Давайте не будем воображать себя...

Михаил Гонопольский
Необходимо вновь уточнить, что понимается под словом «природа».
Для понимания любой вещи и явления всегда недостаточно описания его состояния, строения, взаимоотношений со средой.
Так же и природу недостаточно понимать как совокупность процессов, которые происходят в окружающей среде, и даже в мире вообще.*

Вещь и процесс нельзя понять до конца, если не уяснить их цель, и не понять, насколько они определяют все состояния, предшествующие ее достижению.**

Что же нам нужно увидеть и уяснить?
То, как природа воздействует на нас, род людской, ее высший уровень организации.
То, как она формирует из нас некое единое тело, пронизанное вертикальными и горизонтальными связями и зависимостью каждого от всех и всех от каждого.
 
То, что мы наблюдаем как исторический процесс, в результате которого мы, люди, из рассыпанных по поверхности планеты общин, сообществ, лишенных практически информации друг о друге и соединенных жалкими ниточками простейшего товарообмена, превратились в единый конгломерат.
На добро и на зло буквально каждого из нас.
 
То, что она учит нас примером всех своих систем принципу единства, дает нам силы не уклоняться, наконец, от ответа, а согласиться и признать – да, у природы есть цель, ясная и достижимая.
То, что у природы есть мысль, которой пронизано все в ней, и единение с этой мыслью принесет нам счастье и процветание.

Невозможно быть частью природы и, в то же время, - неким сторонним наблюдателем. Можно, конечно, какое-то время представлять себя таковым. Но при этом всегда полезно помнить, что позиция эта – эфемерна, существует лишь в воображении.
Она - временна и уводит к смерти.

_________________________________

* Один из основоположников гештальтпсихологии (от нем. Gestalt – структура, форма, конфигурация) М. Вертгеймер писал в 1925 г.:
«Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.».
См.: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. – С.6.

** Среди значений понятия цели в психологии есть такие как: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых  стремится любая саморегулирующаяся функциональная система (см. труды Анохина).
Цель – это предвосхищаемый полезный результат («образ потребного будущего» по А.Н.Бернштейну, его труд «О построении движения»1947г.), определяющий целостность и направленность поведения организма.
Представления о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологческих механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов.

Интересна в этом плане позиция И.Канта, видящего в раскрытии цели природы возможность соединить общее отсутствие смысла действий человечества с наличием у него истории развития.
«…Поскольку   нельзя  предполагать  у  людей  и  в  совокупности  их  поступков  какую - нибудь   разумную   собственную   цель,  -  пишет   он,  -  нужно   попытаться   открыть  в  этом  бессмысленном  ходе  человеческих  дел  цель  природы,   на  основании  которой  у  существ,  действующих  без  собственного  плана,   все  же  была   бы  возможна  история  согласно  определенному  плану  природы »
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.  Сочинения в 6 томах. Том 6. Москва, 1966. Стр. 8.

Иоганн Готлиб Фихте пишет о способности человека раскрыть цель природы даже на материале своих простейших влечений:
«Природа под свою цель — продолжение человеческого рода, — подвела основание в виде естественного влечения двух различных полов, которое кажется существующим только ради самого себя и ни к чему не стремящимся, кроме своего собственного удовлетворения. ...Человек, правда, впоследствии может узнать, благодаря опыту и абстракции, что это есть цель природы, и, благодаря моральному облагораживанию удовлетворения влечения, может сам поставить себе эту цель. Но до опыта и в естественном состоянии у него этой цели нет».
И.Г.Фихте, «Основоположения естественного права согласно принципам наукоучения [...] первое приложение естественного права», Очерк семейного права. Философские науки. 1972. № 5. Стр. 120—125