Счастье. В чём оно?

Виктор Попов 7
      На телеканале "Культура" учёные мужи целый час пытались найти ответ на этот вопрос. Вопрос не праздный, потому что думающему человеку свои поступки так или иначе приходится соотносить со сложившимся представлением о "вечных ценностях", о счастье, о ежедневной суете существования.
      
      Счастье в любом случае связано с совокупностью испытываемых человеком положительных эмоций. Но радость, удовольствие, восторг, эйфорию человек может получить и искусственным путём, воздействуя на соответствующие центры головного мозга. Поэтому хорошее настроение не есть признак счастья. В то же время депрессия рассматривается как психическое заболевание. Душевное равновесие можно считать атрибутом счастливчика. 
      
      Удовлетворение потребностей?
      Когда-то коммунисты записали в своей программе, что цель развития экономики - это "наиболее полное удовлетворение потребностей трудящихся".  С течением времени стало понятно, что материальные потребности человека безграничны. Миллионер почему-то стремится стать миллиардером, но ни тот ни другой не воспринимается обществом, как полный счастливчик. Более того, материально обеспеченные люди считают, что "не в деньгах счастье". По пути к счастью необходимо сформировать гармоничные потребности. Прежде всего потребности духовные, после которых для счастья необходимо "построить дом, посадить дерево, вырастить сына". Наличие хороших потребностей тоже можно зачислить в атрибут счастливчика.

      Результат - ничто, процесс - всё?
      Здесь, как раз наоборот.
      Время, как четвёртое измерение, закручивает человека в своеобразную карусель. В своих мыслях мы живём или прошлым, или будущим. Здесь и сейчас мы можем испытывать только эмоции, а мысли несут нас в будущее или ворошат прошлое. Но эмоция может быть вызвана искусственно, например, прослушиванием музыки. А для счастья нужно что-то более весомое.
      "Ай, да Пушкин! ай, да сукин сын!" - в письме своему другу Петру Вяземскому Александр Сергеевич в шутливой форме выражает радость от своей удачно выполненной работы. И все мы, подобно поэту, испытываем чувство счастья после полученного результата, хотя работа бывает сродни "очистки  авгиевых конюшен".
"Работа трудна, работа томит.
За неё никаких копеек.
Но мы работаем, будто мы
делаем величайшую эпопею".
      Владимир Маяковский поэтизировал работу на трудовом субботнике ничуть не кривя душой - ради идеи человек способен на подвиг, и чувство счастья при этом у него никто не отнимет. Как никто не отнимет счастья альпиниста, рисковавшего жизнью ради цели покорить вершину.
      Атрибут счастливчика просто сверкает у человека, добившегося своей цели.

      "Умный в гору не пойдёт"?
      Как отличить великую цель от призрачной?
      Для счастья это совершенно не требуется.
      Один человек счастлив, когда его понимают, другой - когда добился признания в обществе, третий - когда купил автомобиль, четвёртый - когда завладел красоткой. Сколько людей, столько и счастливцев. Хотя Лев Толстой в своё время писал: "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему". Крылатой эта фраза стала только потому, что вторую часть фразы каждая семья испытала на себе. И счастья мы никогда не узнаем, не зная горя.

      "Человек - кузнец своего счастья"?
      "Хочешь быть счастливым - будь им"?
      Давным-давно человек сам в себе разглядел "создателя", когда в Библии написал, что "по образу и подобию" Его (бога) он получился.
      Поэтому критерий полноты счастья очень простой - созидание.
      Созидание материальных и духовных ценностей.
      Чем лучше у человека это получается, тем он более счастлив.
      И ничего не надо выдумывать или притягивать за уши.
      Рождение нового - это созидание, это счастье.
      Рождение ребёнка, рождение статьи, выращивание цветов или помидор.
      Люди, будьте счастливы!