Глава 22. Горечь потери младшего брата

Мария Лашкунова
18 мая проводили маму в Крым. На прощание Мария сказала матери:
 - Это, мамочка, твоя уже последняя поездка в Крым. Вернёшься, будем жить, как Бог даст.
Очень волновалась и тревожилась  дочь за мать, как она одна доберётся до городка, в котором жил брат.
- Как же беззащитны и ранимы, словно дети, становятся люди к старости…

Мама была слаба, плохо слышала, начались проблемы с памятью. Как-никак возраст – 71 год. Уговоры не действовали на нее, она настаивала на этой поездке. Там ждала ее дача! Из-за материальных затруднений не было возможности отправить с бабушкой внучку. Жили они все еще на зарплату сына. Мария начала работать только с 19 июня. Тревога ушла, сердце успокоилось лишь после того, как позвонив в Крым, дочь узнала  о том, что мать благополучно добралась и все у нее хорошо. Нежность и любовь заполняли душу и сердце Марии, мысленно перенося эти чувства к  ее дорогой мамочке.

В конце июня раздался телефонный звонок. Звонила мать из Крыма. Рыдая она  сообщила, что 21 июня 2003 года  от ишемической болезни сердца умер Владимир – самый маленький, ее сынок! Мария была ошеломлена этим сообщением матери. Ведь всего лишь месяц назад брат звонил ей, они так долго с ним разговаривали, он был весел и жизнерадостен. Собирались все вместе встретиться в Крыму. А тут такое!!! Не верилось во все это. Внутри все дрожало, учащенно билось сердце Марии… Бесконечные: горечь и  печаль охватили ее душу.

Затем она с сестрой ждала  приезда мамы из Крыма и брата Григория с гробом из Москвы. Напряжение физических и душевных сил было запредельным. Приезда родных так и не дождались. Позвонили матери в Крым. Та и сообщила с плачем:
 - Тело Вовы сожгли!!!  Мне уже нет смысла приезжать в Гомель…

Так сложились обстоятельства жизни, что пока нашли брата Григория в Москве и сообщили ему о смерти его брата, прошло несколько дней. Гриша решил забрать тело брата и отвезти его в Гомель. Однако там, на месте, в пригородном  районе Москвы, он понял, что не довезёт тело брата в надлежащем виде. Вот тогда пришло к нему решение о кремации.

Перед этим днём Вова приснился Марии. Будто он сидит у нее в квартире на тахте. Сестра подошла к брату и  хотела его обнять. Тот повернулся к сестре лицом. Из глаз и от всего его лица полыхнуло пламенем на нее. Мария испуганно отпрянула назад. Затем подумала:
- Да что это я. Ведь это мой брат, мой сынок, а я себя так веду!..
Она опять приблизилась к нему, а от его тела на нее вновь полыхнуло огнём.
Видно во сне, как уже потом решила Мария, младший брат, таким вот образом, приходил попрощаться с сестрой. Оказывается, как это позже было выяснено, в этот день кремировали его тело.

Целую неделю ждали брата Григория. Напряжение внутри достигало такой величины, что Мария как-то не выдержала и позвонила Татьяне,жене Григория. Оказывается, брат не думал в ближайшее время приезжать в Гомель. Он истратил много денег, был в долгах, которые надо было отрабатывать. Гриша хотел заработать денег, затем приехать и похоронить брата. То есть, всё, как Григорий обычно делает, взять  на себя. Ведь он прекрасно знал о материальном положении сестры. Поговорив, сестры решили останки предать земле до истечения сорока дней со дня смерти брата Владимира. Не было уже сил терпеть создавшегося напряжения души и печали сердца.

Сестра Валентина поехала в Москву. Гриша на вокзале встретил ее. Затем они поехали и забрали урну с прахом брата. Купив обратно сестре билет, Григорий отправил ее в Гомель. Не зная всего, и не понимая многого, сестры даже копили в себе раздражение  и обвиняли между собой брата, что он так долго не привозит урну с прахом. Так тяжело переживалась ими эта потеря младшего брата. Как же уже потом им было не по себе от своих  мыслей и произнесенных слов.

- Чтобы мы делали без Григория?! - После смерти отца брат, как настоящий мужчина, всю ношу ответственности за всех  взвалил на себя. Эта ноша для него порой была уже не по силам. Именно по поводу здоровья Гриши всегда были опасения у сестер и матери. Он уже перенес инфаркт. Да и в общем здоровье его желало бы быть лучшим.

