Куда ты котишься?!

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Лет 10 назад, в летнюю жару, поехал я на велосипеде купаться в реке Чирчик в районе так называемого озера Рохат. Вся эта местность находится неподалёку от столичного массива «Водник» Бектемирского района. Примерно через километр по главной дороге, Ахангаранскому шоссе, расположен большой блокпост ГАИ на выезде из Ташкента в область.
Вода здесь переменчива: то много её, то остаётся чуть-чуть, то опять прибывает. Зависимость от регулирования стока для нужд земледелия.
Правый берег высок. Закрепив велосипед к столбу, спустился по тропинке, идущей к реке сквозь заросли кустарников и деревцев. Равнинная часть берега, непосредственно прилегающая к воде, довольно широка: песок, супесь, ил, участочки с травянистой растительностью, редкие камни разной величины, от гальки до булыжников, местами довольно плоские площадки, но в основном неровности, кое-где лужи и лужицы.
Не пляж. Никакого благоустройства. Никакой цивилизации. Но горожане здесь всё-таки бывают. Так сказать, отдыхают на лоне природы. А посему и мусор всякий тут есть, и пластик. По-другому же нашим людям лень. Да и не умеют они. Потому как даже не задумываются, что следует по-другому. Не приучены.
Обнаружил компанию молодых людей, человек семь, лет по 18-ти: юноши в трусах и топлес, девушки в купальниках. Видимо, не раз и в воде успели побывать, и к припасам своим приложиться.
Пока я чуть в отдалении от них раздевался, два парня отошли от стойбища компании в сторону метров на пять. Там – всё то же: ни кустов, ни бугорков, открытость, просматриваемость. И справили нужду по-маленькой. Без всякого стеснения. Без какой-либо зажатости. Пусть я не в счет – мужик. Но ведь девушки! При них! А они – ноль внимания! Для меня всё это было странно. Мы в нашей юности о таком и подумать не могли бы. Естественно, никогда такого и не допускали себе. И не позволим никогда. Ни при женщинах, ни при бабушках…
Может, сознание этих юношей осталось на младенческом уровне, когда на прогулке их мамки, руководствуясь известными им признаками, опускали мальцам тут же штаны, поднимали их в позу "горшка", чтобы свершение процесса оставило портки сухими и чистыми? (Кстати, сейчас дети полутора-двух лет и даже чуть больше, росшие в памперсах, с криком, плачем, до истерик отказываются от горшков; не хотят прерывать свое времяпровождение в постоянном движении; и даже кормить их с ложечки приходится на ходу).
Или они, "культурно отдыхающая" компания молодёжи, приняла на веру расхожее правило "что естественно, то небезобразно"? Правило, которое, как в данном случае, чревато стиранием грани между человеком и животным?
А может, это эволюция сознания, которая в силу моего возраста, не затронула меня: я остался при своих понятиях, а у молодёжи – другие взгляды? Меня шокирующие, а для молодых нормальные?
Как бы там ни было, девушки всё-таки "отливать" не отходили. Хотя, наверно, тоже хотелось. Терпели. Не переступали грани. И на том спасибо.


                * * *

Почти всё в поведении человека и людских сообществ основано на условностях, понятиях, привычках, мнениях, менталитете. Которые варьируют от страны к стране, от народа к народу, от группы к группе, от особи к особи.
В начале 1970-х я после МГУ был стажёром в Институте биохимии имени Баха АН СССР. Наверно, он есть и до сих пор и там же, на площади Гагарина, которая в первые годы моего студенчества еще называлась «Калужская застава». Дмитрий Островский, старший научный сотрудник лаборатории эволюционной биохимии, возглавляемой академиком Александром Ивановичем Опариным (директор института, создатель теории возникновения жизни на Земле), был отправлен в диковинную в те годы командировку, в Японию. Вернувшись, он, кроме остальных впечатлений, рассказывал и о том, что в Стране Восходящего Солнца совершенно в порядке вещей, когда женщина заходит с ребенком в мужской туалет, или когда мужчина "отливает" под ближайшим деревом.
Куда ж денешься, коль припрёт физиологическая нужда!
Но она никоим образом не оправдывает юношей, с которых начался рассказ. Можно же было отойти не на 5 метров, а на 15, и оказаться за кустами и деревьями!
Да, условность.
Куда ж без неё!
Ею могли бы и девушки воспользоваться…


                * * *

Фейсбук, Фергана.Ру:
— Туркменский актер Анна Меляев получил в объединении «Туркменфильм» официальное разрешение на ношение бороды. Об этом 15 мая сообщило радио «Азаттык».

