Генералы. Х. Судьбы... Не вернулся из боя... ч. 2

Александр Коваленко 5
                СУДЬБЫ... НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ... ч.2
  СЕРИЯ: ГЕНЕРАЛЫ ПОГИБШИЕ СОЛДАТСКОЙ СМЕРТЬЮ
 
                О ВРЕМЕНА, О...
      «Улица Генерала Лизюкова —  самая обычная улица в Коминтерновском районе г. Воронежа названа в честь Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск, командующего 5-й танковой армии Александра Ильича Лизюкова. Протяжённость около 3 км. На улице Генерала Лизюкова поставлен памятник котёнку — герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», которого придумал воронежский писатель Виталий Маркович Злотников. По мнению краеведа В. И. Кононова, котёнок Вася, скорее всего, третий в мире мультипликационный герой, которому поставили памятник».
      Заметьте это не я сказал, мультипликационный герой, так указано в историко-краеведческом издании Центра духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках.
На воронежской улице установлен памятник, не генералу, Герою Советского Союза, сложившему свою голову на воронежской земле, а «мультяшному «котёнку с улицы Лизюкова».
      И так, изучив на бескрайних просторах социальных сетей, не один комментарий, на памятник «мультяшному герою»:
      ... до Воронежа далеко??? Мало кто не видел мультик про котёнка Василия. И стоит он на улице Лизюкова )) Памятник небольшой и очень милый! Жаль, что с завидной периодичностью у котенка обламывают усы.
      Случайная встреча. Слышал об этом памятнике, но где эта улица в Воронеже находится не представлял, пока случайно не оказался нос к носу с котёнком с улицы Лизюкова :) Очаровательный памятник!
      Детский памятник анимационному персонажу. Пусть и небольшой, но он есть) Памятник Котенку - анимационному персонажу из мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова» и т.д. и т.п. В этом же стиле.
      Мы так и не повстречали ни одной записи о том, чтобы кто-либо заинтересовался, вопросом, кто же этот Лизюков? В чём его заслуга, что в областном российском центре на улице названной его именем ставят памятник герою мультика?
      Однако, каковы нравы – такие и времена. И всё-таки...

                ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ ...
      Многие исследователи в погоне за сенсациями к сожалению не смогли преодолеть политической и идеологической конъюнктуры в изложении факта гибели генерала. Их многочисленные попытки раскрыть тайну, как ни прискорбно - не увенчались успехом.
      Отрадно одно, что бесчисленные историки, исследователи, свидетели и пр., пр., были единодушны в одном - генерал действительно «погиб в бою в июле 1942 г.» для всех - это факт бесспорный. Фантастические страсти этой истории начинаются намного позже. Камнем преткновения стали вопросы о месте гибели и о месте захоронения? Историй, слухов и легенд не счесть.
      Известно, что вдова Лизюкова «как ни добивалась, но не получила никаких уведомлений о гибели мужа». Уже после окончания войны она написала три письма Сталину с просьбой прояснить судьбу мужа, но ни на одно из них так и не получила ответа. В одном из этих писем она писала: - «Я обращаюсь с просьбой. Я хочу знать, где и как погиб мой муж и где остался его труп?...».
      Различные сердобольные источники,  причисляя себя к  «лику  живых первоисточников» указывают различные обстоятельства и места смерти генерала.
      Однако, липецкий историк Игорь Сдвижков,  «глубоко погружённый в материал», документально развенчивает любые, из представленных за 76 лет прошедших после гибели легендарного военачальника, факты, сомневаясь в правдивости т.н. свидетелей захоронения генерала.

