Недетская война. Эпилог

Юрий Рязанцев
Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/05/17/668


ЭПИЛОГ

     В 1975 году через тридцать лет после войны я, наконец-то, побывал в Вербилках. Эвакогоспиталь снова стал туберкулёзным санаторием. Побродил я тогда вокруг высокого глухого забора. Ворота были заперты изнутри, оттуда слышались детские голоса. Через щёлку разглядел, что все здания довольно хорошо сохранились.

     Затем пошёл к речке. Исчез крутой бережок Якоти, откуда мы лихо спускались на салазках с Мишкой. Оба берега сровнялись, стали пологими.

     Лес заметно поредел, и белок в нём больше не видно, только бродят грибники с полупустыми корзинками. Когда я сошёл с тропинки и ступил на мягкий влажный мох, меня неожиданно обуял страх, даже ужас – вдруг под ногой взорвётся мина и погибнут люди! Захотелось громко крикнуть: «Бегите отсюда, а то случится беда, ведь я-то хорошо знаю, как это бывает…» С трудом пересилил себя.

     Ни одной улыбки, ни одного знакомого лица не встретил я, старожил этих мест. Тягостное ощущение. Прошлое отторгало меня, гнало прочь, в старость.

     Я повернул назад и торопливо зашагал к железнодорожной станции по хорошо знакомой лесной дороге.

Крутил баранку и жал педали.
Сияли звёзды сквозь облака.
Я в детство рвался из дальней дали,
И остановка моя близка.

Шумели реки, молчали горы.
Мелькали с лозунгами столбы.
И вот я замер у светофора
В огромной пробке своей судьбы.

Вперёд – ни метра. Назад – ни шага.
Тут нет игрушек и тишины.
Лишь только тени детей ГУЛАГа
И наши тени – детей войны.

     Главное – чтобы будущее стало хотя бы не хуже прошлого.

     Оглядываясь назад, думаю: что мне дала Великая Отечественная война? Кроме многолетнего голода, лишений и страшных воспоминаний я ещё получил от неё на всю жизнь уверенность в том, что не испугаюсь смерти и выдержу любые испытания.

Старость – это в шутку,
На одну минутку.
Дальше – только юность,
Подвиги и слава.
Поворот налево,
Поворот направо…

2009-2019