Baha Dos (здесь и ниже – в орфографии авторов):
— Актёра зовут Анна? Ну ****ец))) [5 оценок: 2 "нравится", 2 "Ха-ха", 1 "Сочувствую"]

Marat Avaz-Nurzef:
— Ударение на второе "а". АннА – национальное имя. Не имеет отношения к женскому имени у русских и других народов.
бАба – женщина,
бабА – дедушка.
кАка – нечто плохое или дерьмо,
КакА – известный бразильский футболист, обладатель «Золотого мяча».[4 оценки "Нравится"]

Иномжонов Икболжон:
— анна – пятница.

Katya Kerci:
— Marat Avaz-Nurzef, «какА» ещё и «папа» по-туркменски [нет оценок]

Marat Avaz-Nurzef:
— Katya Kerci! Таких глубоких познаний в туркменском языке, как у вас, у меня нет. Посему спрошу: вы не шутите? ))) [1 оценка "Нравится"]

Акмал Якубов:
— Katya Kerci Ке-ке по моему

Ольга Эшматова:
— У них что все слова одинаковые? И имя и пятница и папа – охренеть как обогатились мои познания

Marat Avaz-Nurzef (посмотрев профиль, где написано "учился в Tashkent State Institute of Oriental studies"):
— Baha Dos! Вы – выпускник Института востоковедения? Если "да", то какова ваша специальность по диплому? [1 оценка "Ха-ха"]

Baha Dos:
— Marat Avaz-Nurzef, я – китаист [я поставил "Нравится"]

Marat Avaz-Nurzef:
— Baha Dos! О! Поздравляю! Это прекрасно! В вашем самом первом комменте из двух коротеньких фраз, породившем такое оживлённое и, я бы сказал, бурное обсуждение, я не понял фразу вторую, меньшую. Не понял потому, что, как теперь я догадываюсь, она по-китайски. Может, восклицание типа "Wow!" Что по-русски означает "Ничего себе!" А может, ваше китайское изречение есть какая-либо древняя восточная мудрость. Типа "Век живи, век учись и дураком помрёшь!". Или полное имя какого-нибудь китайского философа, мудреца, поэта, политика.
Ну Пис Дес...
Одним словом, сразу видно высокообразованного, культурного, интеллигентного человека!..
И ВСЕ МЫ АПЛОДИРУЕМ СТОЯ!

Baha Dos:
— Да выпейте зелёного чая и успокойтесь уже. Я же просто прикололся, а вы тут целую диссертацию настрочили)))

Marat Avaz-Nurzef:
— Верховная палата Международного фонда «Yosh avlod – zamonaviy Farxod» с штаб-квартирой в Измире проводит тест среди выпускников высших учебных заведений Узбекистана. Вы, Baha Dos, явились одним из тестируемых. Вы не только успешно прошли наш тест, но и получили высшую оценку B2D3I2. Это звучит как "Б в квадрате", "Д в кубе", "И в квадрате". C чем вас и поздравляем!
Если вы сообщите нам свои личные данные, то мы направим благодарственное письмо в Ташкентский институт востоковедения, в котором вы учились.
Если же вы настолько скромны, что решите остаться анонимным (или же, сочтя себя недостойным такой высокой награды, опять-таки останетесь в "маске"), то мы через ГУВД, найдём вас. Страна должна знать своих героев персонально и в лицо! А пока вот вам эскиз вашего нагрудного знака, модель которого будет вам вручена в торжественной обстановке.


                * * *

Фото знака отличия от «Yosh avlod – zamonaviy Farxod» для Baha Dos здесь приведено. А буквальный перевод названия фонда на русский язык звучит как «Молодое поколение – современный Фархад». То есть равняйся, молодёжь, на несравненного богатыря Фархада – героя поэм великих Низами Гянджеви и Алишера Навои.
Последний мой выпад, да еще и с "медалью", заставил замолчать китаиста Baha Dos. Не потому, что наступило прояснение в его "эволюционировавшем" сознании. Но, скорее всего, потому, что перетрухал парнишка: вдруг в самом деле "достанут"…


