Же. Ож. Гл. 19 Б. Н. Петров Ч. 6-30-2 Космочеловек

Дудко 3
КОНСТРУКТОРЫ  РАКЕТНО - КОСМИЧЕСКИХ  СИСТЕМ
Liveinternet.ru

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-30-2  КОСМОЧЕЛОВЕК

Я удивилась, когда обнаружила, что среди авторов ПРОЗА.РУ есть публикации Анатолия Сасова, в том числе и о Б. Н. Петрове.
Поэтому помещаю здесь в первую очередь его воспоминания о встрече с академиком.
Надеюсь он не будет возражать , что я скачала  его рассказ  и помещаю в эту часть повествования о воспоминаниях разных людей о Б. Н. Петрове.

КУРАТОРЫ  КОСМИЧЕСКОГО  ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Анатолий Сасов
                АКАДЕМИК  Б.Н. ПЕТРОВ

Как уже писалось выше, А.П. Александрова, будущего Президента Академии Наук СССР, в студенческом возрасте, как отчислили с пятого курса университета, так он и остался на всю свою жизнь без высшего образования. Академика Зельдовича Я.Б., судьба тоже, в этом плане, не баловала. Дальше третьего курса ему не довелось учиться в университете, и прожил он захватывающе интересную и очень полезную для Страны жизнь, не имея диплома о высшем образовании.

Но вот у Петрова Бориса Николаевича, с этим все было в порядке. Как поступил он в Московский Энергетический Институт, так и окончил его с отличием. А потому руководитель его дипломного проекта, член-корреспондент В.С. Кулебакин, рекомендовал Петрова Б.Н. на работу в Комитет телемеханики и автоматики АН СССР, преобразованный позднее в Институт автоматики и телемеханики АН СССР. Ну, а там, поработав несколько лет, Б.Н. Петров представил в Учёный совет Института диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, так ему, вместо вожделенной кандидатской степени, была присуждена сразу учёная степень доктора технических наук.

Результаты, полученные Б.Н.Петровым в теории автоматического управления сложными объектами, нашли широкое применение в ракетно-космической технике. Он создал метод структурных преобразований схем автоматических систем и разработал соответствующий математический аппарат — алгебру структурных преобразований. Провёл глубокие исследования в области методов интегрирования нелинейных дифференциальных уравнений, известных как «феномен Петрова». Сформулировал критерий физической реализуемости условий инвариантности названный его именем — принцип двухканальности Петрова.

Директор Института проблем управления АН СССР, Академик-секретарь Отделения механики и процессов управления АН СССР, Председатель Совета по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства при АН СССР - «Интеркосмос», вице-президент АН СССР, и это все об одном человеке – Герое Социалистического Труда академике Борисе Николаевиче Петрове.

Всю свою творческую жизнь Б. Н. Петров работал в тесном контакте с ведущими Конструкторскими бюро ракетно-космической отрасли — В.П. Глушко, М.К. Янгелем, В.Н. Челомеем, С.П. Королёвым, В.Ф. Уткиным, М.Ф. Решетнёвым, В.П. Пилюгиным и другими первопроходцами нашего ракетостроения и космонавтики. Он был научным руководителем и основным участником разработки теории, принципов построения алгоритмов управления расходованием топлива ЖРД, которые существенно повышали энергетику ракеты за счёт резкого сокращения гарантийных запасов топлива.

Эти, и еще целый ряд теоретических разработок обеспечили успешное функционирование всех крупных жидкостных боевых ракет и ракет-носителей космических аппаратов. Первый в мире выход человека в космическое пространство, разработка автоматических межпланетных станций, вывод на окололунную орбиту первого в мире искусственного спутника Луны, многоразовая космическая система «Буран», перечень объектов, в разработке которых Б. Н. Петров активно участвовал, можно еще долго продолжать.

Фотография Б.Н. Петрова, приведенная выше, позаимствована из интернета. А вот при фотографировании его, в день первого посещения ОКБ, произошел курьезный случай. Его приезд во Фрунзе пришелся на конец июля месяца. Директор был в отпуске, поэтому влиятельных гостей принимал главный инженер. Буквально за несколько минут до окончания рабочего дня, мне позвонил Фукс В.И. и сказал, что через минут тридцать – сорок, прямо из аэропорта «Манас», в ОКБ приедет председатель «Интеркосмоса» Б.Н. Петров. Процедура встречи влиятельных гостей была отработана давно, четко и навсегда. Мне, как обычно в таких случаях, надо было отправить Филиппова в приемную директора, а самому ждать всю делегацию у себя в отделе.

Алексей Филиппов, это многофункциональный специалист. Формально он работал в нашем отделе фотографом прецизионной фотолитографии и делал фотошаблоны для изготовления печатных плат и микроэлектронных устройств. Кроме этого, под контролем начальника первого отдела, Хаирова Гизутдина Рашидовича, осуществлял фотографирование приборов для оформления технической документации, или каких-либо стендов и демонстрационных планшетов. При посещении ОКБ «высокими» гостями, он выполнял репортерские съемки.

