Же. Ож. Гл. 19 Б. Н. Петров Ч. 6-30-3 Космочеловек

Дудко 3
ИНСТИТУТ  КАСМОНАВТИКИ  СССР
На фотографии с космонавтами – академик Б. Н. Петров (в среднем ряду – 5-й справа) и  космонавт Леонов
ria.ru

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-30 -3  КОСМОЧЕЛОВЕК

Очень хотелось показать Бориса Николаевича рядом с космонавтами.
Но, к сожалению в связи с секретностью проводимых исследований  - публикаций с  конкретизацией подробностей научных разработок  в те годы не было, также как и фотографий учёных.

Тем не менее, я нашла в интернете снимок, сделанный в институте космонавтики, на котором всё-таки засветился Б. Н. Петров.
Снимок был помещён в РИА НОВОСТИ и статья опубликованная вместе с снимком назывались -  «СОЮЗ» - «АППОЛОН»  КОСМИЧЕСКАЯ  ПЕРЕЗАГРУЗКА.
Мы уже знаем, что Б. Н. Петров участвовал в работах, связанных с космическими многими полётами.

Начиная с 1956 г., важным направлением работ Б. Н. Петрова стала разработка теории и систем управления искусственными спутниками Земли. Он внёс существенный вклад в создание многоместных пилотируемых кораблей-спутников, автоматических станций, запускаемых к Луне, систем мягкой посадки автоматических аппаратов на Луну. Являясь председателем Совета «Интеркосмос», Б. Н. Петров лично участвовал в решении многочисленных организационных, научных и технических проблем при подготовке международного проекта «Союз-Аполлон» (СССР-США).

Поэтому приведём здесь некоторые подробности,  не конкретно – о нём, а о проекте ЭПАС.

"Союз"-"Аполлон". Космическая перезагрузка
15/07/15, 10:20

15 июля 1975 года с космодрома "Байконур" и с мыса Канаверал были запущены корабли "Союз" и "Аполлон".

40 лет назад ученые и космонавты объединили две страны, разведенные холодной войной. О том, как готовился легендарный проект ЭПАС, чем жили обе страны до и после окончания космической гонки, а также о том, что дал человечеству этот полет, кроме знаменитых сигарет, — в специальном проекте ria.ru.

                ПРОЕКТ « ЭПАС»

Конец 60-годов XX века. Холодная война. И вот потепление на самом высоком уровне — в космосе. Американский президент Ричард Никсон предлагает Советскому Союзу перейти "от эпохи раздоров к эпохе переговоров". В СССР предложение принимают, и начинаются консультации по будущим совместным советско-американским космическим полетам.

Бескомпромиссное космическое соперничество между СССР и США началось еще в 1957 году, когда Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли "Спутник-1". США отправили свой вариант четыре месяца спустя: в феврале 1958 года компанию "Спутнику" составил "Эксплорер-1". Следующий ход вновь был за Москвой: 19 августа 1960 года в космос отправились собаки Белка и Стрелка (они же Альбина и Маркиза). Ответом США стал запуск аппарата с шимпанзе Хэмом на борту в 1961 году.

12 апреля 1961 года, день полета Юрия Гагарина. Первого человека в космос отправил СССР. Теперь впереди была только Луна. Первым аппаратом, достигшим ее, стала опять же советская станция "Луна-2" еще в сентябре 1959 года, но в июле 1969 года американцам все же удалось опередить СССР. Экипаж "Аполлона-11" во главе с командиром Нилом Армстронгом высадился на поверхность спутника Земли. С таким багажом успехов в космической гонке обе страны подошли к началу 1970-х.
24мая 1972 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях. Речь шла об исследованиях в области медицины, биологии и метеорологии, изучении природной среды и околоземного космического пространства, Луны и планет. Но самое главное: запланирован совместный полет пилотируемых космических кораблей "Союз" и "Аполлон".

В декабре 1974 года СССР запустил "Союз-16" (командир Анатолий Филипченко, бортинженер Николай Рукавишников). Это был репетиционный, подготовительный полет. Космонавты провели испытания систем стыковки и сброса давления в отсеках корабля.

Однако помимо политических разногласий, которые в рамках проекта были отодвинуты в сторону, оставались и чисто технические вопросы. СССР и США к тому времени параллельно разработали системы стыковки, несовместимые друг с другом. Были проблемы в самой механике, использовались разные частоты и кодировки сигналов. Кроме того, в "Союзе" было обычное давление и обычная, схожая по составу с земной, атмосфера. У американцев же — пониженное давление (примерно одна треть привычного) и высокое содержание кислорода. То есть при стыковке возникли бы неизбежные проблемы: расстройство систем циркуляции воздуха и кондиционирования, а также, естественно, декомпрессионная (кессонная) болезнь у космонавтов, которая могла привести к параличу или даже смерти.
Чтобы уменьшить разницу атмосфер, в "Аполлоне" решено было немного поднять давление, а в "Союзе" снизить и увеличить содержание кислорода. Был создан специальный переходный отсек, пребывание в котором позволило бы избежать декомпрессии.