                * * *

Да, с того случая на берегу реки Чирчик пролетело десятилетие. Многое изменилось с тех пор. И в девушках, и женщинах. Еще тогда, 10 лет назад, в Узбекистане представительницы прекрасной половины человечества длинные волосы носили либо в косах, либо в каких-либо причёсках. Распускали же сию роскошь лишь дома, или даже только на ночь. Теперь же все, кто имеет на то "реквизит", ходят по улицам, средь бела дня, русалками. А таковых в Ташкенте – не менее 80%! То, что всего 10 лет назад считалось неприличным, теперь общепринято, нормально. Нет! Я – не против! Наоборот! Очарование! Пусть же оно будет, как воздух, везде и всем доступно! Не только домашним или мужу! Всем! Без иронии…

За прошедшее десятилетие у всех появились сотовые телефоны. Интернет стал массовым. Молодёжь ушла с головой в свои смартфоны и социальные сети. Безусловно, есть положительные моменты в этом явлении. Но налицо и деградация. Не только грамматическая и словарная: ошибки, незнание правописания, отсутствие знаков препинания, односложность и примитивность комментариев, нередко выражение своей реакции лишь лайками, смайлами, стикерами, готовыми картинками. Но и то, что 3-4 матерных словечка, самых простых, распространенных, популярных и общеизвестных, встречаются чуть ли не через раз. То есть их публичное использование на виду всей Планеты (ведь доступ с любой точки всего света) стало обычным явлением. Более того – способом щегольнуть своей "современностью" и "крутизной". Не подозревая о том, что совершают лишь жалкие потуги камуфлировать деградацию! Не только грамматическую, словарную и поведенческую. Но и глубинную – логическую и культурную. Потому выпускник Ташкентского института востоковедения китаист Baha Dos так и не понял ни цели, ни смысла моих обращений к нему. А они были элементарными: "Негоже!". Для осознания сего не хватило парнишке извилин. Иначе он либо извинился бы за своё "Ну ****ец", либо просто замолчал бы. Он же попытался осадить меня в своем – хамском! – стиле: "успокойтесь!", "не строчите диссертацию!"
И такое – не где-нибудь, но в Узбекистане! Где парнишки "по умолчанию" должны иметь пиетет к тем, кто старше их. Как здесь – я уверен! – не меньше, чем вдвое. А то и втрое…

Потому я предполагаю:
1. Может, Baha Dos, полгода-год в вузе и значился, но не закончил, бросил, или выгнали.
2. Может, парнишка как-то и пытался поступить и стать студентом, но не смог.
3. Если же у него всё-таки есть диплом Института востоковедения, то деградация, видимо, не миновала и эту некогда престижную и авторитетную кузницу гуманитариев и интеллигенции.



                * * *

Не удивительно! Девальвация вечных ценностей, деградация высокой культуры – общие явления на просторах бывшего СССР. В лучах повышенного спроса, признания и славы плавают на поверхности мутных вод похабные быдло-творцы: литераторы, режиссеры, перекройщики, примитивизаторы и извратители великой классики, актеры-исполнители. Не хочу называть имён. Не хочу их произносить.



                * * *

Да, всё течёт, всё меняется. Официальный феминизм наступает по всем фронтам. Одерживает одну победу за другой. Уже подросло несколько поколений, которые воспринимают как нечто само собой разумеющееся занятия девушек и женщин видами спорта, которые всего лишь лет 15-20 назад считались только мужскими. Потому в школах нынче нередки выяснения отношений между девочками не только в словесных перепалках, но и врукопашную.
Уйдём мы, старшее поколение, которое так и не приняло такого оборота дел ни в спорте, ни в жизни, и тогда все будут считать, что девушки, в спортивной борьбе рьяно мнущие друг дружке перси (груди), или безжалостно рвущие в боксе ланиты (щёки), – это нормально. Хотя, если не остановить деградацию, то не исключено, что после нас люди никогда не будут ни слышать, ни читать, ни понимать таких слов. Будут говорить и писать сиськи, титьки, рожи, морды, в лучшем случае – фейсы.

Интересно, а изменились ли за последнее десятилетие сознание, психология и менталитет молодёжи настолько, что теперь и девушки на диком пляже не терпят, но как и юноши, тут же отходят и на виду у компании и окружающих справляют нужду? А что?! Равноправие же!

Не знаю. Но то, что теперь в соцсетях немало девушек вворачивают в свои примитивные комменты такое же словечко, как наш "китаист" (а также другую матерщину из "звёздного" набора), – это факт.
В их числе немало и тех, чьи фамилии (или никнеймы), а также их профили, говорят об их узбекском происхождении.

О, Узбекистан! Куда ты кОтишься?!


P.S. На Фейсбуке, в отличие от Прозы.Ру, нет автоматической модерации матерных словечек. Всё идёт, как есть…



15-18 мая 2019 г.