К «высоким» гостями, относились члены Правительства, космонавты, московские генералы и академики. Фотографу  разрешено было делать по одному отпечатку, только тем лицам, которые были запечатлены на фотографии. После распечатки фотографий, негативы, фотограф сдавал в первый отдел. Так сохранялась тайна личности и Государственные тайны. И поэтому в нашей стране, мало сохранилось фотоматериалов с изображением выдающихся личностей двадцатого века.

Кроме высокопрофессиональных навыков фотографа, Алексей владел виртуозной техникой игры на аккордеоне, имел недюжинные организаторские способности и неиссякаемый фонтан юмора, то есть был прекрасным массовиком-затейником и конферансье. Поэтому все праздничные коллективные мероприятия в ОКБ ИКИ протекали при его непременном участии в их организации и проведении. Ну, а в летнее время года, ни одно открытие, ни одно закрытие заезда отдыхающих, ни один день Нептуна, в нашем пансионате «Приборист», расположенном на берегу озера Иссык-Куль, не обходились без его искрометного участия. Одно из таких мероприятий, проводимых А. Филипповым на Иссык-Куле, совпало с приездом Б.Н. Петрова.

По телефону, я сообщил Фуксу об отсутствии нашего фотографа, в связи, с чем фотографирование на фоне «высокого» гостя отменяется. В ответ из трубки донеслось:
- Ну как ты не понимаешь! С фотографиями, у меня будет повод попасть к нему на неофициальный прием. Ты же умеешь фотографировать, возьми фотоаппарат Алексея и сфотографируешь.

Я про себя подумал, фотографировать то я умею, но фирменный зеркальный фотоаппарат «Praktica» вместе с фотографом на Иссык-Куле. Филиппов, как все профессионалы этого жанра, был не прочь подзаработать на стороне. Но мне от этого не легче, надо как-то выкручиваться из сложившейся ситуации. За отделом числился еще один фотоаппарат – «Зенит». Фотопленки было неограниченное количество, оставалось только найти этот «Зенит». В фотолабораторию, когда работал Алексей, я заглядывал всегда при включенных красных фонарях. Но, чтобы найти фотоаппарат, я включил общее освещение.

Лучше бы я этого не делал. Ибо у меня сразу появилась уверенность, что в лаборатории никогда этот свет не включался, а в помещении, со дня его сооружения, ни разу не протиралась пыль. Чтобы не испачкаться, я надел синий халат, висевший на стуле, нашел «Зенит», зарядил его фотопленкой и не успел «прощелкать» несколько контрольных кадров, как в дверь забарабанил начальник караула охраны: - Срочно бегите вниз, машина уже въезжает в ворота.

Я быстро спустился во двор, Б.Н. Петров в этот момент выходил из «Волги», поздоровался за руку с Фуксом. Начальник караула, обогнавший меня на лестничной площадке, приветствовал гостя, как положено военным, приложив руку к козырьку своей форменной фуражки, Борис Николаевич в ответ пожал ему руку. Затем он сделал шаг в мою сторону и начал поднимать руку, чтобы поздороваться со мной. Но, по-видимому, его смутил цвет моего, мягко выражаясь, некогда синего халата, раскрашенного рыжими пятнами закрепителя и проявителя. Он повернулся к Фуксу, и они продефилировали мимо меня на третий этаж. Я отнес фотоаппарат и синий халат в фотолабораторию. Надел повседневную свою рабочую форму – белый халат, белая шапочка, тапочки из лосиной кожи, и, как обычно, на монтажном участке, стал ожидать визитеров.

Через какой-то промежуток времени зашли Фукс и Петров. Фукс представил меня. Петров начал протягивать мне руку и вдруг замер. Он узнал в человеке в белом халате, человека в синем халате. И, по-видимому, подумал, что человеку в синем халате он не подал руки, а теперь, протянет ли ему руку человек в белом халате? Замешательство длилось какое-то мгновение, взгляды наши встретились, мы понимающе улыбнулись друг другу, и обменялись крепким рукопожатием.

Но не фотографироваться и обмениваться рукопожатиями приезжали в ОКБ руководители Академии Наук СССР и наши космонавты. Колоссальные материальные ресурсы вкладывались в изготовление ракет-носителей не ради мощных фейерверков на космодромах, а для того чтобы вывести в космос спутники и корабли начиненные самыми разнообразными приборами специального и научного назначения, в том числе были и наши разработки.

В те годы, в космосе побывали всего несколько человек, поэтому подержаться за руку космонавта, получить автограф, тем более сфотографироваться рядом было очень престижно. И Курманалиев этим вовсю пользовался. У него частенько получалась организация шоу в ОКБ с участием членов Правительства Республики и космонавтов. Такой «рабочий момент» с участием Заместителя председателя Совета министров Киргизской ССР Бегматовой Сакен Бегматовны, запечатлен на приведенной фотографии.

