Генералы. X. Судьбы... Не вернулся из боя... ч. 1

Александр Коваленко 5
                СУДЬБЫ... НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ... ч. 1
      
                СЕРИЯ: Генералы погибшие солдатской смертью 

                Человек умирает тогда, когда умирает 
                последнее воспоминание о нём.
                Джоан Роулинг. 



      Мы находимся в преддверии празднования 75-ти летия победы советского народа в Великой Отечественной войны. Канули в Лету её последние залпы. Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жёстоко нагруженной памятью, с такой измученной душой.
      Но что будет с нами, если люди забудут её и не передадут нам свою память?
      Какими мы будем без неё в нашем большом, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее. К примеру: - многочисленные публикации, посвященные описанию начального периода Великой войны, как этапа отечественной истории, к сожалению, не только не позволяют закрыть все «белые пятна», но они же становятся источником новых мифов, искажающих роль Красной армии в победе над фашистской Германией. Один из таких мифов относительно гибели Героя Советского Союза, командующего 5-й танковой армии, генерал-майора танковых войск АЛЕКСЕЯ ИЛЬИЧА ЛИЗЮКОВА.
      Каждый человек, интересующийся историей войны 1941-1945гг., совершенно определённо может назвать имена только тех полководцев, кто вёл наши войска на штурм Кёнигсберга, Праги, Берлина. Но ему сложно будет вспомнить имена тех военачальников которые вступили в войну, ибо их вклад в Победу так и остался никому не известен, потому что погибшие в бою, в плену и в застенках НКВД об этом не уже расскажут.
      Я это к тому, что павшие в любой войне беззащитны, а многие и безымянны. Они не могут себя защитить, рассказать правду, поделится своими воспоминаниями о тех событиях участником которых он были.
      Вот та же история и с Героем Советского Союза А.И. Лизюковым, о нём и после победы вспоминали нечасто, а сейчас и подавно. Его фамилия стала известна широким массам в основно благодаря вышедшему в 1988 году, на голубые экраны наших телевизоров анимационного фильм режиссёра В. Котёночкина, «Котёнок с улицы Лизюкова».
      О генерале принципиально забыли, особенно, когда крайне неудобно было говорить о событиях, связанных, с наиболее тяжёлыми поражениями нашей армии периода лета 1942г.
      Ещё были живы т.н. «вожди», да и многие военачальники, (А.М. Василевский, М.И. Казаков, И.Г. Лазарев, П.А. Ротмистров и др.), непосредственно причастные к мягко говоря т.н. «неудачам наших войск» на воронежском и сталинградском направлениях, они часто называли виновниками неудачи друг друга и лично командарма А. И. Лизюкова, при этом не беря ответственность на себя. В послевоенный период ими было написано множество мемуаров и переписывать их заново, естественно никто не хотел. (об этом мы поговорим отдельно в готовящейся к печати публикации, рабочее название «ГДЕ ХРУЩЁВ, ТАМ ЗАПАХ СМЕРТИ, прим. Авт.).
      В последнее время, стало модным к примеру больше говорить про «борца с большевизмом»,  предателя генерала Власова и иже с ним, чем о командующем 5-й танковой армией, который 23 июля 1942 года так и не вернулся из своего последнего боя.

