менее ста метров чёные облака. Скоро эта мрачная обстановка начинала сказываться на моральном состоянии. Звук мотора казался более громким и грубым, взгляд невольно чаще останавливался на приборах. Небольшой подъём температуры масла и воды настораживал, отвлекал внимание от поиска цели. А ведь надо ещё и строго держаться метрах в двадцати над волнами.

«Аэрокобры» ходили галсами в ста – двухстах км от берега, внимательно просматривая мутный горизонт и свисающую бахрому низких облаков. И вот наконец цель! Навстречу шёл трехмоторный транспортный самолёт Ю-52. Покрышкин, маскируясь снизу, зашёл на атаку. Противник обнаружил "охотников" и тоже прижался к воде. Вражеский стрелок открыл огонь, к самолёту Покрышкина потянулись дымные трассы. Но он успел поймать в прицел «юнкерса». Первая очередь – по стрелку. Вторая – по фюзеляжу. Проскочив Ю-52, по звуку стрельбы Покрышкин понял, что пушка и крупнокалиберные пулемёты не работают. Оружие перезаряжено. Теперь атака сбоку сзади и огонь по кабине и левой части центроплана. Стреляют лишь три крыльевых пулемёта. Но точное попадание в центроплан выручает. Оттуда вырывается огонь и струя дыма. Пролетев метров двести, охваченный пламенем Ю-52 цепляется за волны и взрывается. Недовольный отказом оружия, Покрышкин развернулся уходить домой и вдруг увидел идущего в Крым ещё одного Ю-52. Скрытно подошли снизу, над самыми волнами. С близкой дистанции, прицелившись по центроплану, ведущий послал очередь и проскочил под крылом вражеской машины. Развернувшись, обнаружил на воде большой круг огня от взорвавшегося самолета. Дело сделано, можно идти на аэродром. После посадки разобрались в причинах отказа вооружения, что помешало с первой атаки сбить вражеский самолёт. Оказалось, что на стоящем длительное время в бездействии самолёте в эту осеннюю погоду отсырели боеприпасы. Покрышкину пришлось вылететь на другой машине, так как на своей, отказала радиостанция. От строгого наказания виновников спасло только то, что были сбиты оба встреченных парой «юнкерса».

В последующие дни, когда погода в районе Сиваша исключила действия вражеской авиации, Покрышкину удалось дважды вылететь на «охоту» над Чёрным морем. И каждый раз удалось сбить с первой атаки по самолёту. Однако руководство дивизии не одобрило эти вылеты, считая их опасными, малоэффективными. Командир полка Покрышкин был другого мнения. Он решил для увеличения времени на поиск и перехват курсирующих вражеских самолётов подготовить лётную площадку подскока на берегу моря у Скадовска. Туда была направлена аэродромно-строительная команда. Но этим замыслам не суждено было сбыться. В четвёртом полёте на «охоту», над морем обнаружили Ю-52. Он шёл крадучись, на высоте метров семьдесят, скрываясь в свисающей к воде бахроме облаков. Покрышкин, подойдя к нему снизу, ударил очередью из всего оружия по кабине. Самолёт круто пошёл к воде. Ручку управления от себя и вторая очередь прошивает «юнкерсу «живот». И тут рывком ручки на себя Покрышкин едва перескочил всего лишь в нескольких метрах через хвост падающего самолёта. Влетел в облачность и сразу же вышел из неё. Настроение было скверное – чуть не столкнулся. Всего в нескольких метрах был от гибели. Пара взяла курс на север. Лишь когда показалась земля, наступило успокоение. Случилось так, что ведомый Голубев, не утерпел и рассказал об этом полёте лётчикам. Разговор, видимо, дошёл до руководства. Через два дня Александр Иванович уже был на "ковре" у командующего армией ген. Т.Т. Хрюкина. Состоялся неприятный разговор. – Ну, рассказывай, как ты без разрешения старших начальников гоняешься над Чёрным морем за фашистскими самолётами и чуть не врезаешься в них? Ты что, хочешь побывать в гостях у морского царя Посейдона?

Эти полёты на «охоту» над морем немедленно прекратить! – Товарищ командующий! Я же боевой лётчик, мне надо воевать! – Воюй над сушей в составе групп. Полёты над морем категорически вам запрещаю. Если там даже подобьют, то нет никаких шансов для спасения. Терять дважды Героя в таких «экспериментах» не имеем права! Всё... Конец мечте, вынашиваемой ещё с Кубани. Из-за несдержанности напарника потеряна возможность вести интересную боевую работу. Покрышкин, конечно, расстроился, но ругать ведомого не стал. Понимал, что тот рассказал об этом эпизоде без злого умысла, а просто как о редчайшем случае из боевой практики. Вскоре дивизия была отведена в Черниговку для пополнения. На аэродром Аскания-Нова сел 9-й гвардейский полк. Одна из его эскадрилий опустилась на выбранный Покрышкиным полевой аэродром подскока у Скадовска. Не исправила скверное настроение даже встреча Нового года. Можно было довольствоваться только тем, что подсказал другим, как можно вести боевую работу на воздушных коммуникациях над Чёрным морем в условиях блокированного Крыма. С прибрежного аэродрома у Скадовска эскадрилья В.Д. Лавриненкова за короткое время сбила над Чёрным морем более 30 самолётов. Лавриненков стал воевать с ноября 1941 г. Первый боевой вылет он совершил на устаревшем И-15 бис, безуспешно пытаясь перехватить Хе-111. На той же машине провёл первый бой с «мессерами», чудом приземлив свой изрешечённый биплан на одно оставшееся колесо... Весной 1942 г., переучившись на Як-1, в составе 763-го ИАП он участвовал в боях под Ельцом, где одержал первую победу, решительно контратаковав пару Ме-109. Через несколько дней в тяжелейшем бою с шестеркой Ме-110 он отчаянно уворачивался на вираже от смертоносных очередей «мессеров».

Продолжение следует в части  27                http://proza.ru/2019/05/21/1189