      КАК РОЖДАЮТСЯ МИФЫ - история соткана из лжи в которую все верят.
      Так, в своих мемуарах Солдатский долг Маршал Советского Союза и Маршал Польши К. К. Рокоссовский писал о смерти генерала А. И. Лизюкова:
«В этих боях погиб командующий 5-й танковой армией генерал Лизюков. Он двигался в боевых порядках одного из своих соединений. Чтобы воодушевить танкистов, генерал бросился на своём танке КВ вперёд, ворвался в расположение противника и там сложил голову. Мне было искренне жаль его».
      По свидетельству М. Е. Катукова, с апреля по сентябрь 1942 г. командир 10-го танкового корпуса 5-й армии:
      «Лизюков благополучно выбрался из танка, но не успел ступить и шага, как рядом разорвался снаряд... . Тело Лизюкова с разбитой головой, в комбинезоне и простых сапогах (другой одежды он не признавал) было доставлено в тыл. С болью в сердце похоронили мы отважного генерала на кладбище близ села Сухая Верейка. Похоронили с всеми воинскими почестями».
       Игорь Сдвижков - «... (да хоть и без оных, как уверяют нас сейчас «находчики»!), не оставили бы никакого следа в документах?! Обязательно бы оставили и не только в документах 1 и 2 ТК, но и в документах штаба Брянского фронта, а также и в докладах наверх! А «участников похорон Лизюкова», которые без труда могли показать, где именно они его похоронили! Отчего ж они не приехали?! Отчего ж не показали?! Ответ опять очевиден: указать место захоронения Лизюкова они не могли, потому что его НЕ ХОРОНИЛИ!
      Первые исторические исследования об истории боёв под Воронежем и выяснение обстоятельств гибели Лизюкова проходили в условиях крайне недостаточной документальной базы и главным образом опирались на идеологически выдержанные «исторические» труды и мемуары советских полководцев (об этом было сказано в первой части. К.А.). Но этих материалов было крайне недостаточно, чтобы выяснить, что же случилось с Лизюковым, поэтому воспоминания фронтовиков стали для поисковиков главным источником в этом вопросе. Поиск информации и опросы ветеранов упорно продолжались.
      В этих условиях кому-то из ветеранов, ставших в июле 1942-го свидетелями похорон в Лебяжьем какого-то «большого начальника», вполне могло показаться, что погибший, возможно, и был тем самым генералом! С годами предположения вполне могли перерасти в стойкую уверенность, что он своими глазами видел не просто похороны какого-то «начальника», а именно Лизюкова и «его автоматчиков»! Ведь за всё время никто так и не нашёл его могилы! Значит, это был он, а кто же ещё?!».
      Так из желания помочь и прояснить судьбу пропавшего генерала стал возникать миф. Люди легко верят в свои предположения и начинают путать их с достоверными фактами.
      Автор не ставил своей целью устроить очередной пересказ всех небылиц, состоятельных и несостоятельных дискуссий. Вопрос состоит в том, чтобы была жива память о человеке. И во сто крат прав сэр Джоан Роулинг -«Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нём».
      А вот что думает об увековечивании памяти генерала А.И. Лизюкова вышеупомянутый историк Игорь Сдвижков:-
      «Думаю, что в 1965 году, когда принималось решение о том, где следует поставить памятник герою, люди, знавшие о его последних драматических днях, решили, что было бы глубоко символичным установить памятник именно в Медвежьем.
      Через 23 года после гибели генерала памятник ему появился в том самом месте, куда в далёком 42-м, он так отчаянно и трудно пробивался. Вот, пожалуй, какими мотивами могли руководствоваться те, кто принял решение установить памятник Лизюкову в Медвежьем.
      С уважением относясь к их решению, я всё же думаю, что справедливее было бы увидеть памятник генералу вблизи места его гибели и возможного захоронения, например у развилки Землянского шоссе на Большую Верейку. Это была бы память не только командующему, похороненному где-то поблизости в безымянной могиле.
      Многим нашим бойцам и командирам не досталось тогда даже этого.
      Вспомним комиссара Ассорова, последним упоминанием о котором было лишь только то, что его мёртвое тело так и осталось свисать из башни разбитого танка… И открытый вопрос: - Где искать его останки?
      Вспомним об убитом в танке механике-водителе и о стрелке-радисте, убитом во ржи… Их ведь после отхода наших войск никто не хоронил
      Вспомним и о сотнях других воинов, оставшихся тогда лежать на политых кровью высотах не захороненными. Их стаскивали потом в огромные бомбовые воронки и наспех заваливали в осыпавшихся окопах, и не досталось им после смерти ни могилы, ни памятника. Их кости до сих пор лежат в земле и на огромном поле с отметкой 188,5.
      Обелиск Лизюкову был бы здесь общим памятником для многих тысяч наших солдат, погибших и пропавших без вести в кровавых боях лета 1942 года на Сухой Верейке. Мы не вправе забыть их.
                Вечная им память!».
      Главное чтобы была жива память о Герое, а соперничество о том кто компетентнее в этом вопросе - это от Лукавого.
      Впрочем, это уже совсем другая история.