                ТАК КТО ОН - ГЕНЕРАЛ ЛИЗЮКОВ?
      Что успел совершить, за тот короткий период войны, в котором принял участие, как жил, воевал и как погиб?
      Гражданскую, Александр, закончил заместителем командира бронепоезда. В те годы, когда в головах советских стратегов (К.Е. Ворошилов, С.М. Будённый), кавалерийская атака могла тягаться с мощью бронированного кулака он проявил себя как теоретик и тактик танковых войск.
      В 1927 году выходит в свет его фундаментальный для своего времени, научный труд «Борьба с бронесилами». Выпускник Военной академии им. М.В. Фрунзе (1928г.). он занимается преподавательской работой на бронетанковых курсах (КУАС) в Ленинграде. Затем преподаёт тактику на факультете механизации и моторизации Военно-технической академии РККА им. Ф.Э. Дзержинского. Однако, стремление служить в строю, в войсках было для него приоритетом.
      Так, уже в 1933г. А. Лизюков возглавил отдельный танковый батальон, затем полк, и наконец в 1936г., назначается командиром 6-й отдельной тяжёлой танковой бригады. Таким образом, по службе полковник (звание присвоено 17.02.1936г.), Лизюков А.И. продвигался довольно успешно, недаром про него сам начальник Генштаба Б.М. Шапошников сказал что это «Крепкий командир».
      А ещё – стихи, дневниковая проза, переводы и честь открыть на своём танке первомайский парад техники 1936 года. 
      В кадрах кинохроники вся страна увидела, как на Красной площади по брусчатке на высокой скорости промчался танк под названием «Киров», а в его открытом люке башни стоял Лизюков. Рассказывали и о том, что он придумал летающий танк: научил танкистов перепрыгивать на машинах небольшие речушки. После этого он стал известным на всю Красную Армию и его стали называть «летающий танкист».
      За успехи в формировании и обучении танковых подразделений и частей будущий командарм, был награждён орденом Ленина. Осенью 1935 года как лучший специалист по бронетанковым войскам Александр Ильич был направлен во Францию в составе делегации военных наблюдателей на манёвры французской армии, где его пути, роковым образом, пересекутся с путями маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского.
      Блестящий карьерный взлёт завершится 8 февраля 1938 года. Органами НКВД Лизюков был арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст.58-16, 58-8 и 58-9 УК РСФСР. Ему припомнят ВСЁ и встречу с Тухачевским, обвинят в участии в военном заговоре, умышленной порче боевой техники. Венцом обвинения станет то, что он «собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и др. руководителей ВКП(б) и советского правительства путём наезда танка на Мавзолей во время одного из парадов». В ходе следствия ЗеКа Лизюков, подвергался жестоким пыткам и издевательствам, из 22-х месяцев заключения, он,17 из них, провёл в одиночной камере. Под пытками признал себя виновным, но никого из сослуживцев не оговорил. Но, ему «повезло», он оказался в числе тех, наиболее талантливых военных, которых освободили в результате т.н. «первой бериевской амнистии».
      3 декабря 39-го, «практически труп», был полностью оправдан, восстановлен в звании и должности. За это время он потеряет отца, его семью выселят из квартиры в ленинградском Пушкине, а его сослуживцы-танкисты отправятся на «позорную» финскую войну.
      Имя Лизюкова гремело не только на великую страну, но и на весь мир. О нём ходили легенды. Но о том, что он ещё недавно был арестованным и считался предателем Родины, советские пресса, конечно, не писала.
Свою «невиновность» и преданность Родине, полковник Лизюков А. И. доказал, сполна с первого дня войны. Его фамилия была включена в список первого приказа командования о присвоении звания Героя Советского Союза. Указ от 5 августа 1941 года, медаль №Золотая Звезда» №531.
      Эту высшую награду, «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство», он получил в самом начале войны за организацию и оборону переправ под Борисовом и Смоленском, спасая сотни тысяч солдатских жизней. Вместе с А. И. Лизюковым в обороне переправ принимал участие его 16-летний сын Юрий, курсант Борисовского танкового училища.
      Вот как об этом подвиге писал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский: «Полковник Александр Ильич Лизюков был прекрасным командиром. Он чувствовал себя уверенно в любой, самой сложной обстановке, среди всех неожиданностей, которые то и дело возникали на том ответственном участке, где пришлось действовать его отряду. Смелость Александра Ильича была безгранична, умение маневрировать малыми силами — на высоте. Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд».
      Однако, подлинную чашу несправедливости ему придётся испить позже - в ожесточённых июльских боях 1942 года под Воронежем, будучи командующим пятой танковой армией.
      В ходе Воронежско-Ворошиловградской операции введённая командованием фронта в бой с неосмотрительной поспешностью, демаскированная, превращённая в беззащитную мишень для вражеской авиации, «5-я танковая армия не смогла выполнить возложенной на неё задачи ударить во фланг наступавшему на Воронеж врагу и нанести ему решающее поражение». 15 июля директивой Ставки ВГК армия была расформирована, а командарм с понижением назначен командиром 2-го танкового корпуса.
      Высшее военное начальство проигнорировало доводы командарма о том, что «контрудар армии строился на изначально неверном предположении о том, что наступающие немецкие танковые корпуса будут далее двигаться через Дон и Воронеж на восток...».
      По свидетельству очевидцев, 23 июня у Александра Ильича состоялся тяжёлый разговор с командующим оперативной группы, заместителем командующего Брянским фронтом генерал-лейтенантом Чибисовым Н.Е. Он требовал от командования авиационного прикрытия: «Прикройте нас с воздуха, и мы сделаем всё, что необходимо. Вы не дали мне нанести удар железным кулаком, заставили вводить армию в бой по частям, так хоть теперь сделайте по-моему — дайте авиацию, иначе всё погибнет», говорил он командующему. В ответ на это Чибисов без всяких к тому оснований, назвал его трусом, грубо оскорбив его офицерскую честь.
      Хотя, неудачу в операции 5-й танковой армии предопределили ошибочные решения высшего военного командования, которые в дальнейшем уже не смогли скомпенсировать никакие героические действия отдельных советских частей и бойцов, генерал был «назначен» виновным в её провале.

                ПОСЛЕДНИЙ БОЙ...
      Из официальных источников известно, что в ночь на 23 июля 1942 года Лизюков получил приказ силами своего корпуса наступать вслед за уже прорвавшейся (как полагали) к Медвежье 148-й танковой бригадой.
      В свой последний бой командарм расформированной армии ушёл как боевой офицер, прорываясь на тяжёлом КВ вслед за 26-й и 27-й танковыми бригадами, к попавшим в окружение частям. В ходе боя его танк был подбит.
      Согласно архивным документам генерал-майор Александр Ильич Лизюков погиб в бою 23 июля 1942 года у южного отрога рощи, что в 2 км южнее села Лебяжье (высота 188,5), Семилукского района Воронежской области. Его тело осталось на территории, захваченной врагом, и не было предано воинскому погребению.
      В донесении о безвозвратных потерях от 2 октября 1942 года указана запись «убит 24-25.7.42». 
      «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» . Эти строки из бессмертного произведения Горького, как нельзя лучше характеризуют жизнь и героическую смерть нашего ГЕРОЯ!