Еще раз о войне

Полина Ребенина
Сегодня, в день Победы, иду я в колонне "Бессмертного полка". В руках несу портрет отца, который воевал на Ленинградском фронте, но его довоенная и  послевоенная жизнь была тесно связана с родным Верхневолжьем. Рядом со мной плывут портреты односельчан, которые бережно и гордо несут их потомки. Почти все они - мои друзья и знакомые, городок у нас небольшой. С картинок смотрят молодые, красивые и улыбающиеся лица, ведь сделаны многие фотографии были в самом начале войны, которая всем тогда представлялась короткой и победоносной, а обернулась долгой и страшной трагедией. Лица у многих демонстрантов задумчивые, написаны на них не только гордость за своих героических предков, но и скорбь, - ведь немногим отцам и дедам довелось вернуться домой. Если же вернулись, то часто израненными и искалеченными, навсегда оставив свою молодость и здоровье на полях сражений.

И мне сегодня грустно, думаю не только о моем отце, потерявшем здоровье в ту войну, но и о миллионах других загубленных молодых жизнях. Возвращаюсь мыслями к вчерашнему разговору с соседкой по лестничной площадке. Встретились с ней на бегу, но остановились и разговорились. Она собиралась свою старенькую маму в больницу отвезти. Мать ее я видела не раз, она иногда к дочери заходит, хотя делать ей это нелегко. Такая приветливая, ласковая, седенькая старушка в неизменном платочке, припадающая на обе ноги. Ходит она медленно и трудно: долго волочит одну ногу, а за ней подтаскивает вторую.
-Что-то у вашей мамы с ногами совсем беда,-сочувствую я соседке.- Ревматизм?
-Да нет, это у нее давно, с самой войны,- поясняет она. - Мама моя родом из деревни под Ржевом. Немцы там в войну накрепко окопались, все к Москве надеялись прорваться. Но наши их все-таки, хоть и с большими потерями, но смогли выбить из села. Немцы были страшно обозлены и просто так покидать село не собирались. Перед отходом решили отомстить и расправиться с местными жителями: врывались в каждый дом, и поливали из автоматов всех там находившихся- стариков, женщин, детей. Мама моя еще маленькая тогда была, лет пять. На глазах у нее застрелили бабушку, мать и старших сестер. Полоснули и по ней очередью из автомата, обе ножки перебили. Она под лавку свалилась, сознание потеряла, ничего больше не помнила. Очнулась уже в полевом госпитале. Наши бойцы, ворвавшись в село, обходили дома, искали выживших. Они и обнаружили, что девочка, хоть вся окровавленная, но еще дышит, и отвезли ее в медсанбат. Подлечили малышку, но с той поры она всю жизнь на обе ножки хромает. Но главное, что выжила, поместили в детдом, там и выросла. Девушкой устроилась работать на хлебозавод в Весьегонске. Пришло время замуж вышла, ну а позже и я в семье родителей появилась.

Вот такую страшную историю - еще одно напоминание об ужасах прошедшей войны, услышала я на днях от моей приветливой и разговорчивой соседки. Оттого-то праздник Победы для меня, как и для многих других - это день великий, но скорбный, "со слезами на глазах".