Когда Курманалиев или его заместитель А.А. Суганеев одаривали министров, и других членов правительства Республики фотографиями с изображениями чиновников в обществе космонавтов, то чиновники всегда становились более покладистыми при решении вопросов касающихся нашего ОКБ.

                АКАДЕМИК  П.Н. ФЕДОСЕЕВ

Во второй половине летнего рабочего дня, Курманалиев позвонил мне, сказав, что приведет гостя, что это Пётр Николаевич Федосеев, Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, вице-президент АН СССР, член Центрального Комитета КПСС. По моему представлению, это был человек, сидящий на самых верхних сучках Государственной власти. И, пожалуй, один из самых именитых,  титулованных и влиятельных посетителей ОКБ ИКИ. По стране, о нем ходили слухи, что это серый кардинал, занимающийся в ЦК КПСС коммунистической идеологией, причем, не, только в СССР.

Поэтому цель посещения им ОКБ ИКИ мне была непонятна.
Я энергично пожал мягкую лапку седовласому, немного ниже среднего роста мужчине. Туленды сказал, что Пётр Николаевич приехал знакомиться с работой нашего Предприятия. Я подвел их к стенду достижений нашего отдела, показывая образцы, рассказывал о технологии, приборах и космических объектах на которых они работали.

Федосеев слушал сосредоточено, не проронив ни слова, стараясь, максимально запомнить информацию, как бы, стараясь записать полученные сведения в свою память. Возможно, что при случае, член ЦК КПСС, мог в нужный момент блеснуть тонкими нюансами космических технологий, свежими, неизвестными для своих коллег и Генерального секретаря КПСС, знаниями. Как говориться, держал руку на пульсе отечественной космонавтики, создавая эффект сопричастности к эпохальным космическим победам.

Такое мнение у меня сложилось потому, что он не задал ни одного вопроса, кивнул головой, сказал – Спасибо, и удалился в сопровождении Курманалиева. Спустя какое-то время, при случае, я полюбопытствовал у Туленды Иманбетовича, зачем приезжал Федосеев, он ответил – Не знаю, не понял.

В Российских энциклопедиях, о Федосееве П.Н, как и о других личностях, попавших в Историю, информация выдается весьма скудно, безликий набор стандартных фраз: родился…, учился…, работал…, помер. Поэтому сведения о его основных этапах жизненного пути были почерпнуты мною из Википедии [1]. Вкратце, это читается так.

Федосеев П.Н. - советский философ, социолог и общественный деятель. Окончил Горьковский педагогический институт, и из числа студентов общественно-экономического отделения педагогического факультета был утверждён выдвиженцем на подготовку к преподавательской деятельности по философии. Затем окончил аспирантуру Московского историко-философского института. О том написал ли и защитил, ли он кандидатскую диссертацию, так же как и о том, была ли присвоена ему, когда-либо ученая степень доктора наук, сведения отсутствуют.

После аспирантуры он работает научным сотрудником Института философии АН СССР, затем становится директором этого же Института. Ну, а дальше звание член-корреспондента, затем академика Академии Наук СССР. Очередные ступени карьеры - Академик-секретарь Отделения философии Академии наук СССР, вице-президент АН СССР, курирующий гуманитарный блок. Ну и самая высокая нота - избран членом ЦК КПСС.

Можно только порадоваться за Петра Николаевича Федосеева. С 1941 года, в возрасте тридцати трех лет, он работает в аппарате Центрального Комитета КПСС, одновременно занимая должности главных редакторов журналов «Большевик» и «Партийная жизнь». Следует отметить, что вышеназванные журналы, вместе с газетой «Правда», были основными рупорами коммунистов. В это же время, заведует кафедрой диалектического материализма Академии общественных наук при ЦК КПСС. В тридцать семь лет он становиться директором Института.

Стремительный карьерный взлет к вершинам Государственной власти, совмещение работы на четырех престижных должностях, в эпоху Лаврентия Берии – это пища для размышления. Понятны карьеры химиков, физиков, математиков, которые открывают новые законы природы, синтезируют новые вещества, разрабатывают новые математические методы вычислений и все это, как писал поэт - весомо, грубо, зримо. А вот какие новые идеи, безопасные для собственной жизни, можно было извлечь из марксистко-ленинской теории в период ежево-бериевской борьбы за чистоту коммунистических идей, мягко выражаясь, не очень понятно, а точнее, совсем не понятно.

В эпоху тридцатых - сороковых годов двадцатого столетия, когда за неосторожно сказанное слово отправляли за решетку ученых с мировым именем, стремительными шагами подниматься по карьерной лестнице теоретика коммунизма и не оступиться, это, как говорит молодежь начала двадцать первого века – круто! Вот с таким добродушным, по крайней мере, с виду, человеком с мягкими ладошками, мне довелось пообщаться в ОКБ ИКИ.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