Гоголь. В прозе его гармонически соседствуют, переливаясь одно в другое, гротеск и лиризм, фантазия и трагедия, комедия и сатира, и главное – поэзия. Его творчество - поэзия в прозе живёт и не увядает на украинской и русской земле. Читая его периоды, воспринимаешь их, как стихи,.. и хочется читать вслух. И во всей этой поэзии, в совершенной гармонии свежей новой прозы молодого писателя присутствуют и бытовые подробности, и народные выражения, и поразительные картины природы c элементами сказки… "Новое драгоценное звено мирового романтизма, - пишет А.В. Чичерин, - слились 2-е национальные культуры – украинская и русская. Украина, конечно, ближе, роднее писателю, поэтому, когда он пишет о ней, так теплы краски его произведений. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» он смешал фантастическое и трагическое, сатиру и гротеск, народно-бытовое и лирическое". Кажется, молодой писатель,.. нет, поэт! писал увлечённо, свободно, без предварительных набросков и плана, писал с наслаждением.
Очень скоро после выхода его первой книги выходит его новый цикл «Миргород», в котором появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Гоголь теперь думает, что первые его романтические произведения далеки от совершенства. В одном из своих писем он пишет: «Вы спрашиваете о Вечерах Диканьских. Чёрт с ними!.. Я даже позабыл, что я творец этих Вечеров, и Вы только напомнили мне об этом… Да обрекутся они неизвестности!>>
Многие критики считают, что Гоголь эволюционировал, с чем далеко не все могут согласиться. Безусловно его произведение продолжали быть прекрасными и становились более глубокими; но «Вечера на хуторе близ Диканьки» остаются всё такими же свежими, поражающими своею художественностью, яркостью, юмором, хотелось бы даже сказать, озорством начинающего писателя. Кто, какой импрессионист может сегодня сравниться с ним, так заразительно смеющимся?..
*Письмо Погодину в 1833г.