Еще одна проблема, с которой столкнулись бы, к примеру, советские космонавты, это потенциальная опасность пребывания на "Аполлоне" в обычных скафандрах (при высоком содержании кислорода они могли загореться). В результате в СССР был разработан специальный полимер, из которого создали термостойкую ткань для новых космических костюмов.

Исторический запуск кораблей "Союз-19" и "Аполлон" состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж "Союза-19" входили Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), на "Аполлоне" летели Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля).
При подготовке к полету экипажи активно изучали языки, в том числе и технический жаргон. В ходе занятий выяснилось, что и тем и другим легче взаимодействовать, когда члены экипажей говорят не на родном языке, а на выученном. Поэтому было решено, что во время полета американцы будут говорить по-русски, а русские — по-английски.

17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое "рукопожатие в космосе". Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом Фордом. На вопрос главы Белого дома, чем они питаются на орбите, последовал шутливый ответ: "No beer, no crabs, но еда в целом OK – разнообразная".

Кстати, на тему еды-питья в разговоре с космонавтами обеих стран потом шутил и Леонид Брежнев, принимая у себя экипажи и команды ученых уже после завершения полета. "Когда я за вами наблюдал, интересно это все, конечно, было. И думаю: сейчас бы им селедочки и поллитра. Раз! Но нельзя вам, наверное".
Леонид Ильич вообще в тот день на редкость много шутил, улыбался, активно общался с журналистами, восхищенно похлопывал по плечу космонавтов: "Герои!"
"Так хотелось бы знать, как вы там летали, - спрашивал их Брежнев, - как кувыркались и какими смешными мы там выглядели для вас, когда вы были наверху, крошечными". И затем добавил, что полет "Союз – Аполлон" и вообще то, что делают советские и американские ученые и космонавты, это шедевр. "По телефону можно говорить через космос, телевизор смотреть через космос, за этим огромное будущее. А что будущее сулит, я пока не знаю, и Келдыш не знает. Науке нет предела".

15 июля 1975 года корабли "Союз 19" и "Аполлон" стартовали к месту встречи. В 15 часов 20 минут 00 секунд (по московскому декретному времени) с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз 19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов (в 22:50:01 по московскому времени) с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

Главным практическим результатом совместного полета "Союза" и "Аполлона" стало создание и испытание методики стыковки двух кораблей, а также отработка спасательных работ в космосе. Еще до запуска участники проекта понимали, насколько важной может стать стыковка в будущем, когда возрастет частота полетов, а на борту будут не только члены экипажа, но и пассажиры, например космические туристы, как сейчас.

Итогом экспедиции "Союз - Аполлона", помимо собственно успешной стыковки, стало проведение важных опытов и экспериментов. Это и измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе, исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полета, изучение влияния невесомости и космического излучения на основные биоритмы. А еще — изучение с "Союза" солнечной короны при затмении Солнца "Аполлоном" (фактически искусственное солнечное затмение). Этот эксперимент позволил ученым определить количество и свойства атомов на границах атмосферы, расширив знания о физике и химии ее верхних слоев.

Еще один эксперимент помог определить, не опасно ли для будущих космонавтов хождение в гости друг к другу во время работы на орбитальных станциях. Проверялось, как быстро микроорганизмы из разных отсеков могут распространяться в невесомости.

Все это, по словам командира корабля Алексея Леонова, помогло в изучении космического пространства для последующих экспедиций.

Совместный полет "Союз-Аполлон", безусловно, стал знаковым политическим событием. Это в первую очередь символ советско-американского сближения. Однако он же в результате оказался едва ли не последним эпизодом короткого периода дружбы перед очередным охлаждением.

Полет стал последним и для программы "Аполлон" — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.

После совместного полета в обеих странах были некоторое время популярны товары с соответствующей символикой. В 1975 году появились и сигареты под названием "Союз Аполлон" с вирджинским табаком от Philip Morris. Дизайн пачки разработал командир корабля Алексей Леонов, а Леонид Брежнев, даже бросив курить, оставлял на пачках этих сигарет автографы и дарил гостям, о чем он сам признавался на встрече с космонавтами.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