 Урну с прахом брата сестра привезла утром 4 июля. Мария с сыном съездили на кладбище и в похоронное бюро, оформили все бумаги. Сходили в церковь. На следующий день похоронили Владимира.  В могилку отца поставили в углубление на плитку урну и закопали. Позже сын Марии заказал общую отца с сыном табличку с датой рождения и смерти, прикрепили фото, как всегда улыбающегося брата. Ушел из жизни Владимир на сороковом году жизни. На похоронах присутствовали: жена его и сын, два друга. После похорон спало напряжение и стало всем легче дышать.

Мама Марии очень тяжело восприняла кремацию сына. В Крыму она жила одна. Ей было вдвойне тяжелее, так как некому было поддержать мать в ее горе. Оставались только телефонные разговоры. Она просила дочь, чтобы та отправила к ней внучку. Несколько дней Мария пыталась взять для дочери билет в Крым, но это оказалось невозможным. Лето. Билетов не достать. Так и переживала свою боль, горечь потери сына  мать в одиночестве, что впоследствии сказалось на ее здоровье.

Вспомнились Марии те дни, когда ее мать ночи напролет неустанно молилась со слезами на глазах о сыне, когда он служил в десантных войсках. Молодых парней готовили к отправке в Афганистан. Только неудачное приземление с парашютом, в результате которого Владимир повредил ногу, уберегло его от участия в этой войне. Мария верила в то, что этому способствовали и горячие молитвы о сыне ее матери. Дальнейшую службу брат проходил на кухне. Невредимым возвратился домой. Многие сыновья из той войны возвращались к своим матерям в цинковых гробах. Марии как-то пришлось присутствовать при этом… Сердце ее разрывалось от сострадания к матери погибшего парня.

Дальнейшая жизнь младшего брата складывалась не самым благоприятным образом. Много слез по этому поводу было выплакано его матерью.  Это была его жизнь, ее уроки и жизненный опыт брата, через который ему необходимо было пройти. Радует то, что он не растерял в себе человечность и доброту, эти ростки, взращенные в сердце его матерью. Мария и ее дети очень любили его, он отвечал им тем же.
Самое главное, что брат  Владимир был жив!!!
 
Еще долгое время Мария не могла поверить в то, что ее младшего брата больше нет. Этому еще способствовало то, что не видели ни сестры, ни мать тела умершего. Потому все казалось, что вдруг ошиблись, что это был не он, а кто-то другой. Никак не могли они все смириться с этой неожиданной смертью. При встрече с Григорием Мария спросила у брата:
- Ты не ошибся? Это действительно было тело Вовы?

  Брат с печалью посмотрел на Марию:
- Да, это был он! Как же я мог его не узнать? Вову нашли, сидящем на лавочке у дома, в котором он жил. Я был в этом доме, разговаривал с соседями…

Позже уже сестра поймет и осознает то, каково тогда было душевное состояние Григория. А ему ведь еще предстояло еще столько решать вопросов по захоронению брата.
Много лет подряд взгляд Марии то и дело наталкивался на мужчин, внешне похожих на ее младшего брата. Она пыталась разглядеть в их лицах черты своего брата, ее сыночка. 
- А вдруг это Вова и он – живой!!!

В скором времени умерла и его жена. Остался Евгений - сын Владимира, который очень похож на отца. Все жизненные трудности он преодолевает собственными усилиями. При встрече с племянником у Марии учащенно бьется сердце, изливая любовь и нежность на этого парня. Это самостоятельный мужчина. Всего в жизни он добивается сам.

Каждый год, каждый день неповторим и удивителен в жизни человека. Только мы не замечаем этого.   Все предполагаем жить, не зная, сколько лет или дней каждому из нас этой жизни отведено. Потому так важно  каждое утро благодарить Бога за еще один, предоставленный нам, прекрасный день! Есть еще возможность что-то исправить в себе и своей жизни, изменить свой взгляд, восприятие всего, которые создают наше бытие. Ведь ценность  наша определяется не тем, что у нас есть, а тем, что есть в нас: какие красоты и богатства мы храним внутри своего сердца. Бегаем, все что-то суетимся, конца и края нет этому. Живем так, откладывая все на завтра, не понимая того, что это завтра может и не наступить.

У каждого отмерен свой срок жизни, только вот даты ее окончания никто не знает. А потому так важно научиться жить настоящим, напитываться в полной мере,    прекрасными мгновениями жизни. Жить радостно, наполнено, а не проживать и прожигать свою жизнь. Не в полной мере у Марии все это получается. С радостью бывает загвоздка. Неважно, первые шаги на этом пути ею уже сделаны. Чему она очень рада и благодарна за эти знания своим помощникам-книгам, прекрасным людям, встретившимся  в ее жизни, а также ангелам-хранителям, которые не покинули ее и, до сей поры,  наставляют на верный путь!